Занятие № 1,2
Система персонажей в романе-эпопее Л.Н.Толстого «Война и мир»
План:
1. Реализация «мысли народной» в системе персонажей романа-эпопеи «Война и мир».
2. Изображение высшего света в романе.
3. Реализация духовного и земного пути к истине и к Богу в судьбах Андрея Болконского и Пьера Безухова. Своеобразие интеллектуального пути поиска истины и смысла жизни. Значение смерти князя Андрея.
4. Наташа Ростова как идеальная героиня Толстого. Народная основа характера героини. Развитие героини по типу «героя степи».
Литература:
Бочаров С. Мир в «Войне и мире» // Бочаров С. О художественных мирах. – М., 1985.
Куприянова Е. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., Л., 1966.
Ломунов К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., 1956.
Лотман Ю.М. Художественное пространство в прозе Гоголя // В школе поэтического слова.
Пушкин. Лермонтов. Гоголь. – М., 1988.
Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. – Новосибирск, 1978.
Развитие реализма в русской литературе: в 3-х т. – М., 1972. Т. 2, 3.
Типология русского реализма второй половины ХIХ века. – М., 1979.
Занятие № 3
Идейное и философское значение линии Анны Карениной
В романе Л.Н.Толстого «Анна Каренина»
План:
1. Путь Анны Карениной как «путь силы и энергии».
2. Образ Анны Карениной в системе женских образов романа «Анна Каренина».
3. Смысл противопоставления: а) Анны и Долли; б) Анны и Кити; в) Анны и представительниц высшего света – Бетси Тверской, Сафо и др.
4. Развитие образа Анны Карениной в романе: противоборство материнской любви и любви-страсти. Анна и Каренин. Анна и Вронский. Анна и Левин.
5. Значение гибели Анны Карениной и смысл эпиграфа к роману.
Литература:
Куприянова Е. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., Л., 1966.
Ломунов К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., 1956.
Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. – Новосибирск, 1978.
Развитие реализма в русской литературе: в 3-х т. – М., 1972. Т. 2, 3.
Типология русского реализма второй половины ХIХ века. – М., 1979.
Занятие № 4
Роман Л.Н.Толстого «Воскресение»: идеология и этика
План:
1. Отражение в романе «Воскресение» типологического художественного конфликта позднего Толстого. Символическое значение описания городской весны в экспозиции романа.
2. Толстой как обличитель общественных пороков, оппонент существующего строя и государства в романе. Изображение революционеров в романе.
3. Идея Толстого о «человеке духовном» и «человеке животном». Воскресение духовного человека как единственно возможный путь решения существующих этических, идеологических и социальных проблем.
4. Поэтика названия романа. Реализация идеи воскресения в судьбах Нехлюдова и Масловой.
5. Проповедь нравственности в финале романа. Трансформация внутреннего монолога героя в прямую речь автора в финале.
Литература:
Куприянова Е. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., Л., 1966.
Ломунов К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., 1956.
Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. – Новосибирск, 1978.
Развитие реализма в русской литературе: в 3-х т. – М., 1972. Т. 3.
Занятие № 5,6
Типологические особенности позднего творчества Л.Н.Толстого
План:
1. 1880-90-е годы как новый этап в духовном развитии Толстого. Толстой как «адвокат» патриархального крестьянства.
2. Публицистика Толстого («Так что же нам делать?», «В чем моя вера» и др.).
3. «Исповедь», ее значение в творческом наследии Толстого.
4. Тематическое своеобразие и жанровое многообразие творчества Толстого этого периода («Смерть Ивана Ильича», «Крейцерова соната», «Власть тьмы», «Отец Сергий»).
5. Творчество Толстого в 1900-е годы («После бала», «Живой труп», «Хаджи-Мурат»). Типологический художественный конфликт «Позднего» Толстого: противопоставление божьей истины и ложных законов, придуманных людьми.
Литература:
Куприянова Е. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., Л., 1966.
Ломунов К.Н. Эстетика Л.Н. Толстого. – М., 1956.
Одиноков В.Г. Поэтика романов Л.Н. Толстого. – Новосибирск, 1978.
Развитие реализма в русской литературе: в 3-х т. – М., 1972. Т. 2, 3.
Типология русского реализма второй половины Х1Х века. – М., 1979.
Занятие №7
«Записки из подполья»: антропология Достоевского и экзистенциальное понимание свободы
План:
1. Учение о человеке (антропология) Достоевского, ее отражение в «Записках из подполья».
2. Своеобразие ситуации «подполья» в художественном мире Ф.М.Достоевского. История создания повести и противоречивость ее оценок автором и современниками.
3. Идеология «подпольного» героя в первой части повести «Подполье».
4. Проверка теории «живой жизнью» в части «По поводу мокрого снега».
5. Противопоставленность частей повести друг другу, развитие героя и изображение трагедии подполья.
Литература:
Бердяев Н.А. Откровение о человеке в творчестве Достоевского // О Достоевском: Творчество Достоевского в русской мысли 1881-1931 годов. – М., 1990.
Вересаев В.В. Человек проклят. (любое издание).
Гарин И.И. Многоликий Достоевский. – М., 1997.
Захаров В.Н. Мотив свободы в сюжете «Записок из подполья» Ф.М. Достоевского // Жанр и композиция литературного произведения. – Петрозаводск, 1989.
Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. – М., 1996.
Селезнев Ю. В мире Достоевского. – М., 1980.
Занятие № 8,9
Рациональное и иррациональное в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»
План:
1. Противоборство рационального и природного начал в главном герое романа Ф.М.Достоевского Родионе Раскольникове как основа этого персонажа.
2. Функции и значение снов Раскольникова в романе. Первый сон Раскольникова: отказ от божьего суда и истоки теории, противопоставление теории и нравственной натуры. Значение снов Раскольникова в эпилоге.
3. Тождественность «внешнего», событийного сюжета и «внутреннего» развития главного героя. Система двойников в романе:
4. Раскольников – Лужин;
5. Раскольников – Лебезятников;
6. Раскольников – Свидригайлов;
7. Раскольников – Сонечка Мармеладова.
Литература:
Бахтин М.М. Проблемы поэтики Достоевского.- М., 1972.
Библия. Новый Завет. Откровение Иоанна Богослова.
Вересаев В.В. Человек проклят. (любое издание).
Гарин И.И. Многоликий Достоевский. – М., 1997.
Карякин Ю. Самообман Раскольникова. Роман Достоевского «Преступление и наказание».- М., 1976.
Кирпотин В.Я. Разочарование и крушение Родиона Раскольникова. – М., 1970.
Померанц Г. Открытость бездне: Встречи с Достоевским. – М., 1996.
Селезнев Ю. В мире Достоевского. – М., 1980.
Занятие № 10,11