Заметка 10. Рокитянская Т.А, 2013 г.
Принципы выбора: фольклор, то есть то, что можно спеть без сопровождения. Лады трихордовые (терция соль-си), квартовые и пентатоника
То, что недлинно и понятно по содержанию
То, что связано с календарем, с событиями года.
То, что связано с личностными переживаниями, с чувствами
Что наблюдает ребенок: время, погода, настроение другого.
Музыкальный текст – без модуляций и хроматизмов
Предполагаемый праздничный годовой цикл:
Праздник урожая – октябрь
Праздник фонариков – ноябрь (добрые дела)
Рождество – декабрь
Масленица – февраль
Встреча весны – 8 марта
Пасха – обновление жизни – апрель
День памяти – 9 мая
День земли – посевные песни – май
Памятка для учителя:
1. Песни петь без сопровождения
2. Песен должно быть очень много
3. Песни должны быть не длинными
4. Песни должны быть с ярким образным содержанием.
Помимо песен, которые являются «рабочими» – на них отрабатываются навыки игры на инструментах, музыкальная грамота, сольфеджио – есть еще ряд песен, которые имеют другие задачи – развивают художественный вкус, чувства ребёнка, исполнительские навыки, формируют мелодический слух, накапливают музыкальный багаж, опыт, учат коммуникабельности, контактности, социальному общению. Это песни о временах года, о животных, игровые песни-диалоги, хороводы, праздничные песни рождественские, пасхальные. Большинство – в пентатонике, одноголосно.
Почему пентатоника? В XX веке европейская музыка почти не пользовалась пентатоническим ладом, сейчас интерес к нему велик, т.к. в частности, он дает много возможностей для импровизаций. Любой из пяти тонов пентатоники может выполнить роль основного звука; жесткой иерархии, как в семиступенных диатонических звукорядах – нет. Музыкальные философы сравнивают пентатонический лад с общинным строем, а современный мажоро-минорный – с тоталитарным строем(!). Ощущение квинты, которое есть в пентатонике – начало любой музыкальной культуры. Это наше окружение, взгляд вовне, не возвышаясь над миром, но с ним вместе. Настроение квинты в пентатонике – бесстрастная, как блин плоская; люди как представляли землю плоской, так и пели. Октава появилась, когда узнали, что земля круглая!!!
В пентатонике главное – ощущение квинты. Главный тон в середине. Греческий лад шёл сверху вниз, в нашу эру с Р.Х гамма пошла вверх. В наше время пентатоника очень важна – свободное движение – духовное движение – духовная сила – структура. Свободное движение даёт цели, то есть возможность творить, идти к цели, просто видеть цель. Сейчас много агрессии у подростков – не видят целей для себя.
Для пения и флейты лучше всего подходит лад – си, ля, соль, ми, ре. Музыкальное чувствование у первоклассника очень острое – он с удовольствием ищет нюансы: силу удара по тарелке можно искать долго, если добиваться образа – «вечер пришёл», «принцесса спит».
Согласно поставленным воспитательным задачам рассмотрим музыкальный материал, который может быть предложен учителю. В первом классе лучше всего это делать через песни о животных. Помимо сопереживания – в доступной и понятной детям форме песен – дети учатся двигаться, приобретают ритмические навыки, певческие навыки.
Мы знакомимся с Зайкой в песне «Ходит зайка». Далее составляем целую сюиту из жизни этого Зайки, попадающего в разные жизненные ситуации: осенью – «Зайка» («хмурая, дождливая»), «Охотничья шуточная», «Большой олень». Зимой – «Заинька у ёлочки», «Колядка зайки», «Заинька серенький». Весной и летом – «Ходит зайка», «Заинька, поскачи». Настроение и поведение Зайки всегда разное – он то грустный, то озорной и т.д. Говорим, что это тот самый Зайка, который щипал траву летом, прошло лето и теперь мы видим нашего Зайку осенью. Можно сделать инструментальное вступление и заключение на металлофоне. Шуточная охотничья – о том же Зайке. Можно водить хороводы и петь с ударными, шумовыми инструментами. Не обязательно петь все песни о Зайке в первый год, можно встретиться с другом на следующий год и спеть новую песню.
Такую же сюиту можно сделать из песен о котах, например, много колыбельных песен «Котинька-коток», «Кот-работяга», «Кот-обманщик», «Как повадился коток».
В 1-2 классе лучше не объединять пение с игрой – чтобы не разделять задач, а целиком погружаться в одно звучание, не делать сопровождение, а только вступление и заключение. Или инструментальную импровизацию в настроении песни. Хорошо выглядят Песни кукушек – из разных стран.
Рассмотрим пример работы с песней «Белочки»:[1]
Осенью всё хочет спрятаться в норку, под одеяло – естественно движение вниз, к земле. А весной хочется на улицу, прыгать и бегать, и чтобы крыши над головой не было. Хочется открытой квинты!
Если взять осенние песни, то их мелодии идут вниз, к земле. Весенние – вверх; все, как в природе.
Рассмотрим мелодии песни «Белочки»: интересно, что в первой её части больше пластического, т.е. такого, что больше действует в ребёнке до семи лет: «Листики падают, осень пришла», ¾ – от внешнего: подвижный, плавающий ритм, наблюдение за природой. Мелодия падает до тоники, как бы сворачивается. Далее небольшая связка, это вопрос, попытка связать себя с миром природы: «Рыжие белочки, как у вас дела?». Вопрос останавливается на квинте – он открыт.
Во второй части – ответе белочек – больше ритмического, в такте на 2/4: «Мы набрали шишек, для своих детишек»; это от себя, своя деятельность. Начинает действовать «сила ума-разума», которая, в свою очередь, действует на душевные силы ребёнка.
Интересно, что эта песня – не пентатоническая, но это не значит, что её нельзя петь в первом классе; она очень эмоциональна и хорошо рассказывает о смене времён года.
Музыкальный материал:
1. Осенний жнивный цикл (см. методическое пособие Т.Рокитянской «Воспитание звуком», стр. 55-68)
2. Зимние песни (см. «Воспитание звуком» стр. 69-75)
3. Масленичные и весенние песни (см. «Воспитание звуком» стр. 76-82)
4. Утренние и вечерние песни (см. сборник «Песня на все случаи жизни», автор-составитель Т.Рокитянская стр. 7-34)
5. Песни о временах года (см. сборник «Песня на все случаи жизни», стр. 85-172)
[1]«Воспитание звуком» стр. 90.