Урок литературы – это остановка, и без такой остановки ускорения нравственного не будет.




Главное во всех наших приготовлениях, чтобы уроки по сказкам вызвали поэтическое прозрение, стали уроками постижения начальной философии своего народа, национальной культуры, красоты национального фольклора.

Бурному росту общественной роли литературы сопутствовали «авторские чтения» - публичные чтения писателями своих произведений. Заложил основу авторских чтений А.Пушкин, который и был образцом чтения, производя неизгладимое впечатление простотой и естественностью декламации. Горячим пропагандистом выразительного чтения был Н.Г.Чернышевский – автор книги «Азбука выразительного чтения». Стать создателем нового жанра в искусстве чтения, театра одного актёра, дано было такому художнику, как В.Яхонтов.

Искусство художественного чтения, как и театральное, - искусство синтетическое. Оно лежит на стыке литературы и сценического искусства. У актёра – два выразительных средства: словесное и физическое действия, у чтеца – одно, словесное, но оно сложнее, чем у актёра. Словесное действие – главный закон в учении Станиславского: «Говорить –значит действовать». Методисты В.Голубков, М.Рыбникова, Н.Соловьёва и другие, опираясь на «систему» Станиславского и достижения чтецов-профессионалов, внесли большой вклад в разработку методики обучения школьников выразительному чтению. К сожалению, всё реже слышится выразительное чтение произведения самим учителем. Молчит учитель – молчит и писатель, ученики заняты однообразной, утомительной работой, перебирают страницы книги и ищут цитаты, чтобы «доказать текстом», что Онегин полюбил Татьяну, Кондрат Майданников преодолел тягу к собственности. Но чтобы зажглись сердца учеников (как об этом вспоминает В.Астафьев в своём очерке «Учитель»), надо, чтобы на уроках зазвучало само произведение в его неповторимости, чтобы учитель выступал как лицо, сопереживающее с писателем; как посредник между ним и учениками, как соавтор. И это возможно только при условии, если он владеет искусством художественного (выразительного) чтения, ценит его как «превосходного профессора литературы».

Хочется вспомнить и те времена, когда книга была предметом «семейного» чтения…

Ставшая произвольной оценка человека по его начитанности – несомненный параметр читательской культуры, если вернуть расхожему понятию «начитанность» изначальную содержательность. Начитанность – это достаточно широкий круг произведений, действительно прочитанных, где, несомненно, ориентация на подлинно художественную литературу, на вершины искусства слова, прежде всего на классику.

Где же критерий подлинной начитанности? Л.Н.Толстой писал: что чтение, «искусство начинается с «чуть-чуть», - детали, слова, незабываемых частностей произведения, в которых и таятся его неповторимость и подлинность. И знание литературы (а это синоним начитанности и, кажется, единственный случай, когда правомерно говорить о литературных знаниях, как таковых) – в способностях удержать в памяти те «чуть-чуть», которые и делают творение писателя шедевром. Такое знание не случайно определяется как способность – читательская память, а это дар и мозга, и эмоциональной природы ученика, что следует формировать учителю. Вот почему в школе невозможно обойтись без «наизусть» - магическое слово, проверяющее не механическую, а читательскую память. Ибо искусство – это подлинники, мало общего имеющие с первоисточником репродукции, в роли которых выступает пересказ, иной раз не столько воссоздающий произведение, сколько пародирующий его так называемое «изучение» художественных текстов… Что же касается «инструментария» проверки читательской памяти, то это просто: «анкетный» вопрос и чтение наизусть:

- Какие произведения Пушкина, Толстого, Чехова ты прочитал?

- Процитируй самые выразительные приметы Петербурга Достоевского.

- Назови наиболее значительных поэтов «серебряного века» и их стихотворения. Прочитай наизусть любимые.

Естественной же формой урока является диалог о произведении – оценка его и раздумье над его страницами.

В нашу жизнь прочно вошло такое понятие, как компьютерные технологии. Практически в каждой школе есть компьютерный класс. К юбилеям писателей и поэтов стали выпускать диски, на которых собран богатый материал. Причём подается это в интересной форме. Урок будет ярким, информационно насыщенным. Возможно, изменится и отношение некоторых учеников к нашим урокам (в лучшую сторону!). Необходимо исходить из утверждения о том, что компьютер не заменяет учителя или учебник, поэтому он рассчитан на использовании в комплексе с другими имеющимися в распоряжении учителя методическими средствами. Не стоит рассматривать компьютер как панацею от всех бед. Естественно, что использование современных технологий на каждом уроке невозможно, да это и не нужно как бы там ни было. Урок литературы – это прежде всего знание художественных произведений, умение их анализировать, сопоставлять разные взгляды критиков, понимание авторской позиции. Каждый учитель в состоянии распланировать свои уроки таким образом, чтобы использование компьютерной поддержки было наиболее продуктивным, уместным и интересным.

Я иду на урок…

Иногда думаю: географу легче, вот указкой там показал и что-то рассказал; химику легче – опыт поставил, походил, посмотрел. И физику легче. И математику. Мы же словом стучимся в душу.

«Сегодня есть два принципиальных преподавания литературы: два подхода к книге. Одни хотят, чтобы книга работала на литературу и потом на всё остальное, на человека и т.д. Другие, чтобы книга работала на человека, а потом на всё остальное» - это мнение известного ленинградского учителя русского языка и литературы Е.Ильина. А что изменилось сегодня? Всё точно также.

«Но всегда наша самая главная закладка не в книге, а между книгой и жизнью, между книгой и миром, в котором живём, между книгой и завтрашним днём» - это тоже не изменилось.

Быстрый темп, заданный современным веком, заставляет сегодняшнего школьника бегать по кабинетам с учебником… Все бегают. Думаю, надо время от времени останавливаться. На уроке литературы. Надо посмотреть на всё: на мир, на себя, на маму, на Пушкина, на Булгакова, на Татьяну и Онегина, на Мастера и Маргариту. Они не просто герои, они часть нашего мира - мира моего и твоего. Они с нами, они помогают нам.

Урок литературы – это остановка, и без такой остановки ускорения нравственного не будет.

Какое самое главное слово в классике, которое красной нитью проходит через XVIII век? А XIX? А XX? А наш, XXI? Это слово «душа». С этим словом и надо работать. Что говорит народ: «Имей сердце, а на сердце и разум придёт». («Ум должен быть добрым, а сердце умным». С.Маршак). Я за духовный процесс урока литературы. Я за главное её слово – Душа. А Душу – её надо разбудить.

Я иногда думаю, что машины сегодня работают лучше людей, потому что как-то уходит из нас эта вот душа. Душа, каксостояние, как ответственность, душа, как то, что связывает нас друг с другом, душа, как настроение, как вдохновение, как «божество, как слёзы, как любовь»…

Я иду на урок …Планы, часы, программа. Но главное, что есть учитель, который должен быть «относительно» свободен от всего «этого», потому что он – творец. Его закон – детские глаза, любовь и боль, надежда и тревога в этих глазах, а Чехов и Достоевский, Пушкин и Толстой, Тургенев и Горький – «они помогут ». Книга – аптека души.

Чехов учит «беречь в себе человека», Толстой искать «зелёную палочку», Достоевский и Пушкин «защищать маленького человека». Они приходят к нам. Врываются в нашу жизнь со своими героями, учат любить и ненавидеть, искать своё место в этом безумном, но прекрасном мире… А учителю всего-то остаётся найти ту страницу, которая «откроет» книгу.

Давайте спросим себя: без Пушкина можно прожить? Да, можно, некоторые живут – и даже преуспевают. И без Тургенева можно. И без Чехова? Да.

Как же сделать, чтобы без Пушкина нельзя. Без Тургенева нельзя. Без Чехова нельзя. Надо найти такую страницу, такую строчку – и тогда, будь уверен, достучишься до них, до этих ребячьих душ. И тогда мы будем вместе: Пушкин, и Тургенев, иЧехов – великие, ученики и учитель. Поиски слова, «ключевой» строчки, фразы, страницы (это сказал Пушкин, Толстой, а я, учитель, помог вам, дети, услышать!) – это поиски связки, как говорят у альпинистов. И чтобы это получилось, я иду на урок.

Я иду на урок, чтобы защитить человека, чтобы не потерять читателя, чтобы литература в России всегда была «больше, чем предмет»(надо произнести эту фразу с интонацией утверждения!).

Я иду на урок…



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: