Государственное и общественное регулирование оценочной деятельности в России




В настоящее время в РФ осуществляется как государственное, так и общественное регулирование оценочной деятельности.

Об оценочной деятельности в Российской Федерации. Федеральный Закон от 06.08.98 № 135 - ФЗ.

3. Об утверждении стандартов оценки. Постановление Правительства Российской Федерации № 519 от 06.07.2001.

4. Международные стандарты оценки. – Международный комитет по стандартам оценки.

5. Федеральные стандарты оценки. – Министерство экономического развития Российской Федерации.

Государственное р егулирование оценочной деятельности в Российской Федерации осуществляется уполномоченными Правительством Российской Федерации органами в соответствии с ФЗ № 135 и Федеральными стандартами оценки. В связи с тем, что некоторые аспекты оценочной деятельности в ФСО разработаны недостаточно, при ее регулировании осуществляется экстраполяция на российскую действительность положений МСО (Международные стандарты оценки). Федеральные стандарты оценки разработаны с учетом международных стандартов оценки и являются обязательными к применению при осуществлении оценочной деятельности на территории РФ. В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ОЦЕНЩИКИ − физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 ФЗ № 135. Согласно ст. 16 ФЗ № 135 деятельности лишь профессиональные независимые оценщики могут заниматься оценочной деятельностью. Именно они владеют соответствующими методиками и не заинтересованы в недооценке или завышении стоимости имущества. Независимые оценщики не могут быть аффинированным лицами, либо лицами, имеющими какой-либо имущественный интерес в объекте оценки, не могут состоять в близком родстве с заказчиком отчета по оценке.

Федеральные стандарты оценки (ФСО):

ü ФСО−1 «Общие понятия оценки, подходы и требования к проведению оценки», определяет общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки, применяемые при осуществлении оценочной деятельности.

ü ФСО-2 «Цель оценки и виды стоимости», раскрывает цель оценки, предполагаемое использование результата оценки, а также определение рыночной стоимости и видов стоимости, отличных от рыночной.

ü ФСО-3 «Требования к отчету об оценке», устанавливает требования к составлению и содержанию отчета об оценке, информации, используемой в отчете об оценке, а также к описанию в отчете об оценке применяемой методологии и расчетам. Отчет об оценке составляется по итогам проведения оценки.

ü ФСО-4 «Определение кадастровой стоимости объектов недвижимости», содержит требования к определению кадастровой стоимости объектов недвижимости.

ü ФСО-5 «Виды экспертизы, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения», устанавливает виды экспертизы отчета об оценке, порядок ее проведения, требования к экспертному заключению и порядку его утверждения.

ü ФСО-6, утвержденный от 7.11.2011 «Требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков», содержит требования к уровню знаний эксперта саморегулируемой организации оценщиков и является обязательным к применению аттестационной комиссией Национального Совета по оценочной деятельности при определении уровня знаний при проведении единого квалификационного экзамена.

Международные стандартные оценки (ФСО):

ü МСО-1 «Рыночная стоимость как база оценки», Целью этого Стандарта является введение общего определения понятия "Рыночная Стоимость". Кроме того, Стандарт объясняет, в терминах этого определения и его приложения к оценке собственности, общие признаки ситуации, при которой задачи и методы оценки требуют нахождения именно Рыночной Стоимости

ü МСО-2 «Базы оценки, отличие от рыночной стоимости», преследует двоякую цель: во-первых, определить и разъяснить базы стоимости, отличные от Рыночной Стоимости, и установить стандарты для их применения; во-вторых, провести различие между ними и Рыночной Стоимостью.

ü МСО-3 «Оценка в целях финансовой отчетности и смежной документации», Цель настоящего Стандарта - дать основные рекомендации Оценщикам, проводящим оценку для использования ее результатов в финансовых отчетах и связанной с ними документации.

ü МСО-4 «Оценка ссудного обеспечения, залога и обеспечение долговых обязательств», определяет принципы, руководствуясь которыми Оценщик может проводить оценку имущества по заданию кредитных учреждений и прочих организаций, занимающихся финансированием на основе обеспечения определенным имуществом (основными активами) в отличие от необеспеченного кредитования физических лиц и предприятий.

Общественное регулирование оценочной деятельности осуществляется в РФ после введения СРО. Основная задача действующей редакции Федерального закона от 29 июля 1998 г. N135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" − ослабить государственное регулирование оценочной деятельности и усилить влияние саморегулирования в профессиональном движении оценщиков. Важным шагом в данном направлении является отмена лицензирования отдельных видов деятельности, оценочной в том числе. В соответствии с Федеральным законом от 31.12.2005 г. N 200-ФЗ "О внесении изменений в статью 18 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности" с 1 июля 2006 года прекращено лицензирование оценочной деятельности. Лица, имевшие по состоянию на ''30'' июня 2006 года лицензии на осуществление оценочной деятельности, были вправе осуществлять ее до ''01'' января 2008 года в соответствии с Федеральным законом от ''29'' июля 1998 года № 135-ФЗ ''Об оценочной деятельности в Российской Федерации'' в редакции, действовавшей до дня вступления в силу Федерального закона №157-ФЗ от ''27'' июля 2006 года ''О внесении изменений в Федеральный закон ''Об оценочной деятельности в Российской Федерации''. Этот факт изменил всю систему принципов и механизмов регулирования деятельности оценщиков и сместил вектор с государственного регулирования предпринимательской деятельности на регулирование профессиональной деятельности в сфере независимой оценки. В этой ситуации важная роль отводится профессиональным объединениям оценщиков, которые должны заслужить определенное доверие и положение на этом рынке, во многом − качеством оказания услуг по оценке имущества.

Необходимость введения саморегулирования: обусловлена, прежде всего, публичным характером деятельности оценщика, необходимостью обеспечения профессиональных стандартов работы, стандартов качества, стандартов ответственности. Несомненно, саморегулирование является реальным механизмом обеспечения ответственности профессиональных стандартов. Введено для того чтобы качественно повысить уровень оценочной деятельности в РФ.

Саморегулируемые организации: В соответствии со ст.15 Федерального закона от 29.07.1998 N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" оценщик обязан быть членом одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Саморегулируемые организации способствуют развитию профессии посредством организации дополнительного обучения и повышения квалификации своих членов, установления этических норм и профессиональных правил, контролируют работу своих членов на предмет соблюдения требований законодательства, федеральных стандартов оценки, а также стандартов и правил оценочной деятельности и профессиональной этики. Помимо этого саморегулируемые организации оценщиков выступают гарантом перед потребителями оценочных услуг за деятельность своих членом. Для этих целей они формируют компенсационный фонд для обеспечения ответственности своих членов, который расходуется только в том случае, если для покрытия ущерба, нанесенного виновными действиями оценщика, не хватает суммы страховки. В некоторых случаях саморегулируемые организации вправе применять меры дисциплинарного воздействия к своим членам, вплоть до исключения из состава членов, что фактически является лишением права заниматься оценочной деятельностью.

Государственная политика в области оценочной деятельности определяет основные требования к оценщикам и оценочной деятельности, устанавливает правовые основы деятельности негосударственных организаций.

В соответствии с п.1 Положения о Министерстве экономического развития Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.06.2008 г. N 437, Минэкономразвития России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере оценочной деятельности. В настоящее время Минэкономразвития России разработаны три базовых федеральных стандарта оценки: "Общие понятия оценки, подходы к оценке и требования к проведению оценки" (ФСО N 1), "Цель оценки и виды стоимости" (ФСО N 2) и "Требования к отчету об оценке" (ФСО N 3). В дальнейшем функцию по разработке федеральных стандартов оценки в соответствии со ст. 24.10 Федерального закона "Об оценочной деятельности" будет осуществлять Национальный совет по оценочной деятельности. Национальным советом является некоммерческая организация, созданная саморегулируемыми организациями оценщиков, зарегистрированная уполномоченным федеральным органом, членами которой являются более чем пятьдесят процентов саморегулируемых организаций оценщиков, объединяющих более чем пятьдесят процентов всех оценщиков. Национальный совет по оценочной деятельности участвует в разработке государственной политики в сфере оценочной деятельности, разрабатывает федеральные стандарты оценки, рассматривает проекты нормативных правовых актов и дает рекомендации по их утверждению уполномоченным федеральным органом, разрабатывает кодекс этики оценщиков и т.д.

Функции права и обязанности СРО:

ü контроль над осуществлением оценщиками оценочной деятельности

ü стандартизация деятельности в рамках самой саморегулируемой организации, а также в рамках Национального совета СРО, который сейчас сформирован.

дополнительные функции: раскрытие информации, и обеспечение информационной прозрачности, а также другие функции и права, установленные, в том числе, ст. 6 Федерального закона от 01.12.2007 г. N315-ФЗ "О саморегулируемых организациях".

Самые главные направления: контроль и стандартизация, плюс информационное обеспечение, которое призвано обеспечить прозрачность оценочной деятельности.

Вступление в члены СРО: Согласно ст. 24 Закона "Об оценочной деятельности" для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков физическое лицо представляет:

ü документ об образовании, подтверждающий получение профессиональных знаний в области оценочной деятельности в соответствии с образовательными программами высшего профессионального образования, дополнительного профессионального образования или программами профессиональной переподготовки специалистов в области оценочной деятельности;

ü справку об отсутствии неснятой или непогашенной судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления.

СРО оценщиков при приеме физических лиц в свои члены вправе предъявлять иные требования, связанные с осуществлением оценщиком оценочной деятельности и не противоречащие Закону "Об оценочной деятельности" и другим федеральным законам. Решение о принятии в члены СРО оценщиков принимает её коллегиальный орган. Сведения о лице, в отношении которого принято положительное решение, вносятся в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков в течение трех дней со дня представления таким лицом договора обязательного страхования ответственности, отвечающего требованиям, установленным статьей 24.7 Закона "Об оценочной деятельности", и внесения установленных саморегулируемой организацией оценщиков взносов. Такому лицу в течение десяти дней со дня внесения сведений о нем в реестр членов саморегулируемой организации оценщиков выдается документ о членстве в саморегулируемой организации оценщиков.

Основание для отказа в принятии лица в члены саморегулируемой организации оценщиков: им являются

ü несоответствие лица требованиям ст. 24 Закона "Об оценочной деятельности";

ü несоответствие лица требованиям, утвержденным саморегулируемой организацией оценщиков для вступления в члены саморегулируемой организации оценщиков;

ü исключение лица из членов иной саморегулируемой организации оценщиков за нарушение требований Закона "Об оценочной деятельности", принятых в соответствии с ним нормативных правовых актов Российской Федерации и федеральных стандартов оценки, если с даты исключения из членов саморегулируемой организации оценщиков прошло менее чем три года.

В соответствии со ст. 4 ФЗ от 29.07.1998 № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» ОЦЕНЩИКИ − физические лица, являющиеся членами одной из саморегулируемых организаций оценщиков и застраховавшие свою ответственность в соответствии с требованиями Закона об оценочной деятельности. Оценщик может осуществлять оценочную деятельность самостоятельно, занимаясь частной практикой, а также на основании трудового договора между оценщиком и юридическим лицом, которое соответствует условиям, установленным ст. 15.1 ФЗ № 135. Согласно ст. 16 ФЗ № 135 деятельности лишь профессиональные независимые оценщики могут заниматься оценочной деятельностью. Именно они владеют соответствующими методиками и не заинтересованы в недооценке или завышении стоимости имущества. Независимые оценщики не могут быть аффинированным лицами, либо лицами, имеющими какой-либо имущественный интерес в объекте оценки, не могут состоять в близком родстве с заказчиком отчета по оценке.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-12-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: