Урок-мастерская «Музыка чувств» по рассказу Куприна «Гранатовый браслет»




Цель: Показать мастерство А.И.Куприна в изображении мира человеческих чувств

Задачи:

1) развивать коммуникативные навыки, диалогическую и монологическую речь, аналитическое мышление;

2) способствовать обогащению духовного опыта представлением о настоящей любви, формировать эстетическое восприятие с помощью музыки и литературы;

3) углубить представления учащихся о художественном своеобразии прозы Куприна;

4) на основе собственных впечатлений от рассказа, провести анализ произведение, рассмотрев проблематику рассказа, своеобразие художественных образов;

5) совершенствовать навыки учащихся по анализу художественного произведения, развивание умения выделять главные, существенные моменты в развитии действия, определять их роль для раскрытия темы и идеи произведения, делать самостоятельные выводы;

7) воспитывать нравственные качества учащихся на примере героев рассказа (внутренняя красота, благородство);

 

Этап Содержание
1. С О Н А С Т Р О Й К А   П: В 1910 году А. И. Куприн написал "Гранатовый браслет", удивительный и проникновенный рассказ о любви. Эта тема всегда волновала художников и музыкантов, философов и писателей. Любви, прекрасному и возвышенному чувству, посвятили свои произведения А. С. Пушкин, М. Ю. Лермонтов, Ф. И. Тютчев, А. А. Фет, Л. Н. Толстой, И. С. Тургенев: "Всякая любовь - величайшее счастье, даже если она не разделена", - писал И. А. Бунин. "Любовь всесильна: нет на земле ни горя - выше кары её, ни счастья - выше наслаждения служить ей", - писал В. Шекспир. "Любовь - талант сродни музыкальному", - устами героя повести "Поединок" сказал А. И. Куприн. Может быть, потому, что музыка, по мнению Стендаля, - ":единственное искусство, проникающее в сердце человеческое так глубоко". А что такое любовь? Что значит любить? У: Любовь – высшее чувство, которое способно пробудить в человеке его качества. Но любовь чувство многогранное. (Педагог опрашивает нескольких учеников) П:Действительно, очень трудно объяснить, что же такое любовь. На протяжении многих веков ответ на этот вопрос искали и продолжают искать философы, композиторы, поэты, писатели и обычные люди. Всегда не переставали прославлять это великое и вечное чувство человека. Вот как писал о любви ещё в ХVII веке известный драматург Ж.-Б. Мольер: В душе померк бы день, и тьма настала вновь, Когда бы на земле изгнали мы любовь. Лишь тот блаженство знал, кто страстно сердце нежил, А кто не знал любви, тот всё равно, Что не жил… Сам Куприн так говорил о любви: это чувство, «которое до сих пор ещё не нашло себе толкователя».    
2. И Н Д У К Ц И Я     П: Вы дома прочитали рассказ Куприна «Гранатовый браслет», в нем упоминается вторая соната Бетховена. Подумайте, какие чувства у вас вызывает эта композиция в контексте прочитанного рассказа? Во время прослушивание сделайте кластер с заглавным словом «Любовь». (Дети слушают сонату, делают кластер. Возможные понятия: чувство, жизнь, радость, счастья, гармония, боль, сожаление, Желтков, Вера, надежда, браслет...) П: Давайте посмотрим, что у вас получилось. (опрашивает нескольких учеников) Как мы видим, мнения разделились. Действительно, любовь понимают по-разному. Но каждый по-своему прав, каждый вкладывает свой смысл в это чувство.  
3. Ц Е П О Ч К А З А Д А Н И Й Деконструкция: П: Ребята, давайте поделимся на группы. Каждый ряд – отдельная группа. Сейчас вам будет предложено выполнить задания индивидуально. Далее вы в своей выбираете лучший ответ, а после этого всем классом обсудим предложенные варианты. (ученики делятся на группы) П: Действие рассказа разворачивается на фоне светского общества. Что же представляет собой это светское общество, к которому принадлежит Вера? Каков образ жизни ведут эти знатные и богатые люди? Чем занимаются, как развлекаются? Как Куприн описывает гостей? У:Автор не описывает детально портреты гостей, а лишь даёт их краткие характеристики. Здесь есть «толстый, безобразно огромный» Спешников, муж Анны «с гнилыми зубами на лице черепа», «преждевременно состарившийся, худой, желчный» Пономарёв. Они играют в азартные игры, рассматривают юмористический журнал, слушают пение, рассказывают истории. Из всех гостей выделяется генерал Аносов, друг покойного отца Веры и Анны. Это бравый служака, человек простой и мудрый. Героини ласково называют его «дедушкой». Он знает много рассказов. Человеческое отношение к каждому – вот что отличает его. Аносов – один из гостей, кто разбирается в музыке.) Вечеринки, игра в покер; сплетни, флирт светский; прогулки – вот чем занимаются эти знатные люди; кто-то ещё числится в каких-то благотворительных заведениях. П: Когда происходит завязка действия рассказа? В день именин Веры – 17 сентября (по старому стилю). П: Что же ждёт от именин героиня и что происходит в этот день? Вера «всегда ожидала от дня именин чего-то счастливо-чудесного». Она получает подарок от мужа – серьги; подарок от сестры – записную книжку; и от человека с инициалами Г.С. Ж. – браслет. П: Что значит для Желткова это гранатовый браслет? У: Для него браслет – фамильная драгоценность. Браслет для Желткова не только символ благоговейной любви, он имеет и некую магическую силу, как и любая фамильная драгоценность. Об этом и пишет молодой человек в письме к Вере Шеиной: «По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжёлые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти…» П: Что почувствовала героиня, получив этот подарок? У: Почувствовала тревогу, ощущение приближения чего-то неприятного. В этом браслете она видит какое-то предзнаменование. Не случайно она сравнивает эти красные камни с кровью: браслет загорается «живыми огнями», «точно кровь!» – восклицает она. Спокойствие Веры было нарушено.)   П: Как рисует Куприн главную героиню Веру Николаевну Шеину? Найдите ее описание в тексте. У: «Вера пошла в мать, красивую англичанку, своей высокой гибкой фигурой, нежным, но холодным и гордым лицом, прекрасными, хотя довольно большими руками и той очаровательной покатостью плеч, какую можно видеть на старинных миниатюрах». Она жена предводителя дворянства, ее титул и положение в обществе объясняют ее внешнюю недоступность, неприступность героини. Вера Николаевна внешне царственно спокойная, со всеми «холодно и свысока любезная» и с «холодным и гордым лицом». Она тонко чувствующий, деликатный, самоотверженный человек: она старается незаметно помогать мужу «сводить концы с концами», соблюдая приличия, все-таки экономить, так как жить приходилось выше средств. Она нежно любит свою младшую сестру, ласкова с генералом Аносовым – другом их отца, с чувством «прочной, верной, истинной дружбы» относится к мужу. Реконструкция: П: Как изображает автор Желткова и его любовь? Как Куприн развивает тему «маленького человека»? Докажите текстом, что Желтков не дрожит перед вышестоящими, магия чина на него не действует. У: Куприн развивает традиционную для русской литературы тему «маленького человека». Чиновник со смешной фамилией Желтков, тихий и незаметный, не только вырастает в трагического героя, он силой своей любви встает над мелочной суетой, жилищными удобствами, приличиями. Но именно такой образ позволяет писателю провести мысль о живой душе, скрытой даже в самом незаметном, ничтожном человеке. Как бы он не был задавлен бедностью, он не перестал быть человеком, сохранившим чувство собственного достоинства. Он оказывается человеком, не уступающим в благородстве аристократам. Любовь возвысила его. Для него чувство – главная ценность жизни, вернее сама жизнь. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто; ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас» - пишет он в прощальном письме. Желтков мал только в своем положении, но духовно он возвышается над многими. Этот человек не дрожит перед вышестоящими, магия чина на него не действует. Он открыто говорит мужу женщины, которую он любит о своей любви. Желтков ничего не отрицает, не прячется, не юлит. Он является человеком благородным, мужественным. Возникает вопрос: на самом ли деле он «маленький человек»? Не больше ли подходит это определение брату Веры Николаевны? Ведь для него важнее всего светские приличия. Любовь для героя выше всего земного, она божественного происхождения. Никакие «решительные меры» и «обращения к властям» не могут заставить его разлюбить. Ни тени обиды или жалобы в словах героя, только благодарность за «громадное счастье» - любовь. Мертвый Желтков приобретает «глубокую важность…как будто бы он перед расставаньем с жизнью узнал какую-то глубокую и сладкую тайну, разрешившую всю человеческую его жизнь». Лицо умершего напоминает Вере посмертные маски «великих страдальцев» - Пушкина и Наполеона. Так Куприн показывает великий талант любви. П: Найдите портрет Желткова. Какую характеристику дает ему автор? У: Портрет Желткова вызывает симпатию: "с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине". Его облик напоминает ангела, а упоминание о детской ямочке - следование традициям Л. Н. Толстого (в его положительных героях есть что-то детское). Всё это даёт нам представление о Желткове как о человеке искреннем, непорочном, душевно чистом и возвышенном, поднятом над мелкой и пошлой суетой. В начале визита гостей герой изображен смешным, растерянным: "пальцы забегали по борту пиджачка", "пролепетал омертвевшими губами", "глядя умоляющими глазами". П: Как соотносятся Желтков и Шеин, Желтков и Николай Николаевич? У: Николай Николаевич пытается пресечь чувство любви Желткова, поставив ничтожного чиновника "на место". Шеин пассивен, влеком Н. Н., который угрожает Желткову, ссылаясь на свои связи и должностные возможности. Он не подозревает, что природа истинной любви такова, что не человек управляет ею, а она управляет человеком. Желтков совершенно меняется в своём поведении, после того, как понял, что разговаривает с человеком, облачённым в рамки светских приличий, высокомерным, ничего не знающим о любви: "рассмеялся", "положил руки в карманы: и закурил". Для него, принимающего судьбоносное решение, угрозы Н. Н. показались мелкими и ничтожными. Князь Шеин произнёс слова, говорящие о чуткости и благородстве души Желткова: "Разве виноват он в любви, и разве можно управлять таким чувством, как любовь, - чувством, которое не нашло себе истолкования. Мне жалко того человека. И мне не только жалко, но вот я чувствую, что присутствую при какой-то громадной трагедии души:". П: Почему Желтков решил исчезнуть? Почему обрывает свою жизнь? Может, его испугал визит мужа и брата Веры? У: Вера просила «прекратить эту историю». П: Может, ему стоило уехать? У: От любви не скроешься никуда П: Прочитайте предсмертное письмо Желткова Вере Николаевне. Каким показался вам герой? Что мы узнаём о молодом человеке из этого письма? Сопоставьте его с другими знакомыми и друзьями Веры Николаевны. У: (Гл 11. Стр. 406-407. «Я не виноват, Вера Николаевна, что богу было угодно послать мне. Как громадное счастье, любовь к Вам…меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни философия, ни забота о будущем счастье людей – для меня вся жизнь заключается только в Вас. Я проверял себя – это не болезнь… – это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить… В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли…От души благодарю Вас за то, что Вы были моей единственной радостью в жизни, единственным утешением…Дай бог Вам счастья, и пусть ничто …житейское не тревожит Вашу прекрасную душу. Целую Ваши руки. Г.С. Ж.») П: Почему он не сообщил в письме о том, что решил покончить с собой? У: Не мог потревожить спокойствие любимой П: Прочитайте финальную главу – В.Н. слушает бетховенскую сонату, прослушать которую завещал Желтков. Какое открытие делает она для себя, слушая Бетховена, что постигает? Какие слова, совпадающие с музыкой, слагаются в её уме? Почему героиня заплакала? В. Н. постигает «жизнь, которая покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Возможно, она поняла, что «мимо неё прошла большая любовь, которая повторяется только один раз в тысячу лет». А может, в её душе хоть на мгновение пробудилось ответное чувство.) П: Почему Желтков «заставил» любимую женщину слушать именно это бессмертное произведение? (гл. ХIII, стр.319) У: В пробуждении души Веры большую роль играет музыка. Вторая соната Бетховена созвучна настроению Веры, через музыку её душа словно соединяется с душой Желткова.) П: Почему единственное их свидание – прощание В.Н. с прахом молодого человека – можно считать поворотным моментом в её внутреннем состоянии? (Она поняла, что та любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо неё. Она поняла, как отличается он от пустых, бесчувственных и безразличных её знакомых – на его лице она увидела «то самое умиротворённое выражение», которое видела «на масках великих страдальцев – Пушкина и Наполеона».) Социоконструкция: П: Так как же решает Куприн «вечную» проблему – неразделённая, страстная, но настоящая любовь? Несчастной ли она оказалась, эта безответная любовь Желткова? Привела к страданиям? Или что-то другое хотел сказать автор? У: Высокая и безответная любовь Желткова стала «громадным счастьем» для него. Именно своей любовью поднимается он над другими героями, именно своей любовью разрушает царское спокойствие Веры Николаевны. Именно свое любовью заставляет Веру Николаевну в слезах, боли, раскаяния «постичь жизнь», которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения и смерть».)
4. Р Е Ф Л Е К С И Я   П: Как вы думаете, так почему же Желтков «заставил» Веру слушать именно это произведение Бетховена? Какова роль музыки в произведении? У: Музыка удивительно гармонирует с переживаниями Веры, в душе которой звучат слова: «Да святится имя Твое!» В этих нежных звуках – жизнь, которая «покорно и радостно обрекла себя на мучения, страдания и смерть». Божественная музыка Бетховена и оправдывает, и возвышает, и освещает эту любовь Желткова. П: Так в чем же, на ваш взгляд, состоит сила любви? У: Неисповедимы дороги любви, но есть в них некоторая закономерность: каждый человек проходит «испытание любовью», но не каждый его выдерживает. Любовь состоит из бескорыстия, преданности любимому человеку, в доверии и всепоглощающей духовной близости. П: Возможна ли сейчас такая любовь? Есть ли она вообще? У: Теперь, как и тогда, в веке минувшем, уживаются в одном мире подлинные человеческие ценности и цинизм, душевная опустошенность, холодный расчёт, убивающий душу прагматизм. Любовь, обнаруживающая себя в трепете первого чувства, теплоте и нежности, способности жалеть, прощать, защищать и спасать – не партнерство (как внушают нам СМИ), а прежде всего глубокая связь, духовное единство. П: Некоторым из вас незадолго до нашего урока было дано задание найти музыкальные композиции, которые могут соответствовать изображению чувства любви, проникнуты атмосферой любовных переживаний. Давайте послушаем некоторые из них и попробуем понять, в чем же состоит эта великая мелодия чувств. (слушают несколько предложенных мелодий, а затем ученики совместно с педагогом рефлексируют по поводу музыкальных композиций) П: Возможно, два главных чуда нашей жизни любовь и музыка. Ничто не может так влиять на духовное состояние человека, как всепоглощающая любовь и лиричная музыка. Ничто не вызывает таких сильных эмоций и переживаний. Но представить любовь без музыки или музыку не о любви невозможно. Для кого-то музыка и есть главное в жизни, а для кого-то любовь - это музыка сердца…  

 

Домашнее задание: сочинение-миниатюра на тему «Музыка, которая изменила меня».

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: