Вопрос 10. Основные этапы эволюции уголовно-процессуального законодательства от УПК РСФСР 1922 г. до УПК РФ 2001 г.
Хотя вопрос и сформулирован "от УПК 1922 г.", мне все равно придется начать с 1917, потому что иначе непонятно, откуда взялись многие вещи.
Итак, в 1917 году сломали старые суды, отменили старые законы. Приняли декреты о суде, и там предусмотрели 1) окружные суды и 2) местные суды. Ничего не напоминает? Но с созданием окружных судов ничего не вышло, сделали только местные. Судьи - народные, требования к квалификации минимальные (назначались исполкомами, избираться будут только после Конституции 1936 г.). Суд присяжных не предусматривался, сделали систему народных заседателей (переменные по спискам граждане. Права и обязанности те же, что и у судей). Несменяемости судей нет.
Уровнем выше - совет народных судей, еще выше - Верховный судебный контроль (одна из коллегий Наркомюста).
Параллельно с ординарной судебной системой складывается система чрезвычайных судов - революционных трибуналов. Там уже нет заседателей, три судьи-профессионала (ну как профессионала...) Порядок судопроизводства упрощенный. Почему это важно - потому что дифференциация процесса (ординарный порядок и упрощенный) доживет аж до УПК 1960 г.
Вторая инстанция для него - Кассационный отдел ВЦИК.
Советская власть отменила апелляцию как таковую. Дело по существу вторично не рассматривалось. Только кассация.
Первый же декрет о суде упразднил к едрене фене прокуратуру и адвокатуру, учредив вместо них коллегии правозащитников - сразу и обвинители, и защитники, два в одном... Вскоре сделали коллегии обвинителей, к идее государственного обвинения вернулись довольно быстро.
Следствие. Сначала статус четко не определялся, к 1920 г. вырисовался народный следователь. Как судебный следователь по Уставу, при народном суде. Т.е. следствие у нас еще судебное.
Процесс: как уже сказано, дифференцировался на обычный и упрощенный. Обычный - почти классический, с досудебным и судебным следствием, прениями сторон, доказательствами... Упрощенный - практически весь порядок на усмотрение суда: будет защита и обвинение или нет, будет судебное следствие или нет...
Вот такая система сложилась к УПК 1922 г. В принципе она в нем и отражена. I инстанция по большинству дел - народный суд с заседателями (2 или 6), по отдельным категориям (особо опасным) - трибуналы без таковых. II соответственно для народных судов - совет народных судей, для трибуналов - Верховный трибунал.
Восстановили прокуратуру, прокуроры состоят при судах.
Следователи состоят при судах сооответствующего уровня. Народные - при народных судах, при остальных - следователи и следователи по важнейшим делам.
Адвокатуру еще не восстановили. Есть коллегия защитников вместо нее. Могут быть и иные лица, если суд допустит. Участие защиты обязательно, если участвует обвинитель, если подсудимый под стражей или сам не может себя защищать.
Обвинение не обязательно представляет прокурор, обвинителем может быть опять-таки кто угодно, суд решает, допустить их к участию или нет.
Досудебное следствие ведет следователь, органы дознания (милиция и иные) вправе проводить лишь отдельные следственные действия. Однако у нас четко появляется то самое дознание, которое есть сейчас. Оно уже перестало быть чисто полицейской деятельностью за рамками процесса, "подросло" до уровня следствия и по некоторым делам (до 1 года л/св) передает материалы непосредственно в суд. Общий надзор за дознанием ведет прокуратура.
Следствие обязательно по отдельным категориям дел (в т.ч. по всем, рассматриваемым трибуналами) + по указанию прокурора. Действия следователя могут быть обжалованы в суд.
Прокурор получает от следователя дело с обвинительным заключением и направляет его в суд для предания обвиняемого суду.
Процесс в народном суде классический (особенные только обвинитель и защитник, выше мы это разобрали).
Процесс в трибуналах упрощенный: обвинение и защита на усмотрение суда, исследование доказательств, прения - все на усмотрение суда. II инстанция для них - Верховный Трибунал (и кассация туда, и надзор).
Обжалуются приговоры народного суда в совете народных судей, причем до истечения срока на обжалование приговор не вступает в законную силу. Таким образом, советская кассация явно приобретает черты классической апелляции. Совет судей обязан рассмотреть жалобу в ревизионном порядке. Основания для отмены - как незаконность приговора, так и неполнота рассдледования.
Учреждается порядок надзора - дело может истребовать председатель совета народных судей или прокурор соотвествующего уровня. Дело в порядке надзора направляется в Наркомюст в порядке высшего судебного контроля. Надзор не ограничен никакими сроками. Пересматриваются вступившие в силу решения.
Выводы по УПК 1922 г.:
Воссоздана практически классическая континентальная система (судебный следователь при соответствующем суде (надзор за следователем - суд), классический ординарный судебный процесс).
2. Появляются чисто советские новшества, многие из которых имеются по сей день или имелись до недавнего времени:
· дифференциация процесса (ординарный и упрощенный) в зависимости от категории дел.
· дознание - не полицейская внепроцессуальная деятельность, а альтернатива следствию по менее важным делам. Надзор за дознанием осуществляет прокурор.
· апелляции нет, ее место занимает кассация, которая становится способом обжалования не вступивших в силу решений. Абсолютно ревизионный порядок. Рассматриваются как вопросы факта, так и вопросы права, однако повторное следствие не проводится.
· появляется надзор как способ пересмотра вступивших в законную силу судебных решений.
· суд присяжных сменяется участием народных заседателей.
УПК 1923 г.
Здесь я не буду подробно описывать то, что не отличалось от УПК 1922, остановлюсь только на фундаментальных изменениях. Они произойдут уже после принятия УПК 1923 г., я их изложу тезисно.
· упраздняются трибуналы, их прежние дела теперь подсудны губернскому (или равному) суду.
· дифференциация процесса сохраняется. Упрощенный порядок остается.
· реформа следствия. Следствие передается прокуратуре и перестает быть судебным.
· восстанавливается адвокатура.
· советские новшества из предыдущих тезисов все остаются.
Таким образом мы получаем особенный, ни на что не похожий советский уголовный процесс. Дико интересная штука.
Следующие важные изменения наступят в начале 30-х гг.: по отдельным категориям дел (теракты, вредительство, диверсия) вводится упрощенный (упрощеннее упрощенного) порядок: дела слушаются без участия сторон, обжалование не допускается. Ну тут вы лучше меня расскажете о кровавых зверствах кровавых большевиков.
С принятием Конституции 1936 г. выборными становятся все народные судьи. Это продержится до конца Союза, пополнив список особенностей.
В 1960 г. принимают новый УПК. Опять-таки остановлюсь на нем тезисно, опишу отличия от нынешнего:
· больше нет никакой дифференциации, никаких упрощенных порядков.
· цель уголовного процесса - борьба с преступностью.
· принцип объективной истины: суд во всяком случае должен ее установить.
· отсюда следует, что отказ прокурора от обвинения необязателен для суда.
· "активный судья"
· все дела по I инст. рассматриваются с участием народных заседателей.
· судьи и народные заседатели избираются.
· следствие подчинено прокуратуре.
· сохраняют силу особенности советского уголовного процесса:
· дознание - одна из форм предварительного расследования по определенной категории дел
· советская кассация на не вступившие в силу решения
· надзор для вступивших в силу
Вот так, граждане. Постаралась описать не все, а только важное для целей нынешнего уголовно-процессуального права, чтобы видно было, откуда у нынешних проблем "ноги растут."