Проблемы эмоционального выгорания консультанта и пути их решения




Тема 2. Проблемы мастерства консультанта

Лекция 1. Возможные ошибки консультанта и способы их преодоления

Лекция 2. Этические аспекты в профессиональной деятельности консультанта

Лекция 3. Проблемы эмоционального выгорания консультанта и пути их решения

Возможные ошибки консультанта и способы их преодоления

Профессия консультанта (психотерапевта) – это, по сути, творческая деятельность. И творчество (креативность) – неотъемлемая составляющая консультативного процесса.

У консультанта могут возникать два типа трудностей в отношении к собственной креативности:

  1. Отсутствие достаточной гибкости в работе, слишком строгое следование формальным рамкам;
  2. Отношение к креативности как к какому-то особому дару, которым обладают только избранные.

 

Учеными был выделен ряд внутренних блоков, мешающих проявлению внутренней креативности.

l Страх неудачи. Консультант «отступает, не решается идти на риск, готов согласиться на малое, чтобы только избежать возможной боли или стыда перед неудачей». Обычно он воспринимается как специалистЮ оказывающий клиентам поддержку, но не способный на то, чтобы подтолкнуть их к решению трудных задач или побудить к кактивным действиям;

l Нерасположенность к лёгкости, к игре. Страх выглядеть глупо или несерьёзно не позволяет консультанту участвовать в чём-то необычном и «сомнительном».

l Неспособность разглядеть имеющиеся ресурсы не даёт консультанту увидеть собственные сильные стороны и оценить те ресурсы, которыми он окружён – людей и предметы;

l Непоколебимая уверенность – ригидность выбираемых способов решения задач, отсутствие гибкости в способах реагирования, упорное следование старым стереотипам, нежелание подвергать проверке собственные представления;

l Избегание фрустрации. У каждого консультанта есть свои «слабые места», точки в которых он испытывает затруднения. Если консультант не осознаёт их, то он направляет клиента в те области, где он чувствует себя уверенно и считает, что он может сделать что-то конструктивное;

l Страх неизвестного. Такой консультант «боится неопределённости, избегает ситуаций, в которых у него нет абсолютной уверенности в успехе, не может что-то начать, не зная, что его ожидает;

l Боязнь оказать влияние. Страх оказаться слишком агрессивным или назойливым в навязывании своего влияния, нерешительность в отстаивании своей точки зрения, робость в высказываниях собственного мнения;

l Боязнь ослабить напряжение, дать возможность процессу разворачиваться в собственном темпе. Слишком сильное стремление во что бы то ни стало разрешить проблем неспособность подождать, пока решение созреет само, пока всё совершится естественным образом; недостаток доверия к человеческому потенциалу.

 

Этические аспекты в профессиональной деятельности консультанта

Выделяют следующие этические принципы и нормы психологического консультирования:

  1. Адекватная оценка консультантом уровня и пределов своей профессиональной компетенции;
  2. Запрет на применение диагностических методик и техник, которые еще не достаточно изучены и освоены;
  3. Запрет на использование клиента в качестве испытуемого для проведения научных и практических экспериментов без предварительного обсуждения и согласия с его стороны;
  4. Запрет на «двойные отношения» в процессе всего консультирования;
  5. Предоставление клиенту во время первой встречи максимально полной информации, касающийся процесса и условий консультирования.

 

Выделяют следующие моменты, которые необходимо обсудить с клиентом:

l основные цели консультирования;

l квалификация и образование консультанта;

l оплата консультирования;

l приблизительная продолжительность консультирования, графики и время встреч;

l контактная информация о консультанте;

l допустимые и возможные границы конфиденциальности и т.п.

 

 

Проблемы эмоционального выгорания консультанта и пути их решения

Синдром «сгорания» проявляется как состояние физического и психического истощения, вызванного эмоциональным перенапряжением при работе с людьми.

Данный феномен не является строго специфичным для консультантов. Он достаточно часто встречается у многих представителей «помогающих» профессий – врачей, учителей, психотерапевтов и т.д.

Однозначность в измерении и определении выгорания не достигнута к настоящему времени, более того, наблюдается тенденция к более широкому его толкованию. Наиболее перспективным для понимания специфики синдрома выгорания является интегральный подход, в котором выгорание рассматривается как некоторая дисфункция (несоответствие), вызванная взаимодействием личностных факторов и факторов окружающей среды (ситуационных).

Причины эмоционального выгорания консультантов:

  1. Несоответствие между требованиями работы и ресурсами консультанта;
  2. Монотонность работы, особенно если её смысл кажется сомнительным;
  3. Профессиональная изолированность;
  4. Работа с немотивированными клиентами;
  5. Нехватка условий для самовыражения личности на работе;
  6. Неразрешённые личностные конфликты консультанта и др.

 

Для профилактики выгорания предлагаются специальные стратегии поведения, с помощью которых можно стабилизировать своё состояние:

l проблемный анализ ситуации а так же её последствий;

l нахождение в ситуации позитивных аспектов;

l поиск эмоциональной поддержки и понимания;

l активное участие в совместном поиске выхода из ситуации;

l эмоциональный выход (разрядка) для негативных переживаний;

l переключение мыслей на другие, тоже важные темы;

l осуществление конструктивной активности, не связанной напрямую с работой;

l открытость новому опыту и.т.д.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: