За период с 1995 по 2000 г. в составе ЕАИС централизованно разрабатывалось и сопровождалось более 250 программных средств (АРМы, комплексы программных средств, автоматизированные подсистемы). При этом внимание уделялось главным образом развитию программных средств для ФТС России (48%), в гораздо меньшей степени - для таможни (18%) и таможенного поста (12%), что является отражением требований, предъявляемых к ЕАИС на протяжении ряда лет подразделениями ФТС России.
Развитие ЕАИС включало 3 этапа-очереди. Разработка и внедрение первой очереди ЕАИС потребовали проведения реструктуризации бизнес-процессов и формального описания действий, которые инспектора выполняют на рабочем месте. Затем началась автоматизация этих элементов - стали создаваться автоматизированные рабочие места. Все эти действия способствовали решению проблем, возникающих в центральном аппарате ФТС. В таможенных органах был создан мощный технический потенциал, который позволил приступить к решению задач комплексной автоматизации.
Вторая очередь ЕАИС являлась логическим развитием существующей автоматизированной системы на новых платформах - программно-технической и технологической. Под новой программно-технической платформой наряду с современными мощными средствами вычислительной техники и телекоммуникаций понимаются и прогрессивные общесистемные программные средства: операционные системы Windows, Novell, система управления базами данных Oracle и системы проектирования, входящие в комплект Oracle-case. Уже к 2000 г. стало понятно, что и ЕАИС второй очереди начинает «спотыкаться» из-за того, что не стандартизирована информация в базах данных, нет единой структуры данных, отсутствуют внутренние стандарты на порядок разработки, не существует взаимно согласованных интерфейсов между разными программными продуктами.
Стратегическим направлением работ по развитию и совершенствованию ЕАИС ФТС России является системное проектирование и поэтапное внедрение перспективной системы (ЕАИС третьей очереди) с одновременным поддержанием в работоспособном состоянии существующих информационно-программных средств и информационных таможенных технологий.
Качественно новый уровень автоматизации деятельности таможенных органов может быть достигнут, прежде всего, за счет модернизации Центрального вычислительного комплекса, создания автоматизированной информационной системы региона, в том числе региональных вычислительных комплексов. Проведенные исследования показали, что сегодня автоматизация таможенных технологий требует новой организации автоматизированной информационной системы, а именно:
- консолидированного и централизованного хранения таможенных документов в электронном образе;
- удаленного доступа пользователей системы к ее информационным ресурсам на основе защищенной WEB-технологии;
- объектно-ориентированной архитектуры автоматизированной системы;
- централизованного администрирования информационно-вычислительной сети и баз данных из центра управления ГНИВЦ ФТС России;
- реализации в автоматизированном режиме процедур управления рисками;
- в автоматизированном режиме процедур управления рисками и контроля после выпуска товаров в соответствии с заявленным режимом (таможенный пост-аудит).
Развитие ЕАИС предусматривает сквозную комплексную автоматизацию всей таможенной деятельности, обеспечение централизованного управления процессами таможенного оформления и контроля, принятия управленческих решений на всех уровнях, оперативного доведения распорядительной и справочной информации «сверху - вниз».
Важным направлением работы в комплексе мер по развитию ЕАИС ФТС России является подготовка документов, регламентирующих порядок организации разработки программного обеспечения ЕАИС, ведения Фонда программных средств ФТС России, организации создания, оснащения подсистем ЕАИС вычислительной техникой и телекоммуникационным оборудованием, проведения аттестации и сертификации информационно-программных средств ЕАИС ФТС России.
Заключение
Руководители таможенных служб стран мира сходятся во мнении, что автоматизация управления и внедрение новых информационных технологий, не смотря на высокий уровень затрат, не является прихотью, но представляет собой суровую необходимость. В настоящий момент многие правительства выделяют большие бюджеты на финансирование мероприятий, связанных с разработкой, внедрением, совершенствованием, развитием информационных таможенных технологий. Для принятия любого управленческого решения информация имеет огромное значения. Первым этапом принятия решения является сбор и обработка информации. От качества полученной информации зависит конечное решение. Оно может быть не только правильным или неправильным (в зависимости от результата), но может просто различаться по содержанию. Все это говорит о важности информационного обеспечения управления.
Литература
1. Таможенный кодекс РФ 2004 Г.
2. Федеральная целевая программа развития таможенной службы России на период до 2010 г.
3. Основы таможенного дела: Учеб. пособие. Вып.7. Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России. – М.: РИО РТА, 1995.
4. Основы таможенного дела: Учеб. пособие. В 3 т. /Под ред. А.А.Литовченко, А.Д.Смирнова. – М.: РИО РТА, 2005. С.112-278 (Рекомендовано Комиссией ФТС РФ в качестве учебного пособия для слушателей курсов профессиональной подготовки).
5. Информационные таможенные технологии: Курс лекций / П.Н.Афонин. – СПб: СПб филиал РТА, 2005. – 229 с.
6. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / М.И.Семенов, И.Т.Трубилин, В.И.Лойко, Т.П.Барановская; Под общ. ред. И.Т.Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2000.- 416 с.
7. Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы.- СПб: Питер, 2001. – 672 с.
8. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Г.Н.Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф.Тельнов; Под ред. Ю.Ф.Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 512 с.
9. Бобков В.Б. Формирование информационной системы управления таможенной деятельностью (Материалы диссертации). Спб, Спб филиал РТА, 2004.
Литература
1. Основы таможенного дела: Учеб. пособие. Вып.7. Единая автоматизированная информационная система таможенных органов России. – М.: РИО РТА, 1995.
2. Основы таможенного дела: Учеб. пособие. В 3 т. /Под ред. А.А.Литовченко, А.Д.Смирнова. – М.: РИО РТА, 2005. С.112-278 (Рекомендовано Комиссией ФТС РФ в качестве учебного пособия для слушателей курсов профессиональной подготовки).
3. Информационные таможенные технологии: Курс лекций / П.Н.Афонин. – СПб: СПб филиал РТА, 2005. – 229 с.
4. Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / М.И.Семенов, И.Т.Трубилин, В.И.Лойко, Т.П.Барановская; Под общ. ред. И.Т.Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2000.- 416 с.
5 Олифер В.Г., Олифер Н.А. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы.- СПб: Питер, 2001. – 672 с.
6. Проектирование экономических информационных систем: Учебник / Г.Н.Смирнова, А.А. Сорокин, Ю.Ф.Тельнов; Под ред. Ю.Ф.Тельнова. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 512 с.
7. Бобков В.Б. Формирование информационной системы управления таможенной деятельностью (Материалы диссертации). Спб, Спб филиал РТА, 2004.
8. Фетисов В.А. Основы информационных таможенных технологий. /Учебное пособие. СПБ.,СПб филиал РТА, 1999.
9.Автоматизированные информационные технологии в экономике: Учебник / М.И.Семенов, И.Т.Трубилин, В.И.Лойко, Т.П.Барановская; Под общ. ред. И.Т.Трубилина. – М.: Финансы и статистика, 2000.- 416 с.
1. Информатика. Базовый курс 2-е издание. /Под ред. С.В. Симоновича. – Спб.: Питер, 2006. – 640 с.: ил.