Для определения уровня технической подготовленности футболистов в возрасте 12-14 лет было проведено предварительное тестирование до проведения эксперимента. Результаты средних значений показателей тестирования контрольной и экспериментальной групп представлены в таблице 1.
Таблица 1
Результаты тестирования технической подготовленности спортсменов до эксперимента
Тесты | Группы | M±m | δ | t | Р |
Ведение мяча 30 м, с | КГ | 7,23±0,21 | 0,04 | 0,7 | >0,05 |
ЭГ | 7,44±0,14 | 0,03 | |||
Ведение мяча с обводкой стоек, с | КГ | 11,71±0,42 | 0,03 | 0,4 | >0,05 |
ЭГ | 11,56±0,17 | 0,02 | |||
Челночный бег с мячом 30 м, с | КГ | 19,76±0,18 | 0,05 | 1,3 | >0,05 |
ЭГ | 20,21±0,29 | 0,07 | |||
Жонглирование мячом, кол-во ударов | КГ | 7,12±0,03 | 0,21 | 0,2 | >0,05 |
ЭГ | 7,44±0,02 | 0,78 | |||
Удары по мячу между стоп, кол-во ударов | КГ | 112,24±2,28 | 0,69 | 0,9 | >0,05 |
ЭГ | 114,59±3,11 | 0,99 | |||
Вбрасывание мяча руками из аута, м | КГ | 5,17±0,66 | 0,18 | 0,4 | >0,05 |
ЭГ | 5,42±0,93 | 0,21 |
Результаты тестирования технической подготовленности до проведения эксперимента показали, что и контрольная и экспериментальная группа находятся примерно на одном и том же уровне, т.к. статистическая обработка данных не выявила достоверных различий полученных показателей.
В тестах «Ведение мяча 30 м», «Челночный бег с мячом 30 м» значения показателей у контрольной группы лучше, чем у экспериментальной.
Однако, у спортсменов экспериментальной группы показатели лучше чем у контрольной: в тестах «Ведение мяча с обводкой стоек», «Жонглирование мячом», «Удары по мячу между стоп».
Результаты средних значений показателей тестирования технической подготовленности контрольной и экспериментальной группе в конце эксперимента представлены в таблице 2.
Таблица 2
Результаты тестирования технической подготовленности спортсменов после эксперимента
Тесты | Группы | M±m | δ | t | Р |
Ведение мяча 30 м, с | КГ | 6,82±0,18 | 0,01 | 4,1 | <0,01 |
ЭГ | 6,41±0,17 | 0,03 | |||
Ведение мяча с обводкой стоек, с | КГ | 10,82±0,33 | 0,03 | 5,8 | <0,01 |
ЭГ | 9,88±0,19 | 0,02 | |||
Челночный бег с мячом 30 м, с | КГ | 19,14±0,42 | 0,05 | 4,5 | <0,01 |
ЭГ | 18,52±0,34 | 0,07 | |||
Жонглирование мячом, кол-во ударов | КГ | 7,94±0,05 | 0,12 | 3,5 | <0,01 |
ЭГ | 8,86±0,07 | 0,32 | |||
Удары по мячу между стоп, кол-во ударов | КГ | 126,16±1,89 | 0,77 | 3,6 | <0,01 |
ЭГ | 131,27±2,17 | 1,19 | |||
Вбрасывание мяча руками из аута, м | КГ | 6,98±0,52 | 0,61 | 4,7 | <0,01 |
ЭГ | 8,22±0,79 | 0,56 |
Анализ результатов повторного тестирования показал, что полученные показатели экспериментальной группы превосходят результаты тестов спортсменов контрольной группы. Статистическая обработка данных выявила достоверные различия результатов по всем тестам, характеризующим техническую подготовку футболистов в возрасте 12-14 лет на уровне значимости 99%.
Рассмотрим динамику результатов тестирования технической подготовленности.
Результаты теста «Ведение мяча 30 м» представлены на рисунке 2.
Рис. 2 Динамика результатов теста «Ведение мяча 30 м», сек
В контрольной группе на конец эксперимента результаты улучшились на 0,41 сек (6%), а в экспериментальной группе – на 1,03 сек (14%).
Результаты теста «Ведение мяча с обводкой стоек» представлены на рисунке 3.
Рис. 3 Динамика результатов теста «Ведение мяча с обводкой стоек», сек
Как показал анализ, в контрольной группе на конец эксперимента результаты теста улучшились на 0,89 сек (8%), а в экспериментальной группе – на 1,68 сек (15%).
Динамика результатов теста «Челночный бег с мячом 30 м» представлена на рисунке 4.
Рис. 4 Динамика результатов теста «Челночный бег с мячом 30 м», сек
В контрольной группе на конец эксперимента результаты челночного бег с мячом 30 м улучшились на 0,62 сек (3%), а в экспериментальной группе – на 1,69 сек (8%).
Динамика результатов теста «Жонглирование мячом» представлена на рисунке 5.
Рис. 5 Динамика результатов теста «Жонглирование мячом», раз
В контрольной группе на конец эксперимента результаты теста «Жонглирование мячом» улучшились на 0,82 раза (12%), а в экспериментальной группе – на 1,42 раза (19%).
В результате проведения эксперимента изменились показатели теста «Удары по мячу между стоп» (см. рис. 6).
Рис. 6 Динамика показателей теста «Удары по мячу между стоп», раз
В контрольной группе результат увеличился на 13,92 раз (12%), а в экспериментальной группе средняя динамика составила 16,68 раз (15%).
Также отмечено положительное изменение показателя вбрасывания мяча руками из аута (см. рис. 7).
Рис. 7 Динамика показателей теста «Вбрасывание мяча руками из аута», м
В контрольной группе результат увеличился на 1,81 м (35%), а в экспериментальной группе средняя динамика составила 2,8 м (52%).
Таким образом, наблюдается положительная динамика показателей технико-тактической подготовки спортсменов–футболистов в возрасте 12-14 лет. Однако, в экспериментальной группе наблюдается более интенсивный прирост показателей.
На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что разработанная методика совершенствования технико-тактической подготовки на основе игрового метода футболистов в возрасте 12-14 лет эффективно влияет на развитие технико-тактической подготовленности спортсменов.
Выводы
1. Анализ литературных источников показал, что в тренировочном процессе футболистов в возрасте 12-14 лет в связи с возрастными особенностями юных футболистов необходимо обеспечивать высокую эмоциональную насыщенность занятий и поддерживать мотивацию к занятиям. Это в большей степени осуществляется посредством использования игрового метода
2. Наиболее оптимальными методами и формами технико-тактической подготовки футболистов в возрасте 12-14 лет являются модели игровых ситуаций, выполняемые в условиях, приближенных к соревновательным, а также упражнения и игры на малых площадках.
3. Разработана методика технико-тактической подготовки футболистов в возрасте 12-14 лет на основе акцентированного использования игровых средств. Методика включала в себя применение разнообразных игровых технологий в учебно-тренировочном процессе спортсменов.
4. Оценка эффективности авторской методики технико-тактической подготовки на основе игрового метода футболистов в возрасте 12-14 лет выявила положительную динамику показателей:
- в тесте «ведение мяча 30 м» в контрольной группе результаты улучшились на 6%, а в экспериментальной группе на 14% (P<0,01);
- в тесте «ведение мяча с обводкой стоек» в контрольной группе результаты улучшились на 8%, а в экспериментальной группе на 15% (P<0,01);
- в тесте «челночный бег с мячом 30 м» в контрольной группе результаты улучшились на 3%, а в экспериментальной группе на 8% (P<0,01);
- в тесте «жонглирование мячом» в контрольной группе результаты улучшились на 12%, а в экспериментальной группе на 19% (P<0,01);
- в тесте «удары по мячу между стоп» в контрольной группе результаты улучшились на 12%, а в экспериментальной группе на 15% (P<0,01);
- в тесте «вбрасывание мяча руками из аута» в контрольной группе результаты улучшились на 35%, а в экспериментальной группе на 52% (P<0,01);
Таким образом, в ходе опытно-экспериментальной работы гипотеза, выдвинутая в начале исследования нашла свое подтверждение, применение разработанной методики совершенствования технико-тактической подготовки футболистов в возрасте 12-14 лет на основе игрового метода способствовало повышению показатели технико-тактической подготовленности футболистов