Задачи учебной (правовой) практики
Задачами учебной (правовой) практики являются:
· изучение организационной структуры правоохранительных и иных юрисдикционных органов;
· приобретение первичных навыков правоохранительной и консультативной деятельности;
· формирование у студентов навыков профессионального поведения;
· развитие у студентов необходимых качеств для успешного проведения специфических юридических действий;
· анализ и оценка деятельности правоохранительных органов на основе выполненных исследований в период прохождения практики;
· формирование у студентов умений и навыков высокой культуры общения, методов изучения межличностных отношений в системе правоотношений;
· приобретение необходимого опыта организационно-управленческой, общественной и воспитательной работы в коллективе;
· ознакомление с организацией правоприменительного процесса и основными направлениями деятельности юридических учреждений и организаций;
· совершенствование умений в пользовании нормативно-правовой базой, освоение навыков выполнения основных функций в сфере правоведения;
· овладение навыками формирования правосознания и правовой культуры населения и в первую очередь – у молодёжи.
Виды деятельности студентов на учебной (правовой практике) практике
1 этап:
– ознакомление со структурным построением правоохранительного органа, в котором студент проходит практику (суда, прокуратуры, органа юстиции, налогового органа и иных правоохранительных органов, органов правовой защиты детей)
2 этап:
– изучение статистических данных, характеризующих правовое поле, в котором действует правоохранительный орган, и основные результаты его деятельности.
– проведение анализа общих и специальных задач правоохранительного органа, определенных законодательством Российской Федерации.
– изучение функциональных обязанностей сотрудников правоохранительных органов, распределение между ними обязанностей на основе специализации.
– изучение особенностей деятельности правоохранительных органов на разных стадиях правоприменительной деятельности.
– ознакомление с организацией и ведением документооборота, практикой проведения процессуального и исполнительного производства.
3 этап:
- составление отчета о практике на основании дневниковых записей и личных наблюдений, изучения нормативных актов, правоприменительной практики, процесса делопроизводства.
Примерный перечень вопросов и заданий для проведения текущей аттестации по разделам (этапам) практики, осваиваемым студентом самостоятельно:
Для студентов, проходящих учебную (правовую) практикув районных судах и у мирового судьи, Федеральной службе судебных приставов:
1. Какова правовая основа организации и деятельности судов общей юрисдикции (как федеральных, так и мировых судей – судей субъекта Федерации)?
2. В качестве суда какой инстанции рассматривает дела районный суд (мировой судья)?
3. Какова территориальная подсудность соответствующего суда?
4. Какова предметная подсудность соответствующего суда при рассмотрении уголовных, гражданских и административных дел?
5. Какие уголовные, гражданские, административные дела наиболее часто (за время прохождения практики) рассматривал соответствующий суд?
6. Составьте краткое описание 2-3 наиболее типичных дел (но не менее 1-2 по одному виду).
7. Составьте краткое описание наиболее запомнившегося Вам судебного процесса. Объясните, почему Вы выбрали именно это дело.
8. Каков принцип организации работы судей в соответствующем суде? (работа может быть организована по территориальному, функциональном, территориально-функциональному или персональному принципу).
9. Каков преимущественный состав судей при рассмотрении дел (дела рассматриваются: единолично, коллегиально в составе трех профессиональных судей)?
10. Какова структура организации аппарата соответствующего суда (какие подразделения имеются в суде, каковы их функции (основные направления деятельности) и численность)?
11. Какова организация исполнительного производства в РФ?
12. Какова структура Федеральной службы судебных приставов.
13. Дайте краткую характеристику наиболее интересных дел, которые за время прохождения производственной практики, были в исполнительном производстве.
Для студентов, проходящих практику в арбитражных судах:
1. Какова правовая основа организации и деятельности арбитражных судов в РФ?
2. Какие дела подведомственны арбитражным судам?
3. В каком составе рассматриваются дела в арбитражных судах?
4. Что понимают под подсудностью и каково ее значение в арбитражном судопроизводстве?
5. Какие признаки арбитражного дела учитываются при определении подсудности?
6. Часто ли возникают проблемы с определением подсудности?
7. Кто является участником арбитражного судопроизводства?
8. Каковы особенности подготовки дела к судебному разбирательству.
9. Общая характеристика судебного разбирательства (на примере конкретных арбитражных дел).
10. Особенности производств по пересмотру арбитражных решений.
11. Производство по арбитражным делам в апелляционной, кассационной и надзорной инстанции (на примере конкретного дела).
Для студентов, проходящих учебную (правовую) практику в п рокуратуре;
1. Определите: понятие, содержание прокурорского надзора в Российской Федерации, его отличие от иных видов контрольно-надзорной деятельности.
2. Какова правовая основа организации и прокуратуры?
3. Каковы цели и направления деятельности прокуратуры?
4. Каковы отрасли прокурорского надзора: понятие, виды?
5. В чем заключается участие прокурора в рассмотрении дел судами?
6. Какова структура системы органов прокуратуры Российской Федерации?
7. Каков состав, структура и компетенция прокуратуры субъектов Российской Федерации, прокуратур района, города?
8. Каков порядок назначения прокуроров на должность, их подотчетность и основания освобождения от должности?
9. Дайте краткую характеристику наиболее интересных дел, которые за время прохождения производственной практики, были на рассмотрении у прокурора.
Для студентов, проходящих учебную (правовую) практику в Министерстве внутренних дел РФ, Федеральной службе РФ по контролю за оборотом наркотиков, Федеральной службе исполнения наказания:
1. Определите следственные органы МВД: система, состав, компетенцию.
2. Каков состав, структура и компетенция Следственного управления (отдела) при УВД (МВД) края, области, республики: структура, состав, компетенция.
3. Определите систему органов дознания в Российской Федерации и их компетенцию.
4. Каков состав, структура и компетенция МВД Российской Федерации?
5. Каков состав, структура и компетенция Федеральной службы РФ по контролю за оборотом наркотиков?
6. Каков состав, структура и компетенция Федеральной службы исполнения наказания?
7. Что понимают под подследственностью и каково ее значение в уголовном судопроизводстве?
8. Чем отличается криминальная полиция от полиции общественной безопасности?
9. Каков состав, структура и компетенция управления (министерства) внутренних дел области, края, республики?
10. Каков состав, структура и компетенция районного, городского отдела (управление) внутренних дел?
11. Каков порядок назначения сотрудников ОВД и ФСКН на должность и основания освобождения от должности?
12. Укажите виды и основания проведения оперативно-розыскных мероприятий?
13. В каких процессуальных и непроцессуальных действиях вам приходилось участвовать во время проведения практики?
14. Каков порядок взаимодействия подразделений ОВД и ФСКН?
15. Укажите порядок учета и проверки заявлений о преступлениях?
16. Каков порядок взаимодействия подразделений ОВД и уголовно-исполнительной инспекции ФСИН?
Для студентов, проходящих учебную (правовую) практику в Аппарате Уполномоченного по правам ребенка, Комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Волгоградской области:
1. - Каковы правовые основы деятельности Уполномоченного по правам ребенка в РФ?
2. Дайте характеристику жалоб и обращений о нарушении прав и свобод ребенка, а также принятие мер по их восстановлению.
3. Проведите анализ законодательства в области прав несовершеннолетних, его соответствия с общепризнанными принципами и нормами международною права.
4. Каковы формы отчетности о деятельности Уполномоченного по правам ребенка?
5. Установите особенности сотрудничества Уполномоченного но ребенка человека с судами общей юрисдикции, Органами внутренних дел, Комиссия по делам несовершеннолетних и защите их прав, ФСИН, ФСКН, медицинскими и образовательными учреждениями.
6. Особенности правоприменительной практики в области прав человека и гражданина.
7. Взаимодействие Уполномоченною по правам ребенка со средствами массовой информации по вопросам о соблюдении прав и свобод несовершеннолетних в Российской Федерации (на конкретных примерах покажите эффективность или, наоборот, неэффективность этого направления деятельности).
8. Как осуществляется информирование органов государственной власти и общественности о положении дел с соблюдением нрав и свобод граждан в Российской Федерации?
Для студентов, проходящих практику в адвокатуре
1. Какова правовая основа организации и деятельности адвокатуры в РФ?
2. Какова структура адвокатской палаты субъекта РФ?
3. Какие задачи решает Федеральная палата адвокатов?
4. Каковы формы деятельности адвокатов?
5. Каким образом строится консультационная работа адвокатов с гражданами и организациями?
6. Какие документы правового характера составляет адвокат?
7. Каковы виды юридической помощи, оказываемой адвокатами гражданам и организациям?
8. В каких случаях адвокат не может выступать в качестве представителя?
9. Каковы права и обязанности адвоката при участии в судопроизводстве в качестве защитника и представителя?
10. Дайте краткую характеристику типичного клиента адвоката по уголовным или гражданским делам (в зависимости от специализации адвоката-руководителя практики).
11. Дайте краткую характеристику наиболее интересных дел, которые за время прохождения производственной практики, были в производстве у адвоката.
Для студентов, проходящих практику в юридических службах организаций:
1. Что входит в задачи юридических служб на предприятии и в коммерческих организациях?
2. Каков порядок организации юридической службы коммерческой организации?
3. Каков состав юридической службы предприятия, коммерческих организаций и их материальное обеспечение?
5. Каков порядок регистрации, учета, предъявления претензий и исков в юридических службах?
6. Претензии какого характера наиболее часто предъявляются в соответствующей юридической службе?
7. Каковы последствия неудовлетворения претензий?
8. В чем заключается деятельность юридических служб по обобщению и анализу рассмотрения судебных и арбитражных дел?