Выполнила Галкина Юлия, 19ИПД2




«Житие Феодосия Печерского» Нестора


Автор. Написано иноком Киево-Печерского монастыря Нестором
Год создания. А. А. Шахматов и М. Д. Приселков относят произведение к 1080-м гг
., полагая, что оно составлено вскоре после смерти печерского игумена. С. А. Бугославского и И. П. Еремина считают, что житие святого было создано в начале XII в., когда вокруг личности Феодосия уже возник ореол легенды. Феодосий Печерский скончался 3 мая 1074 г., следовательно, его житие не могло быть написано раньше этого срока. Общерусская канонизация святого произошла в 1108 г. Наличие жития - непременное условие причисления к лику святых, поэтому работа Нестора, скорее всего, была приурочена к этому событию.
"Житие Феодосия Печерского" показывает, насколько свободно древнерусский автор владел искусством агиографического повествования.
Следуя жанровому канону, Нестор насытил произведение традиционными для жития образами и мотивами. Опираясь на жанровый канон и активно используя в качестве источников памятники византийской агиографии, Нестор смело выходит за рамки дозволенного "списателю" жития, проявляя художественную оригинальность и самостоятельность.
Нестор нарушает одно из главных жанровых правил – изображать святого вне конкретных примет времени и пространства как некий нравственный эталон для всех времен и народов.
Автор жития Феодосия превращает произведение в ценныйисточник исторических сведений.
Написанное Нестором "Житие Феодосия Печерского" заложило основу для развития в русской литературе жанра преподобнического жития.
Герои и образы.
Исследователи отмечают, что русский житийный герой в большей степени деятелен, чем герои переводных житий, поскольку монашество для него есть проявление активной жизненной позиции, борьбы за новую государственную идеологию – христианство.
Огромно значение личности Феодосия в процессе формирования христианской нравственности.
Герой Нестора на протяжении всей жизни неустанно совершенствовал свою духовную природу.
Русские агиографы XI–XII вв. сделали немало открытий в области изображения внутреннего мира человека.Здесь стремление агиографапоказать духовный ростФеодосия, совершенствование его добродетелей от работы в детстве вместе со смердами в поле или в "пеклянице".
Нестор наделил героя чувствительным сердцем: святой плачет от радости, когда Никон постригает его в монахи; встретившись с ним после долгой разлуки, Феодосий кланяется учителю до земли, обнимает его, падает на колени и не может сдержать слез.
Главным для Нестора было создание "портрета души" героя.
В сочинении Нестора после традиционной характеристики родителей святого как благочестивых людей изображен конфликт Феодосия с матерью, которая страстно любит сына и желает видеть его наследником богатого имения.
Композиция. Житие имеет классическую трехчастную композицию, где биографическую часть обрамляют риторические вступление и заключение.
Отдельные эпизоды житийного "средника" объединены личностью главного героя и автора-повествователя. Они расположены "по ряду", подчиняясь либо хронологии событий в жизни Феодосия и Печерского монастыря, либо общей тематике рассказов о добродетелях святого и его чудесах. В житии Феодосия чудеса сгруппированы в основном согласно тематическому признаку. Они довольно однотипны, представляя собой различные вариации библейского мотива чудесного насыщения.
Житийное повествование строится на контрастах:
Нестор противопоставляет понятия телесной и духовной пищи.
Трудничество Феодосия Печерского резко расширяло сферу его общения; в нее попадали люди из самых разных слоев общества, которые проявляли себя как сочувственники или противники святого. Таким образом, нарушался традиционный для жития хронотоп.
Основную часть монашеской биографии Феодосия Нестор строит как цикл новелл. Сюжетную остроту житийному повествованию придает обилие бытовых сцен из жизни печерского игумена.
Средства художественной выразительности. Нестор использует характерные для этого жанра символические тропы.
Традиционна эпитетика жития, где авторская оценка нравственной сути героев дана через определения ("христолюбивый" князь Изяслав) или сравнения (разбойники, пришедшие грабить монастырь, "акызвѣрие дивим"). Возвышенность стилю жития придает употребление сложных слов ("медоточьные словеса", "богодъхновеный игумен"). Главная антитеза – противопоставление материального и духовного начала в жизни человека ("свѣтлая" одежда и "свѣтлая" душа). Автор жития активно обращается к системе сравнений и аллегорических картин, уходящей корнями в книги Священного Писания. Агиограф скуп на пейзажные зарисовки, которые в житии Феодосия выступают в своей символической функции. С понятием духовности и святости связана в житии символика числа три.

 

«Житие Александра Невского»

Автором был житель Галицко-Волынской Руси, переселившийся вместе с митрополитом Кириллом III во Владимир.
"Житие Александра Невского" написано вскоре после смерти князя, который умер в 1263 г.
Образы и герои.
"Житие Александра Невского"создает идеальный образ правителя, защитника своего отечества от военных и идеологических посягательств внешних врагов. Оно не укладывается в каноны житийной литературы, и это понимали древнерусские книжники, внесшие его прежде всего в состав летописей.
Специфика жанра.
"Повести о житии и о храбрости благоверного и великого князя Александра" – рассказ о жизни, главным содержанием которой явились подвиги " храбрости ".
Характерной особенностью жития является постоянное присутствие автора-рассказчика.
Он спешит заявить о своем смирении во вступлении к житию. Сам он "самовидец... возраста его", "домочадец", об Александре он также слышал "от отець своих". Его присутствие постоянно ощущается в отборе и интерпретации материала. Александр в изображении автора является средоточием лучших качеств прославленных героев ветхозаветной истории: красота лица его подобна красоте Иосифа, сила – часть силы Самсона, премудрость – Соломона, а храбрость–римского царя Веспассиана. Так с помощью ретроспективной исторической аналогии житие прославляет красоту, силу, мудрость и храбрость Александра. Интересно, что среди этих качеств не нашлось места христианским добродетелям – кротости и смирению.
Сюжет и композиция. Основу жития Александра Невского составляют две воинские повести о битве на Неве и на Чудском озере.
Врагом Русской земли выступает в житии "король части Римъскыя от полунощныя страны"; тем самым автор подчеркивает, что русскому православному князю предстоит вступить в борьбу с римско-католическим западным миром, ставящим целью захват "земли Александровой".
Подробно описывается в житии ход сражения 15 июля 1240 г., большое внимание уделяется подвигам Александра и его храбрым "шести мужам" – богатырским ратникам.
Битва на Чудском озере с немецкими рыцарями 5 апреля 1242 г. изображена в традиционной стилистической манере воинских повестей.
Ссылаясь на "самовидца", автор жития говорит о помощи Александру небесного полка. На самом деле Александр в этой битве проявил незаурядный полководческий талант, разгадав тактический замысел врагов.
Князь возвращается в Псков, ведя подле коней пленных. Победа приносит Александру всемирную славу.
О других воинских подвигах Александра житие сообщает кратко: "единым выездом" он побеждает 7 ратей "языка Литовъскаго".
Много места отводится в житии взаимоотношениям Александра с Ордой.
Обдумав и получив благословение епископа, Александр идет в Орду. Как ведет себя там князь, житие умалчивает, отмечая только удивление Батыя: "Истинну ми сказасте, яко несть подобна сему князя". Если Александру Батый воздает честь, то по отношению к его меньшому брату проявляет гнев. Причины гнева автор не указывает и лишь отмечает, что его проявлением было пленение Суздальской земли ордынским воеводой Неврюем. Это дает повод автору жития прославить Александра – идеального правителя, который "церкви въздвигну, грады испольни, люди распуженыасобра в домы своя".
Прославлению Александра – защитника православия – посвящен в житии рассказ о приходе на Русь папских послов. Александр отвергает их предложение принять католичество, и в этом автор жития видит торжество национальной политики русского князя.
Лаконично сообщает житие о насилиях врага и вторичном хождении князя в Орду, дабы "отмолитилюдии и от беды тоя", т. е. от участия русских воинов в походах татарских войск.
Завершается житие сказанием о смерти Александра (он был отравлен в Орде) в Городце и его погребении во Владимире. Народ оплакивает любимого князя. В агиографической традиции описано посмертное чудо Александра: подобно Алексею, божьему человеку, он протягивает руку из гроба и берет "прощальную грамоту" у митрополита.
Автор восхищается героем, гордится им, сочувствует ему. Эмоциональное напряжение достигает высшей точки в конце жития.
Таким образом, "Житие Александра Невского" обнаруживает тесную связь как с агиографической литературой, так и с воинскими повестями и становится образцом позднейших княжеских жизнеописаний.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: