Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»




Из русской литературы XVIII века

Знать:

° образную природу словесного искусства в русской литературе XVIII в.;

° содержание изученных литературных произведений русской литературы XVIII в.;

° основные факты жизни и творческого пути писателей и поэтов русской литературы XVIII в.

Уметь:

° воспринимать и анализировать художественный текст;

° выделять смысловые части художественного текста, идею, проблематику изученного произведения; давать характеристику героев русской литературы XVIII в.;

° выражать свое отношение к прочитанному;

° писать отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.

 

М. В. Ломоносов. «Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут...

М. В. Ломоносов

Ломоносов Михаил Васильевич (1711—1765)

Михаил Васильевич Ломоносов родился 8 ноября 1711 года в деревне Мишанинской Архангельского края. Отец его был поморским крестьянином, имел землю и суда по Мурманскому берегу. Та же участь, достойная и прибыльная, хотя нелегкая, ждала и его сына. Но судьба распорядилась иначе. В Ломоносове рано проявилась страсть к познанию: грамоту крестьянский сын освоил успешно, книги полюбил с детства. Вопреки воле отца Ломоносов стремится за знаниями в большой мир. В 1731 году он втайне от родных ушел с обозом в Москву.

Учился он сначала в заведении, которое имело название «Спасские школы». Несмотря на его «низкое» происхождение, способности Ломоносова, его прилежание и быстрые успехи были замечены. Ломоносову пришлось скрыть от преподавателей свое крестьянское происхождение, иначе дальнейшее движение его в науке было бы невозможным.

В числе лучших учеников Славяно-греко-латинской академии в 1736 году его пригласили в Петербург для учения при Академии наук. Проявив себя снова прилежным и одаренным учеником, Ломоносов был послан в Германию (Марбург) для изучения химии и горных дел. Также он «учился и естественной истории, физике, геометрии и тригонометрии, механике, гидраулике и гидротехнике».

В Марбурге он получил обширное и основательное образование. Следующим этапом его пути была учеба во Фрейбурге.

Из-за ссоры с наставником Ломоносов ушел из Фрейбурга без дозволения Академии. Какое-то время он странствовал по Германии. По некоторым источ­никам, по дороге из Марбурга в Голландию был насильно завербован в прусские солдаты, но бежал из крепости. После странствий в 1741 году Ломоносов при­был, согласно приказанию Академии, в Россию.

Он начинает свою работу в Российской Академии наук адъюнктом по физи­ке, затем профессором химии, в этой должности Ломоносов оставался до конца жизни.

Много сил и упорства приложил Ломоносов к тому, чтобы развивалась русская наука, чтобы одаренные молодые люди разных званий и сословий имели возмож­ность получать образование на родине. Ломоносов проявлял себя не только как гениальный химик, физик, астроном, механик, филолог, но и как патриот.

Одна из величайших заслуг Ломоносова — его вклад в развитие русского ли­тературного языка. Он систематизировал лексику, разделив все слова на груп­пы по сфере употребления. Затем, создав «теорию трех штилей», он подробно описал, как, из каких элементов можно творить словесные произведения разной направленности. Свою теорию он применил на практике, создавая на русском языке, преображенном и очищенном от «обветшалой» церковнославянской лек­сики, научные труды, произведения «изящной» словесности: оды, дружеские послания, тексты высоких и низких жанров. Усилиями его гения и труда в рус­скую культуру вошел классицизм.

Ломоносов написал грамматику русского языка и первую риторику на рус­ском языке, дал образцы красноречия и поэзии в разных родах и формах.

Умер Ломоносов в 1765 году в Санкт-Петербурге в зените славы.

«Ода на день восшествия на Всероссийский престол Ее Величества государыни Императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года»

Время написания и исторический контекст

Произведение написано в 1747 году, когда императрица Елизавета Петров­на утвердила новый устав и штат Академии наук, вдвое увеличив количество средств на ее нужды.

Тема

Прославление великих дел монарха — императрицы Елисаветы Петровны.

Главная мысль (идея)

«Ода на день восшествия на престол императрицы Елисаветы Петровны, 1747 года» — произведение, в котором высказаны идеи Ломоносова о просве­щенном абсолютизме. Он верил, что просвещенный монарх способен подняться над интересами отдельных сословий и издавать законы, приносящие благо все­му обществу.

В то же время это произведение является отражением его представлений о «высоком жанре», в соответствии с его теорией о «трех штилях» и принципа­ми эстетики классицизма.

В оде также выражена мысль Ломоносова о том, что наставниками и помощ­никами царей должны быть не льстивые царедворцы, а ученые и писатели, бес­корыстно служащие истине.

Поэтика

Стихотворение принадлежит к высокому классицистическому жанру — оде.

Стихотворный метр — четырехстопный ямб, за которым Ломоносов видел будущее русской поэзии. Строфа состоит из десяти строк, соблюдается схема гибкой рифмовки абабввгддг.

Композиция стихотворения соответствует канонам построения оды. Начина­ется ода со вступления. Главная мысль вступления: мир — основа блага госу­дарства.

Эта часть содержит хвалу мирным временам, которые способствуют процве­танию государства и благополучию народа. Обращаясь к Елизавете, Ломоносов славит ее как поборницу мира, которая при вступлении на престол прекратила войну со шведами:

Мне полно тех побед, сказала,

Для коих крови льется ток.

Поэт славит ее как государыню, которую волнует благополучие и счастье ее народа:

Я россов счастьем услаждаюсь,

Я их спокойством не меняюсь На целый запад и восток.

Ода посвящена прославлению императрицы Елизаветы Петровны, но еще до ее появления в оде успевает поэт высказать свою главную и заветную идею — процветанию страны способствует мир, не войны:

Царей и царств земных отрада,

Возлюбленная тишина,

Блаженство сел, градов ограда,

Коль ты полезна и красна!

Императрица входит в оду в следующей строфе. Таким образом, она как бы оказывается, по логике поэта, частью и выражением этой мирной тишины («Ду­ша ее зефира тише»).

Поэт выдерживает параметры хвалебного жанра («краше Елисаветы» ничего не может быть в свете). В то же время с первых строк произведения он твердо обозначает свою позицию.

Главная часть произведения посвящена описанию величия России. Начинает­ся эта часть с картины правления Петра I, которого Ломоносов считает образцом просвещенного монарха. Ломоносов славит Петра qa укрепление мощи страны, за создание армии и флота, но особенно за то, что для Ломоносова важнее все­го, — за распространение наук:

Тогда божественны науки

Чрез горы, реки и моря

В Россию простирали руки...

Поэт обращается к императрице Елизавете, в облике, деяниях которой ему хотелось бы видеть достойную дочь великого отца. Далее Ломоносов обращается к величественному образу Отчизны. Он описывает ее неисчерпаемые природные богатства, громадные духовные и творческие возможности:

Воззри на горы превысоки,

Воззри в поля свои широки,

Где Волга, Днепр, где Обь течет;

Богатство в оных потаенно

Наукой будет откровенно...

Поэт приветствует императрицу как поборницу просвещения. Автор обраща­ет теперь взоры читателей на важные для России проблемы. Он утверждает, что именно развитие наук поможет освоить богатства Севера, Сибири и Дальнего Востока.

Далее звучит самая важная мысль Ломоносова: главное, что выведет Россию в ряд мировых держав, — новые поколения людей — образованные, просвещен­ные, преданные науке русские юноши:

О вы, которых ожидает

Отечество от недр своих,

И видеть таковых желает,

Каких зовет от стран чужих,

О, ваши дни благословенны!

Дерзайте, ныне ободренны,

Раченьем вашим показать,

Что может собственных Платонов

И быстрых разумом Невтонов

Российская земля рождать.

Науки юношей питают,

Отраду старым подают,

В счастливой жизни украшают,

В несчастный случай берегут;

В домашних трудностях утеха

И в дальних странствах не помеха,

Науки пользуют везде:

Среди народов и в пустыне,

В градском саду и наедине,

В покое сладком и в труде.

Финальная часть оды — взгляд в будущее, в дальнейшее процветание и мо­гущество родины.

Образ просвещенной императрицы Елисаветы Петровны, безусловно, при­украшен Ломоносовым, что соответствует правилам написания оды. В действи­тельности Елизавета вовсе не была миротворицей.

Ломоносов, зная истинное положение вещей, брал на себя смелость в форме оды указывать идеалу мудрой и просвещенной правительницы страны, который воссоздан в монархине, на то, что ей следовало бы делать.

Поэтическая форма оды Ломоносова выдержана в величественном стиле. Язык произведения «пышный», возвышенный, он насыщен церковнославянизмами, риторическими фигурами, красочными метафорами и гиперболами.

«Метафорой, — отмечал Ломоносов в своей «Риторике» (1748), — идеи представляются много живее и великолепнее, нежели просто».

Метафоры Ломоносова масштабны, они бывают в несколько слов или в одно предложение. Высокий «штиль» требовал цветистости и «чрезмерности» образа. Ломоносов совершенно сознательно создавал сложные словесные построения — это соответствовало содержанию оды.

Ломоносов часто употребляет инверсии, обосновывая их выразительность: в оде возможно употреблять «...предложения, в которых подлежащее и сказуемое сопрягаются некоторым странным, необыкновенным или чрезъестественным образом, и тем составляют нечто важное и приятное».

Ломоносов также использует олицетворение. Вспоминая о царствовании Пет­ра I, Ломоносов пишет:

Тогда божественны науки Чрез горы, реки и моря В Россию простирали руки...

Обращение к античной мифологии, упоминание имен божеств — обязательный элемент классицистического произведения. Ломоносов также в создании своего произведения использует мифологические образы. Олицетворением военных успехов Петра I становится Марс, побежденной морской стихией — Нептун.

В своей оде Ломоносов использует славянизмы, библеизмы, высокую лексику, поддерживая тем самым общую атмосферу торжественного стиля.

Торжественные оды в России XVIII века вслед за Ломоносовым писали В. К. Тредиаковский, А. П. Сумароков, М. М. Херасков, Г. Р. Державин, коренным образом переработавший этот жанр.

 

Д. И. Фонвизин. Комедия «Недоросль»

Фонвизин Денис Иванович (1744—1792)

Имей сердце, имей душу, и будешь человек во всякое время.

Д. И. Фонвизин

Фонвизин родился 3 апреля 1744 года в дворянской московской семье. Начальное образование Фонвизин получил дома. Затем он учился в гимназии при Московском университете, в 1762 году был переведен в студенты. После этого поступил на службу переводчиком в Коллегию иностранных дел, стал секретарем главы Коллегии иностранных дел Н. И. Панина, его близким помощником и доверенным лицом.

Фонвизину были близки идеи эпохи Просвещения, в том числе и идея просве­щенного абсолютизма. Его произведения отражают эти взгляды.

Известность как литератору Фонвизину принесла комедия «Бригадир» (на­писана в 1766—1769 годах). В ней высмеивалось невежество, взяточничество, раболепство перед всем иностранным «благородного сословия». Корень зла Фон- визин-просветитель видел в пороках воспитания.

В 1782 году была написана комедия «Недоросль», именно этой комедии Фон­визин обязан славе создателя образцовой классицистической комедии на рус­ском материале. Первая постановка комедии состоялась 24 сентября 1782 года. Проблема воспитания дворянства, поднятая в «Бригадире», получила развитие в «Недоросле», усилив социальное звучание произведения.

В 1788 году Фонвизин задумал издавать просветительское издание, дав ему в качестве названия имя своего героя, — журнал «Стародум». Он получил раз­решение и стал готовить материал, но по распоряжению императрицы Екатери­ны журнал был запрещен.

Умер Фонвизин в 1792 году, похоронен в Александро-Невской лавре.

Комедия «Недоросль»

Время создания

Комедия написана в 1782 году. Фонвизин работал над произведением около трех лет.

Тема

Невежество и грубость дворянского сословия, приводящие к «злонравию».

Основная мысль (идея)

Порицание «злонравия» помещиков, чей произвол не ограничивался ни за­коном, ни нравственными понятиями и образованием. Торжество над грубостью и невежеством «добронравия» — просвещения и благородства.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: