А. С. Пушкин. Роман «Капитанская дочка»




Время, история создания

С середины 1832 года А. С. Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Пугачева. Поэту царем была предоставлена возможность ознакомиться с секретными материалами. Пушкин обращается к неопубликованным документам из семейных архивов и частных коллекций.

В 1833 году Пушкин решает поехать в те места Поволжья и Приуралья, где происходило восстание, рассчитывая на встречи с очевидцами этих событий. Получив разрешение императора Николая I, Пушкин выезжает в Казань, затем направляется в Симбирск и Оренбург, где посещает места боев, встречается с со­временниками событий.

Из этих материалов сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Труд вышел в 1834 под названием «История Пугачевского бунта», которое дал ему император. Параллельно у Пушкина зрел замысел художественного произведения об этих событиях.

По первоначальному замыслу героем романа должен был стать дворянин, добровольно перешедший на сторону Пугачева. Прототипом его был подпору­чик 2-го гренадерского полка Михаил Шванвич, который «предпочел гнусную жизнь — честной смерти». Несколько раз менялось имя главного героя, пока Пушкин не остановился на фамилии Гринев. В итоге вместо одного героя-дво- рянина в романе оказалось два: Гриневу противопоставлен дворянин-изменник, «гнусный злодей» Швабрин.

19 октября 1836 года — дата окончания работы над «Капитанской дочкой». Повесть была напечатана в четвертом номере пушкинского «Современника» в конце декабря 1836 года, за месяц с небольшим до гибели поэта.

Сюжет

«Предыстория» Гринева такова: он сын премьер-майора Андрея Петровича Гринева, живущего после отставки в небольшом (300 душ) имении в Симбирской губернии. Воспитывает Петрушу крепостной «дядька», Савельич, учит мосье Бопре, бывший парикмахер и охотник до русской наливки. Отец героя словно «исключен» из истории; он не может реализовать себя (и потому всякий раз гневается, прочитывая Придворный адрес-календарь, где сообщается о наградах и о продвижении по службе его бывших товарищей). Так Пушкин подготавливает читателя к мысли, что и Петр Андреевич мог бы прожить жизнь самую обыденную, не раскрыть заложенные в нем качества, если бы не общероссийская катастрофа 1770-х гг. и не отцовская воля.

На семнадцатом году недоросль Гринев, еще до рождения записанный в гвардию сержантом, прямо из детской отправляется служить в провинцию. Он попадает в Белогорскую крепость, будущий эпицентр пугачевского восстания. Гриневу предстоит увидеть своими глазами «русский бунт, бессмысленный и беспощадный».

Так жизнь провинциального дворянина смыкается с потоком общероссий­ской истории.

Начинается в судьбе главного героя цепь «случайностей». По дороге к месту службы в открытом поле гриневскую кибитку случайно застигает снежный бу­ран; случайно на нее натыкается чернобородый казак, который выводит заблу­дившихся путников к жилью. Случайно проводник оказывается Пугачевым.

Попав в Белогорскую крепость, Гринев влюбляется в дочь капитана Ивана Кузьмича Миронова, восемнадцатилетнюю Машу. Он дерется из-за нее на дуэли с поручиком Швабриным. Раненный, он в письме к родителям просит благосло­вения на брак с бесприданницей, но получив гневный отцовский отказ, пребы­вает в отчаянии.

Пугачев, захватив крепость, случайно узнает Савельича, вспоминает заячий тулупчик и полтину на водку, пожертвованные ему Петрушей от чистого серд­ца, — и милует барчука за миг до казни. Более того, он отпускает его на все четыре стороны. Но, случайно узнав в Оренбурге, что Маша, спрятанная бело­горской попадьей, теперь в руках у предателя Швабрина, Гринев пробует угово­рить генерала выделить ему полсотни солдат и отдать приказ об освобождении крепости. Получив отказ, самостоятельно отправляется в пугачевское логово.

Он снова случайно оказывается в руках Пугачева именно в тот момент, когда тот в хорошем расположении духа, так что кровожадному капралу Белоборо­дову не удается «попытать» дворянина. Пугачев тронут рассказом о девушке, насильно удерживаемой Швабриным; он отправляется вместе с героем в Бело­горскую крепость и, даже узнав, что Маша — дворянка, невеста Гринева, не меняет своего милостивого решения. Больше того, полушутливо предлагает их поженить и готов принять на себя обязанности посаженого отца. Так случайно сбывается сон, который привиделся Гриневу сразу после бурана: отец при смер­ти; но это не отец, а чернобородый мужик, у которого почему-то нужно просить благословения и который хочет быть посаженым отцом; топор; мертвые тела; кровавые лужи.

Отпущенные Пугачевым Гринев, Маша, Савельич попадают в засаду правительственных войск (зеркальное повторение эпизода с пугачевцами); случайно командиром отряда оказывается Зурин, которому Гринев еще по пути к месту службы, до бурана, проиграл 100 рублей.

Отправив Машу в отцовское имение, Гринев остается в отряде; после взятия Татищевой крепости и подавления бунта он арестован по доносу Швабрина. Он не может отвести от себя обвинения в измене, поскольку не желает вмешивать в судебное разбирательство Машу. Но та отправляется в Петербург, случайно сталкивается с царицей на прогулке в Царском Селе, случайно не узнает ее — и простодушно рассказывает обо всем царице (зеркальное повторение эпизода «ходатайства» Гринева за Машу перед Пугачевым).

Екатерина случайно помнит о геройской гибели капитана Миронова и, пожа­лев сироту, милует ее возлюбленного. Гринев, отпущенный в 1774 году и при­сутствующий при казни Пугачева, который его узнал в толпе и кивнул (еще одно зеркальное повторение эпизода с виселицами в Белогорской крепости), со­ставляет записки для юношества; случайно эти записки попадают в руки «изда­теля», под маской которого скрывается сам Пушкин.

Герои

Гринев

Гринев Петр Андреевич — герой повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка», от имени которого ведется повествование. Он признается, что «рос недорослем». В начале произведения проявления незрелости подчеркнуты Пушкиным: пер­вые «взрослые поступки» показывают неготовность его к службе, к испытаниям.

И все же лучшие черты Гринева обусловлены именно происхождением и вос­питанием — он дворянин, его выбор всегда нравственен и честен. Чувство соб­ственного достоинства, искренность, доброта, благородство помогают ему с че­стью выходить из самых трудных ситуаций. Он умеет осознавать свои ошибки и испытывать стыд: Гринев просит прощения у крепостного — преданного дядь­ки Савельича. Он сумел оценить чистоту души и нравственную цельность Маши Мироновой, твердо решив жениться на ней. Он не сразу, но все же разглядел низменную натуру Швабрина. Его «детский» жест — одаривание бродяги зая­чьим тулупчиком — оказывается именно тем, правильным, поступком, продик­тованным благородством и благодарностью, который спасет ему жизнь.

Гринев видит в грозном бунтовщике Пугачеве незаурядную личность, человека, а не разбойника и рассчитывает на его справедливость и великодушие. Гринев сохраняет человечность, честь и верность себе в условиях жестокой и бесчеловечной борьбы.

Оказавшись в центре смертельно опасных событий, Гринев стремительно ме­няется, вырастает духовно и нравственно. Он предпочитает смерть малейшему отступлению от понятий долга и чести. Отдавая должное личным качествам Пугачева, он отказывается от присяги ему. Во время суда, снова рискуя жиз­нью, он не считает возможным назвать имя Маши Мироновой, оберегая честь и покой любимой женщины.

История Петра Гринева — эта история превращения недоросля в мужчину, в которой решающую роль играют честь, достоинство, благородство и чело­вечность. Эти качества для Пушкина являются лучшими качествами человека.

Швабрин

Швабрин Алексей Иванович — дворянин, антипод Гринева в повести. Его путь противоположен пути Гринева. Первая встреча с ним рассказчика (Гринева) и читателя «нейтральна»: мы видим молодого человека, отменно нехорошего собой, но умного, язвительного, даже смелого: он сюда переведен за «смертоубийство» (на дуэли заколол поручика). Сразу настораживает в его поведении презрительность и насмешливость характеристик, которые он дает обитателям крепости, особенно Маше — называет ее дурочкой. Его поступки по отношению к влюбленному Гриневу (высмеивание, оскорбительные замечания о Маше, ставшие причиной дуэли), его подлый удар во время дуэли, его еще более бесчестный поступок — написание письма родителям Гринева — все это подготавливает его главное предательство. Переход на сторону Пугачева продиктован страхом Швабрина за свою жизнь. Его отношения с разбойником противоположны отношению Гринева с Пугачевым: в них нет равенства и уважения. Швабрин боится Пугачева и презирает его, даже подчиняясь его силе.

История Швабрина — история потери чести, достоинства. Происходит это, по Пушкину, потому, что в этом человеке нет благородства и доброты, щед­рости и искренности. У него злое и завистливое сердце. Его путь к предатель­ству закономерен.

Маша Миронова

Маша Миронова — дочь коменданта Белогорской крепости. Именно она, судя по названию, и является центром произведения. Этот образ олицетворяет собой высокую нравственность и душевную чистоту. Образ Маши Мироновой про­стой, ясный и цельный. С простотой Маша соединяет высокое нравственное чув­ство. Она точно оценивает человеческие качества Швабрина и Гринева. И в дни испытаний, которых немало выпало на ее долю (захват крепости Пугачевым, смерть обоих родителей, плен у Швабрина), Маша сохраняет присутствие духа, верность своим принципам. Но самый важный поступок «робкая» Маша совер­шает, когда едет в Петербург спасать любимого. Дальше ей помогает судьба: Маша, как равная с равной, беседует с неузнанной ею императрицей. И импе­ратрица, тронутая чистотой девушки и ее верностью и смелостью, помогает ей, вопреки закону поступая милосердно по отношению к «отступнику».

Пугачев

Пугачев в «Капитанской дочке» появляется сначала как миф (что там чер­неется среди метели?), как некая загадочная фигура (то ли волк, то ли чело­век?), а затем разрастается и заполняет собой все пространство повествования. Сначала этот непонятный человек больше похож на разбойника: то ли беглый каторжник, то ли пропойца. Но «огненные глаза», притягивающие внимание, выдают в нем сильную личность. В пророческом сне Гринева читатель уже полу­чает намек на сложность и силу этого образа (зверство, хитрость и неожиданная ласковость и широта души — обо всем этом мы узнаем после).

Пугачев в изображении Пушкина неоднозначен: он жесток, безжалостен, ког­да велит казнить защитников крепости, зарубить жену коменданта. В то же время он помнит добро и ценит искренность, верность чести. Именно эти качества подкупают его в Гриневе. «Казнить так казнить, миловать так миловать,» — говорит он и отпускает Гринева с невестой, дает пропуск во все подвластные ему области. Пугачев лукав, он часто «работает на публику». Наивная пышность титулов, которые он раздает своим приближенным,— это и расчет, и радостная игра во власть. Но перед Гриневым он не притворяется, почти открыто говорит, что он самозванец, сравнивая себя с Гришкой Отрепьевым.

Пугачев Пушкина — отчаянный человек, трагическая личность. Он и былин­ный герой, и царь-избавитель для забитого народа, и безжалостный разбойник, и авантюрная личность.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: