В текущем году замедление, начавшееся в российской экономике в 2013 году, продолжается, причем экономическая ситуация ухудшилась по сравнению с предыдущим годом. Прирост ВВП в I квартале 2014 года (к I кварталу 2013 года) составил, по оценке Минэкономразвития России, 0,8%, инвестиции снизились на 4,8%, реальные располагаемые денежные доходы - на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.
Макроэкономические параметры, используемые для составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы, значительно отличаются от показателей прогноза социально-экономического развития Российской Федерации (от 16 сентября 2013 года), положенного в основу формирования федерального бюджета на 2014 год и плановый период 2015 и 2016 годов, что существенно влияет на результаты исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2014 году и условия их составления на плановый период.[27]
В целях минимизации угроз несбалансированности федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации подготовка Основных направлений бюджетной политики осуществлялась на основе "консервативного", то есть наиболее реалистичного варианта макроэкономического прогноза. Этот подход не только позволяет повысить точность бюджетного планирования.
В соответствии с основным вариантом прогноза социально-экономического развития Российской Федерации темпы роста мировой экономики в среднесрочной перспективе будут повышаться. Экономика США за счет улучшения ситуации на рынке труда, увеличения инвестиционного спроса, роста производительности труда будет постепенно ускоряться. Также ожидается расширение кредитования населения и предприятий в этих странах в 2016 - 2017 годах. Китайская экономика будет расти более умеренными, чем раньше, темпами.
Мировая экономика в 2014 году вырастет на 3,6%, а к 2017 темпы ее прироста увеличатся до 4%.[28]
Среднегодовая цена на нефть марки "Юралс", положенная в основу формирования федерального бюджета, в 2014 году составит 104 доллара США за баррель (против 101 долларов за баррель в прогнозе от 16 сентября 2013 года), в 2015 - 2017 годах будет находиться на уровне 100 долларов США за баррель.
В 2014 году ожидается замедление прироста ВВП России до 0,5% (таблица 2.1).
Таблица 2.1 - Основные макроэкономические параметры на 2014 - 2017 годы
Показатель | 2014 год | 2015 год | 2016 год | 2017 год | |||
Закон 349-ФЗ | Прогноз МЭР от 20.05.2014 | Закон 349-ФЗ | Прогноз МЭР от 20.05.2014 | Закон 349-ФЗ | Прогноз МЭР от 20.05.2014 | Прогноз МЭР от 20.05.2014 | |
ВВП, млрд. рублей | 73 315 | 71 493 | 79 660 | 76 077 | 86 837 | 82 303 | 89 834 |
Рост ВВП, % | 103,0 | 100,5 | 103,1 | 103,3 | 102,5 | 103,3 | |
Инвестиции, млрд. рублей | 14 933 | 13 494 | 16 577 | 14 522 | 18 475 | 15 541 | 17 046 |
Объем импорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долл. США | 331,3 | 307,1 | 345,2 | 313,0 | 361,7 | 320,2 | 334,1 |
Объем экспорта (по кругу товаров, учитываемых ФТС России), млрд. долларов США | 504,3 | 519,6 | 505,0 | 502,8 | 515,8 | 508,6 | 518,1 |
Прибыль прибыльных организаций, млрд. рублей | 12 735 | 13 085 | 13 510 | 13 060 | 15 135 | 14 455 | 16 375 |
Инфляция (ИПЦ), % к декабрю предыдущего года | 105,0 | 106,0 | 104,5 | 105,0 | 104,5 | 104,5 | 104,3 |
Курс доллара, рублей за доллар США | 33,4 | 35,5 | 34,3 | 37,0 | 34,9 | 38,0 | 38,8 |
Фонд заработной платы, млрд. рублей | 18 017 | 17 707 | 19 464 | 18 913 | 21 122 | 203 778 | 22 120 |
Цены на нефть "Юралс", долларов США за баррель | |||||||
Цены на газ (среднеконтрактные включая страны СНГ), долларов/тыс. куб. м |
Пересмотрен и прогнозируемый показатель потребительской инфляции. Так, уровень потребительских цен повышен в 2014 году с 4,5 - 5,5% (в прогнозе от 16 сентября 2013 года) до 5,5 - 6,5%, что преимущественно связано с более высоким прогнозом курса доллара США (номинальный курс повышен в 2014 году с 33,4 рублей до 35,5 рублей за 1 доллар США).
Также были пересмотрены оценки экспорта и импорта товаров. Вклад экспорта в рост ВВП в 2014 году будет, вероятнее всего, отрицательным. При этом благодаря повышению прогнозной цены на нефть в 2014 году, а также более высокой базе 2013 года объем экспорта товаров повысится. В результате пересмотра динамики курса и снижения оценок внутреннего спроса оценка импорта товаров в 2014 году понижена.
Под воздействием снижения цен на нефть и газ экспорт товаров будет снижаться до 2015 года. С 2016 года рост возобновится. Импорт товаров в 2015 - 2017 годах будет ограничен внутренним спросом и динамикой обменного курса. На протяжении всего среднесрочного периода реальный курс рубля будет ослабевать.
Дефлятор ВВП в 2014 году повышен с 5,4% (в прогнозе от 16 сентября 2013 года) до 6,6% в связи с повышением оценки цен на нефть и повышения курса доллара США. Снижено значение номинального ВВП в 2014 году, что связано с пересмотром Росстатом в сторону уменьшения объема ВВП в 2013 году. В сторону понижения также пересмотрены значения номинального ВВП в 2015 - 2017 годах.
Таким образом, базовый вариант прогноза социально-экономического развития Российской Федерации в 2015 году и плановом периоде 2016 и 2017 годов, взятый за основу для составления проекта федерального бюджета на 2015 - 2017 годы.
Помимо этого сохраняются определенные риски развития экономики и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации [29].
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Таким образом можно сказать,бюджетное устройство есть совокупность трех составляющих элементов: бюджетной системы; принципов бюджетной системы; бюджетной классификации.
И налицо вывод – оптимальное функционирование бюджетного механизма возможно лишь при двух основополагающих условиях: правильного построения межбюджетных отношений между бюджетами различных уровней и четкого, справедливого баланса его доходов и расходов. Именно тогда возможно говорить о стабильной и быстрорастущей экономике, эффективной бюджетной политике, ибо только тогда в полной мере проявятся основные принципы бюджета.
Также хотелось бы вновь остановиться на некоторых аспектах совершенствования бюджетного устройства Российской Федерации.
Необходимость реформирования бюджетной системы в современных условиях определяется объективными требованиями экономической действительности. Развитие общества, многие годы жившего в условиях жесткой централизации, еще довольно длительное время будет определяться развитием бюджетных отношений.
Совершенствование бюджетного устройства способно оказать значительное положительное воздействие на функционирование всей рыночной системы. И это совершенствование следует осуществлять как по отношению к внутренним, межбюджетным отношениям, основывая их исключительно на принципах бюджетного федерализма, так и по отношению к количественным и качественным показателям самого бюджета. Ведь только в совокупности эти изменения способны превратить государственный бюджет из средства дестабилизации экономики в мощный стимул экономического роста.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:
1. Бюджетный кодекс РФ. М.: НОРМА.- 2010. -С. 5
2. Афанасьев, М.П. Основы бюджетной системы. М.: Издательский дом ГУ-ВШЭ, 2012.
3. Бюджетная система РФ: / Под ред. Г.Б. Поляка. - М.: ЮНИТИ.- 2012. -С. 12
4. Бюджетная система Российской Федерации. Под ред. М.В. Романовского и О.В. Врублевской. М.: ЮРАЙТ.- 2009.- С. 30.
5. Бирюков, А. Г. О сбалансированности консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в 2004 году // Финансы. - 2012. - N 2. - С. 7-10
6. Балабанов, И.Т. «Финансовый анализ и планирование хозяйствующего субъекта». – 2-е изд., доп. – М.: Финансы и статистика, 2009.
7. Бухвальд,Е. Конституция и развитие экономических основ федеративных отношений // Экономист. 2013. № 12.
8. Васюнина,М. Л. Реформа местного самоуправления и развитие бюджетного законодательства РФ // Финансы и кредит. - 2013. - N 12. - С. 65-71
9. Вахрин, П.И. Бюджетная система Российской Федерации. М., 2012-.С. 43-44.
10. Горегляд, В. Бюджетная система и экономический потенциал страны / Вопросы экономики - 2012 г.-№4
11. Голикова,Т. А. Основные направления реструктуризации бюджетного сектора // Финансы. - 2014. - №2. - С. 3-6
12. Иванов,A.M. Бюджеты субъектов федерации и приоритеты социальной политики. // Финансы. – 2014. - №8.
13. Иванова, М. С. О реформировании казначейского исполнения бюджетов // Законодательство и экономика. - 2014. - N 6. - С. 74-75
14. Игонина,Л. Л. Принципы организации муниципальных финансов // Финансы. - 2013. – №8. - С. 15-19
15. Игудин,А. Г. Проблемы бюджетных отношений //Финансы. - 2013. - № 5. - С. 8-11
16. Кадочников, П., Синельников-Мурылев С., Трунин И., Четвериков С. Перераспределение региональных доходов / Вопросы экономики - 2013 г.-№10
17. Колесов, А.С. Бюджетная система: сущность и вопросы ее развития. // Финансы. 2011, №7. С. 7
18. Лавриков, И. Н. Федеральное казначейство и межбюджетное регулирование // Финансы. - 2010. - № 5. - С. 18-20
19. Натаров,В. Н. Уровень бюджетной дисциплины и качество казначейского контроля // Финансы и кредит. - 2011. - № 26. - С. 35-39
20. Христенко, В.Б. Развитие бюджетного федерализма в России: // Российская газета. – 17.02.2009. – С.3
21. Годин,А.М., Максимова Н.С., Подпорина И.В. Бюджетная система Российской Федерации: Учебник. - М.: «Дашков и Ко».- 2009.-С. 425
22. Годин,А.М., Подпорина И.В. Бюджет и бюджетная система РФ: Учебное пособие. - М.,- 2010.-С.156
23. Горбунова, О.Н., Селюков А.Д., Другова Ю.В. Бюджетное право России. - М.: ООО «ТК Велби», 2011.-С. 94
24. Крохина,Ю.А. Бюджетное право и российский федерализм. - М., -2011.-С.145
25. Комментарий к Бюджетному кодексу Российской Федерации - М.: Система ГАРАНТ, 2012.-С.421
26. Химичева, Н.И. Финансовое право. - М., 2013.-С. 46
27. Химичева,Н.И. Бюджетное устройство в РФ // -С.24.
28. Финансовое право: Учебное пособие для вузов/под ред. Проф. М.М. Рассолова – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2011 – 444с.
29.Федеральный закон от 3 декабря 2014 № 216-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год и на плановый период 2017 г.»