Использование народных традиций в воспитании уважительного отношения младших школьников к родителям




Опытная работа была направлена на выявление отношения современных младших школьников к родителям и путей использования народных традиций в формировании уважительного отношения к ним. Базой опытной работы являлся 4 «Б» класс «СОШ № 8» г. Саранска. Респондентами являлись учащиеся вторых, третьих и четвертых классов, их родители, учителя начальных классов.

Были получены следующие результаты.

1) Большинство детей с любовью и уважением относятся к своим родителям. По мнению 100 % детей, родители занимают важное место в их жизни. В качестве причин уважительного отношения к родителям выступают: любовь (72% детей); боязнь наказания (22%); 6% детей считают обязанностью уважать родителей, так как они старше.

Ответы родителей на вопрос о причинах уважительного отношения детей к ним выглядят следующим образом: 76% родителей считают, что ребенок уважает их, потому что любит; 20% родителей думают, что ребенок обязан уважать их, так как они старше; 4% родителей считают, что ребенок уважает их, потому что боится. Таким образом, основной причиной уважительного отношения детей к родителям является любовь к ним. Однако, 22% учащихся уважают родителей, т. к. боятся их, но лишь 4% родителей подтверждают это. Анализ ответов на вопрос: «Какие качества ты ценишь в родителях? За что ты любишь своих родителей?» показал, что дети ценят в родителях, прежде всего, доброту и отзывчивость (62%), понимание, чуткость (44%), на третьем месте – знания, эрудиция родителей, отзывчивость на потребности детей (чаще материального характера), далее отмечались моральные качества – честность, трудолюбие.

Так как уважительное отношение к родителям можно рассматривать как интегративную характеристику, которая отражает сформированность когнитивного, эмотивного, деятельностного компонентов, мы изучили, насколько эти компоненты представлены в структуре отношения младших школьников к родителям.

Понятие «уважительное отношение» большинство детей понимают как отношение с любовью, теплотой (54%), 25% учащихся считают, что уважать родителей – значит слушаться их во всем и подчиняться, 21 % респондентов отмечают, что необходимо не только слушаться, но и «помогать во всем своим родителям», «защищать их», «жалеть, когда мама болеет» и др. Таким образом, когнитивный компонент уважительного отношения к родителям представлен в исследуемой группе на достаточно высоком уровне.

В процессе беседы выяснилось, что 100% детей чувствуют эмоциональное состояние своих родителей, однако, не все сочувствуют им в ситуациях плохого настроения, самочувствия. Наблюдаются эгоистические тенденции в отношении к родителям, т.е. если не выполнено обещание купить давно обещанную игрушку, приготовить «что-нибудь вкусненькое», пойти вместе в кино или гулять в случае болезни, неприятностей на работе у мамы или папы, то ребенок чаще всего обижается и отказывается понимать проблему. Нередко наблюдается равнодушие к успехам родителей на работе или в других сферах, т.к. ребенок занят «своим делом», например, играет в компьютер, гуляет с друзьями на улице и др.

Деятельностная сторона уважительного отношения к родителям также была изучена. Детям предлагались различные ситуации, в которых необходимо было смоделировать поведение. Так, в процессе рассаживания за столом 35% детей ответили, что первые садятся папа и мама, дети – потом; 65% садятся первыми. Самое вкусное на столе предназначается, чаще всего, детям. Делиться многие не желают, считая, что так и должно быть. В транспорте уступают место маме 40% учащихся, 20% первыми бегут на свободное место, остальным детям уступает место мама. 80% детей помогают нести вещи, 20% – делают это иногда. В разговор взрослых вмешивается около 60% респондентов, мотивируя это тем, что они тоже взрослые и имеют право высказаться по тому или иному поводу. Около 38% учащихся меняют решение родителей, т. к. считают, что мама и папа не всегда правы. Причем, это сопровождается изменением настроения, характера общения, поведения ребенка в сторону их ухудшения. Дети начинают спорить, «переговариваться». В индивидуальных беседах с детьми было выяснено, что некоторые из них позволяют себе называть родителей неприятными эпитетами в ситуациях, когда не удовлетворены потребности ребенка или в случае наказания.

Мы выявляли также роль мнения родителей при выборе ребенком занятий, в процессе принятия решений. Анализ ответов учащихся на вопрос: «Советуешься ли ты с родителями, когда выбираешь себе кружок, факультатив?» показывает, что 68% учащихся советуются с родителями; 32% учащихся советуются редко или не советуются совсем. Однако, на вопрос: «Советуешься ли ты с ними по личным своим вопросам?», были получены несколько иные результаты: 36% учащихся всегда говорят «по душам»; 30% учащихся часто говорят и советуются по своим вопросам; 20% учащихся редко советуются с родителями; остальные 14% учащихся никогда этого не делают. Следовательно, дети больше ценят мнение родителей по поводу выбора занятий, кружка; реже посвящают папу или маму в свои детские тайны, проблемы.

Выявлялось также влияние личного примера родителей на воспитание младшего школьника. На вопрос: «Видишь ли ты примеры негативного отношения своих родителей к твоим бабушке и дедушке?» были получены следующие результаты: 64% детей не слышат и не видят от родителей плохого отношения к бабушке и дедушке; 36% детей видят неприятное обращение родителей к собственным родителям. Вместе с тем, анализ ответов родителей показал, что лишь 4% опрошенных признают данный негативный факт.

Таким образом, большинство детей с любовью и уважением относятся к своим родителям. По мнению 100 % детей, родители занимают важное место в их жизни. Понятие «уважительное отношение» большинство детей понимают как отношение с любовью, теплотой (54%), 25% учащихся считают, что уважать родителей – значит слушаться их во всем и подчиняться, 21 % респондентов отмечают, что необходимо не только слушаться, но и «помогать во всем своим родителям», «защищать их», «жалеть, когда мама болеет» и др. Таким образом, когнитивный компонент уважительного отношения к родителям представлен в исследуемой группе на достаточно высоком уровне.

100% детей чувствуют эмоциональное состояние своих родителей, однако, не все сочувствуют им в ситуациях плохого настроения, самочувствия. Деятельностная сторона уважительного отношения к родителям проявляется не всегда, особенно в тех случаях, когда затронуты интересы и потребности ребенка. Вместе с тем, общее стремление помочь родителям в различных ситуациях наблюдается у подавляющего большинства учащихся.

В рамках опытной работы нами проводилось анкетирование учителей начальных классов МОУ «СОШ № 8» г. Саранска, нацеленное на выявление особенностей работы по формированию уважительного отношения младших школьников к родителям. Учителя отмечают, что авторитет родителей оказывает на ребенка существенное влияние и во многом определяет характер его поведения и деятельности. Большинство учителей (около 100%) считают важным проведение работы по формированию у учащихся уважительного отношения к родителям. При ответе на вопрос: «Какую работу Вы проводите с классом по формированию уважительного отношения к родителям?» в качестве основных форм работы учителя назвали проведение праздников, классных часов, родительских собраний (см. таблицу 1).

Таблица 1

Формы работы учителей начальных классов по формированию уважительного отношения младших школьников к родителям

Формы работы Учителя (%)
Родительские собрания  
Проведение праздников «8 марта», «23 февраля»  
Разыгрывание семейных и народных обрядов  
Классный час  
Народные спортивные праздники и игры  
Совместные походы и экскурсии  
Выполнение проектных и творческих работ о семье  
Проведение утренников ко Дню матери  

Анализ бесед с учителями показывает, что педагоги используют средства народной педагогики: сказки – 80%, пословицы – 100 %, песни – 40%, обряды – 35 %, традиционные праздники – 100%, народные традиции в практической деятельности на уроках чтения, русского языка, классных часах, факультативах и т.д. Дети на занятиях постоянно соприкасаются со средствами народной мудрости: сказками, загадками, пословицами, поговорками, песнями. Но отсутствует система формирования уважительного отношения к родителям, целостное восприятие детьми традиций народной культуры. Можно сделать вывод, что работа учителей начальных классов по формированию уважительного отношения к родителям не отличается разнообразием, имеет место традиционный подход к ведению воспитательной работы.

На основе анализа различных программ факультативных курсов, основных теоретических положений по проблеме мы предприняли попытку разработки серии внеурочных занятий для начальной школы по формированию уважительного отношения к родителям с использованием средств и традиций народной педагогической культуры «Моя семья – мое богатство».

Цель: формирование уважительного отношения младших школьников к родителям.

Задачи: расширение представлений младших школьников о сущности понятия «уважительное отношение к родителям»; формирование стремления и желания оказывать деятельную помощь родителям; формирование установки на послушание родителям; развитие эмоциональной сферы личности; знакомство с народными традициями уважительного отношения к родителям и старшим у разных народов.

Содержание программы

Тема 1. Моя семья. История возникновения понятия семья. Понятие семьи у разных народов. Структура семьи в истории общества и современном мире. Роли в семье. Генеалогическое древо. Знаменитые предки в моей семье. Мое отношение к родителям. За что я люблю своих родителей. Мои родители – моя гордость. Достижения и лучшие качества моих родителей. Взаимоотношения в моей семье. Что такое уважение? Уважительное отношение детей к родителям – основа семьи.

Тема 2. Уважение - основа семьи у разных народов. Что такое культ предков? Культ матери в народной культуре. Традиции уважительного отношения к многодетной матери. Слово матери священно: «Молитва матери спасает, со дна моря вынимает». Культ отца в культуре разных народов: «Отец и бородой защитит». Культ бабушек и дедушек: «Была б моя бабуся, никого не боюся». Традиции уважительного отношения к родителям у древних славян, русского народа. Почтение к старшим в народной педагогике мордвы. Традиции неразделенной многопоколенной семьи у мордвы. Поклонение и почитание старших в мусульманской семье. Отражение идеи уважения к старшим и родителям в религиозных верованиях русских, мордвы, татар. Заповеди мировых религий о почитании родителей.

Тема 3. Уважительное отношение к родителям в устном народном творчестве. Пословицы, песни, сказки, былины разных народов об уважении к родителям. Наказание за непочтительное отношение к старшим в устном народном творчестве разных этносов.

Тема 4. Домашние традиции уважения к старшим. Домашние традиции почитания предков. Роль слова родителей в обеспечении успешной жизни ребенка. Правила поведения за русским крестьянским столом, в татарской, мордовской семье и семьях других народов. Кому самое вкусное?

Право первого слова в семьях разных народов. Право решающего слова и голоса в семьях разных народов. Права детей в отношениях с родителями и старшими. Традиции послушания родителей взрослыми детьми у разных народов. Наказания за непослушание детей в семьях разных народов. Проявление уважения к старшим и родителям в процессе народных праздников, гуляний.

Тема 5. Традиции в нашей семье. Роль традиций в моей семье. Традиционный уклад жизни моей семьи. Правила поведения за столом, распределения обязанностей. Послушание: свобода или принуждение? Кто кому помогает? Нужно ли мое сочувствие и помощь родителям?

Форма проведения занятий: занятие - беседа, занятие-путешествие, игра, «живая газета», драматизация, ролевые игры, совместные с родителями занятия и праздники.

Таким образом, организация систематической работы по формированию уважительного отношения к родителям с использованием средств народной педагогики позволит повысить значимость авторитета родителей в жизни ребенка, будет способствовать нравственному совершенствованию личности.

Заключение

В процессе формирования личности младшего школьника особое значение имеет использование педагогического опыта народа, который возрождает национальную культуру, язык, способствует воспитанию духовности подрастающего поколения, решению современных проблем воспитания.

Реализация этнопедагогического подхода в воспитании уважительногоотношения к родителям у младших школьников предполагает учет ведущих идей народного воспитания, закономерностей и принципов народного воспитания, методов семейной педагогики, средств и традиций народной педагогики.

Так, ключевой народной традицией является культ предков, который реализовывался через традиции имянаречения (ребенку давали имя отца или матери, дедушки или бабушки); обряды и ритуалы (свадебный обряд: плачи невесты по дому и родителям, обычай одаривать родителей на свадьбе; порядок посадки за стол и начала еды); традиции празднования (старейшины рода, старшие, родители занимали почетные места, оценивали достижения и заслуги молодых, получали самую вкусную еду, подарки, благодарность); традиции почитания слова родителей (старшие имели право первого слова, принятия решения); традиции заботиться о престарелых родителях, проповедуемые всеми мировыми религиями и народной педагогикой; традиции почтительного отношения к многодетным родителям; традиции общественного признания значимости родительского влияния на судьбу детей и др.

Согласно полученным результатам большинство детей с любовью и уважением относятся к своим родителям. Деятельностная сторона уважительного отношения к родителям проявляется не всегда, особенно в тех случаях, когда затронуты интересы и потребности ребенка. Вместе с тем, общее стремление помочь родителям в различных ситуациях наблюдается у подавляющего большинства учащихся.

Анализ бесед с учителями показывает, что педагоги используют средства народной педагогики, народные традиции в практической деятельности на уроках чтения, русского языка, классных часах, факультативах и т.д. Дети на занятиях постоянно соприкасаются со средствами народной мудрости: сказками, загадками, пословицами, поговорками, песнями. Но отсутствует система формирования уважительного отношения к родителям, целостное восприятие детьми традиций народной культуры.

Анализ результатов показывает, что работу в данном направлении следует вести различными путями: проведение системы занятий с младшими школьниками по формированию уважительного отношения к родителям с использованием средств народной педагогики, важнейшими из которых являются народные традиции.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: