Качественные телевизионные программы новостей должны производиться в соответствии с требуемыми параметрами качества. Далее мы будем говорить не о технических параметрах новостей, а о требованиях к их содержательной части.
Критерии оценки новостей таковы [6]:
) Лаконичность;
) Технологичность;
) Оперативность;
) Понятность;
) Новизна;
) Актуальность;
) Значимость;
) Содержательность;
) Достоверность;
10) Объективность;
11) Интересность;
) Человечность;
) Стандартность.
Оценку соответствия критериям качества выпусков новостей обычно проводит главный редактор во время собраний отдела новостей. Для проведения анализа текущих выпусков новостей используется сокращенная схема [6]:
1) Оперативность;
) Актуальность;
) Содержательность.
Оперативность - первая и главная отличительная черта новостей. Порой скорость передачи готовой к эфиру информации решает судьбу телевизионного материала. В идеале, новости должны передаваться одновременно с происходящим событием, но технологически реализовать такую передачу материала достаточно сложно.
Лаконичность - это обязательное условие полноценного восприятия зрителем выпуска новостей. Новостное сообщение должно быть максимально простым, так как информационная насыщенность жизни обычного зрителя постепенно возникает. Следовательно, сложная информация воспринимается с большим трудом.
Технологичность новостей - это технологические требования к текстовой составляющей телевизионных новостей не только завершенный текст, но и составная часть новостного потока в целом. Тексты новостей не защищены авторским правом, они являются общей интеллектуальной собственностью. Отсюда и технологичность новостей, простой логичный язык, а также четкие технологические требования к телевизионной новости и ее содержательной части.
Понятность - это доступное для зрителя изложение новостей. Поэтому подготовка к выпуску телевизионных новостей - непростой процесс. Гарантом правильно исправленного содержания текстов является редактор, который при вычитке удаляет все неуместные в телевизионных новостях слова.
Новизна -этоусловиевостребованности новости целевой аудиторией, которое заключается в том, чтоновость несет в себе свежую информацию, не известную целевой аудитории, но интересную широким кругам общества. Это правило актуально для любого сюжета теленовостей.
Актуальность- это соответствие новости событиям, происходящим в мире. Этот критерий является одним из самых главных для телевизионных новостей, так как неактуальные новости не являются новостями в полном смысле этого слова.
Значимость, как считают Т. Ильина и В. Корб, «понятие вторичное по отношению к актуальности. А именно: значимость или весомость новости задается тем, насколько существенно оно затрагивает коренные интересы целевой аудитории» [6, с. 79]. Если сообщение актуально, оно необязательно окажется значимым. Таким образом, значимость - это один из наиболее важных параметров, которые позволяют адаптировать редакционную политику конкретного СМИ под запросы целевой аудитории.
Содержательность - это требование является следствием из основной характеристики новости событийной. «Несмотря на очень строгие ограничительные технологические требования по размеру и стилю изложения, полноценное новостное сообщение обязано быть достаточно содержательно. В нем, как минимум, должна присутствовать ясная и логически связная картина события: само действие, субъект и объект этого действия, место и время, а также существенные обстоятельства действия» [6, с. 82].
Достоверность фактов новостей должна быть бесспорной и полностью соответствовать действительности. По словам Татьяны Ильиной и Виктора Корба, «если новостное сообщение передает недостоверную информацию, это означает либо крайнюю некомпетентность редакции и журналиста, либо их ангажированность, что также является признаком непрофессионализма» [6, с. 84].
Объективность это беспристрастное преподнесение фактов. За точность фактов, приведенных в новости, отвечает ее автор. Ответственность за ложную информацию, которая нанесла ущерб чьей-либо репутации, предусмотрена законом.
Интересность - это критерий оценки новости, который отвечает за восприятие информации зрителем. Для популярности новостей интересность очень важна, как важна и практическая польза, которую зритель получает от каждой информации в выпуске теленовостей.
Человечность - это необходимая черта новостей. Информация должна касаться каждого человека, и только тогда новости будут по-настоящему популярными.
Стандартность - это степень соответствия новости определенным стандартам качества. В современномтелепроизводстве существует масса стандартов и норм, которые должны соблюдаться досконально. От соответствия предъявляемым к новостям технологическим требованиям.
Несмотря на неэмоциональную, лаконичную подачу, новость вызывает у зрителя чувство сопереживания и проникновения в ситуацию. Чтобы достичь такого эффекта, большое количество новостей посвящено людям, их жизни, их проблемам.
Только в том случае, если зритель ассоциирует себя с героем сюжета теленовостей, происходит возникновение интереса к сюжету теленовостей и его герою. В учебном пособии для журналистов Ильиной Т.В., Корб В.В. «Делаем хорошие новости» такая модель поведения называется «моделью присутствия». Она позволяет «включить в описываемую ситуацию другого человека - такого, действие и взгляд которого наилучшим образом поможет обобщить представление максимально широкой целевой аудитории» [6, с. 44].
Личностная направленность или «персонификация новостей» помогает поднять рейтинг телевизионных новостей и сделать телевизионные выпуски новостей максимально интересными и полезными их целевой аудитории. Именно этим стараются пользоваться современные телеканалы при создании новостного выпуска. В любом случае, каждый новостной выпуск должен соответствовать не только запросам аудитории, но и информационной политике канала.