III. Изучение нового материала




Урок 1. Введение. Политическая карта мира

I. Вступительное слово учителя

Учитель: В этом году мы ознакомимся с особенностью развития и раз­мещения населения и хозяйства в мире и в отдельных странах. Рассмот­рим вопросы международных отношений, взаимодействия общества и природы. Изучение курса географии зарубежных стран позволит не толь­ко расширить ваш кругозор, но и лучше понять особенность современ­ного этапа мирового развития.

Экономическая и социальная география мира — это общественная географическая наука, которая изучает территориальную организацию человеческого общества. В экономическую географию включаются эле­менты географии, экономики, и социологии. Эта наука использует раз­ные методы исследования: географические, социологические, экономи­ческие. Современная география принимает участие в решении многих важнейших вопросов глобального характера: экологических, социальных, демографических. Угрожает ли миру перенаселение? Как вести борьбу со стихийными явлениями? Как сохранить планету от загрязнения? Хва­тит ли населению Земли ресурсов? Как более рационально использовать ресурсы планеты?

В экономической географии появились новые направления исследо­ваний: география населения, промышленности, транспорта, сельского хозяйства, сферы услуг, медицинская география, геоэкология и др.

Большой вклад в географию зарубежных стран внесли наши ученые — Николай Николаевич Баранский и Иван Александрович Витвер.

II. Ознакомление с учебником

Учебник, по которому мы будем работать в этом году, имеет ряд особенностей. Он состоит из трёх частей.

I часть - Общая характеристика мира. В этой части мы ознакомимся с политической картой мира, с особенностью населения различных стран мира, с размещением природных ресурсов на территории этих стран, с особенностями современного этапа развития хозяйства.

II часть — Региональная характеристика мира. Здесь мы более под­робно изучим некоторые страны.

III часть — Глобальные проблемы человечества. Это наиболее актуаль­ные проблемы, решение, которых возможно только усилиями мирового сообщества. Эта часть имеет цель обобщить знания курса.

На форзаце учебника расположены «визитные карточки» стран — это краткая информация о них (флаг, площадь, численность населения, сто­лица, форма правления, форма территориального устройства).

III. Изучение нового материала

Учитель: Сегодня мы приступим к изучению первой темы «Современная по­литическая карта мира». И ознакомимся с многообразием стран совре­менного мира.

Какую информацию несет политическая карта мира? (Окраской по­казаны разные страны, пунктиром показаны границы между странами, пунсонами — столицы стран.)

Политическая карта мира постоянно меняется. Формирование поли­тической карты мира — процесс длительный. Он отражает ход развития человеческого общества. Выделяют 5 этапов.

I- й этап - древний (до 5 в. н.э.) - возникновение и крушение первых государств. В этот период формировались, развивались и распадались мно­гие государства. Наиболее известные из них: Карфаген, Древняя Греция, Древний Рим, Древний Египет. Главным средством изменений на поли­тической карте мира являлись войны.

II- й этап — средневековый (5-16 вв.) - возникновение крупных фео­дальных государств в Европе и Азии. Складывался внутренний и вне­шний рынок. В этот период существовали такие государства, как Свя­щенная Римская империя, Киевская Русь, Персия, Китай, Англия, Ис­пания, Византия, Делийский султанат и др. Крупные изменения на политической карте мира того времени проявились в эпоху Великих гео­графических открытий. В 20-х годах XX века Португалия захватила тер­ритории на африканском континенте: Азорские острова, Мадейра, Не­вольничий Берег. Была открыта новая часть света — Америка, и началась испанская колонизация Америки. (Вспомните, кто открыл Америку?) Васко да Гама открыл новый морской путь в Индию вокруг Африки. Фернан Магеллан совершил первое кругосветное плавание (1519-22 гг.). По Тордесильясскому договору весь мир был поделен между сильней­шими в ту пору государствами — Испанией и Португалией.

III-й этап — новый (XVI-XIX вв.) — эпоха зарождения и утверждения капиталистических отношений в мире. Европейские страны становятся крупными метрополиями, оказывающими влияние рта весь мир. С разви­тием мануфактурного производства Испанию и Португалию потеснили Англия, Франция, Нидерланды, Германия. Это было время крупных ко­лониальных захватов европейцами территорий в Америке, Азии и Афри­ке. К началу XX века раздел мира оказался завершенным. Возможен был лишь его насильственный передел.

IV-й этап — новейший — формирование политической карты мира связано с 1-ой и 2-ой мировыми войнами (1-я половина ХХ-го века), а также с образованием социалистических государств и распадом колони­альной системы. Изменились границы многих государств. Одни страны увеличили свою территорию (Франция, Дания, Румыния), а другие госу­дарства потеряли часть территории. Например, Германия, проиграв вой­ну, потеряла часть территории — Эльзас и Лотарингию, все свои коло­нии в Африке и Океании. Распалась крупная Австро-Венгрия, и обра­зовались новые независимые государства: Венгрия, Австрия, Чехословакия, Королевство сербов, хорватов и словенцев. Произошел раздел Османской империи.

V-ый этап — современный. После второй мировой войны на месте быв­шей Германии образовались два государства — ФРГ и ГДР. Появились новые социалистические государства в Восточной Европе, в Азии и Ла­тинской Америке (Куба). Пятый этап включает в себя возникновение мировой социалистической системы, образование независимых государств в Азии (в 40-50-е годы XX в.), образование независимых государств в Африке (60-70-е годы), крушение социалистической системы, измене­ния на карте Европы и Азии (80-90-е годы). В XX веке увеличилось число стран: во-первых, по итогам первой и второй мировой войны; во- вторых, в результате распада колониальной системы независимости до­бились 102 страны; в-третьих, в начале 90-х гг. после распада СССР (15 республик), Югославии, Чехословакии. В 90-х годах XX века произош­ли качественные изменения на политической карте мира. После распада СССР большинство республик объединились в СНГ (в Содружество Не­зависимых Государств не вошли только страны Балтии). Объединились два немецких государства ГДР и ФРГ. Чехословакия распалась на два независимых государства Чехию и Словакию. Провозгласили независи­мость Словения, Босния и Герцеговина, Македония, Сербия и Черно­гория, Хорватия. Прекратили свою деятельность Организация Варшавс­кого Договора и СЭВ.

Добились независимости Намибия, Эритрея, Республика Маршал­ловых островов. Колоний осталось очень мало, в основном это острова в Тихом океане. Спорными остаются территории Гибралтара, Фолклендс­ких островов. На право их владением претендуют два государства или более.

Если в 1900 году в мире насчитывалось 57 суверенных государств, то к 2000 году’ их стало уже 193.

Страны мира группируют по разным признакам: по площади (страны-гиганты и страны-карлики или мини-государства); по численности населения; по географическому положению (приморские, сухопутные, островные, полуостровные, страны-архипелаги).

Задание: Выполните задание № 1 в блоке добывания знаний и уме­ний.

На основе политической карты мира в атласе и «визитной карточки» стран на форзаце учебника выпишите в тетрадь:

1. 7 самых больших по площади стран мира, 5 микрогосударств.

2. 10 стран с численностью населения более 100 млн человек.

3. 5 полуостровных, 5 островных, 5 стран-архипелагов.

4. 10 сухопутных стран.

По политической карте и визитной карточке учащиеся делают запись в тетрадь:

1. Крупнейшие государства: 1. Россия; 2. Канада; 3. Китай; 4. США;

5. Бразилия; 6. Австралия; 7. Индия.

Микрогосударства: Монако, Сан-Марино, Ватикан, Андорра, Лих­тенштейн.

2. Страны с численностью населения более 100 млн человек:

1) Китай — 1300 млн человек;

2) Индия — 1010 млн человек;

3) США — 280 млн человек;

4) Индонезия - 215 млн человек;

5) Бразилия — 170 млн человек;

6) Пакистан — 160 млн человек;

7) Россия — 146 млн человек;

8) Нигерия - 135 млн человек;

9) Бангладеш - 127 млн человек;

10) Япония — 126 млн человек.

3. Островные государства: Шри-Ланка, Исландия, Ирландия, Мада­гаскар, Куба и др.

Полуостровные: Италия, Испания, Греция, Саудовская Аравия, Тур­ция, Корея и др.

Страны-архипелаги: Япония, Индонезия, Филиппины, Фиджи, Туа- моту и др.

4.Сухопутные государства: Азербайджан, Армения, Белоруссия, Ав­стрия, Монголия, Венгрия, Афганистан, Бутан, Лесото, ЦАР, Чад и др.

Учащиеся могут работать в парах, в группах или индивидуально.

Учитель: Страны отличаются и по качественным характеристикам — по уровню экономического развития, степени включенности в мировую экономику и др.

Страны делятся на развитые, развивающиеся и страны с переходной экономикой. Двучленная типология предусматривает деление стран на развитые и развивающиеся. В основу такого деления положен уровень валового внутреннего продукта. Что такое ВВП? Найдите ответ на с. 10 в сноске. (.Валовой внутренний продукт — показатель, характеризующий стоимость всей конечной продукции, выпущенной на территории данной страны за один год, в долларах США.) Граница между развитыми и разви­вающимися странами проходит по рубежу в 6000 долларов на душу на­селения.

По этому признаку в группу развитых стран переведены: Республика Корея, Сингапур и Тайвань. В 1995 году у России ВВП составлял 2460 долларов. Россия формально не дотягивает до уровня развитых стран.

Какой показатель применяет ООН для определения уровня социаль­но-экономического развития страны? Прочитайте текст (мелкий шрифт) нас.11.

Что такое ИЧР? Индекс человеческого развития учитывает не только уровень душевых доходов, но и уровень образованности, среднюю про­должительность жизни, экологическую безопасность, уровень преступно­сти. По такому критерию самыми развитыми странами являются Канада, США, Япония, Швеция, Швейцария, Норвегия, Франция (ИЧРболее 0,8).

Самый низкий уровень ВВП в странах Африки — Сомали, Сьерра- Леоне и Нигер (ИЧР менее 0,5). Россия занимает 67 место (между Сури­намом и Бразилией.)

К развитым странам относятся все страны Зарубежной Европы, США и Канада, ЮАР, Япония, Израиль.

Среди развитых стран выделяют страны «Большой семерки». Это стра­ны, имеющие наиболее высокий экономический потенциал. К «боль­шой семерке» относятся следующие государства: США, Япония, ФРГ, Франция, Великобритания, Италия, Канада.

К развивающимся странам относятся около 150 стран и территорий, в которых проживает около 3/5 мирового населения. Развивающиеся стра­ны расположены на территории Азии, Африки, Латинской Америки и Океании. Большинство этих стран были колониями и завоевали незави­симость только после второй мировой войны.

Развивающиеся страны называют «третьим миром». Этот «мир» на­столько многолик, что его подразделяют на шесть подгрупп.

1. Ключевые страны — Индия, Мексика и Бразилия. Это лидеры «тре­тьего мира», обладающие огромным природным, людским и экономи­ческим потенциалом. Эти три страны производят столько же промыш­ленной продукции, сколько все остальные развивающиеся страны вместе взятые, но душевой показатель ВВП ниже, чем в экономически развитых странах. В Индии он составляет 350 долларов (пример с. 12 в учебнике).

2. Страны с душевым показателем ВВП более 1 тыс. долларов (Арген­тина, Уругвай, Чили, Венесуэла и др.)

3. Новые индустриальные страны, добившиеся большого скачка в со­циально-экономическом развитии в 80-х и 90-х годах. Первые НИС это — Сингапур, Республика Корея, Тайвань и Гонконг. Второй эшелон НИС — Малайзия, Таиланд, Индонезия. Эти страны Азии получили прозвище «азиатские драконы».

4. Нефтеэкспортирующие страны, которые за счет продажи нефти имеют высокий душевой ВВП (более 10 тыс. долларов). Это страны Юго-За­падной Азии — Саудовская Аравия, Кувейт, Катар, Иран, Объединен­ные Арабские Эмираты. К этой подгруппе относят и страны Северной Африки - Ливию, Алжир, а также Бруней, Венесуэлу и некоторые дру­гие страны.

5. Классические развивающиеся страны, отстающие в своем развитии, с душевым ВВП менее 1 тыс. долларов в год. В экономике этих стран сильны феодальные пережитки. Большая часть этих стран находится в Африке.

6. Наименее развитые страны (около 40 стран). Иногда их называют «четвертым миром». В экономике этих стран преобладает сельское хо­зяйство, 2/3 взрослого населения неграмотно. Среднедушевой ВВП со­ставляет 100-300 долларов в год (пример с. 13).

Задание: Найдите эти страны на политической карте.

Азия: Бангладеш, Непал, Афганистан, Йемен.

Африка: Чад, Эфиопия, Сомали, Мозамбик.

Латинская Америка: Гаити.

Задание: Прочитайте текст на с. 13, п.5 «Страны с переходной эконо­микой».

Какие страны относятся к этой группе? (Это постсоциалистические страны. Многие из них можно отнести к развитым странам, например: Венгрия, Польша, Чехия, Латвия, Литва, Эстония и др. Особое место в этой группе занимают — Россия, Украина, Китай. Китай, развивающийся очень высокими темпами, по многим экономическим показателям обогнал развитые страны мира.)

Тема. Современная политическая карта мира. Различие понятий «государство», «страна», «колония». Классификация стран по форме правления. Формы административно-территориаль­ного устройства. Типология государств мира.

Рассказ учителя.

Политическая карта мира содержит в себе информацию о месте страны в современном мире и ее политико-административной структуре. Однако при пристальном изучении отдельной страны инфор­мация политической карты мира не всегда достаточна: мы не узна­ем, как управляется страна, от каких стран она зависит больше, от каких — меньше, как и когда она возникла и многое другое.
Эти сведения нам предоставят другие источники информации — тексто­вые. Но информацию необходимо понимать, а для этого требуется знание определенных терминов, к которым мы и обратимся на се­годняшнем уроке.
IV. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА
Рассказ учителя с элементами беседы и последовательной запи­сью в тетрадях.
Пять тысяч лет назад на Земле стали появляться первые государ­ства — Китай, Индия, Вавилон, Египет, Иудея. Вы знаете, насколько они были не похожи на то, что называют государством сейчас, и это естественно: за пять тысяч лет развития цивилизации ни одно челове­ческое представление об окружающем мире и обществе не осталось неизменным.
Изменились сами государства и их количество: сегодня на земном шаре существует 235 стран и территорий, 193 из кото­рых — независимые государства. Количество и разнообразие террито­рий требуют выделения наиболее общих признаков, по которым их можно сгруппировать для удобства изучения и возможности выявить некие общие закономерности.
Начнем с самого общего определения.
Страна — территория, имеющая определенные границы, пользу­ющаяся государственным суверенитетом или находящаяся под вла­стью другого государства (колония, подопечная территория). Обратите внимание на ключевое слово определения — территория.
Что это такое?
Международное право определяет это понятие следую­щим образом: «Территорией являются различные пространства зем­ного шара с его сухопутной и водной поверхностью, недрами и воз­душным пространством, а также находящиеся в нем тела».
Территория является государственной, если она находится под суверенитетом определенного государства и отделена от соседних территорий госу­дарственными границами. Если территория находится под суверени­тетом другого государства, речь идет о колонии (полная политическая зависимость) или протекторате — подопечной территории (частич­ная политическая зависимость, сроки и условия которой определяют­ся международными организациями, в первую очередь ООН).
Государство — политическая организация общества с определённой формой правления, определяющей хозяйство и общественные структуры.
Вопрос.
В курсе истории вы изучали формы государственного правления. Какими они бывают?
Рассказ учителя.
Формы государственного правления — это республика и мо­нархия. Республика — это форма правления, при которой глава государ­ства (например, президент) избирается населением или специальной избирательной коллегией.
Законодательная власть в республике принадлежит выборному представительному органу (парламенту). Большинство современных государств являются республиками.
Монархия — это форма правления, при которой глава государ­ства обладает единоличной властью, которая, как правило, переда­ется по наследству.
Если власть монарха не ограничена, монархия называется абсолютной (Саудовская Аравия, Катар), если ограни­чена — конституционной (большинство современных монархий).
В конституционных монархиях законодательная власть принадле­жит парламенту, исполнительная — правительству, то есть осуще­ствляется принцип «монарх царствует, но не правит» (Великобри­тания, Норвегия, Швеция).
Если монарх одновременно является главой церкви, то форма правления в государстве называется тео­кратической монархией.
Вопрос.
Как вы думаете, сколько монархий существует в современном мире?
Рассказ учителя.
В современном мире насчитывается всего 30 монархий, причем почти половина — 14 — находится в Азии. В Америке монархий нет совсем, в Европе их 12, в Африке — 3, в Океании — 1.0 том, насколько уникальна форма правления в конкретной стране, свиде­тельствует разнообразие проявлений монархий: королевство, султа­нат, эмират, княжество, герцогство.
— Следующей важной характеристикой государства является фор­ма его устройства.
Их тоже две — унитарная и федеративная.
Унитарным называется цельное государственное образование, состоящее из административно-территориальных единиц, которые подчинены центральным органам власти и не обладают признака­ми суверенитета.
Законодательная и исполнительная власть в уни­тарных государствах едина (Франция, Украина, Израиль).
Федеративным называется государство, состоящее из федераль­ных единиц — штатов, земель и т. д. В федерации действуют еди­ная конституция, единые федеральные органы государственной вла­сти, устанавливаются единое гражданство, единая валюта и т. д. При этом федеральные единицы, как правило, имеют собственную конституцию, законодательные, исполнительные и судебные орга­ны (Германия, США, Индия).
Федерация может носить временный характер, если она создается с целью достижения общих интересов федеральных единиц. Это объединение называется конфедерацией (Швейцария с 1291 г. по 1818 г.).
Итак, на современной политической карте мира насчитывается более 200 стран, 193 из которых являются суверенными государ­ствами.
Страны мира очень различны по многим показателям.
По­пытаемся определить эти показатели. Начнем с самого очевидно­го — площади занимаемой территории. Австралия, например, занимает целый материк.
Задание.
Пользуясь политической картой мира, назовите страны:
а) с самой большой площадью территории (Китай, Индия, Рос­сия, США);
б) самой маленькой (Монако, Андорра, Ватикан, Лихтенштейн, Сингапур).
Вопрос.
Какие вы знаете однонациональные страны? (Япония, Швеция, Польша.)
Какие многонациональные страны вы знаете? (Россия, США, Индия, Украина.)
Рассказ учителя.
Из предыдущих курсов вам известно, что одной из важнейших характеристик страны является ее природно-ресурсный потенциал. По этому признаку страны мира также отличаются чрезвычайным разнообразием: от тех, чей ресурсный потенциал оценивается как бедный или недостаточный, через среднеобеспеченные к богатым.
В зависимости от одной из особенностей географического положе­ния — выхода к акваториям — страны классифицируются как име­ющие выход к морю (США, Мексика, Россия, Индия, Чили и т. д.) и внутриконтинентальные (Чад, Мали, Парагвай, Непал, Бутан).
Совокупность этих признаков и определяет неповторимость, уни­кальность каждой отдельной страны, но в то же время этих призна­ков так много, что единую классификацию всех стран выделить очень сложно. Поэтому чаще всего при характеристике страны ис­пользуют несколько классификаций, в основу каждой из которых положен один признак — территория, население (численность, национальный состав, вероисповедание), природно-ресурсный потен­циал, уровень развития и многое другое.
Например, характеристи­ка страны может строиться по такому плану:
1. Географическое положение.
2. Время возникновения государства.
3. Этнический состав населения.
4. Религиозный состав населения.
5. Уровень социально-экономического развития.
До распада социалистического лагеря использовалась типология, в основе которой лежала принадлежность страны к одной из двух политико-экономических формаций: капиталистической (рыноч­ная экономика) или социалистической (плановая централизован­ная экономика).
В этой типологии, как и в других, выделяли груп­пу стран развивающихся — в основном бывших колоний и зависимых государств.
Имеют ли эти разнообразные типологии практическую ценность?
Оказывается, имеют, поскольку позволяют определять не только сложившуюся на какой-то момент времени ситуацию, но и отсле­живать динамику происходящих на планете изменений, прогнози­ровать их и даже оказывать на них влияние.
Например: при разра­ботке стратегии дальнейшего развития в ООН определяют группу наименее развитых государств, которым будет оказана финансо­вая, гуманитарная или иная помощь.
Эти страны выделяют по со­вокупности следующих признаков:
1. Очень низкий доход на душу населения.
2. Доля обрабатывающей промышленности в структуре хозяй­ства страны составляет менее 10 %.
3. Доля неграмотных среди взрослого населения превышает 80 %.
Еще десять лет назад в эту группу входило 40 государств, напри­мер, Афганистан, Гаити, Гвинея, Бангладеш, Лаос, Непал, Бутан, Мали, Мозамбик, Сомали, Бурунди, Чад, Эфиопия. Задание. Покажите эти государства на карте.
Рассказ учителя.
Развивающиеся страны могут реформировать свою экономику до­вольно высокими темпами и с большой эффективностью перестраи­вать ее. Такие страны отличаются высокими темпами индустриализации, интенсификацией труда, привлечением иностранного капитала, вы­соким доходом от экспорта промышленной продукции, поэтому их называют странами новой индустриализации.
В группу новоинду­стриальных стран входит около 20 государств, среди которых Син­гапур, Гонконг, Республика Корея, Бразилия, Мексика, Аргенти­на, Уругвай, Венесуэла, Чили.
Довольно распространенной в настоящее время является типоло­гия, учитывающая уровень и характер социально-экономического развития страны.
В этой типологии выделены три крупных типа стран:
1. Развитые (страны «большой семерки», большинство стран За­падной Европы).
2. Развивающиеся (Аргентина, Индия, Египет и др.).
3. Постсоциалистические и социалистические (Чехия, Украина, Китай, Куба и др.).
Удобство этой типологии заключается в том, что она учитывает специфику постсоциалистических стран, которые сочетают в себе черты двух первых типов' государств.
Поскольку эта типология ис­пользуется даже в официальных документах международных орга­низаций, некоторые страны третьего типа (республики бывшей Югославии, Вьетнам, среднеазиатские государства СНГ) на основа­нии низких доходов на душу населения заявили о желании полу­чить статус стран развивающихся.
Этот статус предоставляет им право получения льготных кредитов и иных видов помощи от меж­дународных банков и фондов.
VI. ИТОГ УРОКА
Заключительное слово учителя:
— по политико-территориальным признакам на Земле различа­ют суверенные государства, колонии и протектораты;
— по форме государственного правления страны мира разделя­ются на республики (подавляющее большинство) и монархии;
— в административно-территориальном отношении страна может быть унитарной, федеративной или конфедеративной;
— наиболее общей и универсальной является типология стран, в которой выделяются три следующих типа государств: экономи­чески высокоразвитые, менее развитые (развивающиеся), постсо­циалистические и социалистические.
VII. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
1) Учебник, §..........
2) Нанести на контурную карту границы двух государств каждо­го из трех типов (по выбору).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: