Джук (англ. juke) зародился в 1990е годы в Чикаго и представляет собой ускоренное подобие гетто-хаус (ghetto house) музыки [1], для которой характерно lo-fi звучание, ударные драм-машин Roland TR-808 и 909, простые партии аналоговых синтезаторов и короткие, часто повторяющиеся в разных вариациях вокальные семплы, зачастую шутливо-непристойного содержания. Жанровая особенность джука заключается в его сумасшедшей синкопированности и нестандартном груве, порой даже сложном для восприятия.
История музыкальных направлений, возникавших на улицах чикагского гетто неразрывно связана с танцевальной культурой. Так, бок о бок с джуком, на домашних вечеринках и уличных танцевальных битвах развивается стиль танца “футворк”[2], в основе которого - удивительно быстрые и энергичные движения ногами, а также элементы хауса и брейкданса. В результате коллабораций танцоров и музыкантов к 2000м годам футворк становится самостоятельным музыкальным жанром, сочетающим элементы джука, джанглa, драм энд бейса и техно. Скорость футворка, как правило, около 160 bpm, для него характерны синкопированные ударные, низкий и плотный пульсирующий бас, а так же вокальные семплы из рэп, поп, соул музыки и других источников. Нередко семплируются также инструментальные части композиций в стиле диско и джаз.
Первым экспериментатором и отцом нового жанра стал Kavain Wayne Space, чикагский диджей и танцор, известный как RP Boo[3]. Философия футворк-комьюнити, по его словам, заключается в том, что музыканты не соперничают друг с другом, а делают одно общее дело. Это обмен музыкальными знаниями, где молодые, опираясь на опыт предшественников, наполняют жанр жизнью и двигают его вперед.
Вскоре после первых джук/футворк экспериментов RP Boo в городе зазвучали новые ритмы от Traxman, dj Rashad, dj Spinn, dj Manny, Boylan, Heavee, Gantman и других талантливых музыкантов, и в Чикаго начало формироваться сообщество Teklife, идейным вдохновителем которого стал dj Rashad[4]. Сейчас сообщество насчитывает около 25 артистов из Америки и десятки тысяч поклонников по всему миру. Teklife принимает в семью молодые таланты, среди которых следует отметить Dj Taye, Taso, Dj Earl. Есть в США и другие интересные, также ставшие интернациональными сообщества футворк-артистов, например, Juke Bounce Werk (Калифорния).
Успеху жанра на международной андерграундной сцене способствали выходы футворк-альбомов на легендарных лейблах Hyperdub и Planet Mu, поддержка знаменитых исполнителей, и, как это ни печально, скоропостижная смерть Dj Rashad’a в 2014-м году. В 2016-м Teklife официально становится лейблом, выпустив посмертный релиз Dj Rashad’а “Afterlife”. Делами лейбла, а так же дизайном его официальной продукции занимается Delphine Ettinger (Ashes 57) - талантливая стрит-арт художница и страстная любительница футворка.
C расширением аудитории небольшие сообщества, независимые футворк-лейблы и, конечно, интересные артисты начали локализовываться по всему миру, возникли новые вариации смешения стилей в ритме 160 bpm. Крайне интересное слияние футворка и техно с африканским уклоном мы слышим у Jlin[6], необычные атмосферные треки встречаются у Machinedrum. Зачастую звучание композиций отличается по географическому признаку - свои характерные особенности имеет футворк из Польши (Polish Juke), Испании (Iberian Juke), Японии (Booty Tune), Латинской Америки (Abyss Juke). Появились примечательные музыканты и в СНГ - в 2011-м году вышел в свет альбом Vtgnike - Sueta nebitiya с вокальными семплами из композиций советской эстрадной певицы Майи Кристалинской [7]. Затем мы услышали футворк от Raumskaya, Beardus, Aslamin, Spotovsky, Dobriydrug. Необычные гибриды футворка с драм энд бэйсом, хип-хопом и соул-мотивами создает A.Fruit, получившая мощную поддержку от мирового 160 bpm комьюнити; один из ее треков в 2017-м году вошел в состав компиляции Teklife “On Life”[8].
В 2012 году dj Rashad и dj Spinn выступили в Москве, после этого в крупные города России несколько раз приезжали и другие футворк-артисты (dj Paypal, RP Boo, Jlin, Lux Familiar). В наших краях жанр еще не обосновался в клубной культуре, но уже обратил на себя внимание узкого круга ценителей экспериментальной музыки, в том числе лейбла Hyperboloid Records, на котором вышли футворк-релизы от Slick Shoota, BSN Posse и Sun People.
Сегодня footwork - это один из самых быстро развивающихся жанров bass-музыки и международное сообщество единомышленников, построенное на любви к искусству и добрых отношениях - культурный феномен, который заслуживает внимания.
[1]
DJ Deeon feat. DJ Funk - Put it in yo mouth
https://www.youtube.com/watch?time_continue=43&v=6tujdiPGMT8
[2]
Chicago Footwork
https://www.youtube.com/watch?v=f06H1ezvjEg
[3]
RP Boo - Baby Come On
https://www.youtube.com/watch?v=dNlX2wFIitA&list=PLFB_s_d5ALoVqDAm3XMibw1hcZv30_BQA
[4]
DJ Rashad - Double Cup (2013)
https://www.youtube.com/playlist?list=PLkGj54OM0vw3IuN1q3L0LBoNRuoISKjbE
[5]
DJ Rashad - Afterlife (2016)
https://www.youtube.com/playlist?list=PLmZZovfdYaLRYe-1LO6rfJHUJV6YTWf7y
[6]
Jlin - Black Origami (2017)
https://www.youtube.com/playlist?list=PLZcyfXNgTGiXOG96i0ZuYpZM_ysRb8k6f
[7]
Vtgnike - Sueta Nebitiya (2011)
https://www.youtube.com/watch?v=1B0KBWe3k-Y&t=1412s
[8]
A.Fruit - Took Awhile
https://www.youtube.com/watch?v=EXN5cubBTTg&t=1s