Русская музыкальная культура.




Михаил Иванович Глинка (1804-1857)

Великий русский композитор – родоначальник национальной классической музыки.

Закончив университетский благородный пансион, он много путешествовал по странам Европы, изучая музыку зарубежных стран (Италии, Германии, Австрии). Вернувшись на Родину, Глинка задался целью создать русскую национальную музыкальную школу и ему удалось это сделать.

Глинка собирал и обрабатывал русские народные песни и свои произведения писал, используя их интонации, облачив их в строгие классические формы.

Глинка автор около 80 романсов и песен, среди которых такие шедевры, как «Сомнение », «Я помню чудное мгновенье », «Жаворонок » и другие.

Первая его опера на исторический сюжет «Жизнь за царя » («Иван Сусанин»).

От этой оперы пошла ветвь русской исторической оперы (она стала образцом этого жанра). Вторая опера Глинки написана на сюжет сказки А. С. Пушкина «Руслан и Людмила ». Она заложила основу для русской сказочной оперы.

Кроме того «Вся русская симфоническая музыка заключена в «Камаринской» Глинки, как дуб в желуде», - писал П.И. Чайковский. Это действительно так. Кроме «Камаринской » Глинка написал две увертюры на испанские темы «Арагонская хота » и «Ночь в Мадриде », а его «Вальс-фантазия » - это образец прекрасной лирики в инструментальной музыке.

Подытожив все, что было создано до него русскими композиторами, Глинка поднял отечественную музыку на качественно новую ступень и добился признания русской музыки на мировом уровне.

 

Александр Сергеевич Даргомыжский (1813 – 1869)

Последователь и младший современник Глинки, он вошел в историю русской музыкальной культуры, как создатель социально – обличительных произведений. Среди них опера на сюжет одноименной трагедии Пушкина «Русалка », где композитор передал трагедию простой крестьянской девушки Наташи, брошенной князем, горе её отца. Еще одна опера положена на текст маленькой трагедии Пушкина «Каменный гость ». Это тоже социально-психологическая драма. В своих операх Даргомыжский ввел новый принцип сквозного музыкального развития. Он заключался в том, что музыкальные номера: арии, ариозо, дуэты, хоры – плавно и без остановки переходят в речитатив и наоборот, а оркестровая партия часто досказывает то, что не выражено словами.

Даргомыжский автор около 100 романсов и песен. Среди них очень популярны: «Мне грустно », «Старый капрал », «Титулярный советник », «Червяк » и другие.

В своей музыке Даргомыжский опирался на народную песню, но вместе с тем и на интонации живой человеческой речи. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды!» - это творческое кредо Даргомыжского.

 

5. Во второй половине XIX века в России начался подъем национального искусства – литературы, живописи, музыки. В это время и возник кружок единомышленников – музыкантов, названный знаменитым музыкальным критиком Стасовым «Могучая кучка». Его также называют «Великая русская пятёрка» или «Новая русская школа».

В кружок вошли 5 композиторов.

Руководителем его был Милий Алексеевич Балакирев (1837-1910) – яркая фигура, музыкальный талант. Его заслуга в том, что он собирал и обрабатывал русские народные песни. Балакирев создал не очень много произведений. Наиболее интересные из них фантазия «Исламей», 8

русских народных песен в обработке для фортепиано, около 50 романсов.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: