ПРОГРАММА
Производственной практики
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
для студентов направления подготовки уровня магистратуры – 09.04.01 Информатика и вычислительная техника
Профиль подготовки – Информационное и программное обеспечение автоматизированных систем
Вид профессиональной деятельности – научно-исследовательская
Управление академического развития
Кафедра электронных вычислительных машин
Курсы: 1, 2, семестры: 1, 2, 3, 4
Форма аттестации – зачёт с оценкой
Объем: 27 зачётных единиц, 972 часа
Тверь 2017
СОДЕРЖАНИЕ
1 Цели и задачи производственной практики. 4
2 Место практики в образовательной программе. 4
3 Место и время проведения практики. 5
4 Планируемые результаты проведения практики. 5
5 Содержание, способ и форма проведения практики. 7
6 Формы отчётности обучающихся о НИР: 10
7 Оценочные средства и процедура проведения промежуточной аттестации. 10
8. Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.. 11
9 Особые обстоятельства на практике. 12
10 Материально-техническое обеспечение. 13
Лист регистрации изменений. 14
Программа производственной практики (научно-исследовательская работа) составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высшего образования, ОХОП подготовки магистров, стандартом организации СТО СМК 02.101-2016 и учебным планом, утверждённым 31.08.2015 г.
Разработчик программы: профессор Ю.Н.Матвеев
Программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры ЭВМ 31 августа 2016 г., протокол № 1.
Заведующий кафедрой ЭВМ А.Р.Хабаров
Согласовано:
Начальник УМО УМУ Д.А. Барчуков
Директор ЦСТВ А.Ю. Лаврентьев
Начальник отдела
комплектования
зональной научной библиотеки О.Ф. Жмыхова
Цели и задачи производственной практики
Целью производственной практики (научно-исследовательская работа НИР) является овладение магистрантами основными приёмами планирования, организации и осуществления научно-исследовательской работы и формирование у них фундаментального профессионального мировоззрения.
Задачи НИР:
1) закрепление, углубление и расширение теоретических знаний, умений и навыков, полученных в процессе теоретического обучения в бакалавриате для выполнения самостоятельного научного исследования в рамках написания магистерской диссертации;
2) овладение методами исследования, в наибольшей степени соответствующими профилю магистерской программы;
3) совершенствование умений и навыков самостоятельной научно-исследовательской деятельности.
4) осуществление поэтапной работы над теоретической частью магистерской диссертации, ее написание и оформление;
5) формирование навыков работы по написанию научных публикаций с размещением их в периодической научной печати;
6) овладение способностями подготовки докладов на научных конференциях и навыками публичного выступления.
Место практики в образовательной программе
Производственная практика (научно-исследовательская работа) относится к блоку Б2 «Практики».
Магистранты, одновременно с изучением дисциплины, должны иметь знания и компетенции по дисциплинам. Теоретической основой курса являются: «Основы НИР», «Философия», «АСНИ», «Научно-практический семинар».
Философия: методы научного познания;
Основы НИР: организация научной работы в Российской Федерации, общий подход к проведению научных исследований и изложению результатов.
АСНИ: планирование, постановка и проведение вычислительного эксперимента.
Знания, полученные на практике, расширяются и систематизируются в вопросах проведения научных исследований и практического применения их результатов, представления результатов исследований, которые создают теоретико-методологические и инструментально-прикладные основы формирования компетенций, формируемых в рамках учебной дисциплины НИР.
Место и время проведения практики
По способу проведения производственная практика НИР является стационарной и проводится на базе кафедры ЭВМ ТвГТУ.
Время проведения НИР по учебному графику – 18 календарных недель: 4 недели в 1 семестре 1 курса (13–16 недели), 4 недели во 2 семестре 1 курса (38–41 недели), 6 недель во 2 семестре 2 курса (16–21 недели), 4 недели во 2 семестре 2 курса (27–30 недели).
Планируемые результаты проведения практики
Компетенции, формируемые на практике в соответствии с ОП ВО:
Компетенция ОК-4:
— способность заниматься научными исследованиями.
Студент должен:
знать:
методы и технологии научного исследования;
фундаментальные основы методологии научного познания;
уметь:
осуществлять поиск, критический анализ, систематизацию и обобщение научной информации;
проектировать собственное научное исследование с определением цели, задач, методов.
владеть:
навыками решения задач в различных областях информатики и вычислительной техники.
Технологии формирования ОК-4: использование и интеграция на практике теоретических знаний и практических умений.
Компетенция ОК-9:
— умение оформлять отчёты о проведенной научно-исследовательской работе и подготавливать публикации по результатам исследования
Студент должен:
знать:
различные методы, способы и форматы представления результатов научных исследований;
структурно-технический регламент научных публикаций и доклад научного исследования;
уметь:
использовать в научно-исследовательской работе российские и зарубежные базы научного цитирования;
использовать различные российские и зарубежные библиографические стандарты;
обеспечивать сопровождение и внедрения результатов НИР.
владеть:
навыками активных и интерактивных методов представления результатов научного исследования;
навыками и способностями подготовки докладов на научных конференциях и навыками публичного выступления;
Технологии формирования ОК-9: использование и интеграция на практике теоретических знаний и практических умений.
Компетенция ОПК-1:
– способность воспринимать математические, естественнонаучные, социально-экономические и профессиональные знания, умением самостоятельно приобретать, развивать и применять их для решения нестандартных задач, в том числе, в новой или незнакомой среде и в междисциплинарном контексте.
Студент должен:
знать:
особенности математических и естественнонаучных процессов;
основные методы формализации данных.
уметь:
воспринимать особенности математических и естественнонаучных процессов;
осуществлять перевод информации с языка, характерного для предметной области, на математический язык;
владеть:
методами изучения особенностей математических и естественнонаучных процессов;
методами формирования целевых функций для анализа и исследования современных объектов управления.
Технологии формирования ОПК-1: использование и интеграция на практике теоретических знаний и практических умений.
Компетенция ПКД-1:
разработка автоматизированных систем научных исследований и их применение при решении профессиональных задач.
Студент должен:
знать:
основные методы научных исследований;
особенности организации научного эксперимента;
специфику практического использования автоматизированных систем научных исследований;
уметь:
применять методы системного анализа и планирования экспериментов;
осуществлять научный эксперимент для оптимизации целевой функции объекта управления;
владеть:
методами и способами организации научных исследований;
методами разработки оптимальных планов экспериментов, методиками оценки результатов вычислительного эксперимента.
Технологии формирования ПКД-1: использование и интеграция на практике теоретических знаний и практических умений.
Содержание, способ и форма проведения практики
В соответствии с учебным планом производственная практика НИР стационарная, дискретная.
Структура и содержание практики НИР построены по этапному принципу (под этапом дисциплины понимается укрупненная сфера видов производственной деятельности). Общая трудоемкость практики составляет 27 зачётных единиц, 972 часа.
Разделы (этапы) НИР, трудоемкость в часах, форма текущего контроля
№ п / п | Разделы (этапы) научно-исследовательской работы, виды деятельности | Трудоёмкость работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Формы текущего контроля (опрос, оценка, собеседо- вание и др.) | |||
недели | ||||||
НИР 1 | ||||||
Определение темы, методов, методик, инструментария магистерской диссертации | - | - | - | собеседование | ||
Задание на НИР (цель, задачи, методы) | - | - | - | собеседование | ||
Литературный обзор источников научной информации по теме магистерской диссертации. Написание и оформление раздела теоретической части магистерской диссертации. | собеседование | |||||
Подготовка отчёта. Защита отчёта | проведение зачёта с оценкой | |||||
ИТОГО: |
№ п / п | Разделы (этапы) научно-исследовательской работы, виды деятельности | Трудоёмкость работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Формы текущего контроля (опрос, оценка, собеседо- вание и др.) | |||
недели | ||||||
НИР 2 | ||||||
Задание на НИР (цель, задачи, методы) | собеседование | |||||
Написание и оформление раздела теоретической части магистерской диссертации. | собеседование | |||||
Участие в конференциях ППС, аспирантов, магистров, выступление с докладом. | . | собеседование, доклад | ||||
Подготовка отчёта. Защита отчёта | проведение отчёта с оценкой | |||||
ИТОГО: |
№ п / п | Разделы (этапы) научно-исследовательской работы, виды деятельности | Трудоёмкость работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Формы текущего контроля (опрос, оценка, собеседо- вание и др.) | |||||
недели | ||||||||
НИР 3 | ||||||||
Задание на НИР (цель, задачи, методы) | собеседование | |||||||
Написание и оформление теоретической и практической части магистерской диссертации. | собеседование | |||||||
Подготовка и написание научной публикации по теме магистерской диссертации и размещение ее в периодической печати и сборниках публикаций | статья | |||||||
Подготовка отчёта. Защита отчёта. | проведение отчёта с оценкой | |||||||
ИТОГО: |
№ п / п | Разделы (этапы) научно-исследовательской работы, виды деятельности | Трудоёмкость работы, включая самостоятельную работу студентов (в часах) | Формы текущего контроля (опрос, оценка, собеседо- вание и др.) | |||
недели | ||||||
НИР 4 | ||||||
Задание на НИР (цель, задачи, методы) | собеседование | |||||
Написание, сборка оформление и предварительное заслушивание магистерской диссертации. | собеседование | |||||
Участие в конференциях ППС, аспирантов, магистров, выступление с докладом. | собеседование, доклад. | |||||
Подготовка и написание научной публикации по теме магистерской диссертации и размещение ее в периодической печати и сборниках публикаций | статья | |||||
Подготовка отчёта. Защита отчёта. | проведение отчёта с оценкой | |||||
ИТОГО: |
ИТОГО В ЦЕЛОМ: |
6 Формы отчётности обучающихся о НИР:
Формой отчётности о прохождении НИР служит отчёт, к которому предъявляются следующие требования:
1. Общий объем отчёта не менее 20 страниц.
2. Структура отчёта:
– титульный лист;
– оглавление;
– введение (с указанием цели, задач, методов НИР);
– содержательная часть: раздел магистерской программы, ксерокопия научной публикации, текст доклада на научных мероприятиях;
– список используемой литературы.
К отчёту прилагается дневник НИР, содержащий хронологический порядок выполняемых магистрантом действий.
Отчёт обучающегося о практике составляется им по мере её прохождения, систематически проверяется и корректируется руководителями практики и представляется в окончательной редакции вместе с направлением на практику и заданием руководителю практики от ТвГТУ не позднее двух дней до окончания практики. Отчёт, подписанный руководителями практики, с их отзывами и замечаниями сдаётся на кафедру ЭВМ.
Оценочные средства и процедура проведения промежуточной аттестации
Фондом оценочных средств для промежуточной аттестации по НИР является совокупность индивидуальных заданий, выдаваемых обучающимся.
Шкала оценивания НИР – «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».
Промежуточная аттестация по НИР осуществляется руководителем НИР от ТвГТУ на основе анализа содержания отчёта и по результатам собеседования с обучающимся (защиты отчёта). Промежуточная аттестация по практике завершается в последний рабочий день НИР.
Критерии оценивания деятельности обучающегося являются:
- качество выполнения всех предусмотренных индивидуальным заданием видов деятельности;
- качество доклада по содержанию отчёта и ответов на вопросы;
- качество оформления отчётной документации и своевременность её предоставления.