Задание 1. Расставьте знаки препинания в тексте.




Контрольная работа

По предмету

Русский язык и культура речи

 

 

Выполнила:

студентка 1 курса

специальности 100100.62

шифр 220034

Гребнева А.О.

 

Санкт-Петербург


Вариант №2

Культура письменной речи

Орфография

Задание 1.

Темы:

Правописание безударных гласных в корне.

Непроверяемые безударные гласные в корне.

Чередующиеся гласные в корне.

Двойные согласные в корне и на стыке приставки и корня.

Непроизносимые согласные.

Бюллетень, коллектив, наслаждение, аморальный, безмолвствовать, смирение, соединение, обретение, замирать от восхищения, постелить постель, удрать с места происшествия, излагать мысли, непромокаемый плащ, подравнять волосы, подскочить от неожиданности, избирательная компания, туристическое агентство, аромат, хрестоматия, резиденция, оранжерея, референдум, конфиденциальный, аккомпанемент, президиум, директива, властный, юрисконсульт, прецедент, инцидент, компромиссное решение, агрессивное поведение.

Задание 2.

Темы:

Правописание приставок.

Гласные ы и и после приставок.

Безыдейный, взыскать, взимать налоги, дезинфекция, предынфарктный, постинфарктный, расчетный, бессчетное, продвинутый, ниспровергать, бесцеремонное, низшая, расщедриться, прискорбный факт, приклонить ветки, приходящий момент, притворить планы в жизнь, презирать негодяя, предать мечту, преданья старины глубокой, приемлемый вариант, преемственность поколений, притерпеться к боли.

Задание 3.

Темы:

Правописание гласных после шипящих и – ц - в разных частях речи и в разных частях слова.

Цигейковая шуба, цинизм, инициалы, беспокойный пациент, дезинформация, бледнолицый, старые гостиницы, цыганский, шорохи, модные шорты, шёпот, решётка, печёный, шёлк, сгущёнка, тушёнка, ночёвка, крепкая бечёвка, прожорливый, кошёлка, щёлочь.


Задание 4.

Темы:

Правописание имен существительных (окончания имен существительных, суффиксы имен существительных).

Правописание имен прилагательных (окончания имен прилагательных, суффиксы имен прилагательных).

Учусь в институте, жил в деревне, говорили о лете и об осени, побывал в галерее, лечился в санатории, в новом здании, участвовать в соревновании, отдохнуть на опушке леса, представился по фамилии, был на лекции, побывал в музее, возвращались из Швеции, подошел к Марии - к Марье, письмецо, столик, зданьице, объездчик, разносчик, француженка, нищенка, изюминка, в дремучем лесу, любоваться синим морем, совестливый, сиреневый, матросский, ветреный день, земляной вал, масляная лампа, стеклянный шар, кожаный портфель, недюжинная сила, свиная тушёнка, былинный герой, пламенный привет, ржаной хлеб, истинная правда.

Задание 5.

Темы:

Правописание сложных слов.

Быстрорастворимый, жаропонижающий, вязально-трикотажный, двадцатитрехлетний, дикорастущий, серо-буро-малиновый, северо-атлантический, торгово-промышленная палата, снежно-белый, четверть финал, социально опасный, экспрессивно окрашенный, ярко окрашенный, пол-литра, пол-Москвы, пол столовой ложки.

Задание 6.

Темы:

Правописание суффиксов и окончаний глаголов.

Правописание суффиксов и окончаний причастий.

Правописание н и нн в полных и кратких причастиях и отглагольных прилагательных.

Легко дышится, что-то ищет, народ видит, она постелет скатерть, дождь усилится, ничем не уважишь, рваный рукав, перепуганные люди, жареный в масле картофель, выкрашенный пол, тканая золотом скатерть, копченая рыба, испеченные блины, санки заброшены на чердак, руки искусаны комарами, собрание прошло организованно, она умна и воспитанна.


Задание 7.

Темы:

Правописание предлогов (слитное, раздельное и дефисное написание предлогов).

Слитное и раздельное правописание не и ни с разными частями речи.

Ввиду болезни; иметь в виду; разговоры на счет поездки; ваза в виде шара; в течение двух лет; в следствии по делу; вследствие опознания; встретиться впоследствии; не видел ни кого; ни для кого не секрет; ни разу не покаялся; ни свет ни заря; отвечать не колеблясь; проблема отнюдь не решена; неширокая, но глубокая речка; не медля ни минуты; он ни при чем; мне несдобровать.

Задание 8.

Темы:

Правописание союзов.

Правописание частиц.

И все-таки; и все же; говорил то же, что и я; чтобы все видели; это тоже нужно; зачем пойдешь, то и найдешь; на взгляд-то он хорош; давай-ка начнем; он таки пришел; прочитал-таки этот роман; она как будто загрустила; что бы мне почитать?

Задание 9.

Темы:

Употребление – ь - после шипящих..

Мимо рощ, суп горяч, выйти замуж, достичь результата, вьющийся плющ, необходимая помощь, стремишься к финишу, ветер свеж, голубоватый луч, денек хорош, невтерпеж поделиться радостью, меж грозовых туч, хорошо пропечься, охота на дичь, созревающая рожь, успех блестящ, уйти прочь, песок сыпуч, обнаруженная залежь бокситов, ударить наотмашь.

Задание 10.

Темы:

Повторение орфографических правил.

Вставьте пропущенные буквы, раскройте скобки.

Интеллигенция; интеллектуальный; вряд ли ему присниться; не кто иной, как Печорин; быть на конференции; винегрет; гуманизм и истинный патриотизм; балованный ребенок; сведения о предыстории; сентиментальная история; безыскусственный; говорить по-русски; скажи, чтобы он пришел; будущий декабрист; нравственность; мировоззрение Базарова; в течение лета; надо же разобраться; послушай-ка; наперерез течению; говорить насчет подписки; кто-либо; кое-какой.


Пунктуация

Задание 1. Расставьте знаки препинания в тексте.

ИЗ ИСТОРИИ БАНКОВ

Небесполезно помнить, что родоначальниками современных банков были менялы, появившиеся в западноевропейских странах в начале 19 века. Взимая немалые деньги за услуги, менялы помогали разменять крупные деньги, обменять одни на другие, рассчитывали сколько нужно уплатить за покупку и какими монетами, так как простой человек не всегда мог сориентироваться в огромном количестве разнообразных монет. Однако, постепенно деятельность менял расширялась. В частности они взялись за перевозку денег, составляя охраняемые караваны и принимая на себя ответственность за сохранность ценностей. Рисковать безусловно стоило: небезопасная доставка солидно оплачивалась.

Вскоре купцы, не желавшие терять время на операции с деньгами, стали поручать менялам производить расчеты, а также хранить у них свои деньги. Вследствие этого и возникла гениальная идея совершения расчетов без наличных денег. В сундуках менял денег скопилось отнюдь не мало и все они лежали без движения. Тогда-то и придумали давать часть денег взаймы на определенный срок, беря за это плату. Взяв на полгода 100 денежных единиц, человек должен был вернуть 120, сделав это вовремя. Меняла знал, что никогда все вкладчики не потребуют денег целиком и что вряд ли заберут их одновременно. Значит, можно не опасаясь неприятностей пустить деньги в оборот. Поэтому менялы решили давать ссуды, начисляя за них проценты, и деньги стали приносить деньги.

Задание 2. Определите тип сложного предложения (союзное, бессоюзное). Расставьте знаки препинания.

1. Налево чернело глубокое ущелье, за ним и впереди нас – темно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега рисовались на бледном небосклоне еще сохраняющем последний отблеск зари.

2. Уже вечерело солнце, скрылось за небольшую сосновую рощу, лежавшую в полуверсте от сада, тень от нее без конца тянулась через неподвижные поля.

3. Страшная мысль мелькнула в уме моем: я вообразил ее в руках разбойников.

4. Закрою глаза и вижу: на крутой пригорок, поросший белой кашкой, взбегает тропа, а там, на пригорке, заворачивает влево за сосновый лесок.

5. К сукнам, холстам страшно было притронуться – они обращались в пыль.

6. Сыр выпал – с ним была плутовка такова.

7. Иван Иванович подошел к воротам, загремел щеколдой изнутри, поднялся собачий лай.

8. Служить бы рад, прислуживаться тошно.

9. Герасим соорудил кровать из дубовых досок на четырех чурках, истинно богатырскую кровать, сто пудов можно было положить на нее – не прогнулась бы.

10. Пройдет молодец – приосанится, пройдет девица – пригорюнится, а пройдут гусляры – споют песенку.

11. Молвит слово – соловей поет.

12. Если вам писать противно, скучно – не пишите, это все равно получится скверно, фальшиво.

Культура устной речи

Орфоэпия

Дайте определение понятию орфоэпия: Орфоэ́пия – раздел фонетики, изучающий нормы произношения, их обоснование и установление.

Задание 1.

Расставьте ударения.

Включит, включим, включите, договоры, запломбировать, сироты, встречаемся по средам, на торгах, столяр, средствами, свекла, сок сливовый, красивые банты, воспринял, дозвонишься, завидно, занятой человек, занятое место, каталог, некролог, нувориш, красивее, ветеринария, кулинария, взрывчатое вещество, дефис, документ, домовая церковь, зубчатый, искра, истёкший год, истёкший кровью, кашлянуть, квартал, коклюш, нефтепровод, эксперт, языковая колбаса, языковой институт.

Задание 2.

Объясните значения слов с разными ударениями:

1) Броня – имя собственное.

Броня – защитная оболочка.

2) Видение – точка зрения.

Видение – призрак, что-нибудь возникшее в воображении.

3) Кредит – счёт расходов и долгов данного учреждения.

Кредит – Ссуда, предоставление ценностей в долг; коммерческое доверие.

4) Лоскут – Остатки в текстильном, швейном и кожевенном производствах.

Лоскут – Оторванный или отрезанный кусок ткани.

Задание 3.

Расставьте ударения в топонимах:

Река – Анадырь, Селенга.

Город – Росток, Кимры, Сидней.

Столица Венесуэлы – Каракас.

Столица Колумбии – Богота.

Озеро – Сенеж, Ильмень.

Остров – Кижи.

Страна – Панама, Перу, Шри-Ланка.

Задание 4.

Разделите данные слова на две группы:

1) согласный звук в позиции перед / е / произносится мягко:

резус, рейс, рейд, рейтинг, реквием, агрессия, анемия, диспансер, безе, берет, бекон, кофе, музей, неологизм, непрезентабельный, термин, фанера, стратегия, телефакс, резюме, дегенерат, декада, демарш.

2) согласный звук в позиции перед / е / произносится твердо:

Интервидение, интервью, интермедия, интернат, интерьер, адекватный, антитеза, апартеид, безе, купейный, свитер, френч, юриспруденция, шинель, эфемерный, чартер, кодекс, интервал.

Задание 5.

Разделите приведенные слова на три группы, в зависимости от варианта произношения – ЧН -:

1) слова, где произносится «ЧН»: Античный, библиотечный, бутылочный, восточный, вечно, подсолнечник, вторично, единичный, убыточный, лихорадочный, мелочность, научный, ночной, отличник, однозвучный, печной, почечный, булочная, горчичник, перечница, лавочник, копеечный, порядочный.

2) слова, где произносится «ШН»: очечник.

3) слова, где возможны оба варианта произношения: конечно, Кузьминична, нарочно, пустячный.

Лексика

Найдите ошибки, связанные с нарушением норм словоупотребления.

Отредактируйте и запишите предложения.

1.Автоматическая линия явится новым этапом в техническом вооружении предприятия.

2.Старый моряк вышел на бульвар в своем парадном кителе.

3.Трудно наладить работу при отсутствии необходимых материалов.

4.В силу некачественной разработки метода экономического анализа до недавнего времени не проводилось глубокого изучения результатов выполнения плана.

5.Мы намечаем встречу в районе 18 часов.

6.Старые методы руководства были признаны неправильными.

7.На профсоюзной конференции присутствовало 120 делегатов.

Задание 2.

Раскройте скобки, выберите подходящие слова (паронимы).

Запишите исправленные предложения.

1.Работа написана простым языком, сразу уясняется сущность вопроса.

2.Паровоз, натужно дыша, протащился по платформе, состав встал.

3.Испытание новой машины проводится уже третью неделю.

4.Студенческая молодежь у нас предоставлена самой себе.

5.В работах художников и скульпторов отражается труд, быт и отдых забайкальцев.

6.Впечатлений от поездки много, но главное – это исключительно дружественное отношение к нам французского народа.

7.У билетной кассы предъявляли свои командировочные удостоверения.

8.Мне кажется, что я припоминаю лицо этого человека.

9.На диваны были одеты чехлы.

Задание 3.

Замените выделенные иноязычные слова русскими синонимами.

Запишите исправленный вариант.

1.На последних футбольных соревнованиях наша спортивная команда потерпела поражение.

2.Пассажиры отдыхали в парусиновых шезлонгах на палубе комфортабельного корабля.

3.Новый сезон открывает хорошие перспективы дальнейшего развития в области спортивной работы.

4. Одинаковое решение было принято студентами второй группы.

Задание 4.

Определите значение слов, выступающих в качестве паронимов.

Составьте и запишите с каждым из них по одному словосочетанию.

Техничный боксер – технический регламент, террористическая деятельность – террористская группа, водные соревнования – водяные лилии, национальные проекты – националистические песни, желанный ребенок – желательный результат, гуманная педагогика – гуманитарная помощь, редакционная коллегия – редакторская правка, изобретательная влюбленная – изобретательская деятельность, гордость матери – гордыня в христианстве, консервация грибов – консервирование грибов.

Задание 5.

Письменно ответьте на поставленные вопросы. В качестве ответа используйте подходящее по смыслу фразеологическое выражение.

Как говорят:

1) о том, когда человек работает не на себя, а на кого-то – не разгибая спины, тянуть лямку;

2) о работе, выполненной слишком быстро – наспех, на скорую руку;

3) о том, что за окном стемнело – не видно ни зги, хоть глаз выколи;

4) о человеке, который похудел – кожа да кости;

5) когда кого-либо обманывают – забивать баки, водить за нос, втирать очки;

6) когда кого-то хотят отругать – устроить головомойку;

7) о человеке, к которому окружающие относятся с уважением – человек с большой буквы;

8) о человеке, ничего не значащем – ничтожество, мелкая сошка;

9) о человеке, резко отличающемся от других – белая ворона;

10) о нависшей опасности – висеть на волоске, дело дрянь;

11) о человеке, на которого сваливают чужую вину – козел отпущения, мальчик для битья;

12) о том, что является мерилом для чего-либо, к чему насильственно подгоняют или приспосабливают что-либо – Прокрустово ложе.


Грамматика

Задание 1.

Определите род существительного:

Дитя (сред.), плакса (жен.), умница (жен.), сирота (жен.), фойе (сред.), хаки (муж.), букле (жен.), атташе (жен.), какаду (муж.), протеже (муж.), кольраби (сред.), салями (жен.), визави (муж.), алоэ (сред.), авеню (жен.), хинди (муж.), сулугуни (муж.), ЛГУ (муж.), женщина-космонавт (жен.), самолет-амфибия (муж.), кафе-столовая (сред.), комедия-буфф (жен.), голосище (муж.), братишка (муж.).

Задание 2.

Запишите имена существительные в форме множественного числа:

1.Строгие (инспектор)- инспектора

2.Талантливые (конструктор) - конструкторы

3.Наши (бухгалтер) - бухгалтеры

4.Подписанные (договор) - договоры

5. Вкусные (торт) - торты

6.Военные (госпиталь)- госпитали

Задание 3.

Поставьте существительные, данные в скобках, в форму родительного падежа множественного числа.

Запишите их.

1.Несколько (баржи) - барж

2.Пара (носки, чулки, гетры) – носков, чулок, гетр

3.Не хватает (ясли) - яслей

4.Пара (погоны) - погон

5.Шесть (килограммы помидоры) – килограммов помидоров

6.Четверо (армяне) - армян

Задание 4.

Раскройте скобки, употребив нужную форму выделенного имени (отчества), фамилии.

1. Этот подход был разработан Чарльзом Дарвиным.

2. На кинофестивале я познакомился с Мишель Пфайфер.

3. Эта роль была блестяще сыграна Питером Устиновым.

4. Мы прочитали новое эссе об Эрнсте Теодоре Амадее Гофмане.

5. Он состоял в охране при Катрин Денев.

6. Константин купил книгу Анны Луизы Жермены де Сталь).

7. После просмотра фильма мы очень долго говорили об Изабель Аджани.

8. Пособие было составлено Валентиной Даниловной Черняк.

9. У Остапа Сулеймана Берты Марии Бендер-бей было много способов раздобыть деньги.

10. Эта композиция была написана Джорджем Гершвином в 20-е годы.




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-08-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: