Слова-помощники для формулировки проблемы





С их помощью вы всегда сможете найти проблему в любом тексте.

Если формулируете в Р.п., то вам помогут слова:

- отношение
- взаимоотношение
- воздействие
- взаимодействие
- влияние
- роль
- восприятие

Если формулируете в виде вопроса, то вам помогут следующие конструкции:

Как нужно относиться...?
Как следует относиться...?
Почему важно +глагол...?
Почему нужно +глагол...?
Что такое +существительное...?
Для чего нужно...+глагол?
Для чего нужен (на, ны)...+существительное?
В чем причина...?
Какова роль... в жизни человека?
Что такое...?
Что важнее: _ или _?
Что необходимо...?
В чем различие между _ и _?
Что такое истинная (ое, ый)...?
Что значит...?

Какие бывают проблемы и темы в текстах ЕГЭ.

Война

Бесчеловечный характер войны
Что помогает выжить на войне/преодолеть тяготы войны
Память о войне
Женщины на войны
Дети на войне
Влияние войны на жизнь человека
Дружба на войне
Разрушительные последствия войны
Почему важно помнить героев войны
Героизм на войне
Как война раскрывает качества человека
Проявление человечности на войне

 

↑ Философия (внутренний конфликт) и абстрактные понятия

Что такое свобода?
Что такое истина?
Что такое добро?
Что такое истинное и ложное счастье?
Проблема самопознания (Роль самопознания в становлении человека)
Стремление к идеалу
Цель и мечта в жизни человека
Роль добра в жизни общества и человека
Роль свободы в жизни человека
Ценность человеческой жизни
Ложное понимание счастья
Поиска счастья
Выбора жизненного пути, цели
Смысл человеческой жизни
Проблема веры, религии

 

↑ Любовь и ненависть

Любовь в жизни человека
Любовь к ближнему
Рабской любви
Разрушительной любви
Любви по расчету
Любовь к жизни
Больная любовь
На что человек способен ради любви
Как любовь влияет на человека
Разрушительная сила ненависти
Как ненависть влияет на человека

 

↑ Дружба

 

Роль дружбы в жизни человека
истинная и ложная дружба
Как найти друга,
Что такое дружба

 

↑ Семья, детство


Роль детства (молодости, юности) в жизни человека
Роль семьи в формировании личности человека
Роль матери в воспитании
Проблема материнства как подвига
Взаимоотношения отцов и детей
Взаимоотношения в семье
Отношение к родителям
Роль родительской любви
Конфликт отцов и детей
Влияние семьи на человека

 

↑ Родина (дом)

Отношение к дому
Роль Родины в жизни человека
Роль дома в жизни человека
Утрата связи с отчим домом

 

↑ Искусство

 

Роль искусства в жизни человека.
Искусство истинное и ложное
Понимание искусства
Соотношение искусства и реальной действительности
Назначения поэзии
Назначение искусства
Влияние искусства на человека
Влияние человека на искусство
Отношение человека к искусству

↑ Музыка


Роль музыки в жизни человека.
Влияние музыки на человека.

↑ Литература чтение, книги


Роль чтения в жизни человека
Влияние книг на человека.
Назначение литературы
Литература и жизнь
Общечеловеческое значение литературы (роль литературы)
Разное восприятие произведений
Любовь к чтению
Роль книги в жизни человека
Качество литературы
Отношение человека к книгам
Цель литературы

 

↑ Реклама, СМИ, массовая культура, потребительство

 

Воздействие массовой культуры на духовный мир человека.
Влияние СМИ на общественное мнение
Проблема потребительства
Роль СМИ в жизни человека

 

↑ Природа

 

Отношение человека к природе
Ответственность человека за природу
Природа как источник жизни
Забота о природе
Охрана природы
Потребительское отношение к природе
Равнодушное отношение к природе
Равновесие в природе
Место человека в природе
Постижение прекрасного в природе
Влияние природы на душу человека
Проблема бережного отношения к природе
Проблема экологической катастрофы
Воздействие человека на природу
Отношение к братьям нашим меньшим
Взаимоотношения человека и природы

 

↑ Нравственные и моральные качества человека, свойства личности

 

Роль нравственных ориентиров в жизни человека
Верность человеку
Верность слову
Духовная независимость как свойство человеческой личности
Проблема эгоизма
Деградация человека
Созидание или разрушение?
Доброта как свойство человека
Роль милосердия и сострадания в жизни человека
Проблема гуманизма
Альтруизма
Бескорыстия
Благородства
Великодушия
Отзывчивости
Понимания
Ответственность
Борьба за правду, истину, справедливость
Роль чести в жизни человека
Предательство и трусость
Проблема совести
Страха
Борьба добра и зла в человеке (темного и светлого)
Конфликт долга и чувства
Проблема равнодушия
Проблема бессердечия, душевной черствости
Испытание совестью
Понятие чести
Утрата духовных ценностей
Проблема бесчеловечности, жестокости
Подлости
Бесчестия
Вседозволенности
Хамства
Духовной убогости
Интеллигентности
Нравственного выбора
Истинной и ложной интеллигентности
Честности

 

↑ Красота

 

Роль красоты в жизни человека
Соотношение внутренней и внешней красоты

 

↑ Моральное и материальное

 

Ложные ценности
Соотношение морального и материального в жизни человека
Роль материальных благ в жизни человека

Разрушающего влияния денег
Соотношение морального(нравственного) и материального
Проблема вещизма накопительства


 

↑ Государство и человек в нем, политика

 

Политика в жизни общества
Бюрократизма
Чинопочитания
Взяточничества
Ущемление прав человека
Личности и власти
Социального неравенства

 

↑ Образование и воспитание (школа, университет, самообразование, учитель, наставник)

 

Роль школы в становлении личности
Роль взрослых в становлении личности
Роль примера в духовном становлении человека (матери, отца, учителя, друга, исторической личности, литературного героя)
Роль образования в полноценном развитии личности.
Отношение общества к образованию
Самовоспитания
Самообразования
Ума и образованность
Образованность и интеллигентность
Проблема воспитания

 

↑ Профессия, работа, талант, призвание

 

Измена своему предназначению
Какова роль самореализации в жизни человека.
Ответственность человека за свою работу (художника, ученого, исторического деятеля) перед обществом
Карьеризма
Таланта
Одаренности
Роль труда в жизни человека
Выбор профессии

 

↑ Язык

 

Язык и общество (роль языка в жизни человека)
Состояние современного языка
Слово и дело
Богатство и бедность нашей речи
Язык литературный и разговорный
Речь человека и его мысли
Связь речи и духовного содержания человека
Развития и сохранения русского языка
Проблема языковой толерантности
Заимствований в русском языке
Соотношение культуры и языка

 

↑ Культура

 

Роль культуры в жизни человека
Вандализма
Сохранения культуры
Экологии культуры

 

↑ Наука, НТР, прогресс

 

Научный прогресс и гражданская ответственность
Роль науки
Неизбежность научного и технического прогресса
Научные подвиг и радость познания
Человек и наука
Наука и научность
Ответственность ученых за свои открытия
Влияние технологий

 

↑ История (память)

 

Духовная связь поколений
Историческая память

 

Человек и социум, социальная среда, проблемы общества

 

Воздействие(влияние) социальной среды на духовное развитие человека
Отношение к окружающим
Проблема бескорыстного отношения к человеку
Бездушное отношение человека к человеку
Ответственность человека перед обществом за свои поступки
Конфликт личности и общества
Конфликт яркой личности и общества
Проблема пьянства
Проблема наркомании
Толерантности

 

↑ Патриотизм

 

Проблема верности Отечеству, долгу
Любовь к родине, патриотизм,, верность отчизне
Конфликт долга и чувства
Искажения понятия патриотизма
Мужества героизма нравственного долга
Проблема мужества
Национальной идеи
Русского национального характера

 

↑ Прошлое, настоящее, будущее

 

Борьба старого и нового как проявление прогресса
Конфликт поколений (взаимоотношение поколений)
Борьба старого и нового (конфликт старых идей и новых0
Утрата связи поколений
Вера в будущее
Связи времен поколений, прошлого, настоящего и будущего
Отношение к прошлому

 

↑ Прочее

 

Жизненные испытания человека
Нравственного падения
Одиночества
Душевной молодости
Проблема самооценки
Оптимизма
Проблема судьбы
Реализации человеческих возможностей
Самоопределение человека в молодости

 

Типы ошибок, связанные с пониманием проблемы:

1. Ошибки, связанные с неумением понимать смысл прочитанного, выделять главное, отличать тему от проблемы.

2. Ошибки, связанные с неумением формулировать проблему. Такое происходит, когда ученик знает, о чем писать, но не знает, как это правильно сформулировать.

↑ Сужение проблемы.

Как правило, в таких случаях проблема сформулирована в Р.п.:

«Автор посвящает свой текст проблеме осени»;
«Автор в своем тексте поднимает проблему Москвы»;
«Автор повествует нам о проблеме побега с урока химии».

Важно помнить, что проблему можно формулировать по-разному (в виде вопроса, в форме Р.п.). Какую форму выбрать, необходимо решить, ориентируясь на текст. В некоторых текстах просто невозможно правильно сформулировать проблему в форме Р.п. Более того, такая формулировка не будет отражать истинной проблемы текста.


↑ Неоправданное расширение проблемы.

«Автор, рассказывая нам о случае из жизни командированного, показывает нам борьбу Зла и Добра»;
«Случай, который показывает нам Н. Воробьев, раскрывает глубокую нравственную проблему, которая была и есть актуальна»;
«О чем этот текст? Только ли о войне? Нет, этот текст о нас с вами, о нашем времени, о том, что мир прекрасен, а красота его нерушима».
На внешнем уровне эти ошибки мало чем отличаются от первой группы ошибок и фиксируются экспертами как неверное понимание текста. Однако причина их появления лежит в иной плоскости: ученик пытается материал текста (тему) перевести в общий план, но при этом, не имеет четкого представления о смысле текста, теряет границы конкретной проблемы. Очевидным является то, что подобные ошибки обусловлены не безграмотностью, не низким уровнем подготовки, а естественным стремлением ученика получить максимальный балл за сочинение и незнанием способов достижения этой цели.


Оба типа ошибок связаны часто 1) с неумением различать тему и проблему 2) с неумением правильно выбрать формулировку проблемы.

Формулировка в сочинении ЕГЭ 2021:


"...Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте
чрезмерного цитирования). Дайте пояснение к каждому примеру-иллюстрации. Укажите смысловую связь между примерами-иллюстрациями и проанализируйте её...."


↑ Что такое комментарий?


Комментарий - это подтверждение того, что заявленная Вами проблема действительно присутствует в тексте.

В сочинении ЕГЭ-2021 комментарий – это последовательный, логичный анализ текста с обязательным указанием на конкретные ситуации из текста или на конкретные размышления автора.

В качестве комментария можно использовать:

 

примеры, которые приводят авторы в своих текстах;
размышления автора, связанные с проблемой;
цитаты;
описания;
истории;
точки зрения, которые приводит автор
средства выразительности,тропы
слова, выражения, важные для понимания проблемы.

 

↑ Структура комментария


1)Пример-иллюстрация из текста
2)Пояснение примера
3)Смысловая связь между примерами.
4) Анализ смысловой связи.
4)Пример-иллюстрация из текста
5)Пояснение



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: