Вопросы к государственному экзамену
Требования к государственному экзамену.
Для оценки знаний и умений студентов вопросы сгруппированы по трем блокам:
Блок 1. Теоретические и исторические аспекты изучения молодежи, опыт и современное
состояние молодежной политики в России и за рубежом.
Блок 2. Психолого-педагогические и социально-правовые аспекты работы с молодежью
Блок 3. Практическое задание
В билет для государственного экзамена включаются три вопроса из трех блоков
Блок 1. Теоретические и исторические аспекты изучения молодежи, опыт и современное состояние молодежной политики в России и за рубежом.
1. Профессиональные компетенции и направления профессиональной деятельности специалиста по работе с молодежью.
2. Социально-педагогическая деятельность организатора работы с молодежью
3. Основные модели молодежных организаций, связанные с общественной и политической деятельностью.
4. Молодежное движение как компонент общественно-политической системы и массовая форма выражения социальной активности молодежи.
5. Основные стадии создания и становления молодежных общественных организаций.
6. Основные концепции «новой» общественной молодежной организации в России (90-е гг. по н.в.).
7. Современные молодежные движения в России. Федеральный реестр молодежных и детских общественных объединений, пользующихся государственной поддержкой.
8. Неформальные молодежные движения и их влияние на формирование личности подростка
9. Перспективы и направления совершенствования государственной молодежной политики на современном этапе
10. Молодежное движение в России в 1920–1980-х гг. Исторический опыт ВЛКСМ.
11. История молодежного движения за рубежом: этапы, опыт, особенности.
12. Современное молодежное движение за рубежом. (на примере страны по выбору студента).
13. Молодежные движения в Ульяновске. Cсовременное положение
14. Классификация молодежных детских общественных объединений, функции и принципы
Блок 2. Психолого-педагогические и социально-правовые аспекты работы с молодежью
1. Основные категории педагогики.
2. Процесс развития личности. Неравномерность развития.
3. Соотношение наследственности и социальной среды, национальных и культурно-исторических факторов в воспитании и образовании.
4. Понятие «личность». Модели личности. Я - концепция личности. Внутренние и внешние факторы Я - концепции.
5. Социальная среда и социальное взаимодействие как факторы формирования Я-концепции.
6. Педагогический процесс как система и целостное явление.
7. Закономерности педагогического процесса.
8. Воспитание как общественное явление и педагогический процесс.
9. Принципы воспитания. Цели воспитания. Воспитание личности в коллективе. Технологии воспитания и воспитательной деятельности.
10. Деятельность и способности. Общие и специальные способности. Интеллект. Обучаемость. Одарённость.
11. Норма и отклонение в физическом, психологическом, интеллектуальном и моторном развитии человека.
12. Социализация как процесс и результат социального развития личности.
13. Социальная активность личности.
14. Профилактические и реабилитационные технологии работы с дезадаптированными детьми и молодежью.
1. Понятие социальных технологий, сущность и критерии технологичности.
2. Классификация и типизация социальных технологий
3. Социальные противоречия, стадии развития технологических противоречий.
4. Социально-педагогическая инноватика и проектная деятельность в молодежной работе
5. Технологии социально-педагогической работы в молодежной среде.
6. Понятие имидж. Структурная организация имиджа (фундаментальные основы)
7. Классификации имиджа (функциональный и контекстный)
8. Структура личностного имиджа
9. Техники формирования имиджа делового человека
10. Социальный конфликт. Стадии развития конфликта.
11. Основные стратегии и способы разрешения конфликта.
12. Конфликты в молодежной среде: причины и пути их разрешения.
13. Предпосылки возникновения молодежной политики в Российской Федерации.
14. Государственная молодежная политика как важнейшее направление деятельности государства. Основные задачи и базовые принципы государственного управления молодежной политикой.
Блок 3. Практические задания
Индекс компетенции | № задачи (задания) | Условие задачи (формулировка задания) |
УК-1 | Раскройте основные причины конфликта поколений. | |
УК-2. | Сформулируйте предложения по улучшению социального самочувствия молодежи | |
УК-3. | Мать Константина, молодого человека 18 лет, обратилась за помощью к специалисту по работе c молодежью. Ее сын не хочет служить в армии и скрывается от представителей военкомата. Сама женщина тоже против его службы, боится потерять единственного сына. Однако переживает: не посадят ли его в тюрьму. Каковы действия специалиста по социальной работе в данном случае | |
УК-4. | Раскройте стратегии социально-психологической работы и особенности взаимоотношений с разными целевыми группами молодежи | |
УК-5. | Мама Николая (15 лет) обратилась к социальному педагогу школы за помощью. Она и ее сын - верующие люди - не скрывают своих религиозных убеждений, постоянно посещают церковь, стремятся выполнять все требования религиозной православной доктрины. Однако в последнее время состояние ее сына вызывает у мамы большое беспокойство. Мальчик стал замкнутым, с большой неохотой идет как в школу, так и в церковь. После разговора с ребенком мама выяснила, что всему причиной насмешки и издевательства со стороны одноклассников в школе, которым подвергается Коля. Каковы действия специалиста в данной ситуации? | |
УК-6 | Александр, 22 лет, выпускник гуманитарного университета, относится к категории лиц, лишённых родительского попечения. Десять лет назад родители погибли в автомобильной катастрофе, и его с младшим братом определили в детский дом. Пока он учился в университете, проживал в общежитии. Но в настоящее время Александру негде жить (брат проживает в общежитии института, где обучается). Несколько лет назад квартира в четырёхквартирном деревянном доме, где они проживали с родителями, сгорела. Жильцы трех других квартир, не дожидаясь помощи от муниципальных органов власти, разъехались, самостоятельно решив свои жилищные проблемы. Каковы действия специалиста по работе с молодежью в данном случае? | |
УК-7. | Родители несовершеннолетнего Василия, 17 лет, находятся в разводе; молодой человек проживает с матерью. Отношения между супругами после развода испорчены, мать и отец практически не общаются. Отец подал заявление в органы опеки, в котором указал на плохое выполнение матерью родительских обязанностей, отметив, что она не контролирует время пребывания Василия в школе; не следит за его успеваемостью; не знает, во сколько он возвращается с прогулки и с кем проводит свое время; плохо следит за его питанием, не выделяет денег на обеды в школе. Со слов отца мать часто отсутствует по вечерам, поздно возвращается домой, часто не ночует дома, устраивает свою личную жизнь в ущерб ребенку. Отец настаивает, чтобы сын проживал с ним, считает, что для этого у него есть все условия. Василий согласен жить с отцом, но не хочет обидеть маму, которая против такого варианта. Каковы действия специалиста по работе с молодежью в данном случае? Как помочь молодому человеку в этой ситуации? | |
УК-8 | Маша, 14 лет, живет с мамой, которая, чтобы ни в чем не отказывать дочери, вынуждена работать на двух работах, приходит домой поздно и поэтому редко видит дочь. Маша заботу матери не ценит, но очень требовательна и постоянно просит большие суммы на карманные расходы. В последнее время всё чаще стала приходить домой в состоянии алкогольного опьянения. Из-за невозможности справиться с дочерью в одиночку и чувства собственного бессилия мать решила обратиться за помощью к специалистам. К каким специалистам может обратиться мама? В чем будет заключаться оказываемая ими помощь? | |
ОПК-1 | Выделите основные причины молодежной безработицы, 6проблем молодежи при поиске работы. | |
ОПК-2 | Сформулируйте рекомендации по упранию миграционными процессами в молодежной среде. | |
ОПК-3. | Приведите права и обязанности молодежи, их соотношение на примере одной из сфер жизнедеятельности (семья, трудовые отношения, образование и пр.). | |
ОПК-4 | Сформулируйте основные тенденции в сфере брачно-семейных установок и семейных ценностей молодежи. Предложите рекомендации по укреплению института молодой семьи. |