Урок 1. Введение. Политическая карта мира
I. Вступительное слово учителя
Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и размещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмотрим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не только расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современного этапа мирового развития.
Экономическая и социальная география мира — это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются элементы географии, экономики, и социологии. Эта наука использует разные методы исследования: географические, социологические, экономические. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хватит ли населению Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты?
В экономической географии появились новые направления исследований: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др.
Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые — Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.
II. Ознакомление с учебником
Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из трёх частей.
I часть - Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства.
II часть — Региональная характеристика мира. Здесь мы более подробно изучим некоторые страны.
III часть — Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуальные проблемы, решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель обобщить знания курса.
На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран — это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, столица, форма правления, форма территориального устройства).
III. Изучение нового материала
Учитель: Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная политическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран современного мира.
Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской показаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами — столицы стран.)
Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование политической карты мира — процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.
I- й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались многие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на политической карте мира являлись войны.
II- й этап — средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных феодальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и внешний рынок. В этот период существовали такие государства, как Священная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Испания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих географических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила территории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Невольничий Берег. Была открыта новая часть света — Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильнейшими в ту пору государствами — Испанией и Португалией.
III-й этап — новый (XVI-XIX вв.) — эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С развитием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных колониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Африке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.
IV-й этап — новейший — формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а также с образованием социалистических государств и распадом колониальной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие государства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв войну, потеряла часть территории — Эльзас и Лотарингию, все свои колонии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и образовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.
V-ый этап — современный. После второй мировой войны на месте бывшей Германии образовались два государства — ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Латинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, изменения на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости добились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произошли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Независимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независимость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черногория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавского Договора и СЭВ.
Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршалловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендских островов. На право их владением претендуют два государства или более.
Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже 193.
Страны мира группируют по разным признакам: по площади (страны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).
Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и умений.
На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:
1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.
2. 10 стран с численностью населения более 100 млн человек.
3. 5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.
4. 10 сухопутных стран.
По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:
1. Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США;
5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.
Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лихтенштейн.
2. Страны с численностью населения более 100 млн человек:
1) Китай — 1300 млн человек;
2) Индия — 1010 млн человек;
3) США — 280 млн человек;
4) Индонезия - 215 млн человек;
5) Бразилия — 170 млн человек;
6) Пакистан — 160 млн человек;
7) Россия — 146 млн человек;
8) Нигерия - 135 млн человек;
9) Бангладеш - 127 млн человек;
10) Япония — 126 млн человек.
3. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мадагаскар, Куба и др.
Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Турция, Корея и др.
Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др.
4.Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Австрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.
Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально.
Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам — по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.
Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и развивающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу населения.
По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.
Какой показатель применяет ООН для определения уровня социально-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11.
Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю продолжительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступности. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8).
Самый низкий уровень ВВП в странах Африки — Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Суринамом и Бразилией.)
К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль.
Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это страны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «большой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.
К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся страны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали независимость только после второй мировой войны.
Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» настолько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.
1. Ключевые страны — Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «третьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономическим потенциалом. Эти три страны производят столько же промышленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов (пример с. 12 в учебнике).
2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Аргентина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)
3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в социально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это — Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».
4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-Западной Азии — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединенные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые другие страны.
5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.
6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хозяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП составляет 100-300 долларов в год (пример с. 13).
Задание: Найдите эти страны на политической карте.
Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.
Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.
Латинская Америка: Гаити.
Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной экономикой».
Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают — Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.)
Тема. Современная политическая карта мира. Различие понятий «государство», «страна», «колония». Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориального устройства. Типология государств мира.
Рассказ учителя.
Политическая карта мира содержит в себе информацию о месте страны в современном мире и ее политико-административной структуре. Однако при пристальном изучении отдельной страны информация политической карты мира не всегда достаточна: мы не узнаем, как управляется страна, от каких стран она зависит больше, от каких — меньше, как и когда она возникла и многое другое.
Эти сведения нам предоставят другие источники информации — текстовые. Но информацию необходимо понимать, а для этого требуется знание определенных терминов, к которым мы и обратимся на сегодняшнем уроке.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с элементами беседы и последовательной записью в тетрадях.
Пять тысяч лет назад на Земле стали появляться первые государства — Китай, Индия, Вавилон, Египет, Иудея. Вы знаете, насколько они были не похожи на то, что называют государством сейчас, и это естественно: за пять тысяч лет развития цивилизации ни одно человеческое представление об окружающем мире и обществе не осталось неизменным.
Изменились сами государства и их количество: сегодня на земном шаре существует 235 стран и территорий, 193 из которых — независимые государства. Количество и разнообразие территорий требуют выделения наиболее общих признаков, по которым их можно сгруппировать для удобства изучения и возможности выявить некие общие закономерности.
Начнем с самого общего определения.
Страна — территория, имеющая определенные границы, пользующаяся государственным суверенитетом или находящаяся под властью другого государства (колония, подопечная территория). Обратите внимание на ключевое слово определения — территория.
Что это такое?
Международное право определяет это понятие следующим образом: «Территорией являются различные пространства земного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воздушным пространством, а также находящиеся в нем тела».
Территория является государственной, если она находится под суверенитетом определенного государства и отделена от соседних территорий государственными границами. Если территория находится под суверенитетом другого государства, речь идет о колонии (полная политическая зависимость) или протекторате — подопечной территории (частичная политическая зависимость, сроки и условия которой определяются международными организациями, в первую очередь ООН).
Государство — политическая организация общества с определённой формой правления, определяющей хозяйство и общественные структуры.
Вопрос.
В курсе истории вы изучали формы государственного правления. Какими они бывают?
Рассказ учителя.
Формы государственного правления — это республика и монархия. Республика — это форма правления, при которой глава государства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией.
Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Монархия — это форма правления, при которой глава государства обладает единоличной властью, которая, как правило, передается по наследству.
Если власть монарха не ограничена, монархия называется абсолютной (Саудовская Аравия, Катар), если ограничена — конституционной (большинство современных монархий).
В конституционных монархиях законодательная власть принадлежит парламенту, исполнительная — правительству, то есть осуществляется принцип «монарх царствует, но не правит» (Великобритания, Норвегия, Швеция).
Если монарх одновременно является главой церкви, то форма правления в государстве называется теократической монархией.
Вопрос.
Как вы думаете, сколько монархий существует в современном мире?
Рассказ учителя.
В современном мире насчитывается всего 30 монархий, причем почти половина — 14 — находится в Азии. В Америке монархий нет совсем, в Европе их 12, в Африке — 3, в Океании — 1.0 том, насколько уникальна форма правления в конкретной стране, свидетельствует разнообразие проявлений монархий: королевство, султанат, эмират, княжество, герцогство.
— Следующей важной характеристикой государства является форма его устройства.
Их тоже две — унитарная и федеративная.
Унитарным называется цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчинены центральным органам власти и не обладают признаками суверенитета.
Законодательная и исполнительная власть в унитарных государствах едина (Франция, Украина, Израиль).
Федеративным называется государство, состоящее из федеральных единиц — штатов, земель и т. д. В федерации действуют единая конституция, единые федеральные органы государственной власти, устанавливаются единое гражданство, единая валюта и т. д. При этом федеральные единицы, как правило, имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные органы (Германия, США, Индия).
Федерация может носить временный характер, если она создается с целью достижения общих интересов федеральных единиц. Это объединение называется конфедерацией (Швейцария с 1291 г. по 1818 г.).
Итак, на современной политической карте мира насчитывается более 200 стран, 193 из которых являются суверенными государствами.
Страны мира очень различны по многим показателям.
Попытаемся определить эти показатели. Начнем с самого очевидного — площади занимаемой территории. Австралия, например, занимает целый материк.
Задание.
Пользуясь политической картой мира, назовите страны:
а) с самой большой площадью территории (Китай, Индия, Россия, США);
б) самой маленькой (Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сингапур).
Вопрос.
Какие вы знаете однонациональные страны? (Япония, Швеция, Польша.)
Какие многонациональные страны вы знаете? (Россия, США, Индия, Украина.)
Рассказ учителя.
Из предыдущих курсов вам известно, что одной из важнейших характеристик страны является ее природно-ресурсный потенциал. По этому признаку страны мира также отличаются чрезвычайным разнообразием: от тех, чей ресурсный потенциал оценивается как бедный или недостаточный, через среднеобеспеченные к богатым.
В зависимости от одной из особенностей географического положения — выхода к акваториям — страны классифицируются как имеющие выход к морю (США, Мексика, Россия, Индия, Чили и т. д.) и внутриконтинентальные (Чад, Мали, Парагвай, Непал, Бутан).
Совокупность этих признаков и определяет неповторимость, уникальность каждой отдельной страны, но в то же время этих признаков так много, что единую классификацию всех стран выделить очень сложно. Поэтому чаще всего при характеристике страны используют несколько классификаций, в основу каждой из которых положен один признак — территория, население (численность, национальный состав, вероисповедание), природно-ресурсный потенциал, уровень развития и многое другое.
Например, характеристика страны может строиться по такому плану:
1. Географическое положение.
2. Время возникновения государства.
3. Этнический состав населения.
4. Религиозный состав населения.
5. Уровень социально-экономического развития.
До распада социалистического лагеря использовалась типология, в основе которой лежала принадлежность страны к одной из двух политико-экономических формаций: капиталистической (рыночная экономика) или социалистической (плановая централизованная экономика).
В этой типологии, как и в других, выделяли группу стран развивающихся — в основном бывших колоний и зависимых государств.
Имеют ли эти разнообразные типологии практическую ценность?
Оказывается, имеют, поскольку позволяют определять не только сложившуюся на какой-то момент времени ситуацию, но и отслеживать динамику происходящих на планете изменений, прогнозировать их и даже оказывать на них влияние.
Например: при разработке стратегии дальнейшего развития в ООН определяют группу наименее развитых государств, которым будет оказана финансовая, гуманитарная или иная помощь.
Эти страны выделяют по совокупности следующих признаков:
1. Очень низкий доход на душу населения.
2. Доля обрабатывающей промышленности в структуре хозяйства страны составляет менее 10 %.
3. Доля неграмотных среди взрослого населения превышает 80 %.
Еще десять лет назад в эту группу входило 40 государств, например, Афганистан, Гаити, Гвинея, Бангладеш, Лаос, Непал, Бутан, Мали, Мозамбик, Сомали, Бурунди, Чад, Эфиопия. Задание. Покажите эти государства на карте.
Рассказ учителя.
Развивающиеся страны могут реформировать свою экономику довольно высокими темпами и с большой эффективностью перестраивать ее. Такие страны отличаются высокими темпами индустриализации, интенсификацией труда, привлечением иностранного капитала, высоким доходом от экспорта промышленной продукции, поэтому их называют странами новой индустриализации.
В группу новоиндустриальных стран входит около 20 государств, среди которых Сингапур, Гонконг, Республика Корея, Бразилия, Мексика, Аргентина, Уругвай, Венесуэла, Чили.
Довольно распространенной в настоящее время является типология, учитывающая уровень и характер социально-экономического развития страны.
В этой типологии выделены три крупных типа стран:
1. Развитые (страны «большой семерки», большинство стран Западной Европы).
2. Развивающиеся (Аргентина, Индия, Египет и др.).
3. Постсоциалистические и социалистические (Чехия, Украина, Китай, Куба и др.).
Удобство этой типологии заключается в том, что она учитывает специфику постсоциалистических стран, которые сочетают в себе черты двух первых типов' государств.
Поскольку эта типология используется даже в официальных документах международных организаций, некоторые страны третьего типа (республики бывшей Югославии, Вьетнам, среднеазиатские государства СНГ) на основании низких доходов на душу населения заявили о желании получить статус стран развивающихся.
Этот статус предоставляет им право получения льготных кредитов и иных видов помощи от международных банков и фондов.
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
— по политико-территориальным признакам на Земле различают суверенные государства, колонии и протектораты;
— по форме государственного правления страны мира разделяются на республики (подавляющее большинство) и монархии;
— в административно-территориальном отношении страна может быть унитарной, федеративной или конфедеративной;
— наиболее общей и универсальной является типология стран, в которой выделяются три следующих типа государств: экономически высокоразвитые, менее развитые (развивающиеся), постсоциалистические и социалистические.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Учебник, §..........
2) Нанести на контурную карту границы двух государств каждого из трех типов (по выбору).