Составитель: педагог дополнительного образования Марковникова Л.В




Тема занятия: «Формирование вокальных навыков, диафрагмы, опертого звука»

Составитель: педагог дополнительного образования Марковникова Л.В

Здравствуйте! Дорогие ребята и уважаемые родители!

Цель занятия: научить обучающихся грамотно владеть своим голосом (развить вокальный слух и певческий голос).

Задачи:

1. сформировать навыки выразительного исполнения эстрадных произведений;

2.развить музыкально -эстетический вкус;

3.расширять вокальный диапазон;

4.развивать преодолевание мышечных зажимов.

 

Воспитание самостоятельной активной личности ребёнка приобретает особую актуальность. Отсюда и необходимость продуманности учебно-воспитательной работы, основанной на принципах творческого обучения.
Для эффективности развития эмоциональности детей важно научить видеть, услышать красоту того, что есть в окружающем мире. Услышать красоту музыкальных звуков.
При отборе песенного репертуара нужно учитывать интересы и способности детей. Лучшие обучающиеся -солисты участвуют в концертах, конкурсах. Контакт с родителями должен способствовать лучшему взаимопониманию с детьми.

Пению, как любому виду искусств, необходимо учиться терпеливо и настойчиво. При этом необходимо обязательно помнить, что любое обучение не должно наносить ущерб духовному и физическому здоровью детей. Ведь для ребёнка обучение пению – это бесконечный путь развития и совершенствования своего голоса, певческой технологии, исполнительских возможностей, а через них – развитие и совершенствование своей личности.
Пение помогает личности развиваться, опираясь на основные моральные и нравственные критерии, понятия добра и зла. Такие качества как доброта, искренность, обаяние, открытость в сочетании с мастерством должны сопровождать маленького артиста всю жизнь.

Современная песня – сообщение об авторах музыки и слов, раскрытие содержания музыки и текста, актуальности песни, особенностей художественного образа, музыкально-выразительных и исполнительских средств, замысел произведения. Понятие «настроение» и «характер» музыки.

 

Говоря о характере музыкальных произведений, мы, скорее, имеем в виду то настроение, которое они передают.

Очень условно можно всю музыку разделить на весёлую и грустную.

Какая музыка бывает по характеру:

 

· Трагическая.

· Радостная

· Лирическая.

· Патриотическая.

· Созерцательная

 

На практике при разборе произведения необходимо:

 

Разучивание и совершенствование учебного материала разного характера:

1. Пение по фразам.

2. Работа над чистотой интонирования. (лучше по интервалам).

3. Исполнение без сопровождения.

4. Исполнение песни под фонограмму.

5. Работа с микрофоном.

6. Исполнение произведения сольно, а потом группой(если это ансамбль).

 

Применяю на занятиях «Универсальный план работы с вокалистами »

1. Ознакомление с песней, работа над дыханием:

знакомство с мелодией и словами песни;

переписывание текста;

ознакомление с характером песни, ритмической основой, жанром, определением музыкальных фраз, кульминации песни;

регулирование вдоха и выдоха.

 

2. Работа над образованием звука:

проверка усвоения текста песни;

работа по закреплению мелодической основы песни;

постановка корпуса, головы;

рабочее положение артикуляционного аппарата (рот, челюсти, верхнее и нижнее небо);

атака звука;

закрепление материала в изучаемой песне.

 

3. Работа над чистотой интонирования:

проверка усвоения песни и мелодии в целом;

слуховой контроль, координирование слуха и голоса во время исполнения по музыкальным фразам;

исполнение музыкальных фраз не форсированным звуком.

 

4. Работа над дикцией:

музыкальные распевки в пределах терции в мажоре и миноре;

выравнивание гласных и согласных звуков, правильное произношение сочетаний звуков;.

 

5. Работа с фонограммой:

пение в сопровождении минусовой фонограммы;

повторение ранее усвоенного материала;

определение ритмической, тембровой основ аккомпанемента;

определение темпа, динамических оттенков;

исполнение песни с учетом усвоенного материала.

 

6. Работа над музыкальной памятью:

музыкальные распевки с учетом расширения звукового диапазона;

запоминание ритмической основы аккомпанемента;

запоминание динамических оттенков мелодии;

запоминание тембров аккомпанемента.

 

7. Работа над сценическим имиджем:

закрепление ранее усвоенного материала;

воссоздание сценического образа исполнителя песни;

практическое осуществление сценического образа исполняемой песни.

8. Умение работать с микрофоном:

восприятие собственного голоса через звука-усилительное оборудование;

сценический мониторинг.

 

На песенном материале (эстрадная песня) продолжить обучение постоянному соблюдению певческой установки на занятиях;

спокойному вдоху, правильному звукообразованию, сохранению состояния вдоха перед началом пения, экономному выдоху, пению естественным, звонким, небольшим по силе звуком; правильному формированию гласных, четкому и короткому произношению согласных.

Принято считать, что в зависимости от того, какие из органов принимают наиболее активное участие в дыхании, можно говорить о типах дыхания. Различают следующие типы дыхания:

o Грудное дыхание. При таком типе дыхания совершается расширение и поднятие верхней части грудной клетки, а диафрагма пассивно следует за ее движениями. Живот втягивается, а верхняя часть грудной клетки, ключицы и иногда плечи заметно поднимаются. Нижнее грудное. При таком типе дыхания вдох производится в основном за счет расширения и поднятия нижней части грудной клетки, при этом в работу включается диафрагма.

o Диафрагмальное. Наиболее распространенный тип дыхания, которым дышат большинство певцов. При этом типе дыхания грудная клетка и диафрагма активно включены в работу. При вдохе живот несколько подается вперед. Это дыхание может осуществляться с преимущественным включением груди (нижнегрудное дыхание) или с большим участием живота.

o Брюшное. (При этом типе дыхания осуществляется действие двух антагонистических групп мышц: мышц брюшного пресса (выдох) и диафрагмы (вдох).

- Развитие певческого дыхания всегда идет во взаимосвязи со звукообразованием. Важным этапом в обучении пению является организация необходимой атаки звука. Обычно это мягкая атака. Главное - необходимо добиваться, чтобы атака была четкой, ученик брал звук сразу, без подъездов, в то же время мягко, так как мягкая атака является основой в организации звука.

- Певческое дыхание существенно влияет на чистоту и красоту звука, выразительность исполнения.

Дыхательная гимнастика:

1.Задержи дыхание, набери полные лёгкие воздуха и выпусти медленно. Порциями у-у-у-у-у-у

2. Разомкнуть зубы, опустить подбородок. Дети должны представить, что в руках у каждого из них роза. Вот цветок распускается и становится большим и пышным. Одновременно со взмахом руки педагога дети произносят: «Ах! Нюхаем цветок, затем руку отводим –а-а-а-а-ах».

3. Упражнение с пёрышком, которое подвешивается на прикреплённой к палочке ниточке. Дети делают певческий вдох, а затем медленно непрерывно выдыхают, стараясь, чтобы пёрышко, отклонившись от потока воздуха, не упало.

Опора дыхания

Опора дыхания - э то – «игра» дыхательных мышц, четко координированное взаимодействие их во время сокращения, т. е. движения.

1. Для осуществления певческого дыхания важно правильное положение корпуса. Нужно следить за тем, чтобы была выпрямлена спина и хорошо прогнут поясничный отдел позвоночника.

2.Учащийся должен, прежде всего, понять поставленные перед ним задачи, осознать все элементы фонационного дыхания(взятие дыхания, задержку вдоха и сохранение состояния вдоха во время пения музыкальной фразы), запомнить связанные с ними ощущения, затем пyтем постоянных упражнений научиться их правильно выполнять.

 

Домашнее задание. Пройти вопросы по теме:



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: