Война - не место для детей




Война — не место для детей! Здесь нет ни книжек, ни игрушек. Разрывы мин и грохот пушек, И море крови и смертей. Война — не место для детей!

Ребенку нужен теплый дом И мамы ласковые руки, И взгляд, наполненный добром, И песни колыбельной звуки.

И елочные огоньки, С горы веселое катанье, Снежки и лыжи-, и коньки, А не сиротство и страданье!

Вот история двух маленьких девочек, в судьбу которых ворвалась война. Девочек звали Валя и Вера Окопнюк. Они были сестрами. Валя постарше, ей уже исполнилось тринадцать лет, а Вере было только десять.


Сестры жили в деревянном домике на окраине города Сумы. Незадолго до войны их мама тяжело заболела и умерла, а когда началась война, папа девочек ушел на фронт. Дети остались совсем одни. Соседи помогли сестрам поступить в ремесленное училище при тракторном заводе. Но скоро завод эвакуировали за Урал, а училище закрыли. Что было делать?

Вера и Валя не растерялись. Они стали дежурить на крышах домов, гасить зажигательные бомбы, помогали больным и старым людям спускаться в бомбоубежище. Через несколько месяцев город захватили немцы. Де­вочкам пришлось увидеть и испытать все ужасы окку­пации.

Одна из них вспоминала: «Из домов выгоняли людей и гнали их пешком, увозили на машинах. Некоторые так никогда и не вернулись в свой дом. Немцы сгоняли народ на площадь и заставляли смотреть, как вешали наших людей. В городе был голод, холод, не было воды».

Сестры решили бежать в Киев. Они пробирались по тропинкам вдоль шоссейных дорог, собирали колоски, выпавшие из машин при перевозке. Ночевали в копнах сена. Долго брели девочки, пока, наконец, не оказались на окраине Киева.

Какая-то добрая старушка пожалела голодных оборван­ных и грязных детей. Она отогрела их, отмыла, напоила кипятком, угостила вареной фасолью. Сестры остались жить у этой бабушки. Её сыновья били врага на фронте, старушка жила одиноко.

Но вот в город вошли наши войска. Сколько было слез и радости! Вся молодежь — парни и девушки — побежали в военкоматы. Сестренки тоже побежали, но им сказали, что они еще слишком малы. Однако им выпало такое горькое детство, что девочки считали себя совсем взрослыми. Они захотели работать в госпитале — но и здесь отказали. Но однажды в город привезли много раненых бойцов, и врач сказал сестрам: «Ну-ка, девочки, помогайте».


 




«Вот так получилось, что мы остались в госпитале»,

— вспоминала Вера.

Девочки стали помогать санитарам, научились делать перевязки, кормили раненых красноармейцев. Если вы­давался свободный часок, сестры устраивали для бойцов концерт: читали стихи, пели под гитару песни, танцева­ли. Они хотели подбодрить, развеселить раненых солдат. Солдаты полюбили девочек!

Однажды Вера среди бойцов, идущих через город, увиде­ла своего дядю, родного брата отца. Она кинулась к нему. А скоро девочки получили и первое письмо от отца. Отец думал, что сестры погибли, и был бесконечно рад тому, что Вера и Валя нашлись, просил их беречь себя, писал, что когда закончится война, они снова будут вместе.

«Над этим письмом плакал весь госпиталь!» — писала Вера в своих воспоминаниях.

7мая 1945 года Вале исполнилось 17лет. «Один солдатик принес мне большой букет сирени. Какое это счастье, за всю войну первая настоящая радость. Поздравления друзей. Первый отпразднованный день рождения за всю войну»,

— впоследствии писала Валя.

Война исковеркала судьбы не только оказавшихся на фронте детей, но и тех, кто был в тылу. Вместо беззабот­ного счастливого детства с веселыми играми и забавами, маленькие дети по десять-двенадцать часов работали на станках, помогая взрослым изготавливать оружие для победы над врагом.

Повсюду в тылу создавались производства, выпус­кающие оборонную продукцию. На станках работали женщины и дети 13-14 лет. «Ребятишки, плохо одетые, опухшие от голода, никогда не высыпавшиеся, они ра­ботали наравне со взрослыми. У меня, начальника цеха, сердце сжималось, когда видел их, греющихся у печки или прикорнувших у станка», — воспоминал ветеран военного завода в подмосковном Калининграде (ныне Королеве). В.Д. Ковальский.


Другой ветеран, Н.С. Самарцев, рассказывал: «Мы не доставали до верстака, и нам делали специальные подстав­ки из ящиков. Орудовали вручную — молоток, напильник, зубило. К концу смены валились с ног. Только бы поспать 4-5 часов! Из цеха не выходили недели по две и только в начале месяца, когда напряжение было меньше, отсыпа­лись дома».

Злая мачеха - война

Война — ты мачеха злая! Малых детей обижала. Страхом душу терзая, Детство у них отнимала.

Война — ты мачеха злая! Досыта есть не давала, С белого света сживая, Радость у них отбирала.

Война — ты мачеха злая! Вволю поспать не давала, Рано детей поднимая, Тяжким трудом донимала.

Мы соберем все силы — Прогоним злую старуху, Чтоб детям она не грозила Голодом, смертью, разрухой!

Дети, отправленные в глубокий тыл, продолжали учить­ся в школах. В школьных помещениях было так холодно, что в чернильницах замерзали чернила, ребятишки сидели на уроках в пальто и шапках. В школах ученикам выдава­ли по 50 граммов ржаного хлеба.

«Самым ярким воспоминанием тех лет был хлебный за­пах», — вспоминал Анатолий Михайлов. Ему исполнилось семь лет, когда началась война и его отца взяли на фгюнт.


 




Мать осталась с тремя детьми. «Время идти в школу, но я остался дома — не в чем было ходить: у нас на двоих с братом была одна пара обуви.

В первый класс пошел только в девять лет, когда занятия стали в две смены: брат прибегал из школы, переобувался и отдавал мне сапоги, — рассказывал Анатолий. В школе нам выдавали по ломтю ржаного хлеба, и мы с нетерпением ждали, когда его привезут из пекарни — наш класс был про­ходным, поэтому мешки с буханками проносили мимо нас в учительскую для развеса по порциям. Мы в этот момент забывали и про учительницу, и про уроки, спеша досыта на­дышаться этим волшебным теплым хлебным ароматом».

Школьники, как могли старались помочь фронтовикам поднять их боевой дух, вселить веру в победу, ободрить добрым словом.

Они писали письма бойцам, собирали для них посыл­ки. Шили и вышивали кисеты для табака, вязали теплые шерстяные варежки, носки, шарфы.

Фронту помогали и дошкольники. Широко известны такие факты. В частности, в газете «Омская правда» были опубликованы письма дошкольников:

«Я Ада Занегина. Мне 6 лет. Пишу по-печатному. Гитлер выгнал меня из города Сычевки Смоленской об­ласти. Маленькая я, а знаю, что надо разбить Гитлера и тогда мы поедем домой. Мама отдала свои сбережения на танк.

Дорогой дядя редактор! Напиши в своей газете всем маленьким детям,чтобы они отдавали деньги на танк. И назовем его «Малютка». Когда наш танк разобьет врага, мы вернемся домой.

Ада Занегина».

«Мне папа с фронта прислал 136 рублей на новые сапоги, но я еще в старых похожу ботиночках...

Адик Солодов, 6 лет».


«Мама хотела купить мне новое пальто и накопила 150 рублей. Я поношу старое пальтишко.

Тамара Лоскутова».

«Дорогая незнакомая девочка Ада! Мне только 5 лет, а я уже год жила без мамы. Я очень хочу домой, а потому с радостью даю деньги на постройку нашего танка. Скорей бы наш танк разбил врага.

Таня Чистякова».

«Прошу передать дошкольникам города Омска, соб­равшим на строительство танка «Малютка» 160886 рублей, мой горячий привет и благодарность Красной Армии.

Верховный Главнокомандующий

Маршал Советского Союза

И. Сталин. Май 1943»

***

Танк был сделан и воевал на нем сержант 56-й тан­ковой бригады Екатерина Петлюк. За первый же бой она получила благодарность. Вскоре была награждена орденом Красной Звезды, а позднее, за отличие в боях под Орлом,орденом Отечественной войны.

Звучит песня «Маленькая Валенька», муз. Н. Леви, ел. В. Дыховичного.

/^Г\ 1- Расскажите о жизни детей в трудные во-
^ у енные годы.

[jf 2. Почему войну называют «злой маче-

I ~ | хой>>?

3. Как помогали дети взрослым в тылу?

4. Что посылали школьники бойцам на фронт?





Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: