Пресс-релиз: «ФАС России – запрещать нельзя разрешать»




Резюме: ФАС России

Владислав Алефиров, Валерий Ключников, Дарья Колотилова

Проблемная ситуация

Для осуществления крупного слияния на российском рынке его участникам необходимо предварительное согласие ФАС России, которое может выражаться либо в безусловном одобрении сделки, либо в выдаче предписаний, содержащих условия ее совершения, в случае неисполнения которых на компанию налагают административное наказание. При этом эффект указанного инструмента экономической политики остается для соответствующего органа государственной власти неизвестным.

Цель работы

Оценить эффект от выдачи предписаний при одобрении сделок экономической концентрации, чтобы обеспечить максимально эффективную работу рынка и сохранение конкурентной среды в новых условиях распределения рыночных сил.

Задачи исследования

1. Разработать методику отбора сделок для последующего анализа эффективности выданных предписаний ФАС России.

2. Разработать план интервью с экспертами, продумать вопросы.

3. Провести интервью о конкретной сделке экономической концентрации с экспертами на выбранных рынках.

4. Сделать заключение об эффективности выдачи предписаний ФАС России на основе проведенных интервью.

Источники данных

1. Приказ Фас №220 от 28.04.2010

2. Официальный сайт ФАС России fas.gov.ru

3. Интервью с экспертами

Заказчик

ФАС России

Исполнитель

Студенты третьего курса факультета экономических наук НИУ ВШЭ

Методика отбора сделок

Анализ эффективности выданных предписаний ФАС России проводился на сделках, отобранных следующим образом:

1. Выбираем самые «громкие», наиболее освещаемые в прессе сделки;

2. Сортируем сделки по их объему, выбираем самые крупные;

3. Консультируясь с экспертами, определяем наиболее знаковые из них, такие, на примере которых наиболее отчетливо прослеживается роль предписаний, выдаваемых ФАС.

Мы пришли к выводу о том, что наиболее показательной была сделка на российском рынке поставщиков шин по приобретению ОАО «СИБУР Холдинг» прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности ОАО «Амтел-Фредештайн». Проанализировав эффект предписаний на примере данной сделки, мы сделаем вывод об эффективности предписаний в целом, так как, по словам экспертов, она достаточно точно иллюстрирует роль предписаний вообще.

Вопросы экспертам [1]

1. Какие компании являются ключевыми игроками на российском рынке поставщиков шин?

2. Оцените состояние конкуренции на сегодняшний день.

3. Как изменилось количество игроков на рынке за последние три года? Цены?

4. Как часто на рынке осуществляются сделки экономической концентрации?

5. Знаете ли Вы о сделке по приобретению ОАО «СИБУР Холдинг» прав, позволяющих определять условия осуществления предпринимательской деятельности ОАО «Амтел-Фредештайн»?

6. Привела ли сделка к каким-либо изменениям в функционировании рынка?

7. Знакомы ли Вы с содержанием выпущенных предписаний?

8. Способствовало ли выданное предписание поддержанию конкуренции на рынке?

9. Каким образом можно было улучшить выданное предписание?

Результаты исследования

На основе анализа интервью с экспертом на российском рынке поставщиков шин было выявлено, что выданное предписание ФАС России неэффективно. Данная сделка лучше других отражает эффективность предписаний ФАС России, поэтому результаты анализа экстраполированы и на остальные сделки.

Причины, по которым выданные предписания признаны неэффективными:

1. Выполнение целого ряда требований из предписания не зависит от компаний, осуществляющих сделку.

2. Некоторые требования выполняются априори и их включение в тест требования является избыточным.

3. Предписания не способствуют улучшению состояния конкуренции на рынке, так как не побуждают к конкретным действиям со стороны агентов. Так, требование об уведомлении ФАС России об увеличении цен никак не способствуют поддержанию здоровой рыночной среды напрямую.

4. Предписания ФАС часто не учитывают региональную специфику рынка и его продуктовые границы, из-за чего предписания могут трактоваться двояко, а значит, предсказать их результат становится только сложнее.

Рекомендации

В ходе проведенного исследования мы пришли к выводу о том, что на практике предписания ФАС России являются неэффективными, потому что они либо выполняются априори, никак не влияя на деятельность компаний, либо делают сделку нерентабельной, что для бизнеса, как правило, равносильно получению запрета на её осуществление.

Нам представляется два возможных решения проблемы неэффективности предписаний:

1. Упразднение предписаний как таковых. Возможно, ФАС следует либо просто разрешать сделку, либо сразу запрещать её, минуя этап выдачи предписания, которое всё равно в текущем своём виде почти наверняка ни на что не повлияет.

2. Усовершенствование предписаний: в частности следует включать в текст предписания более подробное описание продуктовых и территориальных границ рынка, на которых ФАС хочет сдерживать рост экономической концентрации. Кроме того, перед выдачей предписания представляется разумным изучить структуру рынка, чтобы знать, исполнение каких требований находится во власти компаний, на которые распространяется предписание, чтобы выдвигать более реалистичные требования. Также стоит указывать, как считается доля компании на рынке: в валовых или денежных показателях.

Пресс-релиз: «ФАС России – запрещать нельзя разрешать»

Группа студентов из НИУ ВШЭ завершила исследование, посвященное анализу эффективности предписаний, которые ФАС России выдает компаниям, желающим осуществить сделки по слияниям и поглощениям.

Несмотря на то, что в теории предписания – удобный и «умный» инструмент, позволяющий регулятору дать бизнесу шанс на проведение сделки, даже если в текущем виде она его не удовлетворяет, на деле всё обстоит совершенно иначе. Большинство экспертов, опрошенных исследователями, сошлись во мнении, что на практике предписания ФАС чаще всего не работают.

Наиболее ярким этого является покупка «СИБУР Холдингом» компании «Амтел-Фредештайн». Если обратиться к тексту предписания, можно увидеть, что требования ФАС по большей части попросту констатировали текущее положение дел на рынке, и поэтому никак не повлияли на деятельность компаний.

В других же случаях требования ФАС бывают настолько избыточны и нереалистичны, что их выдвижение равносильно запрету сделки, так как бизнес заведомо на них не согласится.

В итоге исследователи пришли к выводу, что в современном виде предписания неэффективны. Их следует либо значительно доработать: повысить прозрачность требований и трактовок текста предписания, либо вовсе убрать из инструментария ФАС.

На момент публикации официальные представители ФАС от комментариев воздержались.

 


[1] Все вопросы заданы после завершения сделки



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: