Глава 2. Тенденции развития в законодательстве о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания




 

На сегодняшний день законодательство о выборах в Государственную Думу имеет свой исторический путь развития и Государственная Дума формируется на партийной основе.

Согласно действующей в настоящее время редакции Федерального закона «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» 225 депутатов нижней палаты избираются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, а другие 225 депутатов - по пропорциональной избирательной системе по федеральным спискам кандидатов от избирательных объединений (политических партий) и избирательных блоков.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы подлежал применению с 2006 года.

По ранее действовавшему закону партия или избирательный блок при определении порядка размещения кандидатов в федеральном списке разбивают его на региональные группы, который соответствуют субъектам Российской Федерации.

Число региональных групп кандидатов не может быть менее семи. Общефедеральная часть федерального списка, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы, может включать в себя не более 18 кандидатов.

В данном случае преследуется цель обеспечении сбалансированного представительства регионов в Государственной Думе.

При этом партийное представительство в Думе не исчерпывается 225 депутатскими мандатами, замещаемыми по партийным спискам. Избирательные объединения и блоки вправе выдвигать кандидатов не только по федеральному избирательному округу, но и по одномандатным избирательным округам.

Кроме того, кандидаты одномандатных округов участвуют в выборах при поддержке политических партий, поэтому их число в Государственной Думе превышает 225 человек.

Высокий демократический потенциал нашей страны и заключается в избрании депутатов по одномандатным округам, что имеет сходство с голосованием по преференциям.

Вместе с тем, ранее существовавший механизм формирования Государственной Думы имел некоторые весьма значительные недостатки.

Закон не запрещал выдвижение кандидатов политическими партиями и избирательными блоками одновременно в составе федерального списка и по одномандатным избирательным округам. Право "двойного" выдвижения существенно расширяло шансы кандидатов на избрание и шансы партий "провести" нужных кандидатов в Государственную Думу, что, соответственно, уменьшало их зависимость от волеизъявления избирателей.

Кандидат, выдвигаемый или поддерживаемый политической партией (блоком) не обязательно должен быть ее членом (членом одной из партий, входящих в состав блока). Целесообразность этого правила как такового сомнению не подвергается: не следует лишать партии права солидаризироваться с политическими позициями известных и авторитетных общественных деятелей.

В то же время в ранее действовавшем законе не закреплялись обязательства кандидата перед выдвинувшей его политической партией, в том числе по реализации ее программы в Государственной Думе. Выдвигаясь от одной партии, кандидат может в Думе стать членом депутатского объединения, созданного другой партией (блоком), изменить свою политическую позицию либо вообще объявить себя "независимым", непартийным депутатом.

Такая ситуация и имеет место после каждых выборов депутатов Государственной Думы.

Из-за отсутствия юридического механизма, который бы ставил кандидата в зависимость от поддержавшей его партии, происходит подрыв политических идеологий, теряется авторитет партии и всей партийной системы, что приводит в распространению коррупции.

Основная проблема заключается в том, что все эти обстоятельства существенно нарушают избирательные права граждан, так как избиратель голосует за определенную партийную программу.

Следствием этому может служить снижение явки избирателей и электоральная неопределенность.

Кандидаты, которые были включены в состав федерального списка и возглавляющие региональные группы, при их избрании имели право оказа от полученного мандата и его передачи следующему по списку кандидату.

Это право активно применяют политические партии, которые для поддержки избирателей регионах включают в региональные группы авторитетных людей, которые после подведения итогов выборов отказывались от мандатов, передавая их наименее влиятельным политикам.

Так как избирательный бюллетень содержит сведения только о первых трех кандидатах региональной группы, то данная ситуация существенно искажает реальное волеизъявление избирателей и нарушает их конституционные права.

Кроме того, имелись недостатки при формировании ранее Государственной Думы по смешанной избирательной системе по одномандатным округам.

На одномандатных избирательных округах наиболее часто применялись нечестные избирательные технологии, чем в федеральных округах.

Индивидуальное выдвижение кандидатов и самостоятельное ведение ими избирательной кампании, хотя и способствует более тесному контакту кандидатов с избирателями, что соответствует стандартам демократического общества, вместе с тем располагает к использованию не всегда "чистых" PR-технологий.

Так как кандидат от одномандатного округа недолгое время участвуетв политическом процессе своего округа.

Партии же существуют долгие годы, действуют в масштабе всей страны. Участвуя в выборах в качестве избирательных объединений или в составе избирательных блоков, они не менее активны и в периоды между избирательными кампаниями, что заставляет их постоянно заботиться о своем имидже.

Что же касается кандидатов-одномандатников, то они преследуют цель главное попасть в Государственную Думу и при потере доверия на следующий срок у них имеется возможность баллотироваться по другому округу или в составе партийного списка.

Приходится констатировать, что подкуп избирателей, очернение политических конкурентов и другие фальсификации в принципе оказываются более "результативными" для кандидатов-одномандатников, чем для избирательных объединений или блоков.

Депутату, избранному по одномандатному округу, после выборов легче, чем партии или блоку, отказаться от своей политической программы. И действительно, избранные кандидаты-одномандадники часто забывают о своих предвыборных обещаниях.

Кроме того, некоторые кандидаты получали места в Государственной Думе при отсутствии самостоятельной и эффективной политической программы на основе нечестных предвыборных технологий.

Следствием этого является падение доверия населения к политическим программам кандидатов.

Опытные кандидаты по одномандатным округам применяют выдвижения на разных кампаниях по различным избирательным округам.

После подрыва авторитета в одном округе и нарушения обещаний перед избирателями, на следующих выборах происходило выдвижение по другим округам.

На основании вышеизложенного, необходимо предложить переход на формирование нижней палаты полностью на основе пропорциональной системы.

Но при реализации данной реформы может возникнуть ряд практических проблем.

Так, при переходе к формированию Государственной Думы полностью по пропорциональной избирательной системе необходимо принять в расчет требования п. 4 ст. 3 и п. 3 ст. 10 Конвенции о стандартах демократических выборов, избирательных прав и свобод в государствах-участниках СНГ, закрепляющих право граждан избираться в представительные органы не только в составе партийных списков, но и в порядке самовыдвижения.

Однако в настоящее время, когда отсутствует практика применения указанных норм Конвенции, следует очень внимательно проанализировать возможность формирования Государственной Думы без использования института самовыдвижения.

Необходимо сохранить институт самовыдвижения при выборах депутатов Государственной Думы, например через допуск к выдвижению по федеральному округу или округу субъектов Российской Федерации определенного количества независимых кандидатов или определенных групп кандидатов, что не имеет места в действующем федеральном законодательстве.

По мнению автора настоящей курсовой работы, перспективной можно считать и проведение голосования на выборах депутатов Государственной Думы с применением открытых списков, в которых избиратели имеют возможность определять рейтинги имеющихся кандидатов внутри федерального списка.

Данная новелла могла бы стать действенной гарантией реализации активного избирательного права граждан Российской Федерации.


Заключение

 

В настоящей курсовой работе было рассмотрено развитие федерального законодательства при формировании Государственной Думы Федерального Собрания РФ.

Был получен вывод о том, что избирательный процесс представляет собой направленную на избрание депутатов и должностных лиц деятельность субъектов избирательного права по реализации установленных юридических прав и обязанностей, закрепленных процессуальными нормами через осуществление определенного алгоритма избирательных действий.

В структуру избирательного процесса можно включить несколько относительно самостоятельных и сменяющих друг друга стадий:

назначение выборов;

образование избирательных округов, избирательных участков, составление списков избирателей, образование избирательных комиссий;

выдвижение кандидатов;

предвыборная агитация;

голосование, подсчет голосов, установление итогов голосования, определение результатов выборов и их опубликование.

В ходе проведения демократических преобразований существенно изменился порядок правового регулирования стадий избирательного процесса, был накоплен опыт в области избирательного права.

В современном российском обществе недооценивается значение роли представительных органов в демократическом правовом государстве. Многие до сих пор не готовы использовать гарантированные Конституцией Российской Федерации политические права как инструмент для реализации своих политических интересов.

Следствием этому является отсутствие доверия со стороны населения к представительным органам государственной власти и сужение мнения о них до глав местных администраций.

Для преодоления этих негативных тенденций общество должно осознать, что именно депутаты Государственной Думы являются основными агентами политической свободы и важным фактором развития правового государства.

От силы и авторитета законодательной ветви власти зависит соблюдение прав и свобод человека, правовой культуры общества.

Именно через депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ осуществляется легитимация принятого политического курса, внедряется плюрализм мнений и идеологий, внедряются новые формы социальной коммуникации.

Одно из условий совершенствования федерального законодательства будет укрепление системы политических партий и блоков.

Первые шаги развития федерального законодательства были предприняты с принятием Федерального закона «О политических партиях», которым было заметно расширено участие политических партий в избирательном процессе.

По новым положениям о выборах Государственной Думы решающая роль в избирательном процессе принадлежит именно партиям.

Наиболее демократичным в этом плане стоит признать порядок выборов Президента Российской Федерации, т.к. в данном процессе наиболее полно реализовано пассивное избирательное право.

Так, наряду с порядком выдвижения кандидата в Президенты от политических партий, существует возможность выдвижения кандидата в Президенты в порядке самовыдвижения в отличие от выборов депутатов Государственной Думы.

Такой возможности, в порядке выдвижения кандидатов в депутаты Государственной Думы, в порядке, который будет действовать на следующих парламентских выборах не предусмотрено.

Это является, безусловно, негативным моментом в действующем федеральном законодательстве в настоящее время.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: