Исследовательская работа. Выполнила ученица 9 «б» класса




«Железнодорожный транспорт и окружающая среда»

Выполнила ученица 9 «б» класса

МОУ «СОШ п. Красный

Текстильщик Саратовского района

Саратовской области»

Хвостова Юлия

Руководитель: учитель географии

Погосян Н.А.

 

 

2012 год

Введение

 

 

1. Общая характеристика железно-дорожного транспорта Саратова.

2. Влияние железной дороги на окружающую среду.

Загрязнение атмосферы и воздуха.

Шумовое загрязнение

3. Влияние железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды в п. Красный Текстильщик.

 

Заключение.

 

Введение.
Наш поселок находиться на берегу Великой Русской реки Волга. Находиться около города Саратова 30 км. к югу-востоку. Загрязняющих предприятий нет, но наблюдая я заметила, что вокруг нашего поселка проходит железная дорога.Она расположена северо-западном направлении на расстоянии 10 – 12 км. В окрестностях с. Александровка. Так как у нас преобладает северо-западный перенос воздушных масс я заинтересовалась, не опасен ли для нас железно- дорожный транспорт.

 

Цель данной работы:
- выяснить как влияет железно-дорожный транспорт на состояние окружающей среды поселка.
Мне надо выяснить какие основные грузы перевозят на ближайшей станции с. Александровка, бывают ли аварии, как защитить себя, если произойдет утечка различных химикатов.

 

1.Общая характеристика железно-дорожного транспорта Саратова.

Железнодорожный транспорт – одна из важнейших отраслей народного хозяйства, которая в силу производственных особенностей формирует широкий спектр медико-профилактических проблем, требующих постоянного внимания соответствующих научных и практических служб и организаций.

Территория района обслуживается Приволжской железной дорогой.
По территории района вдоль правого берега р. Волги в северном направлении проходит магистральная железнодорожная линия Саратов – Самара, в южном Саратов – Волгоград. Обе магистрали на территории района электрифицированные, двухпутные и входят в международный транспортный коридор «Транссиб».
В восточном направлении проходит железнодорожная магистраль Саратов – Уральск, в западном - Саратов – Тамбов. Обе дороги входят в международный транспортный коридор «Север – Юг».
Дорога Саратов – Уральск двухпутная, на тепловозной тяге. Железнодорожная магистраль Саратов – Тамбов - электрифицированная, двухпутная.
Общая протяженность железнодорожных линий на территории района составляет 112 км.
На территории района получил большое развитие пригородный железнодорожный транспорт.
По всем электрифицированным железнодорожным направлениям из г. Саратова организовано движение пригородных электропоездов.
На неэлектрефицированных железнодорожных направлениях организовано движение местных поездов на тепловозной тяге.

 

2. Влияние железной дороги на окружающую среду.

Эволюция развития человечества и создание индустриальных методовхозяйствования привели к образованию глобальной техносферы, одним изэлементов которой является железнодорожный транспорт. Природная среда прифункционировании элементов техносферы является источником сырьевых иэнергетических ресурсов и пространством для размещения ее инфраструктуры.

 

Железнодорожный транспорт по объему грузовых перевозок занимает первоеместо среди других видов транспорта, по объему перевозок пассажиров второеместо после автомобильного транспорта. Успешное функционирование и развитие железнодорожного транспортазависит от состояния природных комплексов и наличия природных ресурсов,развития инфраструктуры искусственной среды, социально-экономической средыобщества.Состояние окружающей среды при взаимодействии с объектами железнодорожноготранспорта зависит от инфраструктуры по строительству железных дорог,производству подвижного состава, производственного оборудования и другихустройств, интенсивности использования подвижного состава и других объектовна железных дорогах, результатов научных исследований и их внедрения напредприятиях и объектах отрасли. Каждый элемент системы имеет прямые и обратные связи друг с другом.При развитии и функционировании объектов железнодорожного транспортаследует учитывать свойства природных комплексов – многосвязность,устойчивость, коммутативность, аддитивность, инвариантность, многофакторнуюкорреляцию. Многосвязность выражается в разнохарактерном воздействии транспортана природу, которое может вызвать в ней трудноучитываемые изменения. Аддитивность – это возможность многопараметрического сложенияразличных источников техногенного и антропогенного воздействия на природу,что может привести к непредсказуемым изменениям в природе. Инвариантность является свойством экосистем сохранять стабильность вграницах регламентированных техногенных и антропогенных воздействий. Устойчивость – способность экосистем сохранять исходные параметры приестественном, техногенном и антропогенном воздействиях. Многофакторная корреляция характеризует экосистемы с позиций ихпредопределенности к случайным и неслучайным событиям с аналитическимисвязями между ними. Железнодорожный транспорт постоянно воздействие на природную среду.Уровень воздействия может лежать в допустимых равновесных и кризисныхграницах. Характер воздействия транспорта на окружающую среду определяетсясоставом техногенных факторов, интенсивностью их воздействия, экологическойвесомостью воздействия на элементы природы. Техногенное воздействие можетбыть локальным от единичного фактора или комплексным – от группы различныхфакторов, характеризующихся коэффициентами экологической весомости, которыезависят от вида воздействия, их характера, объекта воздействия.

 

Воздействие объектов железнодорожного транспорта на природуобусловлено строительством дорог, производственно-хозяйственнойдеятельностью предприятий, эксплуатацией железных дорог и подвижногосостава, сжиганием большого количества топлива, применением пестицидов налесных полосах и др.Строительство и функционирование железных дорог связано с загрязнениемприродных комплексов выбросами, стоками, отходами, которые не должнынарушать равновесие в экологических системах. Равновесие экосистемыхарактеризуется свойством сохранять устойчивое состояние в пределахрегламентированных антропогенных изменений в окружающих транспортноепредприятие природных комплексах. Самоочищающая способность природной средыснижается из за уничтожения и истощения природных комплексов. Линиижелезных дорог, прокладываемые на сложившихся путях миграции живыхорганизмов, нарушают их развитие и даже приводят к гибели целых сообществ ивидов. Факторы воздействия объектов железнодорожного транспорта на окружающуюсреду можно классифицировать по следующим признакам: механические (твердыеотходы, механическое воздействие на почвы строительных, дорожных, путевых идругих машин); физические (тепловые излучения, электрические поля,электромагнитные поля, шум, инфразвук, ультразвук, вибрация, радиация идр.); химические вещества и соединения (кислоты, щелочи, соли металлов,альдегиды, ароматические углеводороды, краски и растворители, органическиекислоты и соединения и др.), которые подразделяются не чрезвычайно опасные,высоко опасные, опасные и малоопасные; биологические (макро- имикроорганизмы, бактерии, вирусы). Эти факторы могут действовать на природную среду долговременно,сравнительно недолго, кратковременно и мгновенно. Время действия факторов не всегда определяет размер вреда, наносимогоприроде. По масштабам действия вредные факторы подразделяются надействующие на небольших площадях, действующие на отдельные участкиместности, глобальные. Химические вещества и соединения могут мигрировать и рассеиваться ввоздухе, в воде, почвах, нанося обратимый, частично обратимый и необратимыйущерб природе. В миграции химических веществ и заразных микроорганизмовважное место занимает транспорт. Основными направлениями снижения величины загрязнения окружающей средыявляются: рациональный выбор технологических процессов для производстваготовой продукции и ее транспортирования; использование средств защитыокружающей среды и поддержание их в исправном состоянии. Интегральным критерием экологической эффективности производственнойдеятельности объектов железнодорожного транспорта служит степень нарушенияприродного баланса в регионе. Опасность нарушения природного балансаколичественно связана с антропогенными факторами производственной ихозяйственной деятельности людей в регионе. В случае, если природная средане способна справиться с воздействием железнодорожного транспорта,необходимо предусматривать очистные сооружения или проводитьвосстановительные работы. Равновесие в природной среде обеспечиваетсяподдержанием энергетического, водного, биологического, биогеохимическогобалансов и их изменением в определенный промежуток времени. Количественныехарактеристики перечисленных балансов зависят от географического положениярегионов, климатических условий, величины использования ресурсов, природныхявлений и степени загрязнения окружающей среды.

 

2.1.Загрязнение атмосферы и воздуха

 

Источники загрязнения атмосферного воздуха:

На железнодорожном транспорте источниками выбросов вредных веществ в атмосферу являются объекты производственных предприятий и подвижного состава. Они подразделены на стационарные и передвижные. Из стационарных источников наибольший вред окружающей среде наносят котельные, в зависимости от применяемого топлива при его сгорании выделяются различные количества вредных веществ. При сжигании твёрдого топлива в атмосферу выделяются оксиды серы, углерода, азота, летучая зола, сажа. Мазуты при сгорании в котельных агрегатах выделяют с дымовыми газами, оксиды серы, диоксид азота, твердые продукты неполного сгорания ванадия. Приготовление в депо сухого песка для локомотивов, его транспортировка и загрузка в тепловозы сопровождается выделением воздушную среду пыли и газообразных веществ. Нанесение лакокрасочных покрытий сопровождается выделением в атмосферу паров растворителей, аэрозоля краски. При использовании растворителей, шпатлёвок, грунтовок, лаков, эмалей, поступающие в воздух пары содержат ацетон, бензол, ксилол, бутиловый спирт, толуол, уайт-спирит, формальдегид в концентрации от 10до 150 мг/м3. При обмывке подвижного состава в воздух выделятся пыль до 1,5-20 мг/м3, карбоната натрия – до 1,0-5,0 мг/м3. Путевая техника, тепловозы при сжигании топлива с выхлопными газами выделяют (оксид серы, углерода, азота, альдегиды).

Способы очистки атмосферного воздуха

Выбросы в атмосферу подлежат очистке. Под очисткой понимают отделение выбросов вредных веществ. В настоящее время используют механические, физические, физико-химические методы удаления из воздуха вредных примесей. Газоочистные установки очищают от твердых, жидких примесей и аэрозолей, газообразных веществ.

 

2.2. Шумовое загрязнение

Источники шума и вибрации:

Основными источниками шума на железнодорожном транспорте являются движущие поезда, путевые машины, производственное оборудование. Интенсивное движение поездов вблизи линий жилой застройки, в черте города, посёлка заметно ухудшает акустический климат населённых пунктов и жилых помещений. Распространённым источником шума, является локомотив. Общий шум дизельного тепловоза на расстоянии 0,5 м от корпуса и аэродинамического шума выхлопа на расстоянии 1м от выхода патрубка достигает 120 дБ. Источниками интенсивного шума являются локомотивные, вагонные депо. Шумы технологического оборудования можно ориентировочно разделить на три категории:

умеренно шумное с суммарным уровнем звука не более 75дБ;

шумное 75-100дБ;

особо шумовое с уровнем более 100дБ.

Источниками вибрации на железнодорожном транспорте являются такие технологические процессы как укладка бетонных смесей, производство крупнопанельных конструкций. А также движущиеся поезда, механические колебания, которые они возбуждают. Так при следовании поезда через мост вибрации передаются через его основание, реку и рядом находящиеся объекты.

Защита от шума и вибраций.

Работники железнодорожного транспорта при выполнении служебных обязанностей постоянно подвергаются воздействию интенсивного шума, который помимо вредного действия маскирует информационные звуковые сигналы. Это затрудняет восприятие подаваемых подвижным составом сигналов и сообщений диспетчера и повышает опасность производственного процесса. Поэтому снижение шума является одной из задач охраны труда и окружающей среды.

Источником шума на локомотиве является система «колесо - рельс», вентиляторы, система охлаждения, компрессор. Самым эффективным средством борьбы является применение глушителей. Для этих целей используют огнестойкие и звукопоглащающ0ие материалы. При распространении шума на территории города следует предусматривать специальные градостроительные меры: в зоне примыкающей к железной дороге следует располагать здания, сооружения с ненормированным шумовым режимом - гаражи, автостоянки, склады, защитные полосы озеленения, далее учреждения бытового обследования, площадки в зоне, удаленной от железной дороги располагаются больницы, места отдыха.

 

 

3.Влияние железнодорожного транспорта на состояние окружающей среды п. Красный Текстильщик.

Как я уже отмечала вокруг нашего поселка проходит железная дорога на расстоянии 10-12 км. По дороге в г. Саратов мы пересекаем 4 железнодорожных переезда. Я отметила, что больше всего по нашим веткам проходят поезда с грузами. Перевозят много стройматериалов, химическое сырье, полезные ископаемые, зерновые культуры. Пассажирский транспорт активно действует.

Шумовое загрязнение для нашего поселка не представляет угрозы. Мы находимся далеко. Но вот в случае аварии или утечки различных химикатов и при передвижении воздушных масс в нашу сторону мы находимся в опасном положении. Как можно элементарно защитить себя при утечки серной кислоты? В нашей школе ежегодно проходят учения при таком виде загрязнения. В каждом классе хранятся защитные маски, лимонная кислота и пищевая сода. При ожогах кислотой необходимо сделать раствор гидрокарбоната натрия 2 %. На мл. воды добавить 2 ч. Ложки соды. Смочить марли этим раствором и дышать через этот раствор.

 

Заключение.

 

При выполнении данной работы я выяснила, как проходит железная дорога вокруг поселка, как работает железнодорожный транспорт, какие грузы перевозятся. В современном мире сейчас нельзя обойтись без этого вида транспорта. Я выяснила как железная дорога влияет на состояние окружающей среды. Какие существуют виды загрязнений и как можно бороться с этими видами. Я довольна тем, что для нашего поселка практически нет угрозы от железной дороги.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-11-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: