Время и история написания




Стихотворение написано 12 июня 1828 года, напечатано в «Северных цветах» в 1829 году. Произведение является посвящением Анне Алексеевне Олениной, возлюбленной Пушкина. К ней также обращены его стихотворения «Ты и вы», «Ее глаза», «Я вас любил».

Оленина хорошо пела и брала уроки пения у М. И. Глинки. Грузинская мело­дия, которую она пела тогда, была привезена с Кавказа Грибоедовым. Пушкин упоминает в стихотворении о своем пребывании на Северном Кавказе с семьей Раевских летом 1820 года. Поводом к написанию стихотворения послужила слу­чайно услышанная Пушкиным грузинская мелодия.

Тема

В стихотворении раскрывается тема любви.

Главная мысль (идея)

Лирический герой просит не петь молодую красавицу песен о Грузии, потому что ему вспоминаются те дни, когда он был там и был счастлив:

Не пой, красавица, при мне Ты песен Грузии печальной...

Он вспоминает свою возлюбленную, «другую жизнь» и «берег дальний».

Поэтика

Стихотворение относится к любовной лирике. По жанру можно отнести его к любовному посланию или романсу.

Стихотворный метр — четырех- и пятистопный ямб. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Первая и последняя строфы одинаковы — стихотворение тем самым находит­ся как бы в обрамлении. Это повторение подчеркивает грустное настроение сти­хотворения: песня «красавицы» вызывает в сердце лирического героя слишком яркие, но тревожащие его воспоминания.

Основной прием, который используется в этом стихотворении, — употребле­ние эпитетов. Они и придают элегическое настроение произведению: Грузия печальная, берег дальный, жестокие напевы, черты далекой, бедной девы, при­зрак милый, роковой.

Воспоминание о былой утраченной любви мучительно для лирического героя, поэтому соседствуют слова с противоположным смыслом: милый роковой при­зрак, жестокие напевы. Можно отнести такие сочетания к оксюморонам.

И хотя былая любовь имеет очертания призрака, поэт вспоминает конкретные приметы той, ушедшей жизни («дальний берег»): степь, ночь, луна и Грузия, ее песни, напевы. Это придает «истории» лирического героя достоверность, мы пони­маем, что любил он не абстрактный прекрасный образ, а живую женщину, и боль утраты еще жива в его сердце. Новая встреченная им красавица не затмевает со­бой тот далекий образ «бедной девы» (видимо, встреча не принесла счастья и воз­любленной героя), а заставляет его вновь и вновь возвращаться чувствами к тому, что ушло и оставило в его сердце печальные, но прекрасные воспоминания.

Наверное, поэтому поэт повторяет в конце стихотворения первую строфу — он хочет как бы удержать этот образ, возникший в его душе при песнях Грузии печальной.

«К***» («Я помню чудное мгновенье»)

Время написания

Стихотворение написано в 1825 году в период михайловской ссылки. К со­седям Пушкина, в село Тригорское, приехала родственница хозяйки, Анна Пе­тровна Керн, с которой Пушкин познакомился еще в Петербурге в 1819 году. Между поэтом и этой женщиной возникли романтические отношения. Поэт пре­поднес Керн это стихотворение перед разлукой.

Тема

Тема стихотворения — глубокое чувство восхищения и любви, которое вызва­ла в поэте женщина. Описываются две встречи лирического героя с возлюблен­ной и разлука между этими встречами.

Главная мысль (идея)

Образ возлюбленной в этом стихотворении предстает как высшая сила, кото­рая рождает и пробуждает в человеке «...И божество, и вдохновенье, И жизнь, и слезы, и любовь».

Любовь поэта придает идеальные черты его возлюбленной, рисуя «неземной» ее облик:

Передо мной явилась ты,

Как мимолетное виденье,

Как гений чистой красоты.

Годы, проведенные лирическим героем вдали от любимой, описаны как вре­мя, лишенное смысла и жизненной энергии:

В глуши, во мраке заточенья

Тянулись тихо дни мои

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

Можно сказать, что это стихотворение Пушкина — гимн женщине, любви, ее преображающей и животворящей силе.

Поэтика

Жанр — любовное послание. И в этом стихотворении Пушкин использует свой излюбленный метр: четырех- и пятистопный ямб с перекрестной системой рифмовки и чередованием женских и мужских рифм.

В стихотворении три части, которые находятся в драматическом единстве: появление возлюбленной в жизни лирического героя, которое он называет «чуд­ным мгновеньем». Затем ее исчезновенье и наступающая за этим пустота в ду­ше и мире поэта. В третьей части — новое появление возлюбленной, которое является еще большим чудом, потому что душа героя уже утратила надежду на возвращение божества и вдохновенья в его жизнь.

Образ возлюбленной создается с помощью ярких метафор, сравнений, эпите­тов: мимолетное виденье, гений чистой красоты, голос нежный, милые черты, небесные черты.

Контрастно по отношению к этому образу рисуется жизнь поэта без любви:

...В глуши, во мраке заточенья Тянулись тихо дни мои...

Глухота, мрак, несвобода, тишина, отсутствие энергии и силы жизни (дни тянутся) — так ощущает поэт жизнь, лишенную любви. Пушкин подчеркивает пустоту, употребляя анафору, пять раз в двух строчках повторяя «без», усилив это ощущение потери:

Без божества, без вдохновенья,

Без слез, без жизни, без любви.

В последней строфе снова возникают «...и божество, и вдохновенье, и жизнь, и слезы, и любовь» — этот повтор очень важен: происходит обретение смысла и радости жизни. И мы совместно с лирическим героем чувствуем радость и тор­жественность возвращения в его душу животворящих сил.

«19 октября» («Роняет лес багряный свой убор»)

Время написания

Стихотворение написано осенью 1825 года, когда Пушкин находился в ми­хайловской ссылке, и посвящено дню Лицея.

Тема

Тема стихотворения — дружба. Окончив лицей, выпускники решили ежегод­но собираться 19 октября, в день открытия лицея.

В годы ссылки, когда Пушкин не мог в день годовщины быть вместе с това­рищами, он присылает собравшимся свое приветствие. В послании 1825 года Пушкин обращается к друзьям, вспоминает дни лицея, своих однокурсников. Он говорит о дружбе лицеистов, сплотившей их в единую семью.

Главная мысль (идея)

Лицей навсегда остался в памяти Пушкина как колыбель вольномыслия и свободолюбия, как «лицейская республика», сплотившая лицеистов в «святое братство».

Стихотворение согрето искренним чувством любви к друзьям. К теме друж­бы присоединяется тема осознания течения времени, бесконечности жизни, ее ценности. Все стихотворение — это гимн дружбе, ее одухотворяющей и поддер­живающей силе.

Композиция, поэтика

Жанр стихотворения — элегическое дружеское послание. Стихотворный метр — пяти- и шестистопный ямб, система рифмовки — опоясывающая и перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. В стихотворении 19 строф, каждая из которых состоит из восьми строк.

1-я строфа — описание октябрьского дня и через него — состояния души поэта, испытывающего грусть от одиночества и вынужденной удаленности от друзей и того мира, который ему так дорог. В этом описании много эпитетов (багряный свой убор, увянувшее поле, пустынной келье, отрадное похмелье, минутное забвенье, горьких мук), метафор (проглянет день как будто понево­ле, вино, осенней стуж;и друг), аллитераций (Роняет лес багРяный свой убоР, сРебРит моРоз...), создающих картину душевного состояния лирического героя.

2-я строфа — описание состояния души поэта, подчеркивание одиночества и тщетных призывов к воображению. В этой строфе появляется тема пира, на котором Пушкин отсутствует, — образ пира всегда сопровождает тему дружбы в стихотворениях Пушкина. Поэт использует в этой строфе бессоюзные слож­ные предложения с инверсией, достигая особенной лаконичности и выразитель­ности в описании своих чувств:

Печален я: со мною друга нет,

С кем долгую запил бы я разлуку,

Кому бы мог пожать от сердца руку

И пожелать веселых много лет....

3-я строфа начинается с подчеркивания своего одиночества:

Я пью один, и на брегах Невы

Меня друзья сегодня именуют...

С этого места начинает происходить преображение душевного состояния героя и настроения: он вспоминает своих друзей, задает вопросы, адресуя их друзьям. И одиночество отступает. Он как бы оказывается в кругу своих друзей. Он спра­шивает их, предполагая ответы:

Но многие ль и там из вас пируют?

Еще кого не досчитались вы?

Кто изменил пленительной привычке?

Кого от вас увлек холодный свет?

Чей глас умолк на братской перекличке?

Кто не пришел? Кого меж вами нет?

4-я и 5-я строфы — Пушкин вспоминает своих друзей-одноклассников: Кор­сакова Николая Александровича, композитора, умершего 26 сентября 1820 года во Флоренции. Это была первая потеря для одноклассников:

Он не пришел, кудрявый наш певец,

С огнем в очах, с гитарой сладкогласной:

Под миртами Италии прекрасной

Он тихо спит, и дружеский резец

Не начертал над русскою могилой

Слов несколько на языке родном...

Дальше перед нами возникает образ еще одного одноклассника, Федора Ма- тюшкина, ставшего впоследствии адмиралом флота, которого тоже нет на «брат­ской перекличке»:

Сидишь ли ты в кругу своих друзей,

Чужих небес любовник беспокойный?

Иль снова ты проходишь тропик знойный

И вечный лед полунощных морей?

Счастливый путь!..

6-я строфа — говоря о дружеской руке, которую «простирает» Матюшкин своим друзьям, Пушкин цитирует гимн лицеистов, написанный Дельвигом:

На долгую разлуку

Нас тайный рок, быть может, осудил!

7-я строфа — как бы оспаривая неотвратимость разлуки, Пушкин поет гимн Лицею, собравшему друзей не только для разлуки, но и связавшему их всех вечной дружбой. Эта строфа звучит празднично и торжественно — настроение поэта резко меняется:

Друзья мои, прекрасен наш союз!

Он, как душа, неразделим и вечен —

Неколебим, свободен и беспечен,

Срастался он под сенью дружных муз.

Куда бы нас ни бросила судьбина,

И счастие куда б ни повело,

Все те же мы: нам целый мир чужбина;

Отечество нам Царское Село.

Сказаны самые важные слова о значении Лицея в жизни не только Пушки­на, но и людей, связанных лицейскими узами, чьи судьбы складываются очень по-разному, но у них всех есть общая точка — место, священное и родное для всех.

8-я строфа — Пушкин говорит о сложностях своей судьбы, об испытаниях, которые он проживает, снова — об одиночестве и предательстве новых, «нели- цейских» друзей. Так возникает контрастная интонация: полнота дружеского лицейского мира противопоставлена одиночеству в мире «большом»:

Из края в край преследуем грозой,

Запутанный в сетях судьбы суровой,

Я с трепетом на лоно дружбы новой,

Устав, приник ласкающей главой...

...Друзьям иным душой предался нежной;

Но горек был небратский их привет...

9-я, 10-я, 11-я строфы — Пушкин радуется тому, как «... в забытой сей глу­ши, в обители пустынных вьюг и хлада...» его навестили трое одноклассников: Пущин, Горчаков и Дельвиг:

Поэта дом опальный,

О Пущин мой, ты первый посетил;

Ты усладил изгнанья день печальный,

Ты в день его лицея превратил....

...Ты, Горчаков, счастливец с первых дней,

Хвала тебе — фортуны блеск холодный Не изменил души твоей свободной:

Все тот же ты для чести и друзей....

...И ты пришел, сын лени вдохновенный,

О Дельвиг мой: твой голос пробудил Сердечный жар, так долго усыпленный...

Каждому своему другу поэт дает точную и замечательную характеристику, особенно подчеркивая в них проявления «свободы души», сердечный жар.

12-я, 13-я, 14-я строфы — с именем Дельвига появляется тема творчества, общего важного дела — Поэзии:

...Служенье муз не терпит суеты;

Прекрасное должно быть величаво...

А вслед за этой темой возникает и образ Вильгельма Кюхельбекера, поэта, будущего декабриста, и отголоски их пылких бесед:

...Я жду тебя, мой запоздалый друг —

Приди; огнем волшебного рассказа Сердечные преданья оживи;

Поговорим о бурных днях Кавказа,

О Шиллере, о славе, о любви...

15-я строфа — «встретившись» со своими ближайшими друзьями, оживив в своем воображении их лица, характеры, почувствовав их душевное тепло, как бы пожав протянутые руки, поэт уже не чувствует одиночества и тоски, он по­лон надежды и веры:

...Предчувствую отрадное свиданье;

Запомните ж поэта предсказанье:

Промчится год, и с вами снова я...

И снова возникает картина пира — будущего, но такого же реального, как те пиры, о которых вспоминает Пушкин, находясь в изгнании:

...Промчится год, и я явлюся к вам!

О сколько слез и сколько восклицаний,

И сколько чаш, подъятых к небесам!

В этих строчках столько уверенности и энергии, что уже в следующих стро­фах эта мечта становится настоящим: Пушкин поднимает бокал на дружеском пиру и произносит здравицу.

16-я строфа — славословие Лицею и наставникам. Следует подчеркнуть, что Пушкин великодушен в этих строфах: он призывает вспоминать только добро, полученное учениками от своих учителей:

Благослови, ликующая муза,

Благослови: да здравствует лицей!

Наставникам, хранившим юность нашу,

Всем честию, и мертвым и живым,

К устам подъяв признательную чашу,

Не помня зла, за благо воздадим....

17-я строфа — следующая чаша поднимается Пушкиным за какую-то неожи­данную личность. Он в этот момент настолько великодушен, что прощает само­му царю неправое гоненье. Он оправдывает несправедливость порфироносного самодержца по отношению к себе тем, что он

...человек! им властвует мгновенье.

Он раб молвы, сомнений и страстей...

Таким образом Пушкин не унижает царя, а как бы приравнивает его к про­стым смертным, делает человечнее и добрее.

А самыми главными делами царя для Пушкина оказываются два: «Он взял Париж, он основал лицей».

18-я, 19-я строфы — это взгляд в будущую жизнь, понимание неминуемых утрат и печалей, обращение к взгляду «оттуда», из вечности:

...Судьба глядит, мы вянем; дни бегут;

Невидимо склоняясь и хладея,

Мы близимся к началу своему...

Дальше Пушкин задает вопрос, возвращающий, с одной стороны, нас к началу стихотворения, с другой — он заглядывает в тот день, когда останется лишь тот,

Кому из нас под старость день лицея

Торжествовать придется одному...

Пушкин не знает, кто будет этот человек, но он как будто проникает в тот будущий день, в тот мир, в его душу и представляет, как

... средь новых поколений Докучный гость и лишний, и чужой,

Он вспомнит нас и дни соединений,

Закрыв глаза дрожащею рукой...

И завершает Пушкин стихотворение, как бы возвращаясь в ту точку, с ко­торой он начал, — сидя затворником перед камином с бокалом вина. И в этой картине уже нет печали, только умиротворение и смирение, осознание мудрого течения, круга жизни:

Пускай же он с отрадой хоть печальной

Тогда сей день за чашей проведет,

Как ныне я, затворник ваш опальный,

Его провел без горя и забот.

Стихотворение построено на смысловых контрастах, смене настроений, чере­довании противоположных образов и интонаций. В нем присутствуют одно­временно три времени', день настоящий, который Пушкин проживает, находясь в заточении; дальше следуют воспоминания о лицейских днях, братской дружбе светлого и радостного общего прошлого; в последних строфах появляется взгляд в будущее, старающийся угадать и понять, что ждет самого поэта и его друзей.

Так возникает картина круга жизни, ее течения, сочетания в ней разных кра­сок: печали, радости, утрат и обретений, уныния и восторга, заточения и друже­ского пира, одиночества и братского круга — одним словом, проявляется во всей полноте одно из замечательных качеств пушкинской поэзии — гармоничность.

«И. И. Пущину»

Время написания

Стихотворение написано в 1826 году в михайловской ссылке и связано с при­ездом к опальному поэту его друга-одноклассника Ивана Пущина.

Тема

В стихотворении раскрывается тема дружбы и прославляется Лицей, ко­гда-то связавший Пушкина и его друга.

Главная мысль (идея)

Дружба представлена в произведении Пушкина как самый высший и ра достный дар, как нечто, посланное «святым провиденьем» в тяжелый миг его жизни. Заточенью, несвободе, печали и одиночеству противопоставлены радость встречи, счастье дружеской поддержки и взаимопонимания.

Поэтика

Жанр стихотворения — дружеское послание. Стихотворный метр — пяти- и четырехстопный ямб. Произведение состоит из двух пятистрочных строф: в середине строфы поэт как бы продлевает строку, протягивает ее. Это придает стихотворению лиричность. Система рифмовки — АЬААЬ, чередуются мужские и женские рифмы.

Стихотворение начинается с эмоционального восклицания-обращения: «Мой первый друг, мой друг бесценный!»

Синтаксический параллелизм (повтор конструкции), а также эпитеты придают этой строке особую взволнованность и приподнятость.

Следующие эпитеты (двор уединенный, печальным снегом занесенный) рисуют картину одиночества и покинутости лирического героя.

Высокий строй стихотворения складывается из использования возвышенной лексики: я судьбу благословил, святое провиденье, дарует утешенье, да озарит он заточенье лучом лицейских ясных дней. Этим Пушкин подчеркивает свое отношение к дружбе, к человеку, встреча с которым так важна для поэта, что становится светом, утешеньем, благословением.

Пожелание Пушкина другу такой же радости-переживания передано так:

...Да голос мой душе твоей Дарует то же утешенье,

Да озарит он заточенье Лучом лицейских ясных дней!

Это предложение побудительное, в котором употреблена повелительная форма наклонения глагола: да дарует, да озарит. И это пожелание поэта слышится заклинанием-пророчеством.

«Пророк»

Время написания

А. С. Пушкин написал стихотворение «Пророк» в 1826 году. Это было время расправы властей над участниками декабристского восстания, многие из которых были пушкинскими друзьями. Стихотворение было отчасти ответом на эти события.

О возникновении замысла и формы стихотворения Пушкин рассказывал: «Я как-то ездил в монастырь Святые горы, чтобы отслужить панихиду по Петре Великом. Служка попросил меня подождать в келье. На столе лежала открытая Библия, и я взглянул на страницу. Это был Иезекиль — я прочел отрывок и перефразировал в «Пророке».

Стихотворение первоначально представляло собою часть цикла из четырех стихотворений под заглавием «Пророк», противоправительственного содержания, посвященных событиям 14 декабря. Остальные три стихотворения были уничтожены и до нас не дошли.

Тема

Пушкин в стихотворении поднимает тему божественного призвания поэта- пророка, рисуя идеальный образ поэта. Пушкин обращается к библейской теме, используя книгу пророка Исайи, в которой описывается отчаяние пророка при виде беззакония и пороков мира: «И тогда прилетел... один из серафимов, и в руке у него горящий уголь». Ангел «удалил беззаконие» и «очистил грех» Исайи, поручив ему миссию по исправлению людей. Явление «шестикрылого серафима» помогает поэту обрести дар прозрения, научиться видеть и слышать то, что недоступно зрению и слуху обыкновен­ных людей, постичь великие тайны бытия. Это возвышает его над людьми, но вместе с тем и накладывает огромную ответственность. В минуты творческо­го вдохновения поэт обретает нечеловеческую обостренность видения мира, он отрешается от своего обычного состояния и может постичь то, что недоступно обыкновенным людям.

Миссия пророка представлена так:

Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей —

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей.

Поэтика

Жанр стихотворения — философская притча. Стихотворный метр — четы­рех- и пятистопный ямб, система рифмовки — перекрестная с чередованием мужских и женских рифм.

Стихотворение состоит из трех частей. В первой части раскрывается состояние «пророка» до того, как «бога глас к нему воззвал». Он, «томимый духовной жаждой», в «пустыне мрачной влачился». Во второй же части описывается его встреча с посланником Бога — «шестикрылым серафимом», который преобразует сущность поэта — вырывает «грешный язык, и празднословный, и лукавый» и вставляет на его место «жало мудрыя змеи». Обретение нового языка — это обретение новой мудрости. Поэт описывает, как дары Всевышнего обретаются все большими мучениями. Страдания описаны по нарастающей: от легкого безболезненного прикосновения к «зеницам» до рассечения груди мечом:

И он мне грудь рассек мечом,

И сердце трепетное вынул,

И угль, пылающий огнем,

Во грудь отверстую водвинул.

Третья часть — описание перерождения поэта, появления новых свойств его сущности, а также завет, данный ангелом пророку, который обрел новое предна­значение. Пушкин создает поразительный образ, говорящий о смирении: «Как труп в пустыне я лежал...» Его тело и дух великими мучениями перевоплоти­лись. Он готов нести пророческий крест.

В стихотворении описана вертикальная картина мироздания — от «горнего» мира, до мира «дольнего», от ангелов до лозы.

Большую роль в стихотворении играют старославянизмы (перстами, зени­цы, уста, виждь, внемли). Архаичная лексика придает стихотворению особую торжественность и силу. Частые повторы (половина строк стихотворения начи­нается с союза «и») также придают стихотворению торжественное библейское звучание. Одновременно этот прием нагнетает напряжение, связанное с муками перерождения человека и пророка.

Пушкин также использует метафоры (духовная жажда, пустыня мрачная); сравнения («...Перстами, легкими, как сон...», «Отверзлись вещие зеницы, как у испуганной орлицы...», «...Как труп в пустыне я лежал...»).

Особую роль в стихотворении играют яркие эпитеты: (перстами) легкими, вещие (зеницы), (язык) празднословный и лукавый, (жало) мудрыя, (уста) замерзшие, (сердце) трепетное. Каждый из эпитетов несет определенную эмоциональную нагрузку.

Можно сказать, что Пушкин в стихотворении «Пророк» описал опыт личного мистического прозрения.

«Анчар»

Время написания

Стихотворение написано в 1828 году. После возвращения из михайловской ссылки Пушкин некоторое время надеялся на то, что теперь его мечты о свободном творчестве воплотятся в жизнь. Но тайные агенты следят за каждым шагом поэта, его произведения подвергаются жестокой цензуре. В 1828 году против поэта возбуждается дело по обвинению в создании противоправительственного произведения «Андрей Шенье». Видимо, эти обстоятельства личной жизни и послужили поводом для создания аллегорического стихотворения «Анчар».

Тема

В «Анчаре» поднимается тема неограниченной власти. Пушкин сопоставляет природное «зло», ядовитое дерево, и зло человеческое в образе владыки, который отправляет раба к дереву, несущему смерть.

Главная мысль (идея)

Идейный смысл этого стихотворения — губительность неограниченной власти. Пушкин рисует образ зла как вечную проблему человеческого существования на земле.

Поэтика

Жанр стихотворения — баллада. Стихотворный метр — четырех- и пятистопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

В основу сюжета этого произведения положены полулегендарные сведения о существовании на острове Ява ядовитого дерева. По рассказам, оно отравляет воздух вокруг себя, а сок его смертелен. По легенде, вожди местных племен посылают приговоренных к смертной казни собирать ядовитую смолу анчара, которую потом употребляли для отравления стрел.

Пушкин создает яркий и выразительный образ смертельно ядовитого дерева:

К нему и птица не летит,

И тигр нейдет: лишь вихорь черный

На древо смерти набежит —

И мчится прочь, уже тлетворный.

Природа породила смертоносное древо в «день гнева». Описывая пустыню и зной, раскаленную почву и горячий песок, Пушкин при этом не упоминает ни солнца, ни света. Анчар как бы окутан тьмою: вокруг него крутится «вихрь черный», листья его «дремучие». Нагнетание образов тьмы, связанных с анчаром, символично. Это метафора мирового зла.

В самом зловещем образе подчеркивается противоестественность, нарушение обычного и правильного порядка вещей. Употребление оксюморона «мертвая зелень» очень выразительно. Понятие «зелень» ассоциируется со свежестью, прохладой — расцветом жизни. Когда «зелень мертвая», чудовищно нарушаются законы природы.

Этот образ — ключ к дальнейшим событиям: все, что делает князь («человека человек» посылает к древу смерти, равнодушно взирает на смерть раба, рассылает гибель соседям с отравленными стрелами), не только бесчеловечно, но и противоречит «правилам» природы.

В сопоставлении с древом яда человек, облеченный властью, представляется еще чудовищнее.

Образ раба, страдающего человека, жертвы деспотической воли князя, вызывает сочувствие. Но именно послушание раба, его покорность, готовность, жертвуя жизнью, выполнить волю деспота — условие безнаказанности тирана. Раб в стихотворении Пушкина — не только жертва, но и распространитель зла: именно он приносит деспоту «смертную смолу и ветвь с увядшими листами».

Пушкин характеризует одинаковыми словами раба и стрелы: раб «послушно в путь потек», князь разослал «послушливые стрелы». Покорность раба превращает его не только в жертву, но и в соучастника зла.

Пушкин использует в этом стихотворении архаичную лексику (в путь потек, древо смерти, тигр нейдет, вихорь и т. д.), выразительные эпитеты и сравнения (чахлая и скупая пустыня, как грозный часовой, жаждущие степи, густая, прозрачная смола и т. д.). Это придает стихотворению «легендарное», торжественное звучание.

«На холмах Грузии лежит ночная мгла»

Время написания

Стихотворение «На холмах Грузии...» Пушкин написал в 1829 году во время путешествия в Арзрум, когда был безнадежно влюблен в Наталью Гончарову. Он не надеялся на брак с ней, но никто не мог запретить ему любить ее, восхищаться ею, посвящать ей стихи.

Тема

Описание природы служит автору способом выражения чувств лирического героя.

Главная мысль (идея)

Это стихотворение о любви всепоглощающей, подчиняющей себе все другие чувства.

Поэтика

Жанр стихотворения — элегия. Оно относится к интимной лирике.

Стихотворение написано чередующимися шестистопными и четырехстоп­ными ямбами. Длинные и короткие стихи симметрично следуют друг за дру­гом.

Пушкин достигает в этом стихотворении «нагой простоты», стремясь сделать его предельно искренним и ясным. В стихотворении только одна метафора — «сердце горит», но она так тривиальна, привычна, что даже не воспринимается как метафора.

В стихотворении происходит чередование описаний природы и строк, в которых высказывается эмоциональное состояние лирического героя. Между описанием природы и выражением чувства нет никакой логической связи. Но оба описания связаны неразрывно. Связь здесь не логическая, а эмоциональная: пейзаж создает лирическое настроение.

В описании пейзажа скрыто противопоставление двух начал: первая строка рисует холмы, поднятые к небу. Во второй изображена текущая в расщелине глубокая река. Первые строки рождают по ассоциации образы высоты и глубины.

Также важен образ «ночной мглы». В нем сразу два образа — ночи и лунного света, по ассоциации несущие чувство умиротворения и покоя, «светлой печали».

Внутреннее состояние лирического героя находится в согласии с окружающим пейзажем. Чувства, испытываемые им, противоречивы: «грустно и легко» — и в то же время они связаны, как глубина и высота пейзажа вокруг, как ночь и лунный свет. Оксюморон «печаль моя светла» оказывается тоже логичным: как ночная темнота, пронизанная лунным светом, не страшна, так и печаль пронизана светом, потому что «печаль моя полна тобою».

Образ неназванной возлюбленной становится источником света.

Безличные конструкции «мне грустно», «мне легко» создают ощущение событий, происходящих органично, без усилий самого героя — это состояние, а не действие.

Параллелизм пейзажа и душевного мира поддерживается системой звуковых повторов: «Тобой, одной тобой...»

Но глаголы, описывающие «дело» сердца, становятся энергичными: «горит», «любит».

Последняя строчка звучит как бы «обреченно»:

И сердце вновь горит и любит — оттого Что не любить оно не может.

Но в этой неизбежности больше света и радости полноты чувства, чем уныния. Любовь, о которой говорит поэт в этом стихотворении,— жертвенная, нежная, щедрая.

«Я вас любил...»

Время написания

Стихотворение написано в 1829 году.

Тема

Удивительное по чистоте и подлинной человечности чувство любви, которое является смыслом жизни для лирического героя.


Главная мысль (идея)

Стихотворение пронизано оптимизмом, верой в жизнь, в духовные возможности человека, в его способность любить и дарить любовь.

Поэтика

Жанр — любовное послание. Стихотворение относится к любовной лирике. Стихотворный метр — пятистопный ямб, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

В первом четверостишии лирический герой вспоминает о любви, скорее всего безответной. Она еще «угасла не совсем». Эта любовь чиста и бескорыстна. Лирический герой великодушен: «Но пусть она вас больше не тревожит».

В стихотворении трехкратно повторено словосочетание «Я вас любил...», что создает эмоциональную напряженность. Поэт использует синтаксический параллелизм (повторы однотипных конструкций): «безмолвно», «безнадежно», «то робостью, то ревностью», «так искренно, так нежно», которые передают многообразие лирического волнения.

Автор использует прием аллитерации — в первой части стихотворения повторяется согласный звук «л»:

Я вас любил: любовь еще, быть может,

В душе моей угасла не совсем...

В следующих строках повторяется другой звук: резкий «р», символизирующий разрыв:

...То робостью, то ревностью томим;

Я вас любил так искренно, так нежно...

Рифмы в стихотворении точные и простые. Проста и сама конструкция стихотворения: отсутствуют синтаксические переносы, метафоры, сравнения, что позволяет сосредоточиться на главной мысли стихотворения, выраженной в последней строчке: «Как дай вам Бог любимой быть другим».

«Зимнее утро»

Время написания

Стихотворение написано 3 декабря 1829 года в Павловске.

Тема

Тема стихотворения — описание ясного морозного зимнего утра, а также чувств, вызванных созерцанием красоты природы.

Главная мысль (идея)

Поэт передает в этом стихотворении ощущения полноты жизни и радости проживания прекрасного зимнего дня.

Поэтика

Жанр — лирическая пейзажная зарисовка. Стихотворение написано излюбленным Пушкиным размером — четырехстопным ямбом.

Поэт использует особое построение строфы: две рядом стоящие строки скреплены женской рифмой, затем строка (третья) оканчивается ударным («мужским») слогом, и опять две женские рифмы, а в заключение твердый мужской слог, созвучный с окончанием третьей строки.

Главный прием стихотворения — контраст.

Первая строфа начинается изображением картины зимнего дня, точнее, описанием состояния: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Назывные предложения очень лаконичны, они выстраивают некую формулу прекрасного зимнего дня.

Дальнейшее обращение — к «прелестному другу», к возлюбленной, призыв, приглашение на прогулку по сверкающим, зимним снегам.

Вторая и третья строфы построены на противопоставлении: вторая строфа — описание «вчера», третья — «сегодня». Вчера злилась вьюга, луна едва проглядывала сквозь тучи, и ты была печальна. В этом описании важны эпитеты: небо — мутное, луна — не светлый круг, а расплывчатое пятно, к тому же — бледное; ты сидела печальная. Все окрашено в грустные тона. «Вьюга злилась» простая, но много говорящая метафора и олицетворение: вьюге придана черта человеческого характера.

В третьей строфе описано «сегодня»: сверкают на ярком солнце снега, небеса голубые. Резкая перемена произошла не только в природе: ночь сменилась днем, луна — солнцем, мгла — блеском и светом, меняется настроение, состояние, появляется цвет, живость, ясность. Ковры снегов великолепны. Видно то, что было скрыто при вчерашней вьюге. Лес прозрачен, ель зеленеет сквозь иней, речка блестит подо льдом.

Эти две строфы, в свою очередь, противопоставлены дальнейшему ходу стихотворения: они статичны, это взгляд из окна, как бы издалека.

В четвертой строфе передано состояние «мира дома». Много образов, рождающих ассоциации уюта, тепла:

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

К чисто зрительным образам добавляются новые: поэт включает наши чувства осязания и слуха, мы чувствуем тепло, слышим потрескивание дров в печи. Поэт использует аллитерацию — игру твердых звуков [т], [р], [с].

Вчувствовавшись в уют, лирический герой все же хочет движения, действия.

Следующая строфа передает это неудержимое движение к воздуху, к небу, к яркому солнцу. Статика сменяется динамикой. Каждое слово последующих строк наполнено энергией: «...предадимся бегу нетерпеливого коня».

Коню не стоится на месте, его пощипывает мороз, он тоже охвачен ощущением этого бодрого зимнего утра и рвется вперед и вперед.

В последних строчках — картина стремительного бега по огромному пространству. Много слов-«желаний», намерений, это глаголы будущего времени: предадимся, навестим. Мир как бы разворачивается навстречу лирическому герою, манит и зовет к себе. Особенно выразительна последняя строчка, представляющая «сложный эпитет» из трех слов: «И берег, милый для меня». Героя ждут новые «берега», не опасные, милые, желанные его сердцу — эта полная счастья жизнь ждет его впереди.

Стихотворение, составленное из контрастирующих друг с другом картин, в то же время составляет гармоническую целостную картину.

«Бесы»

Время написания

Стихотворение написано 7 сентября 1830 года в начале знаменитой Болдин- ской осени.

Тема

Это многоплановое произведение. На первом плане — путник, которого ме­тель застигла в чистом поле, его тревожно-грустные мысли и чувства. Более глу­бокий план стихотворения поднимает тему человеческого пути, борьбы с хао сом и «беспощадностью жизни».

Главная мысль (идея)

Человек бессилен перед разбушевавшейся стихией, он не в силе совладать с ней.

В стихотворении речь идет о внутренней буре, о событиях жизни, перед кото­рыми человек бессилен. Но он ищет в хаосе метели точку опоры, свет и космос.

Поэтика

Это стихотворение можно назвать лирической балладой и отнести к философской лирике. Стихотворный размер — четырехстопный хорей, система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм. Стихотворение написано октавой (восьмистишием).

Композиционно стихотворение делится на три части, каждая из которых на­чинается одинаково, создавая тревожный ритм произведения:

Мчатся тучи, вьются тучи;

Невидимкою луна

Освещает снег летучий;

Мутно небо, ночь мутна.

Возникает картина бурана, сильнейшей вьюги. По мере развития стихотворе­ния это описание погодного ненастья перерастает в мистическую картину.

Сам рефрен изнутри также построен на повторах, что передает круговое дви­жение снежных вихрей: «мчатся тучи, вьются тучи», «мутно небо, ночь мутна».

Два глагола интенсивного движения, отнесенных



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: