РАЗНООБРАЗНЫЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА




МЫСЛИТЕЛИ ВОЗРОЖДЕНИЯ

 

В Средние века философия была тесно связана с богословием, и достижения христианской мистики стали достоянием светской мысли. Идея сложносоставности внутреннего человека присутствовала в трудах европейских мыслителей и в эпоху Нового Времени.

Например, итальянский философ (XV-XVI вв.) Пьетро Помпонацци признавал существование в человеке "смертных" энергий роста и ощущений и бессмертной нематериальной души. "... Человек обладает не простой, а многообразной природой, не определённой, но двоякой и должен быть помещён посередине между смертными и бессмертными существами. И это совершенно очевидно, если мы рассмотрим его существенные действия, по которым можно судить о его сущности. Тем, что человек обладает способностями к росту и ощущению, которые... не могут быть осуществлены без телесного и тленного орудия, он причастен смертности. Тем же, что он мыслит и желает, - каковые действия... он осуществляет без помощи телесного орудия, что доказывает отделимость и нематериальность [души], а стало быть, и её бессмертие, - он должен быть причислен к существам бессмертным".1

Практически так же, как Помпонацци, учил другой итальянский философ эпохи Возрождения Бернардино Телезио (XVI век). Он считал, что люди обладают тонкоматериальным жизненным духом, присущим также и животным, и бессмертной, получаемой от Бога душой. (Здесь слово "дух" понимается в "низшем" смысле - как витальная энергия).2

Фрэнсис Бэкон (вторая половина XVI - начало XVII вв.), один из основателей европейского научного мировоззрения, представлял себе внутреннего человека состоящим из чувствующей души - "набора элементов", и боговдохновенной души, происходящей от Духа Божьего. Чувствующая душа есть и у животных, и должна, по мнению учёного, "скорее... называться жизненным духом, чем душой".3 Её посмертная участь следует из самого определения - распад на элементы. Боговдохновенная душа, соответственно, бессмертна.

Наконец, Бенедикт Спиноза (XVII век), представлял человека как соединение тленного и бессмертного, при этом у души есть тоже разрушимая составляющая. Излагая свои антропологические представления, выдающийся философ как будто специально возражает дону Хуану: "Человеческая душа не может совершенно уничтожиться вместе с телом, но от неё остаётся нечто вечное ".4

 

РЕЛИГИИ ЯПОНИИ

 

Особенностью религиозной жизни Японии является одновременное существование и взаимопроникновение нескольких вероучений. Традиционной религией японцев принято считать синтоизм, сформировавшийся из местных анимистических культов. В первом тысячелетии нашей эры были заимствованные из Китая буддизм, конфуцианство и даосизм. Эти религиозные системы в течение многих веков соперничали друг с другом, смешивались, создавая синкретические культы, затем боролись за первоначальную чистоту учений.* В XVI веке католические миссионеры активно проповедовали христианство, но после краткого периода победного распространения на юге Японии оно было насильственно подавлено, и получило право на существование лишь в конце XIX века.

По представлениям сторонников синтоизма, внутренний человек состоит из "водного духа земли" и "огненного духа неба", что соответствует "земной душе" по и "небесной душе" хунь китайской мистической антропологии. Именно "дух неба" считается в синто душой-личностью кон. После смерти человека его составляющие возвращаются к своим истокам - "дух земли" рассеивается в этом мире, а "дух неба" уходит в инобытие. Также синтоисты признают наличие у человека жизненной энергии тама и "двойника", способного покидать тело во время сна, а после смерти тревожить живых..5

На мистическую антропологию средневековой Японии оказали сильное влияние китайские школы чань-буддизма и конфуцианства. Японские сторонники этих вероучений считали, что сутью внутреннего человека является ри (кит. ли) - "первопринцип", "высшее духовное начало". Его облекает ки (кит. ци) - энергия, "пневма", материальное начало, изначальный принцип тела. Существуют несколько видов ки: одна из них создаёт тело, другая - питающая, является витальной энергией, третья принадлежит "сердцу". После смерти человека его ри - бессмертное начало, возвращается к ри - первоначалу мироздания, а ки-пневма вливается в общий энергетический резервуар Вселенной.6

Японский неоконфуцианец Байэн в своих трактатах подразделяет состав всего сущего, в том числе и человека, на "тонкие" и "грубые" тела. "Грубые" образованы из материи (буцу), они видимы; "тонкие" - из пневмы-энергии ки, и они невидимы глазу. Но у ки могут быть разные состояния "тонкости-грубости": она тоже может быть достаточно плотной, почти материальной; в самой же "тонкой" своей форме ки образует душу-личность. Человек, таким образом, состоит из материального тела (буцу) и разных по "тонкости" энергетических структур. Но у него есть и более высокий уровень, который сторонники янминизма - неоконфуцианского учения, (основан китайским мыслителем XV-XVI вв. Ван Ян-мином), называют "Великой Пустотой - божественным светом". Это "не только исконная сущность нашего тела, но и исконная сущность бесчисленного множества вещей мироздания",7 то есть надъиндивидуальный и трансперсональный дух.

Сложный состав души описывали японские христиане, используя при этом понятийный аппарат западных мыслителей. Так, Фукан Хабиан в трактате "Вопросы и ответы о благом целомудрии" (XVII в.) сообщает, что человек состоит из первичной материи ("матэриа хирима" - искажённое латинское materia prima), формы ("хорума" - forma), растительной души ("анима бедзэ танииха" - anima vegetativa), чувствующей, животной души ("анима сэнситиха" - anima sensitiva) и разумной души ("анима расиенару" - anima rationis). Только последняя душа является духовной субстанцией и не подвержена уничтожению, остальные души по-своему материальны и гибнут вместе с телом.8

 

 

"ТАЙНОЕ ЗНАНИЕ"

Для оккультных учений средневековой и современной Европы сложный состав внутреннего человека является само собой разумеющимся фактом. Розенкрейцеры, теософы, антропософы и представители других течений "тайного знания" говорят о том, что между физическим телом и бессмертным духом существует нескольких "тонких тел", от трёх до десяти. Основное представление примерно таково: есть эфирное тело, обеспечивающее жизнь, астральное тело - "проводник страстей и эмоций", ментальное тело, отвечающее за мышление. Сами "тела", согласно оккультным данным, у живого человека объединены в одну энергетическую структуру, имеющую форму чуть вытянутого по вертикали шара или кокона. Следующий за ментальным телом уровень - бессмертного духа, часто также подразделяется оккультистами на несколько составляющих.

"Тонкие тела" разрушимы, но суть человека - дух, бессмертен. Когда он уходит в потусторонний мир, "тела" последовательно гибнут, одно за другим, как отделившиеся ступени ракеты. Согласно данным теософов, эфирное тело остаётся рядом с трупом и распадается в течение нескольких часов. Астральное и ментальное тела существуют от нескольких суток до несколько лет - в зависимости от энергетических и духовных качеств умершего человека.

Долгое разрушение эфирного тела, как кажется, противоречит тезису учения дона Хуана, что энергетический кокон распадается в момент физической смерти. Однако создатели многих оккультных учений, описывая эфирное тело, подразделяют его, в свою очередь, на "жизненное тело" и эфирные энергии (прана) физического тела. Эти эфирные энергии гибнут сразу же после смерти, а "жизненное тело" ещё какой-то срок продолжает сопровождать останки. Именно его можно называть эфирным телом в строгом смысле этого слова.

Сами толтеки также признают, что, вслед за быстрым распадом энергетического кокона, происходит достаточно долгое разрушение его элементов.* По словам одной из учениц Кастанеды, Тайши Абеляр: "...смерть с точки зрения мага - не такой быстрый процесс как кажется. Сияние точки сборки гаснет действительно быстро, но все другие лучи энергии, из которых состоит энергетическое яйцо человека, могут просуществовать ещё долго".9

Итак, "тайное знание" оккультистов о природе человека основывается на видении и во многом совпадает с антропологическими представлениями толтеков - человек обладает многослойной энергетической структурой, которая разрушается после смерти. Но сторонники оккультных учений знают то, что было упущено видящими: витальная структура - это только самый "грубый" и потому разрушимый уровень внутреннего человека.

 

ВНЕРЕЛИГИОЗНЫЙ ОПЫТ

 

Наконец, необходимо рассмотреть опыт видения экстрасенсов, результаты научных экспериментов, показания людей, переживших клиническую смерть.

Описания экстрасенсов очень напоминают представления оккультистов: человек им видится состоящим из нескольких проникающих друг в друга "тел" или "полей". Одни "поля" показывают состояние здоровья, другие меняют цвет и интенсивность свечения в зависимости от эмоций, третьи - отражают мыслительные процессы, четвёртые ярко "вспыхивают" при молитве... Эти "поля" образуют структуру, которую некоторые экстрасенсы называют "объединённым полем". Как уже сказано, толтеки также признавали, что светящийся кокон человека есть конгломерат удерживаемых вместе энергетических полей. Границы шарообразного "объединённого поля" составляют примерно 70 сантиметров от границ физического тела, что соответствует описаниям, сделанному мексиканскими видящими. 10 При активизации "поля" выходят за обозначенную границу; у людей с паранормальными способностями они также превышают "стандарт".

Экстрасенсорные наблюдения подтверждают данные научных опытов. Л. Уотсон в своей книге "Ошибка Ромео" пишет, что ещё в 1909 году один французский физиолог установил существование электрической ауры вокруг тела человека и "получил изображение своей руки, светившейся в темноте... В 1939 году два чехословацких учёных опубликовали первые "электрофотографии" листьев, окружённых светящейся короной неизвестного электромагнитного излучения. Тогда же русский электротехник и его жена, Семён и Валентина Кирлиан, самостоятельно пришли к аналогичному открытию... На недавно заснятых кинопленках из России ясно видно, что эти излучения постоянно меняются в зависимости от изменения физического и психического состояния испытуемого, и что каждое изменение свечения подробно описывается теми сенситивами, которые способны видеть их собственными глазами. Наблюдаемые явления... советские учёные назвали... биоплазмой".11

Аналогичные данные были получены в США. Тельма Мосс и Кен Джонсон из Калифорнийского университета сделали фотографии, очень похожие на снимки, полученные советскими учёными. Мосс и Джонсон предпочитают называть свой метод "фотографией излучаемого поля".12

Сам Уотсон приходит к выводу о существовании в человеке системы, параллельной физическому телу, которую он назвал эфирным двойником. Эта система "имеет отношение к здоровью, а также поглощению и распределению праны. На этом уровне, вероятно, расположены чакры, и, если на этом же уровне действует иглоукалывание, то именно здесь находится новое биоплазменное, или энергетическое тело. Этот уровень служит мостом между первым, физическим, и третьим, астральным, уровнем. Традиционно считается, что эфирный двойник распадается и исчезает незадолго до гибели тела...".13

Процесс распада эфирного двойника двойственен: "... Смерть означает конец первого уровня /физического тела - А. Л./ и разрушение жизненного поля, но некоторые модели, и, может быть, что-то от памяти и личности сохраняются в виде биоплазмы в эфирном двойнике, пока и они через некоторое время не исчезнут".14 Таким же образом процесс умирания описывали новые видящие. "Сияние точки сборки гаснет действительно быстро, но другие лучи энергии, из которых состоит энергетическое яйцо человека, могут просуществовать ещё долго".15

Также Уотсон обобщает результаты спонтанно возникавшего видения процесса умирания. "Рассказы о том, как над постелью умирающего поднимается напоминающее призрак облако, ни у кого не вызовут удивления, однако эти сообщения удивительно сходятся во многих деталях. Туман всегда поднимается над головой умирающего, часто - по спирали, затем же, приняв форму тела, он повисает горизонтально в двух футах от соматической системы и, наконец, рассеивается ".17 Далее видения гибели "эфирного двойника" Уотсон посмертную участь человека рассматривать не стал, очевидно, полагая эту тему недоступной какому-либо научному исследованию. Мы же ещё раз убедились, что знание о распаде энергетического кокона не является эксклюзивным достоянием толтеков.

Против окончательной гибели человека свидетельствуют люди, пережившие клиническую смерть. Некоторые из этих свидетелей испытали не просто несколько минут предсмертной агонии, их тела были мёртвыми несколько часов и более, прежде чем они вернулись к жизни. Рассказы людей, вернувшихся с того света, могут разниться между собой в деталях, так как каждый человек идёт "туда" со своим особым духовным и жизненным опытом, что безусловно отражается на его посмертных видениях. Но существует, так сказать, и общая формула перехода в инобытие.

Умерев, человек покидает тело и видит его и окружающую обстановку сверху. Он теперь - некая прозрачная структура, "один мозг", остающийся, однако, личностью. Далее происходит движение по тоннелю; часто оно сопровождается громкими звуками (в "Тибетской книге мёртвых" эти звуки называются "рыком смерти", громоподобным "звуком Реальности"). Завершается это движение встречей со Светом и просмотром всей своей жизни. В конце перехода в инобытие происходят встречи с умершими родственниками и знакомыми, возникают видения на религиозные темы, картины рая или ада (иногда картины инобытийной реальности видятся сразу же, как только человек начинает умирать). Дальше расставание с этим миром должно окончательно завершиться, но пережившие клиническую смерть люди слышат голос, призывающий их вернуться, или к этому принуждает какое-то важное незавершённое дело.

В начале своего перехода в инобытие человек может увидеть или ощутить процесс внутренней дезинтеграции, который, является началом распада витальной структуры. Вот как описывает процесс умирания одна из "вернувшихся" - Бетти Иди, в своей книге "Объятые светом". "Силы покидали меня. Казалось, кровь капля за каплей рвётся из жил. Голова заполнилась гулом, а тело продолжало слабеть, пока, обезжизненное, не замерло на постели. В этот момент я почувствовала неожиданный прилив энергии. Ощущение было такое, словно внутри разорвалась бомба, и мой дух... понесся ввысь".18

Подобным образом опыт клинической смерти описывает Л. Н. Толстой в повести "Смерть Ивана Ильича" (можно предположить, что писатель мог узнать о подобных переживаниях со слов раненых во время Крымской войны). "Вдруг какая-то сила толкнула его в грудь, в бок, ещё сильнее сдавило ему дыхание, он провалился в дыру, и там, в конце дыры, засветилось что-то... И вдруг ему стало ясно, что то, что томило его и не выходило, что вдруг выходит сразу, и с двух сторон, с десяти сторон, со всех сторон... Он искал своего прежнего привычного страха смерти и не находил его. Где она? Какая смерть? Страха никакого не было, потому что и смерти не было. Вместо смерти был свет".19

Очень интересное свидетельство о возможности спонтанного видения распада энергетического кокона приводит Карл-Густав Юнг в своей книге "Синхронистичность". Некий Окленд Геддес на заседании Королевского Медицинского общества сообщил, что "во время состояния коллапса пациент отметил "отрыв" целостного сознания от сознания плотского и постепенный распад последнего на компоненты. Второе сознание обладало вполне надёжным ЭСВ /экстрасенсорным восприятием - А. Л./". В примечании к этому описанию К. Г. Юнг обращает внимание на ещё один случай подобного рода, описанный в докладе G. N. V. Tyrrel в The Personality of Man.20

Как видим, распад энергетического кокона, который учителя Кастанеды почему-то сочли единственным достоверным "откровением" о посмертной судьбе человека, может быть спонтанно воспринят в состоянии сильного эмоционального напряжения или во время состояния клинической смерти. Однако этот мистический опыт свидетельствует об отличии разрушаемой витальной структуры от сознания-личности, что подтверждают своим возвращением к жизни люди, пережившие клиническую смерть. Приговор толтеков всему человечеству оказался ошибочным.

ГЛАВА ОДИННАДЦАТАЯ

 

ПЕРЕСМОТР ДОКТРИНЫ?

 

Как уже было сказано, Карлос Кастанеда, ссылаясь на мистический опыт дона Хуана и многовековое знание новых видящих, провозгласил окончательную гибель практически всего человечества. От безжалостного источника бытия, дающего и забирающего жизнь, не может спастись никто. Только малочисленные группы магов обладают крохотным шансом стать бессмертными.

Однако в своей последней работе* "Активная сторона бесконечности", вышедшей уже накануне смерти, Кастанеда смягчает категоричный вывод о всеобщей и окончательной смерти. Пересказывая взгляды своего учителя, он сообщает: "Дон Хуан описал конечную цель своего шаманского знания как подготовку к окончательному путешествию, тому путешествию, которое каждому человеку приходится предпринимать в конце своей жизни. Он сказал, что благодаря дисциплине и решимости шаманы были способны сохранять своё индивидуальное осознание и помнить о своей цели даже после смерти. Для них то, что современный человек называет "жизнь после смерти", было не туманным бестелесным состоянием, а очень конкретным миром, до краёв наполненным практической деятельностью иного порядка, чем практическая деятельность повседневной жизни, но тоже весьма практической и функциональной".1

Отсюда следует, что посмертное существование для тех, кто не идёт по пути новых видящих всё-таки возможно. Хотя оно очень расплывчато охарактеризовано как "туманное бестелесное состояние", однако в нём присутствует признание существования души-сознания после смерти. Эта краткое высказывание Кастанеды опровергает практически всю ранее изложенную им религиозно-мистическую систему, основанную на вере в полную гибель человека. Кроме того, в приведённом отрывке делается попытка рассказать о потустороннем "рае" магов - "конкретном мире", хотя ранее, излагая в своей книге "Дар Орла" Правило видящих, Кастанеда отвергал даже саму возможность описания посмертной участи толтеков: "Дон Хуан не мог объяснить, что это значит - сохранить... осознание, возможно, он даже не представлял себе этого".2

Кажется, что Кастанеда был готов отказаться от краеугольного камня своей доктрины. Однако дальше в своей последней книге он опять повторяет основной догмат учения дона Хуана: "Скрытая возможность выбора в смерти открыта только для магов. Насколько я знаю... для обычных людей смерть означает прекращение их осознания, конец их организмов... Их отдельное осознание, несущее жизненный опыт, прорывает свои границы и вливается в тёмное море осознания ".*3 Вновь подтверждается тезис об окончательной смерти "обычных" людей, но с дипломатичным уточнением - "насколько я знаю".

В книге "Активная сторона бесконечности" Кастанеда излагает ещё один вариант посмертной судьбы человека - превращение в неорганическое существо. Он приводит слова дона Хуана о том, что некоторые маги вместо смерти "превращаются в неорганические существа, очень своеобразные... способные на колоссальные манёвры восприятия. Областью их действия становится бесконечность". Жизнь этих невидимых магов не вечна, но будет продолжаться, "пока жива Земля".4

Здесь Кастанеда смешивает результат, достигаемый новыми видящими через Огонь изнутри - вечную жизнь в бесконечности, с участью некоторых древних видящих. Последние после смерти трансформировались в призрачных духови существовали столетиями как энергетические вампиры. В предыдущих книгах Кастанеды такая "жизнь" древних магов оценивалась весьма негативно, как лишенная абсолютной свободы, к которой стремятся новые видящие. Но в последней работе маги, ставшие после смерти неорганическими существами, почему-то обретают способности, доступные ранее только новым видящим, прошедшим через Огонь изнутри.

Противоречиво в "Активной стороне бесконечности" определяется и сама "пища" Орла. Обычно у Кастанеды он поглощает осознание умерших людей, то есть то, что в традиционных религиях называют душой. Однако в последней книге говорится уже о жизненной силе. Дон Хуан утверждает, что у магов, правильно сделавших перепросмотр, "тёмное море осознания" забрало только их жизненные переживания, "но не коснулось их жизненной силы. Маги обнаружили колоссальную истину о силах Вселенной: тёмному морю осознания нужны только наши переживания, а не наша жизненная сила ".5

Новую пищу Орла Кастанеда впервые вводит ещё в 1981 году. В интервью журналу "Мagical Blend" процесс пожирания он описал так: "Орёл притягивает к себе всю жизненную силу, готовую исчезнуть, поскольку он питается этой энергией. Он похож на огромный магнит, притягивающий к себе все лучи света, которые представляют собой жизненную энергию умирающего".6 Но если пресловутый Орёл ограничивается пожиранием только низшего энергетического уровня, то более "тонкие" уровни внутреннего человека после физической смерти должны беспрепятственно переходить в инобытие. Неужели ещё в 80-е годы прошлого века Кастанеда понял, в чём ошибка его учителя?

 

 

ПОПЫТКА СОВМЕСТИТЬ НЕСОВМЕСТИМОЕ

Учение дона Хуана противоречит свидетельствам мистиков практически всех религий, подтверждающих бессмертие высшей части внутреннего человека. Соотношение сил здесь явно не в пользу новых видящих. Истинность их доктрины - наперекор духовному опыту человечества, попытался доказать Норберт Классен, современный популяризатор Кастанеды. Он постарался найти какую-то общую основу между описанием всепожирающего Орла и трансперсональным опытом человечества.

В своей книге "Мудрость толтеков" Классен делает еретическое с точки зрения тех же толтеков утверждение о том, что после смерти осознание не распадается сразу на элементы, а начинает переживать посмертные видения. Таким образом, он попытался примирить концепцию своего кумира с многочисленными свидетельствами людей, переживших клиническую смерть. Классен счёл переживаемое за порогом смерти видение событий прожитой жизни тождественным технике перепросмотра, практикуемой толтеками. Он утверждает, что, если во время посмертного видения своего "фильма жизни" мы на чём-либо застреваем, "будь то страх, удивление или радость, Орёл проглатывает наше осознание. Если же мы несём бесстрастно все воспоминания нашей жизни вплоть до последнего момента, нашего рождения, мы достигаем свободы... и можем сохранить наше осознание".7

Здесь Классен "модернизирует" учение новых видящих, по мнению которых правильно произведённый перепросмотр создаёт "дубликат" осознания, вполне пригодный для поедания сгодится Орлом, что, тем самым, открывает путь к бессмертию. Классен уравнивает перепросмотр, длящийся годами и требующий особых навыков, с практически мгновенным воспоминанием умирающим всей своей жизни. Апологет Кастанеды считает, что любая проявленная при этом видении эмоция делает посмертный перепросмотр некачественным, и обрекает осознание на съедение Орлу. Таким образом, Классен пытается вписать трансперсональные переживания в доктрину толтеков и показать, что, несмотря на все данные трансперсонального опыта, никакой ошибки дон Хуан и его учителя не совершили - человек гибнет полностью и окончательно. Шанс спастись есть только у мексиканских магов и их последователей.

Компромиссная версия Классена, однако, легко опровержима. Во-первых, согласно дону Хуану, "дубликат" осознания можно создать только во время земной жизни, и главное условие успешности этого процесса - полное возвращение собственной энергии, потраченной когда-то в прошлом. Именно из энергии воспоминаний, извлечённой особыми дыхательными техниками, создаётся "дубликат" осознания. Дон Хуан утверждал, на перепросмотр уходят годы - Классен же считает, что возможен "экспресс-вариант" за мгновения, когда умирающий видит события всей его жизни. Но как совершенно беспомощный человек может вернуть энергию, потраченную за всю свою жизнь, в тот момент, когда распадается его энергетический кокон?

Во-вторых, люди, переживающие клиническую смерть, испытывают сильные эмоции: радуются встрече с умершими родными и близкими, чувствуют стыд и раскаяние за свои плохие поступки, ужасаются демонов т. п. По версии Классена, их неизбежная судьба - быть съеденными Орлом, однако они возвращаются в этот мир, иногда через несколько часов после летального исхода. Попытка апологета Кастанеды найти в феномене трансперсональных переживаний нечто общее с представлениями новых видящих оказывается совершенно несостоятельной.

Более того, Классен, обращаясь к феномену трансперсонального опыта, невольно подчёркивает одно из слабых мест учения дона Хуана. Ведь распад осознания на элементы, как свидетельствуют толтеки, происходит в самом начале процесса умирания. Но после этого люди, пережившие клиническую смерть, смогли вновь вернуться к жизни. Что может восстановить, иногда даже спустя несколько часов после смерти, распавшееся осознание? Как это происходит? Ответов эти вопросы в доктрине толтеков мы не найдём.

Можно предположить, что своё "дополнение" к учению дона Хуана Классен сделал под влиянием "Тибетской книги мёртвых". В этом тексте утверждается, что сильная эмоция, переживаемая человеком в его посмертных видениях, например, гнев или чувство вины, может помешать хорошему перевоплощению. Классен увидел здесь нечто общее с магической техникой перепросмотра и посчитал объяснением того, как "распавшееся" осознание может переживать посмертные видения. Однако популяризатор Кастанеды зашёл гораздо дальше своих заочных учителей - толтеки ни за кем, кроме себя, не признавали возможности посмертного существования, а тибетские буддисты считают, что любой, даже самый неудачно перевоплотившийся "поток сознания" начинает новую жизнь.

Бессмертие человека, опровергающее учение новых видящих, Классенпопытался "диалектически" использовать в пропаганде "мудрости толтеков". В своей книге он в несколько беспорядочной форме сообщает о вере в загробную жизнь американских индейцев и древних египтян, приводит мнение Юнга о бессмертии души и даже цитирует новозаветное евангелие. Более того, доказывая возможность посмертного существования, Классен сетует на непонимание многими этой мистической истины: "То, что человек первобытного общества воспринимает как само собой разумеющееся, остаётся для западноевропейца в основном непонятным, если не сплошным "суеверием".8 Однако, провозгласив возможность жизни после смерти, Классен тут же сам отказывается уяснить понятное и индейцу, и древнему египтянину. Вслед за Кастанедой он повторяет: "Я", наша личность и наше физическое тело действительно представляют собой смертную часть нашей целостной сущности".9 Что же тогда, по его мнению, является бессмертной частью человека? Но вместо ответа Классен без всякого перехода сообщает: "Загадка смерти занимает людей уже с начала времён...", и приводит выжимки из популярной антропологии, доказывающие... бессмертие души.

Из дальнейшего изложения становится всё-таки понятно, что же в человеке, по мнению Классена, является бессмертным. Это Нагваль, неописуемая причина Вселенной. Он как бы потенциально содержится в каждом человеке как возможность совершать магические действия и постигать иные миры. Этот смелый тезис также противоречит доктрине дона Хуана, который прямо говорил, что Нагваль - это не душа, и к внутреннему составу человека не имеет никакого отношения. Нагваль - прямая противоположность всему, что есть в мире и что известно человеку о самом себе.10 Человеческое бессмертие, в каких бы формах не мыслилось, всё равно есть какое-то существование, и, говоря языком Кастанеды, уже принадлежит к "острову Тоналя", то есть бытия, которое противоположно Нагвалю.

Свою попытку найти в человеке бессмертную часть Классен сводит на нет собственным утверждением: "Для толтеков понятие свободы означает преодоление смерти, возможность не быть съеденным Орлом. Это означает далее, что человек, достигший свободы, может сохранить осознание".11 В таком случае, человеку необходимо уберечь от смерти своё осознание, то есть душу-личность, "Я", а не гипотетическую "частичку Нагваля". Классен возвращается к исходному тезису толтеков: каждый, кто не смог стать настоящим новым видящим, в момент физической смерти погибнет полностью и навсегда. Никакого компромисса с мистическими данными практически всех религий у него не получилось.

 

 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ОШИБКА ДОНА ХУАНА

Итак, мы установили, что смерть есть гибель не только физического тела человека, но и рассеивание его витальных энергий. Когда-то давно это стало настоящим открытием для магов древней Мексики, которые сами себя называли видящими, так как освоили техники экстрасенсорного восприятия. Увидев распад и исчезновение витальной структуры, они пришли к выводу, что он означает полную гибель внутреннего человека, прежде всего, его осознания - души-личности. Далее видящие много веков развивали магические приёмы, которые должны были открыть путь к бессмертию.

Мы также установили, что подвижники практически всех религий верили в продолжение человеческой жизни после физической смерти. Сравнив их мистический опыт с представлениями новых видящих, мы обнаружили совпадение в описаниях посмертного распада сияющего энергетического кокона человека, что даёт все основания полагать - речь идёт об одном и том же процессе. Однако, помимо распада энергетического кокона, мистики других религий на собственном опыте многократно убеждались, что более "тонкие" составляющие человека - его душа-сознание и надъиндивидуальный дух, продолжают своё существование. Эта важнейшая религиозная истина оказалась недоступной толтекам, которые считали, что из всего человечества только они, сгорев в Огне изнутри, смогут достигнуть бессмертия.

Сопоставление с данными мистической антропологии, полученными человечеством за тысячелетия религиозной жизни, показывает, каким образом видящие Кастанеды допустили ошибку: их экстрасенсорное восприятие оказалось недостаточно сильным. Толтеки смогли у видеть посмертное разрушение только самого грубого уровня внутреннего человека. Продолжение существования души-личности и надъиндивидуального духа оказалось недоступным их магическому видению.

Можно предположить, что такое недостаточно глубокое видение породило и пресловутого Орла. Из описаний потусторонней реальности, сделанных мистиками разных религий, следует, что человек есть микрокомос, мельчайшее подобие необъятного инобытийного Универсума. Если увиденный толтеками энергетический кокон - первый, самый примитивный уровень внутреннего человека, состоящий из "грубых" витальных энергий, то, возможно, сам Орёл есть такой же потусторонний уровень энергии, из которой формируется жизненная сила всех организмов. То, что было увидено как порождение и поедание осознания, оказалось циклическими потоками витальной ци, исходящими из, так сказать, её "общевселенского" резервуара и возвращающимися в него.

Подтверждение данному предположению можно найти у китайских мистиков, согласно которым "животная" ци, образующая энергетический кокон, после смерти человека растворяется в соответствующих ей уровнях инобытия, откуда со временем вновь включается в процесс вечного созидания. Соответственно, Орёл впитывающий в себя витальные энергии всех живых существ, является как бы персонификацией потоков этой ци. Но те же китайские мистики знают, что кроме "животной" ци в человеке присутствует более тонкие уровни - "небесная" ци и дух шень. У виденное толтеками разрушение энергетического кокона не является посмертной судьбой только самой "грубой" составляющей внутреннего человека.

Возможно, о несовершенстве собственного магического восприятия догадывались и некоторые видящие. На одном из семинаров, которые проводили ученики Кастанеды, был задан вопрос: "Верно ли, что Орёл - это эго? Флоринда ответила, что может быть. Это нечто, расцветающее на нашем сознании, нечто, что питает ощущение собственной важности".1 Эго - "встроенный разум", порождается воладорами, и тогда из слов Флоринды следует, что видение Орла* зависит от воздействия потусторонних врагов человека. Летуны, по признанию самих толтеков, всячески подавляют магические способности человека. Соответственно, видение только первичного уровня потусторонней "изнанки" внутреннего человека могло произойти из-за ограничения, наложенного воладорами на осознание магов. Возможно, что вывод об обречённости всего человечества на полное посмертное уничтожение был "продиктован" ими же.

Разумеется, можно сделать предположение, что учение толтеков - только фикция, плод творчества талантливого и эрудированного писателя, смешавшего свой реальный опыт общения с мексиканским магом (не проповедующим, однако, нового мистического учения) с выдержками из различных религиозных и философских доктрин. Правда, доказательств, подтверждающих подобные подозрения, до сих пор не было предоставлено, а вдохновившиеся книгами последователи проверяют на себе магические технологии толтеков и убеждены в их подлинности.

В любом случае: будь книги Кастанеды творческой фантазией или правдивым описанием произошедших событий - они вводят читателя в заблуждение. Если Карлос честно описал свой экстраординарный опыт, то, рассматривая человека как полностью смертное существо, он ошибается вслед за своими учителями. Если же его книги вымысел, то, придумав свою магическую доктрину, он проигнорировал мистический опыт множества религий, говорящий о бессмертии души. В таком случае Кастанеда совершил своеобразный религиоведческий подлог.

Итак, Дон Хуан и его последователи ошиблись - человек не "пыль на дороге". При всём своём несовершенстве, омрачённости и греховности, он всё-таки бессмертен. Индейцы древней Мексики, жившие за много веков до дона Хуана, были уверены в собственной загробной жизни. "...Когда мы умираем, в действительности мы не умираем, потому что живём, воскресаем, продолжаем жить, и это делает нас счастливыми. Поэтому старые люди говорили: тот, кто умер, превратился в бога. Говорили: он стал там богом...".2 Это совпадает с мнением св. Григория Богослова, ответившего всем доктринам окончательной смерти человека: "Если ты будешь низко думать о себе, то напомню тебе, что ты... созданный Бог".3

2009 г.

 

metanoia@mail.ru

 

Другая работа автора: " Мелхиседек - царь Сод



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: