Аргументы из художественной и публицистической литературы (ЕГЭ, «С»)




  В. Астафьев «Царь-рыба» Рыбак Утробин, поймав огромную рыбу, не в силах справиться с добычей. Для то­го, чтобы избежать гибели, мужчина освобождает сома. Встреча с рыбой-символом нравственного на­чала в природе, заставляет браконьера пересмотреть собственные представления о жизни.
Постиже­ние пре­красного в природе Ю. Яковлев «Разбуженный соловьями» Озорного, непоседливого мальчишку, по прозвищу Селюжонок, однажды в пионер­ском лагере разбудили соловьи. Рассердившись, с камнем в ру­ке, ребёнок решает расправиться с птицами, но замирает, заворо­женный пением соловья. Что- то тронуло душу мальчи­ка, ему захотелось увидеть, а потом и изобразить лесного волшебника. И пусть вылеп­ленная из пластилина птица даже отдаленно не напоминает соловья, Селюжонок испытал животворящую силу искусства. Когда соловей снова разбудил мальчика, ребёнок поднял ребят в спальне, чтобы дети тоже услышали волшебные трели. Автор утверждает: постижение красот природы ведет к постижению прекрасного в искусстве, в себе.

 

Бережного отношения к природе Н.А. Некрасов «Дед Мазай и зайцы» Герой стихотворения во время весеннего наводнения спасает тонущих зайцев, собирая животных в лодку, вылечивает двух забо­левших зверьков. Лес для не­го — родная стихия, и Мазай пере­живает за судьбу его обитателей.
  В. Астафьев «Царь-рыба» Природа, живая, нравственная и наделенная недюжинной силой, не только защищается, но и не­сёт возмездие. Иллюстрацией карающей силы служит судьба столичного бездельника Гоги Герцева. Герой Астафьева, наказанный за высокомерный цинизм по отношению к людям и природе, погибает. Карающий меч правосудия окружающего мира распространяется не только на отдельных героев- человечеству угрожает тяжёлое наказание, если люди не об­разумятся в намеренной или вынужденной жестокости.
Проблемы семьи
Роль детст­ва в жизни человека Л.Н. Толстой «Война и мир» Петя Ростов накануне своей трагической гибели в отноше­ниях с товарищами проявляет лучшие черты «ростовской породы», унаследованные в родном доме: доброту, откры­тость, желание помочь в лю­бую минуту.
  В. Астафьев «Последний поклон» БабушкаКатерина Петровна вложила в любимого внука Витьку глу­бокие человеческие премудро­сти, стала для него символом любви, добра, уважения к че­ловеку.
Роль А)семьи в формиро­вании лич­ности Л.Н. Толстой «Война и мир» В семьеРостовых всё строи­лось на искренности и доброте, поэтому и дети — Наташа, Ни­колай и Петя — стали по - настоящему хорошими людь­ми, а в семьеКурагиных, где карьера и деньги решали всё, и Элен, и Анатоль,и Ипполит— безнравст­венные эгоисты.
  И. Полянская «Утюжок и мороженое» Тяжёлая психологическая атмосфера в семье, бездушие взрослых стали причиной серь­ёзной болезни Риты, маленькой героини рассказа, и жестоко­сти, хитрости, изворотливости её сестры.

 

Б)Материнст­ва (роли ма­тери в вос­питании) М. Горький «Сказки об Италии» Автор считает: мать — «источник всепобеждающей жизни»; всё лучшее на земле — от матери.  
  А. Фадеев «Молодая гвардия» В лирическом отступлении о матери автор пишет: мать, её любовь и забота воспитыва­ют в каждом человеке нравствен­ность и умение ценить жизнь.  
  К. Воробьев «Тетка Егориха» В рассказе К.Воробьёва мальчикСанька, никогда не знавший родителей, оси­ротеет ещё раз, когда потеряет ставшую ему больше чем мать тетку Егориху.  
  В.П. Астафьев «Сопричаст­ный всему жи­вому...» Автор утверждает: если бы дано было повторить жизнь, он одно просил бы у собственной судьбы — оставить в живых маму. Её не хватало писателю всю жизнь, и Астафьев обращается ко всем с прось­бой - беречь матерей, ведь они бывают только раз и никогда не возвращаются, и заменить их невозможно.  
В)Материнст­ва как под­вига Л. Улицкая «Дочь Буха­ры» Бухара, героиня рассказа, со­вершила материнский подвиг: посвятила жизнь воспитанию до­чери, у которой был син­дром Дауна. Даже будучи смер­тельно больной, мать продумала всю дальнейшую жизнь Милы: устроила на работу, нашла ей новую семью, мужа, и только после этого ушла из жизни.  
  В. Закруткин «Матерь чело­веческая» Мария, героиня повести, во время войны взяла на себя от­ветственность за чужих детей, усыновила их, стала для каждого из спасённых Матерью.  
Взаимоот­ношения отцов и де­тей А. Алексин «Безумная Ев­докия» Оленька, героиня рассказа, та­лантливая девочка, но эгоистка, избалованная отцом и матерью. Слепая родительская любовь породила в Оле убеждение в собственной исключительности. Не­желание девочки понимать чувства и переживания близких людей приводит в конце концов к тяжелейшей болезни матери.  
  Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Бульба считал: воспитание Остапа и Андрия может быть завершенным, ко­гда они познают боевую пре­мудрость и станут достой­ными наследниками отца. Однако измена Андрия сделала Тараса убийцей, он не смог простить сыну предательства. Только Остап согрел душу отца своим мужеством в бою, а затем и во время казни. Для Тараса товарищество оказалось выше всех кровных связей.  
  Р. Брэдбери «Вельд» Венди и Питер, герои рассказа, совершают чудовищный по сво­ей бесчеловечности поступок: убивают собственных родите­лей. И это страшный поступок не дань случаю, а результат воспитания, когда детей безмерно балуют и потака­ют каждой прихоти.  
  Ф. Искандер «Начало фор­мы» Герой рассказа,Георгий Анд­реевич, понял: родительский авторитет возникает не из прика­зов и угроз, а завоевывается тру­дом, умением доказать сыну, что отца есть за что уважать.  
  А. Амлинский «Нескучный сад» На примере трех поколенийсе­мьи Ковалевских можно про­следить влияние родителей на детей. В романе не только сын ищет у отца ответы на мучительные вопросы, но и отец ощущает потребность в духовном обще­нии с сыном. Писатель убежден: взрослые обязательно должны «владеть даром понимания, а значит, и сопереживания». Если его нет, неминуемо отчуждение детей от семьи, школы и в итоге от общества. Из непонимания, недоверия рождается драма­тизм отношений между близ­кими людьми, родителями и детьми.  
  А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Наставления отца помогли Петру Гриневу даже в самые критические минуты оставаться честным человеком, верным долгу перед Родиной  
  Н.В. Гоголь «Мертвые ду­ши» Следуя завету отца «копить ко­пейку»,Чичиков всю сознательную жизнь посвятил накопительст­ву, превратившись в человека без стыда и совести.  
Взаимоот­ношений в семье А. Амлинский «Возвращение брата» В повести создан образ очень искреннего, непосредственного мальчишки, мечтавшего о дру­ге, защитнике. Он надеется об­рести его в старшем брате и с нетерпением ждет его возвра­щения. Но старший брат поте­рял себя как личности, опус­тился на «дно» жизни. Однако вера младшего брата, невоз­можность обмануть его помо­гают старшему, Ивану, вер­нуться к нормальной жизни.  
  А. Алексин «Безумная Ев­докия» Родители, ослепленные талант­ливостью дочери Оли, уверо­вавшие в ее исключительность, не желают понять классную руководительницу, стремя­щуюся «сделать успех каждого, радость каждого — успехом и радостью всех». И Евдокия Са­вельевна, и ребята готовы оце­нить и полюбить талант, но не могут принять и простить Олиного высокомерия и пренебре­жения к ним. Много позже отец поймет учительницу и со­гласится, что желание быть первым любой ценой обрекает человека на одиночество.  
  А. Алексин «Раздел иму­щества» Отношения между людьми в се­мье строились по принципу «нужен, пока нужен». А.Алексин рисует открытое противостояние двух начал: доброты, сердечно­сти, умения отказаться от лично­го ради близких людей (бабушка Анисья) и прикрываемого краси­выми фразами цинизма и прагматизма (мать). И между двумя этими близкими людьми — Вера. Конфликт разрешается трагедией: бабушка уезжает на­всегда в деревню, а Вера вновь тяжело заболевает.  
  А. Лиханов «Чистые ка­мушки» ДвенадцатилетнийМихаськапроживает на страницах книги сложную внутреннюю жизнь: беззаветно любя свою работу, учит мальчишек не только сек­ретам фотографии, но и внушает детям веру в то, то они способны, талантливы. Эта уверенность помогает впоследствии каждому из "учеников" Михаськи стать личностью.  
- А. Лиханов «Обман» У мальчикаСерёжи,умерла мать. Дальней­шие беды связаны с этой, глав­ной. На ребёнка обрушивается це­лая череда обманов: выясняется, что родной отец, оставивший семью, живет тут же,в городе; отчим и его мать, Сережина учительница, припуг­нув бабушку, что ей с Сережей не прожить на пенсию, пересе­ляют страдальцев из двухкомнатной квартиры в жалкую комнатуш­ку. Тяжело переживает маль­чик и одиночество: от Серёжи фактиче­ски отказались и отец, и отчим. Сложный путь проходит герой, пока не начинает понимать: невозможно жить во лжи. В свои четырна­дцать лет Сережа Воробьев убеждается в необ­ходимости принимать собственные решения.
Преемст­венности поколений Э. Хемингуэй «Старик и мо­ре» Старый кубинский рыбак Сан­тьяго надеется, что его.мастер­ство сохранится в веках, но са­мое главное — оно может быть передано как самое дорогое на­следство следующим поколе­ниям. Поэтому он учит маль­чика всем премудростям ремесла и жизни.
Роли учи­теля в жиз­ни челове­ка А.И. Куприн «Тапер» Антон Рубинштейн, великий композитор, услышав талантли­вую игру на фортепиано юного тапера Юрия Азагарова, помогает ему стать известным музыкантом
  В. Распутин «Уроки фран­цузского» УчительницаЛидия Михай­ловна преподала герою не толь­ко уроки французского языка, но и доброты, сочувствия, умения переживать чужую боль как свою.
  В. Быков «Обелиск» УчительМороз стал для учени­ков образцом во всем, мужчина даже погиб вместе с детьми, считая, что учитель всегда должен быть с учениками и в радости, и в беде.
  А. Лиханов «Драматиче­ская педагоги­ка» «Самое дурное, что может быть на белом свете, — воспитатель, не признающий, не видящий, не желающий видеть оши­бок.Педагог, который ни разу не сказал ученикам, их родителям, самому себе: «Изви­ните, я ошибся» или: «Я не су­мел» не может носить гордое звание "Учитель".
  А. Алексин «Третий в пя­том ряду» Учительница Вера Матвеевна, размышляя о методах воспита­ния, вынуждена признать, что была неправа, стараясь воспиты­вать всех учеников одина­ково: «Нельзя подавлять челове­ка... добро каждый должен творить по-своему... Непохо­жесть характеров вряд ли стоит принимать за несовместимость».
  А. Алексин «Безумная Евдокия» Учительница Евдокия Васильев­на была убеждена: самый боль­шой талант в её учениках — доброта, желание прийти на помощь в трудную минуту, и именно это воспитывала в каждом из детей "Безумная Евдокия".
  А. де Сент- Экзюпери «Маленький принц» Старый Лис научил Маленько­го принца постигать мудрость человеческих отношений. Что­бы понять человека надо нау­читься вглядываться в него, прощать мелкие недостатки: главное всегда бы­вает скрыто внутри, и сразу его не разглядишь.
  Б. Васильев «Летят мои кони...» Рассказчик с благодарностью вспоминает о первой учительнице, которая воспиты­вала собственных учеников настоя­щими гражданами Отечества.
Равнодушия мира взрослых (детской не­защищенно­сти; безвинно­го детского страдания) Д.В. Григо­рович «Гут­таперчевый мальчик» Герой повести — сиротаПетя,которого нещадно эксплуати­руют в цирке: он эквилибрист. Выполняя сложнейшее упраж­нение, мальчик разбился, и его смерть просто осталась неза­меченной.
  А. Приставкин «Ноче­вала тучка золотая» Герои повести —Кузьмёныши — находясь в детском до­ме, стали жертвами жестокости и равнодушия взрослых.
  Ф.М. Досто­евский «Мальчик у Христа на ёлке» Мальчик, герой рассказа, приехал с матерью в Петер­бург, но после её смерти, на­кануне Рождества, оказался никому не нужен. Ему никто даже не дал куска хлеба. Ре­бенок замерз, голодный и за­брошенный.
Развития и сохранения русского язы­ка А. Кнышев «О великий и могучий русский язык!» В этой иронической публика­ции журналист высмеивает лю­бителей заимствований, пока­зывая, насколько нелепой становится наша речь, перена­сыщенная чужеродными словами.
Проблема развития и сохранения русского языка
  М. Кронгауз «Русский язык на грани нервного срыва» Автор исследует состояние со­временного русского языка, пе­ренасыщенного новыми словами, зависящими от Интернета, моло­дёжи, моды. Название книги — авторская точка зрения на этот вопрос.
  В. Ступишин «На каком языке мы говорим и пишем» Публицистическая статья по­священа проблемам языковых нелепостей, которыми полны ре­чи политиков и некоторых жур­налистов. Автор приводит при­меры абсурдных ударений в словах, иноязычных заимствова­ний, неумения выступающих и пишущих использовать бога­тейший арсенал русского языка.
  А. Щуплов «От съезда партии — к съезду кры­ши» Публицистическая статья посвя­щена размышлениям: как много в нашей жизни образовалось и продолжает появляться аббревиа­тур, которые иногда становятся, по словам автора, примером «офици­озной тупости».
  Цитаты «По-русски говорите, ради Бога! Введите в моду эту новизну.» (А.М. Жемчужников.) «Во дни сомнений, во дни тяго­стных раздумий о судьбах моей родины, — ты один мне поддерж­ка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!» (И.С. Тургенев) «...Вольно или невольно мы подо­шли сегодня к черте, когда слово становится не частью жизни, одной из многих частей, а последней на­деждой на наше национальное су­ществование в мире.» (В. Распутин) «Употреблять иностранное слово, когда есть ему равносильное рус­ское, — значит оскорблять и здра­вый смысл, и здравый вкус.» (В. Белинский) «Нравственность человека видна в его отношении к слову.» (Л.Н. Толстой)
  Н. Галь «Слово жи­вое и мерт­вое» Известная переводчица рассуждает о роли сказанного слова, которое может ранить душу человека своей непродуманностью; о заимствованиях, искажающих речь; о канцеляризмах, убивающих жи­вой язык; о бережном отношении к велико­му наследию — русскому языку.
  К.И. Чуков­ский «Живой как жизнь» Писатель анализирует состояние русского языка, и при­ходит к неутешительным выводам: мы сами искажаем и уродуем великий и могучий русский язык.
Соотнесен­ности име­ни человека и его внут­ренней сущности Д.И. Фонви­зин «Недо­росль» В комедии многие герои имеют «говорящие» фамилии: Враль­ман, бывший кучер, солгал, что он учитель-иностранец; имя Митрофан означает «подобный своей матери», которая в коме­дии изображена как тупая и на­глая невежда. Скотинин Та­рас — дядя Митрофана; очень любит свиней и по грубости чувств подобен скоту, на что и указывает фамилия.
Проблемы, связанные с отрицательными качествами личности
Бессерде­чия, душев­ной черст­вости А. Алексин «Раздел иму­щества» Мать героиниВерочки на­столько черства, что вынудила свою свекровь, поднявшую и излечившую её дочь, уехать в глухую деревню, обрекла старуху на одиночество.
  Ю. Мамлеев «Прыжок в гроб» Родственники больной Екатерины Петровны, устав ухаживать за старушкой, решили похо­ронить её заживо и тем самым избавиться от проблем. Похоро­ны — страшное свидетельство то­го, во что превращается человек, лишенный сострадания, живущий только личными интересами.
  К.Г. Паустов­ский «Теле­грамма» Настя живет яркой, наполненной жизнью вдали от одинокой, ста­ренькой матери. Дочери все дела кажутся важными и неотложны­ми настолько, что она совсем за­бывает писать письма домой, не навещает старушку. Даже когда при­шла телеграмма о болезни мате­ри, Настя не сразу поехала, а по­тому и не застала Катерину Ивановну в живых. Мать так и не дождалась своей единственной дочери, которую очень любила.
  Л. Разумов­ская «Дорогая Елена Серге­евна» Бессердечные, циничные учени­ки стали упрекать учительницу за старомодную одежду, че­стное отношение к работе, за то, что не накопила капиталов и не умеет выгодно продать собственные знания. Их наглость, без­душие стали причиной смерти Елены Сергеевны.
  В. Тендряков «Ночь после выпуска» В ночь после выпуска одно­классники впервые в жизни ре­шили откровенно сказать друг другу, что каждый думает о присутствующих. И выяснилось, что все дети — бессердечные эгоисты, ни в грош не ставящие самолюбие и достоинство другого человека.
Испытания совестью В. Тендряков «Ухабы» Попав в автомобильную ава­рию. гибнет юноша, и виновни­ком его смерти становится ди­ректор МТС, отказавшийся, ссылаясь на инструкции, дать трактор, чтобы доставить по­страдавшего в больницу.
Утраты ду­ховных ценностей Б. Васильев «Глухомань» События повести показывают, как в сегодняшней жизни так называемые «новые русские» стремятся обогатиться любой ценой. Духовные ценно­сти утрачены: куль­тура ушла из нашей жизни. Об­щество раскололось, и мерилом заслуг человека стал банковский счет. Нравственная глухомань стала разрастаться в душах людей, утративших веру в добро и справедливость.
  Э. Хемингуэй «Там, где чисто, свет­ло» Герои рассказа, окончательно утратив веру в дружбу, любовь и разорвав связи с миром, оди­ноки и опустошены. Они пре­вратились в живых мертвецов.
  В. Астафьев «Людочка» Выросшая в деревне среди ни­щеты и пьянства, жестокости и безнравственности,героиня рас­сказа ищет спасения в городе. Став жертвой грубого насилия, в обстановке всеобщего безраз­личия, Людочка кончает жизнь самоубийством.
  В. Астафьев «Постскрип­тум» Автор со стыдом и возмущени­ем описывает поведение слуша­телей на концерте симфониче­ского оркестра, которые, несмотря на прекрасное испол­нение известных произведений, «начали покидать зал. Да кабы просто так они его покидали, молча, осторожно — нет, с воз­мущениями, выкриками, бранью, будто обманули их в лучших надеждах и мечтах».
Утраты свя­зи с отчим домом Ю. Казаков «Запах хлеба» Дуся, героиня рассказа, уехав в город, потеряла все связи с род­ным домом, деревней, и потому известие о смерти матери не вы­зывает у нее ни переживаний, ни желания побывать на роди­не... Однако, приехав продать дом, Дуся ощущает свою поте­рянность, горько плачет на мо­гиле матери, однако исправить ничего уже невозможно.
Утраты свя­зи поколе­ний В. Астафьев «Изба» В Сибирь "валить" лес приез­жает молодежь за большими день­гами. Лес, земля, когда-то обере­гаемая старшим поколением, превращаются после работы лесо­рубов в мертвую пустыню. Все нравственные ценности предков затмевает погоня за рублем.
- Ф Абрамов «Алька» Героиня повести в поисках луч­шей жизни уехала в город, оста­вив старую мать, которая умерла, не дождавшись дочери. Алька, вернувшись в деревню и остро осознав утрату, решает остаться, но этот порыв быстро прохо­дит, когда девушке в городе предлагают выгодную работу. Утрата родных корней невосстановима.
Бесчело­вечности, жестокости Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда» Катерина Измайлова, жена бо­гатого купца, полюбила работ­ника Сергея и ждала от него ре­бенка. Боясь разоблачения и разлуки с любимым, она убива­ет с его помощью свекра и му­жа, а затем и маленького Федю, родственника мужа.
  Р. Брэдбери «Карлик» Ральф, герой рассказа жесток и бессердечен: он, будучи хозяи­ном аттракциона, подменил зер­кало, в которое приходил смотреться карлик, утешавший­ся тем, что хотя бы в отражении он видит себя высоким, строй­ным и красивым. В очередной раз карлик, ожидавший вновь увидеть себя таким же, с болью и ужасом бежит от страшного зрелища, отразившегося в новом зеркале, но его страдания лишь развлекают Ральфа.
  Ю. Яковлев «Он убил мою собаку» Герой рассказа подобрал бро­шенную хозяевами собаку. Он полон заботы о беззащитном существе и не понимает отца, когда тот требует выгнать соба­ку: «Чем помешала собака?.. Я не мог выгнать собаку, ее один раз уже выгоняли». Мальчик потрясен жестокостью отца, который подозвал довер­чивого пса и выстрелил ему в ухо. Он не только возненавидел отца, он потерял веру в добро, в справедливость.
Предатель­ства, безот­ветственно­го отноше­ния к судь­бам окру­жающих В. Распутин «Живи и помни» Дезертирство Андрея Гуськова, его эгоизм и трусость стали причиной смерти матери и са­моубийства беременной жены Настёны.
  Л. Андреев «Иуда Иска­риот» Иуда Искариот, предавая Хри­ста, хочет проверить предан­ность его учеников и правоту гуманистического учения Иису­са. Однако все оказались трусливыми обывателями, как и народ, который тоже не встал на защиту своего Учителя.
  Н.С. Лесков «Леди Мак­бет Мценского уезда» Сергей, любовник, а затем и муж купчихи Катерины Из­майловой, совершил вместе с ней убийства её родственни­ков, желая стать единственным наследником богатого состоя­ния, а впоследствии предал любимую женщину, назвав её соучастницей всех преступле­ний. На каторжном этапе он изменил ей, и издевался, как мог.
  С. Львов «Друг моего детства» Аркадий Басов, которого рас­сказчик Юрий считал своим на­стоящим другом и которому до­верил тайну первой любви, предал это доверие, выставив Юру на всеобщее осмеяние. Ба­сов, впоследствии став писате­лем, так и остался подлым и бесчестным человеком.
Подлости, бесчестия А.С. Пушкин «Капитанская дочка» Швабрин Алексей Иванович —дворянин, но он бесчестен: по­сватавшись к Маше Мироновой и получив отказ, мстит, дурно о ней отзываясь; во время дуэли с Гри­невым наносит ему подлый удар в спину. Полная утрата представ­лений о чести предопределяет и социальную измену: как только Белогорская крепость достается Пугачеву, Швабрин переходит на сторону бунтовщиков.
Вседозво­ленности Ф.М. Досто­евский «Бе­сы» У Верховенского Петра Степа­новича. одного из главных геро­ев романа, понятие о свободе превратилось в право на ложь, преступление и разрушение. Он стал клеветником и предателем.
  А.С. Пушкин «Сказка о ры­баке и рыбке» Как только жадная Старуха до­билась от рыбки власти столбо­вой дворянки, а затем и царицы, она в муже стала видеть холопа, которого можно безнаказанно бить, заставлять делать самую черную работу, выставлять на всеобщее посмешище.
Тупости и агрессивно­сти А.П. Чехов «Унтер Пришибеев» Унтер-офицер Пришибеев в те­чение 15 лет держит в страхе всю деревню своими абсурдными требованиями и грубой физиче­ской силой. Даже просидев ме­сяц под стражей за свои проти­воправные действия, он так и не смог избавиться от желания ко­мандовать.
  М.Е. Салты­ков-Щедрин «История од­ного города» Тупые и агрессивные глуповские градоначальники, особенно Угрюм-Бурчеев, поражают чи­тателя нелепостью, гротескно­стью своих приказаний и реше­ний.
Бюрокра­тизма А. Платонов «Усомнив­шийся Ма­кар» Макар Ганнушкин, герой рас­сказа, отправился в Москву ис­кать истину и душу. Но бюро­краты Чумовые, как он убедился, царят везде, развивая в людях безынициативность, неверие в собственные силы и возможности, страх перед ка­зенной бумагой. Бюрокра­тизм — основной тормоз всех живых новаторских идей.
Чинопочи­тания (че­ловеческого ничтожест­ва) А.П. Чехов «Смерть чи­новника» Чиновник Червяков в неверо­ятной степени заражен духом чинопочитания: чихнув и об­рызгав лысину впереди сидяще­го генерала Брызжалова (а тот не обратил на это внимания), Иван Дмитрии настолько испу­гался, что после неоднократных униженных просьб простить его умер от страха.
  А.П. Чехов «Толстый и тонкий» Герой рассказа, чиновник Порфирий, встретил на вокзале Ни­колаевской железной дороги школьного приятеля и узнал, что тот является тайным советником, т.е. по службе продвинулся зна­чительно выше. В один миг «тонкий» превращается в рабо­лепствующее существо, готовое унижаться и лебезить.
  А.С. Грибое­дов «Горе от ума» Молчалин, отрицательный пер­сонаж комедии, уверен, что сле­дует угождать не только «всем людям без изъятья», но и даже «собачке дворника, чтоб ласко­ва была». Необходимостью не­устанно угождать порожден и его роман с Софьей, дочерью его благодетеля Фамусова. Максим Петрович, «персонаж» исторического анекдота, кото­рый Фамусов рассказывает в на­зидание Чацкому, ради того, чтобы заслужить расположение императрицы, превратился в шута, веселящего её нелепыми падениями.
Взяточни­чества, каз­нокрадства Н.В. Гоголь «Ревизор» Городничий, Сквозник- Дмухановский, взяточник и казнокрад, обманувший на собственном веку трёх губернаторов, убе­жден, что любые проблемы можно решить с помощью денег и умения пустить пыль в глаза.
Духовной убогости (ложного понимания счастья) А.П. Чехов «Крыжовник» Герой Чехова Чимша-Гималайский, мечтая об усадьбе с крыжовником, не­доедает, отказывает себе во всем, женится по расчету, одевается словно нищий и копит деньги. Он практически уморил голодом свою жену, но мечту осущест­вил. Как жалок он, когда со сча­стливым, самодовольным видом поедает кислый крыжовник!
Хамства М. Зощенко «История бо­лезни» Сатирический рассказ, повест­вующий об отношении меди­цинского персонала к несчаст­ному больному, позволяет увидеть, как неистребимо в лю­дях хамство: «Может быть, вас прикажете положить в отдель­ную палату и приставить к вам часового, чтобы он от вас мух и блох отгонял?» — заявила мед­сестра в ответ на просьбу на­вести порядок в отделении.
  А.Н. Остров­ский «Гроза» Персонаж драмы купец Дикой — ти­пичный трусливый хам, который оскорбля­ет и племянника Бориса, назы­вая его «дармоедом», «проклятым», и многих обита­телей города Калинова. Безна­казанность породила в Диком жестокость и полнейшую разнузданность.
  Д. Фонвизин «Недоросль» Госпожа Простакова хам­ское поведение по отношению к окружающим считает нормой: она хозяйка в доме, которой ни­кто не смеет перечить. Поэтому у героини Фонвизина Тришка «скот», «болван» и «воровская харя».
  С. Довлатов «Это непере­водимое сло­во «хамство» Писатель уверен, что «хамство есть не что иное, как грубость, наглость, нахальство, вместе взятые, но при этом умножен­ные на безнаказанность». Чело­веку нечего противопоставить этому явлению, кроме собст­венного унижения. Безнаказан­ностью своей хамство и убивает вас наповал.
  А.П. Чехов «Хамелеон» Полицейский надзиратель Очумелов пресмыкается перед те­ми, кто стоит выше его по слу­жебной лестнице и чувствует себя грозным начальником по отношению к низшим чинам. Очумелов меняет в каждой ситуации собственное мнение на прямо противопо­ложное в зависимости от значительности лица,попавшего в поле зрения полиции
Нравствен­ного падения Н.В. Гоголь «Тарас Бульба» Ради любви прекрасной польки Андрий отрекается от родины, родителей, товарищей, доброволь­но переходит на сторону врага. Эта измена усугубляется ещё и тем, что он понесся в бой про­тив своего отца, брата, прежних друзей. Недостойная, позорная смерть — вот итог нравст­венного падения парубка.
Разрушаю­щего влия­ния денег А.П. Чехов «Ионыч» Доктор Старцев, в молодости талантливый врач, постепенно богатея, становится важным и грубым, и остается в жизни одна страсть — деньги.
  Н.В. Гоголь «Мертвые души» Образ Степана Плюшкина, ску­пого помещика, олицетворяет полное омертвение человеческой души, гибель сильной личности, без остатка поглощенной стра­стью скупости,которая ста­ла причиной разрушения всех родственных и дружеских свя­зей, а сам Плюшкин просто по­терял человеческий облик.
  А.С. Пушкин «Пиковая да­ма» Германн, центральный персо­наж повести, страстно жаждет разбогатеть, и ради этого он, желая завладеть тайной трех карточных чисел и выиграть, становится невольным убийцей старой графини, причиной стра­даний Лизаветы Ивановны, её воспитанницы. Заветные три карты помогли герою выиграть несколько раз, но страсть к деньгам сыграла с ним злую шутку: Германн сошел с ума, когда случайно вместо Туза вынул из колоды карт Пиковую Даму.
Пьянства Цитаты Ф.М. Достоевский: «Зелено- вино... скотинит и зверит чело­века, ожесточает его и отвлекает от светлых мыслей, тупит его перед всякой доброй пропаган­дой. Пьяному не до сострадания к животным, пьяный бросает жену и детей своих». А.П. Чехов: «Шампанское — это блестящая кокотка, мешающая прелесть свою с ложью и нагло­стью Гоморры, это позлащенный гроб, полный костей мертвых и всякой нечистоты. Человек пьет его только в часы скорби, печали и оптического обмана». Л.Н. Толстой: «Сказать, что вино вкусно — нельзя, потому что каждый знает, что вино и пиво, если они не подслащены, кажут­ся неприятными для тех, кто их пьет первый раз. К вину при­учаются, как и другому яду — табаку, — понемногу, и нравится вино только после того, как че­ловек привыкнет к тому опьяне­нию, которое оно производит. Сказать, что вино полезно для здоровья — тоже никак нельзя теперь, когда многие доктора, занимаясь этим делом, признали что ни водка, ни вино, ни пиво не могут быть здоровы, потому что питательности в них нет, а есть только яд, который вреден».
  Пословицы и поговорки: «Был Иван, а стал болван, а все винцо виновато»; «Водку пить — себя губить»; «Вино приходит — стыд уходит»; «Кто бражкой упивается, тот слезами умывается»; «Пьяница в народе, что сорняк в огороде»; «Стакан­чики да рюмочки доведут до сумочки».
  Ф.М. Досто­евский «Пре­ступление и наказание» Мармеладова пьянство сделало жалким существом, который, осознавая крайне бедственное положение семьи, тем не менее не находит в себе сил справить­ся с этим пороком.
  М. Горький «На дне» Актер — пьяница, который страдает от пустоты и бессмыс­ленности собственной жизни. Пьянст­во привело его к тому, что он даже забыл свое имя, любимые монологи и роли. Картина страшного «дна» в пьесе — это закономерный финал тех, кто ищет спасения от жизненных проблем в пьянстве.
  В. Ерофеев «Москва — Петушки» Для Венечки Ерофеева беспро­будное пьянство стало иллюзор­ным спасением от пошлости жизни, однако этот путь ведет только к смерти на самом дне общества.
  Н.А. Некра­сов «Кому на Руси жить хорошо» Глава «Пьяная ночь» показыва­ет картину полного распада чело­веческой личности под влиянием алкоголя.
  В. Астафьев «Печальный детектив» Пьянство, по мнению писателя, это причина убийств, грабежей, распада семейных отношений, полного разложения личности.
Ущемления прав чело­века в со­временном обществе Б. Васильев «Кольцо А» Сравнивая Западную Европу и Россию, автор отмечает: Ев­ропа получила в наследство от Ка­толической церкви Римское право, в котором приоритетом являлись права личности. Древняя Русь, приняв христианство Византии, приняла и его право, в котором самым главным оказался приори­тет власти. Советская власть взяла на щит византийское понимание приоритетного права, и поэтому в России, в отличие от Западной Европы, до сих пор ущемлены многие права человека.
Искажения понятия «патрио­тизм» Б. Васильев «Кольцо А» Автор утверждает: сейчас это «великое понятие затрепано, замусолено и затаскано» во всех речах с высоких трибун. А любовь к Родине доказывается только делами. Патриотизм — это практическая деятельность на благо страны.
Эгоизма Л.Н. Толстой «Война и мир» Анатоль Курагин вторгается в жизнь Наташи Ростовой ради удовлетворения собственных низменных желаний.
  А,П. Чехов «Анна на шее» Анюта, став по расчету женой состоятельного чиновника, чув­ствует себя королевой, а ос­тальных — рабами. Она даже забыла о своем отце и братьях, которые вынуждены продавать самое необходимое, чтобы не умереть с голода.
  Д. Лондон «В далеком краю»   Уэзерби и Катферт, отправив­шись на Север за золотом, при­нуждены перезимовать вдвоем в хижине, стоящей далеко от оби­таемых мест. И здесь с жесто­кой очевидностью выступает их бескрайний эгоизм. Отношения между ними — та же конку­рентная борьба, только не за прибыль, а за выживание. И при тех условиях, в каких они очу­тились, исход ее не может быть иным, чем в финале новеллы: умирающий Катферт, придав­ленный телом Уэзерби, которо­го он прикончил в звериной драке из-за чашки сахара.
Варварства, жестокости Б. Васильев «Не стреляй­те в белых лебедей» Маленького героя этой повести и его отца, лесника Егора Полушкина, ужасает, как варварски люди могут относиться к живой природе: браконьеры жгут мура­вейники, обдирают липы, уби­вают беззащитных животных.
  В. Астафьев «Печальный детектив» В этом романе автор приводит факты нечеловеческой жестоко­сти, когда родители оставляют детей умирать голодной смертью, подростки убивают беременную женщину, а пьянство вообще превращает людей в животных.
Вандализма Д.С. Лихачев «Письма о добром и прекрасном» Автор рассказывает, какое него­дование испытывал он, когда узнал, что на Бородинском поле в 1932 году был взорван чугун­ный памятник на могиле Багра­тиона. Тогда же кто-то оставил гигантскую надпись на стене монастыря, построенного на месте гибели другого героя — Тучкова: «Довольно хранить ос­татки рабского прошлого!» В конце 60-х годов в Ленинграде снесли Путевой дворец, который даже во время войны наши бой­цы старались сохранить, не раз­рушить. Лихачев считает, что «утрата любого памятника куль­туры невосстановима: они в


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: