Прием «Составления маркировочной таблицы».




Один из способов графической организации и логико-смыслового структурирования материала. Форма удобна, так как предусматривает комплексный подход к содержанию темы.

1 шаг: До знакомства с текстом дети самостоятельно или в группе заполняют первый и второй столбики таблицы «Знаю», «Хочу узнать».

2 шаг: По ходу знакомства с текстом (содержанием курса), они далее заполняют графу «Узнал».

3 шаг: Подведение итогов, сопоставление содержания граф.

ЗНАЮ ХОЧУ УЗНАТЬ УЗНАЛ
     
     

Дополнительно можно предложить еще две графы для заполнения.

Источники информации Что осталось нераскрытым?

Урок 22. "Монастырь".

«Два монаха».

- А теперь поиграем в такую игру: я читаю историю и останавливаюсь, а вы предполагаете продолжение. Тот, кто знает чем эта история завершилась, подыграйте нам, пофантазируйте вместе с нами, не давайте готовых ответов.

В одном монастыре жили два монаха, которые никогда не ссорились. И однажды они решили: да как же так, все люди друг другом ссорятся, а мы не умеем это делать. ( ПАУЗА. О ком история? Где жили? Какая мысль пришла однажды? Какое продолжение? )

Давайте попробуем! А из-за чего мы с тобой будем ссориться? - спросил один монах? ( Что такое ссора, спор, конфликт? Из-за чего ссорятся люди? Они не хотят что-то уступить.)

– Ну, давай хотя бы вот из-за этого кирпича! - Хорошо. А как мы будем ссориться? ( попробуйте разыграть сценку «Ссора монахов из-за кирпича»)

– Ну, я буду говорить, что он мой, а ты говори, что он твой. – Хорошо, начинаем. – Это мой кирпич! - сказал первый монах. ( Люди ссорятся, когда им есть что делить, а в душе нет смирения).

- Конечно, он твой, бери его себе! –тут же ответил второй. Так им и не удалось поругаться. (Какой заголовок можно дать этой истории?)

- Почему не поссорились монахи? Что вы знаете об этих особенных людях?

Работа с учебником. Постановка учебной задачи.

- Откройте учебники на странице 80. Скажите, какова тема урока и что нам предлагает узнать учебник? Какой из предложенных вопросов заинтересовал лично тебя? А может у тебя есть еще и другие вопросы по этой теме?

Групповая дискуссия слайд 13

«Групповая дискуссия» (от лат. – исследование, разбор, обсуждение какого-либо вопроса)

Учащимся предлагается поделиться друг с другом знаниями, соображениями, доводами. Обязательным условием при проведении дискуссии является:

  • уважение к различным точкам зрения ее участников;
  • совместный поиск, конструктивное решение возникших разногласий на стадии рефлексии.

При этом в первом случае ее задача: обмен первичной информацией, выявление противоречий, а во втором – это возможность переосмысления полученных сведений, сравнение собственного видения проблемы с другими взглядами и позициями. Например: Задание группам: Обоснуйте свой ответ. (Тема: «Альтруизм и эгоизм», модуль «Светская этика»).

1. У человека, влюбленного в себя, есть то преимущество, что у него мало соперников.

2. Кто живет ни для кого, тот не живет и ради себя.

3. Если хочешь жить для себя, живи для других.

4. Будь альтруистом – уважай эгоизм других!

5. Жить нужно не для себя (эгоизм) и не для других (альтруизм), а со всеми и для всех.

6. Кто очень любит себя, того не любят другие.

Форма групповой дискуссии способствует развитию диалогичности общения, становлению самостоятельности мышления.

Задания для слушателей стажировочной площадки:

-Сегодня мы поговорим о человеческой мудрости. Это качество всегда очень высоко ценилось людьми, независимо от того, к какому народу они принадлежали, на каком языке говорили, каким богам поклонялись.

— А кто такой по вашему мнению мудрец? В каком случае можно назвать человека мудрецом?

(Вариант: Какие прилагательные вам приходят на ум, когда вы слышите слово «мудрец»?)

— Можете ли вы привести примеры русских сказок, посвященных мудрости? А сказок, созданных другими народами (или авторами)?

— Скажите, а в вашей жизни вам приходилось встречаться с людьми, которых вы бы могли назвать мудрыми? Почему вы думаете, что этого человека можно назвать мудрым?

Я хочу вам рассказать одну притчу. В ней говорится о мудреце и бабочке.

— Вам не кажется, что мудрец и бабочка – слишком уж непохожи. Как вы думаете, что может связывать мудреца и бабочку?

Давайте посмотрим, удалось ли нам правильно предсказать, о чем пойдет речь в этой притче.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города.

Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить…

· Как вы думаете, какой каверзный вопрос можно задать мудрецу, чтобы он на него не смог ответить?

И он пошёл на луг, поймал бабочку, посадил её между сомкнутых ладоней и подумал: «Спрошу-ка я у мудреца: скажи, о мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мёртвая?

— В чем заключался подвох в этом простом вопросе?

«Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрёт, а если он скажет – мёртвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее».

Так всё и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил её между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: «Какая бабочка у меня в руках, о мудрейший, - живая или мёртвая?» И тогда мудрец, который действительно был очень умным человеком, сказал...

· Если бы вы были на месте мудреца в этой сложной ситуации, что бы вы ответили?

Все в твоих руках … - ответил мудрец.

— Притчи обычно создаются для того, чтобы донести до человека какую-то очень важную мысль. Как вы думаете, какая важная мысль, имеющая отношение к любому человеку, заключена в словах мудреца?

— Давайте подумаем, так ли уж справедлива эта мысль.

Я прошу каждого из вас выбрать для себя один из вариантов предложения, записанного на доске и закончить его несколькими словами, так, как вы считаете нужным:

v Я СЧИТАЮ, ЧТО ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …

v Я СЧИТАЮ, ЧТО НЕ ВСЕ В МОИХ РУКАХ, ПОТОМУ ЧТО …

(Проводится обмен мнениями – обязательно с аргументацией. Если необходимо – задаются необходимые уточняющие или дополнительные вопросы.

Можно использовать прием «ЖИВАЯ ЛИНИЯ»

Ну что ж, ребята, мы не только поговорили сегодня о мудрости, но и обсудили очень важную проблему, с которой в жизни встречается каждый человек. … Как мы видим, для того, чтобы найти на нее ответ, тоже нужно быть немножко мудрецом.

— А теперь я хочу предложить Вам сочинить свою сказку о мудреце и бабочке. А может быть, это будет не бабочка, а кто-то еще. Но в ней обязательно должна заключаться та мысль, которую мы обсуждали: Все ли в этой жизни находится в руках человека?

Вопросы для обсуждения:

— Что в этом уроке относится к стадиям вызова, осмысления и рефлексии?

— Как Вы думаете, можно использовать данный сюжет урока в курсе ОРКСЭ? Если да, то в каких модулях и при изучении каких тем?

— В чем, на Ваш взгляд, должен заключается главный ожидаемый результат данного урока?

— Предложите свой вариант организации рефлексии в рамках данного учебного занятия.

— Предложите свои варианты использования притч, сказок, литературных произведений при изучении курса ОРКСЭ

 

3 стадия Рефлексия слайд 14-15

 

Прием «Рефлексивные вопросы» заключается в наборе вопросов, которые можно задавать в конце занятия на стадии рефлексии. Данные вопросы носят эмпатийный характер и являются важным механизмом взаимодействия, позволяющим получить эмоциональный отклик.

1. Что показалось вам сегодня трудным?

2. Что в изучении сегодня для вас самое главное?

3. Какие новые мысли, чувства у вас появились?

4. Были ли моменты радости, удовлетворения от своих удачных ответов?

5. Были ли моменты недовольства собой?

6. Какую пользу вы извлекли из этого урока, изученного текста?

7. Заметили ли вы свои успехи в …?

Прием «ХИМС»

-Каждый ученик на карточках пишет:

Х – что было хорошего;

И – что было интересно;

М – что мешало работе;

С – что взял бы с собой.

-Затем листочки вывешиваются на доску, либо ученики приклеивают свои карточки к большим плакатам.

Калейдоскоп приемов слайды 16,17

Использую такие письменные приёмы, как:(слайд 16)

«Составление телеграммы» (научит отбирать наиболее важную информацию из прочитанного и представлять ее в сжатом, лаконичном виде)

«Стихотворение по алгоритму» (синквейна, хокку, диаманты - развивают поэтические способности учеников)

Прием «Нарисуйте счастье» (приемы психорисунка дают возможность выразить понимание абстрактных понятий, внутренний мир через зрительные образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло и затем объяснить свои рисунки)

Прием «Письмо по кругу» (предполагает групповую форму работы. Детям нужно не только поразмышлять на заданную тему, но и согласовывать свое мнение с членами группы.).

Один из приёмов технологии критического мышления – кластер. (слайд17)

Кластер - это способ графической организации материала, позволяющий сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему. Кластер является отражением нелинейной формы мышления. Иногда такой способ называют «наглядным мозговым штурмом».

Составить кластер можно в виде схемы. Например, тема «Добро и зло», кластер может выглядеть так: (слайд 18)

Ребята могут не только в виде схемы систематизировать, но и проявить свои творческие способности, создав какой-нибудь образ.

4. Практическая часть.

Предлагаю вам обыграть фрагмент урока из модуля «Основы православной культуры» по теме: «Семья – самое ценное в жизни человека» с использованием кластера. Послушайте китайскую притчу.(слайд 19)

 

ЛАДНАЯ СЕМЬЯ (китайская притча)

Жила-была на свете семья. Не простая семья. Более 100 человек насчитывалось в ней. Мало ли таких семей? Да, не мало. Но это семья была особая. Ни ссор, ни ругани, ни драк, ни раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки. И решил он проверить, правду ли говорят люди. Прибыл он в село, и душа его порадовалась: чистота и порядок, красота и мир. Хорошо детям, спокойно старикам.

Удивился владыка и решил узнать, как добилась всего этого семья. Пришел он к старейшине. «Расскажи»,- говорит. Долго писал что-то на бумаге старейшина. А, когда написал, протянул владыке. Всего 3 слова были написаны на бумаге: «ЛЮБОВЬ, ПРОЩЕНИЕ, ТЕРПЕНИЕ» А в конце листа: «СТОРАЗ ЛЮБОВЬ, СТО РАЗ ПРОЩЕНИЕ, СТО РАЗ ТЕРПЕНИЕ».

-И все?

-Да, - отвечал старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи.-И подумав, добавил: "И мира тоже".



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: