Семинарское занятие №4. «Божественная комедия» Данте Алигьери




Семинарское занятие № 2 Происхождение древнегреческой трагедии. Творчество Эсхила.

1. Происхождение и композиционное построение древнегреческой трагедии.

2. Устройство театра в древней Греции.

3. Эволюция жанра трагедии в творчестве Эсхила.

4. Особенности мировоззрения Эсхила.

5. Трагическая судьба рода в трилогии “Орестея”.

6. Специфика создания образов главных героев (Агамемнон, Клитемнестра, Орест, Электра)

7. Борьба материнского и отцовского права в трагедии “Эвмениды”.

8. Образ Прометея в трагедии Эсхила «Прикованный Прометей»

9. Миф о Прометее и его отражение в трагедии Эсхила

10. Осмысление страдания как орудия божественной справедливости

Рекомендуемая литература

Эсхил. Орестея. Прометей прикованный. Любое издание.

Борухович, З. Г. История древнегреческой литературы: Классический период / З. Г. Борухович. М., 1962.

Поэтика древнегреческой литературы / под. ред. С. С. Аверинцева. M., 1981.

Гаспаров, М. Л. Литература европейской античности / М. Л. Гаспаров, В. Н. Ярхо, Т. А. Миллер, М. Е. Грабарь-Пассек // История всемирной литературы: в 9 т. Т. 1. М., 1983. С. 303–500.

Гусейнов, Г. Ч. «Орестея» Эсхила: образное моделирование действия: Лекция / Г.Ч. Гусейнов М.: ГИТИС. 1982.

Лосев, А. Ф. Античная драма / А. Ф. Лосев. М., 1970.

Радциг, С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. М., 1977.

Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. Тбилиси, 1984

Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. М., 1983.

Ярхо, В. Н. Драматургия Эсхила и некоторые проблемы изучения древнегреческой трагедии / В. Н. Ярхо. М., 1978.

Ярхо, В. Н. Эсхил / В. Н. Ярхо. М., 1958.

 

Семинарское занятие № 3. Творчество Софокла и Эврипида.

 

1. Творческое новаторство Социально-политические взгляды Софокла.

2. Роль прологав трагедии “Антигона”: противопоставление Антигоны и Исмены. Мягкий и твёрдый характер. Пассивный и активный героизм.

3. Конфликт Антигоны с Креонтом: “писаные” и “неписаные” законы.

4. Композиционное мастерство в трагедии “Царь Эдип”: невольные злодеяния и саморазоблачение героя.

5. Несоответствие намерений героя результатам яго действий: “трагедия судьбы” или трагедия “недостаточной человеческой мудрости”?

6. Еврипид – «философ на сцене». Характер конфликта в его трагедиях.

7. Новаторство Еврипида-драматурга: от классической трагедии к психологической трагедии и социально-психологической драме.

8. Отношение Еврипида к полисной религии. Изображение богов в его трагедиях.

9. Женские образы в трагедиях Еврипида («Медея», «Ипполит»).

10. Психологическая трагедия «Медея». Особенности образа главной героини.

11. Раскрытие темы семейных отношений в трагедии «Медея».

12. Проблема долга и личного счастья в трагедиях Еврипида.

 

Рекомендуемая литература

Еврипид. Медея. Ипполит. Любое издание.

Софокл. Царь Эдип. Антигона. Любое издание

Гаврилов, А. К. Театр Еврипида и афинское Просвещение: Источниковедческое исследование. Автореф. дисс. … д. и. н. / А.К. Гаврилов. СПб., 1995.

Гончарова, Т. Еврипид / Т. Гончарова.М., 1984

Лосев, А. Ф. Античная драма / А. Ф. Лосев. М., 1970.

Радциг, С. И. История древнегреческой литературы / С. И. Радциг. М., 1977.

Топуридзе Е.И. Человек в античной трагедии. Тбилиси, 1984

Тронский, И. М. История античной литературы / И. М. Тронский. М., 1983.

Суриков, И. Е. Эволюция религиозного сознания афинян во вт. пол. V в. до н. э./ И.Е. Суриков // Софокл, Еврипид и Аристофан в их отношении к традиционной религии. М.: Изд-во ИВИ РАН, 2002.

Ярхо, В. Н. Трагедия Софокла «Антигона»: Уч. Пособие / В.Н. Ярхо. М.: Высш. шк., 1986.

Ярхо, В.Н. Софокл и его трагедии / В.Н. Ярхо // Софокл. Трагедии. М., "Художественная литература", 1988.

 

 

Семинарское занятие №4. «Божественная комедия» Данте Алигьери

 

1. История создания «Божественной комедии». Значение названия.

2. Символика чисел в творчестве Данте и, в частности, в БК.

3. Значение аллегорий и символов в БК

4. Этические принципы, на которых построен Ад (сплав христианской теологии и языческой этики на основе Этики Аристотеля.Грехи, за которые карают в Аду, делятся на три основные категории: распущенность, насилие и ложь; три греховные наклонности, проистекающие из греха Адама.)

5. Архитектоника дантовского "Ада".

6. Значение надписи на вратах Ада.

7. "Ад" как галерея человеческих страстей: пластичность изображения грешников и сверхматериальность ада.

8. Образы спутников поэта (Вергилий, Беатриче, Бернард Клервоский).

 

 

Рекомендуемая литература

Данте Алигьери. Божественная комедия. Любое издание

Ауэрбах, Э. Данте – поэт земного мира / Э. Ауэрбах. М., 2004.

Голенищев-Кутузов, И.Н. Творчество Данте и мировая культура / И.Н. Голенищев-Кутузов. М., 1971

Елина, Н. Г. Данте / Н.Г. Елина М.: 1965 г. Илюшин, А. А. Над строкой «Божественно Комедии» / А.А. Ильюшин // Дантовские чтения. М., 1985 Лотман, Ю. М. Заметки о художественном пространстве / Ю.М. Лотман // Труды по знаковым системам. Тарту, 1986. Мандельштам, О. Э. Разговор о Данте / О.Э. Мандельштам. М., 1987 Малашенко, И. Е. Данте и Фома Аквинский: два подхода к решению вопроса о соотношении светской и духовной власти / И.Е. Малашенко // Вестн. МГУ. Сер. 7. Философия. 1980 г. №4. Робинович, В. Л. «Божественная Комедия» и миф о философском камне / В.Л. Робинович. - М., 1985 Хлодовский, Р. И. Гуманизм Данте. Путь к «Божественной Комедии» / Р.И. Хлодовский. - М. 1979 Шичалин, Ю. А. О некоторых образах неоплатонического происхождения у Данте // Западноевропейская средневековая словесность. М., 1985 г.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-11-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: