Немецкая классическая философия
Период немецкой классической философии называют также немецким идеализмом. Представлен этап развития немецкого философии учениями Канта, Шеллинга, Фихте, Гегеля, Фейербаха. Периодические рамки 18-19 ст.
Немецкая классическая философия – это рационалистическая теория трансцедентального идеализма. Представлена философскими наработками следующих философов: Кант (критическая философия, субъективный идеализм), Фихте (субъективный критический идеализм), Шеллинг (объективный трансцедентальный идеализм, позднее перешел на иррационалистическую позитивную философию), Гегель (абсолютный идеализм).
В чем различие теорий немецкой классической философии?
Один из главных вопросов, на которые теоретики немецкой классической философии пытались найти ответ – в чем проявляется реальность внешнего мира, ее истоки.
· Кант: мир существует в полноте своего содержания, которая остается неведома для нашего рационального познания (отсюда характерный дуализм Канта);
· Фихте: внешний реальный мир граничит с бессознательным, образуя границу, которую субъекту не перейти. «Я» как трансцедентальное познание, «Не-я», как материальный, объективный мир. Последний подталкивает человека к созиданию своего идеального мира.
· Шеллинг: граница мира – внутренняя. Она понимается в качестве темной первоосновы или творческой субстанции. В творчестве субъект реализует себя. Сама творческая субстанция – это не объект и ни субъект, а взаимодействие двоих.
· Гегель: всемирный процесс – это имманентное (внутренне присущее) диалектическое самостоятельное раскрытие абсолютной идеи. Вне этого процесса нет ничего, поэтому остаток внешней реальности очень упраздняется.
Проблема познания внешнего мира, взаимодействие объекта и субъекта привело к великомудостижению немецкой классической философии – созданию идеи личной свободы.
КРИТИЧЕСКИЙ ИДЕАЛИЗМ КАНТА
Иммануил Кант разрабатывал систему философского знания, чтобы ответить на волнующие вопросы бытия:
· Что есть знание?
· Что я могу знать?
· Что я должен знать?
· На что мне надеяться?
Знание по канту начинается с опыта, но лишь им одним не ограничивается. Для мышления на тему перечисленных животрепещущих вопросов нужна логики и критическое восприятия мира. Ограниченность сознания проявляется из-за того, что мир разделен на явления и вещи-в-себе: феномены и ноумены.
Философия любви Фейербаха
Фейербахстремился к обновлению философии. Он относит себя к материалистам. Для философа природа и есть источник сущего, в том числе и знания, которое мы получаем. Поскольку человек – часть природы, он больше психофизиологическое существо, чем социальное. Критикует Гегеля за объективный идеализм. Также не критикую религиозное сознание вообще, считая, что оно собирает фантастические образы, на чем потом и базируется. Фейербах «проповедует» не любовь к Богу или к высшему началу, а любовь к человеку, из-за чего и назвал свое учение «философией любви».
Людвиг Фейербах (1804—1872)— немецкий философматериалист. Первоначально — последователь Г. Гегеля, видный представи тель младогегельянской школы. Затем (1839 г.) подверг критике идеализм Г. В. Ф. Гегеля. Основное содержание и смысл филосо фии — отстаивание материализма. Мировоззрение — следствие исторических условий предрево люционной Германии, выражение идеалов революционной бур жуазной демократии В центре философии — человек. Антропологизм философии — в выдвижении на первый план сущности человека, которая — «единственный, универсальный и высший» предмет философии. Но провести последовательно материальную точку зрения в этом вопросе не удается, так как человек для него — абстрактный ин дивид, чисто биологическое существо в теории познания. Вместе с тем он не отрицал и значения мышления в познании, пытался характеризовать объект в связи с деятельностью субъекта, высказывал догадки об общественной природе человеческого познания и сознания и т. д. Идеалистические воззрения на обще ственные явления вытекают из стремления применить антропо логию как универсальную науку к изучению общественной жизни. Религия представляется как продукт человеческой фантазии, отчуждение человеческих свойств: человек как бы удваивается и в лице Бога созерцает свою собственную сущность. Таким образом, религия выступает как бессознательное самосознание человека. Причины такого удвоения Л. Фейербах видит в чувстве зависимости человека от стихийных сил природы и общества. Особый интерес представляют догадки о социальных и историче ских корнях религии. В работе «Сущность христианства»: специфика религиозного сознания — в вере в сверхъестественное и фантастические образы. Но Л. Фейербах пытался не упразднить религию, а реформировать, поставив на место веры в Бога веру человека в самого себя — «религию любви» к человеку
Основа нравственности — в стремлении человека к счастью, достижимому посредством человеческого единения, взаимосвязи «я» и «ты». В вопросах гносеологии — акцент на роли чувств и опыта в познании. Этим Л. Фейербах значительно отличался от традиции новокантианской философии и трактовки теории поз нания Г. Гегелем. Л. Фейрбах.считал, что прежняя философия преувеличивает роль разума в освоении мира. Философия антропологична: общественные связи трактуются с нравственных позиций. В антропологической парадигме Л. Фейербаха человек обладает изначальной неизменной природой, не зависящей от нацио нальности, социального статуса, эпохи. Характерными чертами этого человека выступают любовь к жизни, стремление к сча стью, инстинкт самосохранения, эгоизм, которые и определяют его поведение в культуре. Л. Фейербах исходил из того, что человек изначально естественен и к нему не применимы оценочные характеристики (добрый, злой и т. д.),и только условия человече ской жизни делают его тем, кем он становится. Подобная антропологически и атеистически ориентирован ная философия оказала значительное влияние на мировоззрен ческие дискуссии о судьбе идей Г. Гегеля. Особенно ценными оказались идеи о возвращении человека в центр философии, необходимости видеть мир через его потребности, что импониро вало радикально настроенным кругам
Карл Маркс (1818—1883) — создатель диалектикоматериали стической философии совместно с Ф. Энгельсом, основополож ник марксизма — философского, экономического и политиче ского учения. К. Маркс решает традиционную для европейской мысли про/ блему отчуждения человека в обществе, где господствует частная собственность на средства производства, и ищет пути преодоления этого отчуждения. Поскольку базисом любого вида отчуждения выступают экономическое отчуждение или отчужденный труд, К. Маркс занимается концептуальным анализом природы и осо бенностей капиталистической системы экономики. Проблемы конкретного человека заменяются социальными. К. Маркс ус ваивает диалектический метод, разработанный Г. Гегелем него движущая сила — не дух, а материя. К. Маркс подчеркивает, что для него идеальное — не демиург всего, а «материальное, переса женное в человеческую голову и преобразованное в ней». Движущей силой в обществе является деятельное отношение человека к окружающему миру, главное звено которого — материальное производство. Материя при подобной интерпретации — не некая неизменная субстанция, она исторична и динамична. На этом построена и теоретико/познавательная концепция. К. Маркс реинтерпретирует традиционную онтологию материализ/ ма, где только познающий субъект активен, а познаваемый объект всегда пассивен. Исследователь в процессе познания име ет дело не с природой самой по себе, а с природой, данной «субъективно», как «чувственная деятельность, практика». Поз/ нание — сложный процесс взаимодействия субъекта и объекта. По К. Марксу философия призвана помочь не только объяс нять мир, но и изменять его. В социальнофилософском плане К. Маркс продолжал традиции Просвещения и Г. Гегеля, верил в науку и прогресс, рассматривая развитие общества как есте ственноисторический процесс смены общественноэкономиче ских формаций
6. Философия Древнего Китая
Философия в Китае стала развиваться в пятом веке до нашей эры, когда общество стало расслаиваться по экономическим признакам и возник класс богатых жителей городов и крайне бедный класс жителей деревень. А также класс чиновников, владеющих не только деньгами, но и землей.
Философия Древнего Китая основана на принципе триединства Вселенной в лице Земли, Неба и Человека. Вселенная представляет собой энергию («Цы»), разделяющуюся на женское начало и мужское – инь и янь.
Философии Древнего Китая имеет мифологически-религиозное происхождение так же, как и философия Древней Индии. Ее главными действующими лицами были духи и боги.
Считалось, что в момент сотворения Вселенная представляла собой хаос и разделения на Землю и Небо не было. Упорядочили же хаос и разделили на Землю и Небо два рожденных духа – инь (покровитель Земли) и янь (покровитель Неба).
4 понятия философского мышления Китая
· Холизм – выражается в гармонии человека с миром.
· Интуитивность – земная сущность может быть познана только благодаря интуитивному прозрению.
· Символизм – применение образов в качестве инструментов для мышления.
· Тиянь – всю полноту макрокосма можно постичь только эмоциональным переживанием, нравственным осознанием, волевыми импульсами.
Конфуцианство
Конфуцианство – основные идеи кратко. Данная философская школа создана Конфуцием, который жил в VI-V веке до н.э. В этот период Китай раздирала смута и борьба за власть между высшими чиновниками и императором. Страна была погружена в хаос и междоусобицу.
В этом философском направлении отразилась идея о том, чтобы изменить хаос и обеспечить в обществе порядок и процветание. Конфуций считал, что основным занятием человека в жизни должно быть стремление к гармонии и соблюдение моральных правил.
Основной частью философии конфуцианства считается человеческая жизнь. Необходимо воспитать человека и только потом уже делать все остальное. Необходимо очень много времени уделять душе людей и в результате такого воспитания все общество и политическая жизнь будут находиться в гармоничном взаимодействии друг с другом и не будет ни хаоса, ни войн.
Даосизм
Даосизм считается одним из самых важных философских течений в Китае. Его основатель Лао-Цзы. Согласно философии даосизма, дао – это закон природы, который управляет всем и всеми, от одного человека до всего сущего. Человеку, если он хочет быть счастливым, нужно обязательно следовать этому пути и соответствовать гармонии со всей Вселенной. Если каждый будет соблюдать принцип дао, это приведет к свободе и процветанию.
Основная идея даосизма (основная категория) – это не-деяние. Если человек соблюдает дао, тогда он может полностью следовать не-деянию. Лао отрицал усилие одного человека и социума по отношению к природе, так как это приводит только к хаосу и нарастанию напряжения в мире.
Если кто-то хочет управлять миром, тогда он неизбежно проиграет и обречет себя на поражение и забвение. Именно поэтому не-деяние должно служить самым главным принципом жизни, так, как только он способен дать свободу и счастье человеку.
Легализм
Его основателем считается Сюнь-Цзы. Согласно его идеям, этика нужна для того, чтобы держать под контролем все плохое, что есть в человеческой сущности. Его последователь Хань-Фэй пошел дальше и утверждал, что основой всего должна быть тоталитарная политическая философия, которая базируется на главном принципе – человек злое существо и стремится получить выгоду везде и избежать наказания перед законом. В легизме самым важным была идея порядка, которая и должна определять общественный строй. Выше ее нет ничего.
Моизм
Ее основатель Мози (470-390 гг. до нашей эры). Он считал, то самой основной должна быть идея любви и равенства всех живущих. Согласно его убеждениям, люди нуждаются в том, чтобы им указали о том, какие именно традиции самые лучшие. Нужно стремиться к благу для каждого, и власть является инструментом для этого, и должна поощрять поведение, которое приносит пользу как можно большему количеству людей.
Особенности формирования китайской философской школы
В идейной жизни этого государства примерно в VII-III века до нашей эры стали появляться новые явления, которые сильно отличались от предыдущих. На это время припало много общественных и экономических изменений, которые были обусловлены возникновение частной собственности на землю, появлением новых ремесел, орудий, инструментов и т.д.
В развитии философско-политических школ приняли активное участие и внутренние политические потрясения, когда между крупными царствами велась острая борьба за власть. Именно этот период отличается истинным развитием философии. В учениях тогда пытались осмыслить исторический опыт, разработать новые правила взаимоотношений между населением, определить место человека в обществе и т.д.
Древнекитайские мыслители рассматривали несколько основных проблем, среди которых особое место занимала взаимосвязь между обществом и человеком. В философских размышлениях китайцев проблемы этнического и социального типа были очень популярными. Например, Конфуций хотел упорядочить отношение родства знатных людей, сплотить аристократию. Некоторые выступали против наследования власти.
Ключевым принципом мироздания в данной философии считается взаимный переход предметов и явлений. Еще одним важным моментом является борьба противоположностей. Древнекитайская философия говорит и о том, что перемены происходят в соответствии с некоторыми законами. Дао является основой целого мира, в котором скрываются и идеальные, и вещественные характеристики. Гуманность также является важной составляющей этого философского течения. Жизнь человека обязана основываться именно на гуманности, а нравственная жизнь является очень важной. Человек должен постоянно заниматься самосовершенствованием.
Кратко о философии Древнего Китая
Для стран востока китайская философия оказалась таким же катализатором развития мысли и культуры, каковым для остального цивилизованного мира была философия Древней Греции.
Специфика философии Древнего Китая заключается в том, что на заре своего появления представление действительности и построения миры имело религизно-мифологическую структуру, а все главные действующие лица являлись духами и богами зооморфного характера.
Если говорить об особенностях развития философской школы, то самой значимой в сравнении с остальными философскими течениями, особенностью являлся культ предков, предполагающий приятие факт влияния ушедших в мир иной на судьбу жившего поколения. При этом обязанностями духов была забота о здравствующих.
Вторым отличием является понимание мира как постоянное взаимодействие двух начал – женского и мужского. Согласно верованиям и мышлению, в момент сотворения сущего Вселенная была представлена хаосом, при этом не было разделения на небо и землю. Рождение двух духов – инь и янь, которые стали упорядочивать хаос, привело к разделению Вселенной на два единства, небо и землю. Соответственно ян стал покровителем неба, а инь – покровителем земли. Подобное мировоззрение демонстрирует зачаточность имеющийся натурфилософии.
Также для более полного понимания китайской философии следует иметь в виду, что Китай – это мир культуры правого полушария, что предполагает совершенно иное восприятие действительности. Культуры, которые отличаются развитием правого полушария, концентрируются на зрительных образах, религиозных переживаниях, музыке и гипнозе. Люди подобных культур даже звуки слышат и воспринимают по-другому, поскольку понимание мира у них происходит через конкретные и единичные образы.
33. Законы и категории диалектики.
Диалектика (от греч. dialektike — «искусство вести беседу») — учение о наиболее общих закономерных связях и становлении, развитии бытия и познания, а также основанный на этом учении метод мышления и действия. Диалектика включает принципы, законы и категории..
Наиболее авторитетны два принципа диалектики: связи и развития. Принципы конкретизируются в законах диалектики. Благодаря Архимеду, Н. Копернику, Г. Галилею, Р. Декарту, Б. Спинозе идея законообразности мира становится стержнем мировоззрения и научного познания. Все движение протекает по разумным законам диалектики. Закон — это понятие, выражающее внутренне устойчивые, существенные, общие, повторяющиеся свойства и отношения действительности.
Законы диалектики универсальны, фиксируют отношения и связи между явлениями как мира в целом, так и отдельным его сторонам и объектам. Существуют три закона диалектики — единства и борьбы противоположностей, взаимного перехода количественных и качественных изменений, отрицания.
· 1) Закон перехода количественных изменений в качественные вскрывает всеобщий механизм развития: то каким образом оно происходит. Основные категории закона - качество, количество, мера, скачок. Сущность закона состоит в следующем. Постепенное накопление количественных изменений (степени и темпо в развития предметов, числа его элементов, пространственных размеров, температура и др.) в определенный момент времени приводит к достижению меры (границы, в рамках которых данное качество остается самим собой, например, для воды - 0-100), происходит качественный скачок (переход от одного качественного состояния к другому, например, вода, достигая температуры 0 гр., превращается в лед), в результате возникает новое качество.
· 2) Закон единства и борьбы противоположностей раскрывает источник развития (противоречие). Все существующее состоит из противоположностей (добро и зло, свет и тьма, наследственность и изменчивость в живой природе, порядок и хаос и т.д.) Противоположности - это такие стороны, моменты, предметы, которые одновременно
· а) неразрывно связаны (нет добра без зла, света без тьмы);
· б) взаимоисключают друг друга;
· в) их борьба - противоречивое взаимодействие дает импульс развитию (порядок рождается их хаоса, добро крепнет в преодолении зла и т.д.).
Развитие предстает как процесс возникновения, роста, обострения и разрешения многообразных противоречий, среди которых определяющую роль играют внутренние противоречия данного предмета или процесса. Именно они и выступают в качестве решающего источника, движущей силы их развития.
· 3) Закон отрицания отрицания выражает направленность развития и его форму. Его суть: новое всегда отрицает старое и занимает его место, но постепенно уже само превращается в старое и отрицается все более новым и т.д. Например, смена общественно-экономических формаций (при формационном подходе к историческому процессу), эволюция рода (дети «отрицают» родителей, но сами становятся родителями, и их уже «отрицают» их собственные дети, которые в свою очередь становятся родителями и т.д.).
Важнейшей категорией закона является «отрицание» - отказ развивающейся системой от старого качества. Однако, отрицание - это не просто его уничтожение, система должна сохранить собственное единство и преемственность. Поэтому в диалектике отрицание понимается как отказ предшествующей стадии развития (старого качества) с сохранением самых существенных и лучших моментов на новом этапе. Только так можно обеспечить преемственность системы. Как бы основательно не менялись со временем исторические типы экономики, политики и морали, их главные достижения не уходят в прошлое, но сохраняются в дальнейшем развитии системы, пусть и в существенно измененном виде.
Закон отрицания отрицания выражает поступательный, преемственный характер развития и имеет форму спирали, повторение на высшей стадии некоторых свойств низшей, «возврат якобы к старому», но уже на более высокой ступени развития.
Диалектические закономерности осмысливались как категориальные связи. В категориях принципы диалектики еще более детализированы. Законы и категории диалектики недопустимо противопоставлять законам, познаваемым фундаментальными науками Категория диалектики - наиболее общие понятия, которыми оперирует философия для раскрытия сути диалектических проблем. Категории диалектики отражают всеобщие и существенные связи, стороны объективной реальности. Категории есть продукты познавательной и практической деятельности человечества. К основным категориям диалектики относятся:
• единичное, особенное, всеобщее;
• причина и следствие;
• необходимость и случайность.
• возможность и действительность;
• сущность и явление;
• структура, форма и содержание.
· Категория «отдельное» фиксирует отдельно существующие объекты, предметы, явления.
· Категория «единичное» фиксирует неповторимые свойства конкретного предмета, явления.
· Категория «общее» фиксирует наличие во множестве отдельных предметов неких сходных, общих свойств.
· Категория «особенное» выполняет различающую функцию по отношению к разным классам предметов: сравнивая разные классы объектов, человек замечает, что общее для одного класса не является таковым для другого класса.
· Категория «всеобщее» - это общее, присущее всем без исключения классам объектов.
· Категории «причина» и «следствие» отражают всеобщую обусловленность явлений. Причина - это то, что вызывает, порождает другое явление (следствие), предшествуя ему. Важно различать причину и условия: хотя условия и влияют на следствие, но они в отличие от причины не порождают следствия. Следствие является причиной другого явления, в результате чего образуются сложные причинно-следственные цепи. Одна и та же причина может привести к разным следствиям, и наоборот, одно и то же следствие может быть вызвано разными причинами (например, огонь может быть следствием удара молнии, трения спички, замыкания электропроводки).
· Категория «необходимость» фиксирует, что необходимым называется то, что причину своего существования имеет в себе и обусловливается внутренней природой материального образования.
· Категория «случайность» отражает, что случайным является то, что причину своего существования имеет в другом явлении, в стечении внешних обстоятельств. Зарождающаяся необходимость может вначале выражаться в форме случайных проявлений, прокладывать себе дорогу через массу случайностей как закономерность, как тенденция, так как процессы в природе имеют вероятностный характер. Случайность является формой проявления и дополнения необходимости. Случайность со временем может стать необходимостью, и наоборот, необходимость в процессе развития может стать случайностью.
· Категории «возможность» и «действительность» характеризуют процесс развития. Возможность - это потенциально осуществимое, но еще не осуществленное (хотя во многом предвидимое человеком) бытие, которое реализуется при определенных условиях. Действительность - это реализованная возможность, реально существующее бытие.
· Категория «структура» фиксирует способ организации процессов и взаимодействий, относительно устойчивую систему взаимосвязей компонентов какого-либо объекта, явления.
· Категория «сущность» фиксирует совокупность внутренних и необходимых сторон и связей вещи, устойчивых, сохраняющихся законов ее функционирования.
· Категория «явление» означает внешнее проявление сущности объекта в определенных внешних обстоятельствах, во взаимосвязях с окружающими условиями. Поэтому явление богаче сущности. Но сущность глубже явления. Явление и сущность взаимосвязаны, но не совпадают. Поэтому познание человека движется от явления к познанию сущности