Цель является системообразующим (определяющим) элементом педагогической деятельности.
Зачем учить? Чему учить? Как учить? Кого учить?
Цель воспитания и образования– это мысленное, заранее определяемое представление о результатах педагогического процесса, о качествах, состоянии личности которые предполагается сформировать.
Источниками целеполагания являются: педагогический запрос общества; ребенок; его родители; педагог.
Цели могут быть разного масштаба и составляют ступенчатую систему:
• государственные цели
• цели отдельных образовательных систем и этапов образования
• цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста
• цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия.
Государственная цель (общественный заказ) – представления о человеке-гражданине с т.з. государства.
Глобальной (идеальной) целью воспитания и образования является подготовка всесторонне развитой личности, способной к саморазвитию, самообучению, самореализации, к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Впервые эта цель (всесторонне развитая личность) была сформулирована в трудах мыслителей прошлого (Аристотель, Конфуций и др.). Научное обоснование этой цели было сделано в XIX в.
Необходимость всестороннего развития личности обоснована:
• высоким уровнем требований технико-экономического развития к личностным качествам человека;
• потребностью самого человека в развитии своих задатков с целью выживания в условиях борьбы за существование в быстро меняющемся мире.
2. Цели в государственных образовательных системах (устанавливаются в ФГОС ДО, СО, СПО, ВО…)
Везде и всегда общие цели образования определяются уровнем жизни, потребностями производства, возможностями и уровнем развития педагогической системы, организации.
В человеческом обществе многое стандартизируется, особенно в области производства. Образование тоже должно отвечать определенным требованиям, обладать необходимым качеством. Поэтому в РФ введены образовательные стандарты (ФГОС) для систем образования разного уровня 2009-2014.
Образовательные стандарты - это требования к содержанию и уровню знаний учащихся. Они описывают минимум знаний, умений, качеств как выпускника общеобразовательной школы, так и специалиста, окончившего профессиональную или высшую школу. Стандарты призваны обеспечивать необходимое качество образования в стране и соответствие его международному уровню. В педагогическом образовании, в подготовке учителей тоже имеются стандарты, определяющие требования к учителю, специалисту по предмету.
Цели ФГОС – формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности.
Цели обучения по отдельному предмету или воспитания детей определенного возраста.
Цель деятельности педагога по конкретному предмету определяется требованиями программы по учебному предмету с учетом особенностей учащихся, личного опыта и возможностей конкретного учебно-воспитательного учреждения.
4. Цели отдельной темы, урока или воспитательного мероприятия
Ориентируясь на педагогические запросы общества, требования государства, потребности ребенка и его родителей, собственные возможности, педагог организует целеполагание на каждом уроке, занятии, мероприятии. Рождение любого урока начинается с осознания и правильного, четкого определения его конечной цели - чего учитель хочет добиться; затем установления средства - что поможет учителю в достижении цели, а уж затем определения способа - как учитель будет действовать, чтобы цель была достигнута.
Цель урока в современной школе должна отличаться конкретностью, с указанием средств ее достижения и ее переводом в конкретные дидактические задачи.
Триединая цель урока – это сложная составная цель, вбирающая в себя три аспекта: учебно-образовательный, воспитательный и развивающий.
Учебно-образовательный аспект определяет, какие предполагаются приращения в знаниях, умениях и навыках (ЗУН).
Развивающий аспект - какие логические операции и приемы умственной деятельности усвоят учащиеся, как изменяться их врождённые качества.
Воспитывающий аспект - какие качества личности будут формироваться.