Теоретическое обоснование проблемы




Государственное автономное образовательное учреждение

Высшего образования города Москвы

«Московский городской педагогический университет»

Институт среднего профессионального образования им. К.Д. Ушинского

Учебный корпус «Медведково»

Выпускная квалификационная работа

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Роль мелкой моторики в речевом развитии детей младшего дошкольного возраста

ПМ.03 Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования

 

Оценка _____________________ Председатель ГЭК ___________ Дата _________________ К защите допущен(а) ____________ (подпись руководителя) Выполнила: Романова Анастасия Алексеевна студентка 4 курса, 16ДОд41ш-13 группы   Руководитель: Копылова Маргарита Михайловна Рецензент: ----------------------------------------------, преподаватель профессиональных дисциплин

 

 

Москва, 2017

Содержание

Основные положения……………………………………………………………..3

Теоретическое обоснование проблемы………………………………………….5

Целевая аудитория………………………………………………………………..9

Описание проектируемого продукта…………………………………………...

Материалы необходимые для создания продукта проектной деятельности...

Организационно-методическое обеспечение проекта……………………...…

Реализация проекта……………………………………………………………...

Заключение………………………………………………………………………

Литература………………………………………………………………….....…

Приложение………………………………………………………………………

 


 

Основные положения

Развитие мелкой моторики ребенка – тонких движений кистей и пальцев рук, расценивается в педагогике и психологии как один из показателей психического и умственного развития.

Изучение проблемы развития мелкой моторики проходит в разных аспектах: психологическом, физиологическом, педагогическом.

И. М. Сеченов писал, что движение руки человека наследственно не определены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат образования ассоциативных связей между зрительными ощущениями, осязательными и мышечными средой.

М. Ю. Кистяковская показала, что овладение относительно тонкими действиями рук происходит в процессе развития зрения, осязания, кинестетического чувства (положения и перемещения тела в пространстве).

Вид предмета – это стимул движения рук по направлению к нему. Организованные действия рук формируются у ребенка постепенно на протяжении уже первого полугода жизни. Пальцы, сжатые в кулак, распрямляются. Дети начинают выполнять движения захватывания предметов. Рука начинает действовать как функциональный человеческий орган.

Н. А. Бернштейн в своей теории показывает, что анатомическое развитие уровней построения движений идет с первых месяцев жизни и завершается к двум годам. Дальше начинается длительный процесс прилаживания друг к другу всех уровней построения движений.

Учеными доказано, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Хорошим средством для стимулирования речи являются игры и упражнения на развитие мелкой моторики руки. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.

Уже доказано, что даже такие простые упражнения, как «Ладушки», «Сорока - белобока», «Коза рогатая» и другие не просто развлечения для малышей. Каждый пальчик руки имеет обширное представительство в коре больших полушарий мозга. Вот поэтому-то в садах так много внимания уделяют развитию мелкой моторики: нанизыванию бусин, лепке, аппликации и т. п.

При этом интеллект ребенка развивается самым естественным, здоровым образом. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается с самого раннего возраста. Именно младший дошкольный возраст несет огромное значение для развития речи детей в условиях разнообразных действий, основанных на наглядно-действенном мышлении. В связи с этим, в группах младшего дошкольного возраста особое внимание уделяется такой задачи, как развитие речи детей в условиях активных моторных действий и, в том числе, пальцев рук, т.е. мелкой моторики. Младший дошкольный возраст становится основой для формирования базовых компонентов речи и мелкой моторики, которые будут развиваться и далее в старшем дошкольном возрасте

Педагоги, которые уделяют должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений руки, сопровождающихся речью, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на развитие речи и интеллектуальное развитие ребенка, во- вторых, развивается мелкая и общая моторика ребенка. Особое значение в педагогической деятельности, направленной на речевое и моторное развитие малышей, имеют специальные дидактические пособия. Чем более функциональнее будет такое пособие, тем большее количество задач оно поможет решить. Данное положение и определило актуальность исследования

Объект исследования: Речевое развитие младших дошкольников

Предмет исследования: Роль мелкой моторики в развитии речи младших дошкольников

Цель исследования: Рассмотреть взаимосвязь мелкой моторики и речевого развития у детей младшего дошкольного возраста

Задачи исследования:

1. Изучить методическую литературу по проблеме взаимосвязи речевого развития и мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста

2. Разработать дидактическое пособие, направленное на развитие мелкой моторики и речевого развития

3. Выявить динамику речевого развития в условном использования дидактического пособия "Развивающая доска-стенд для мелкой моторики"

Методы исследования:

· Анализ литературы

· Проектный метод

· Графическая интерпретация данных

 


 

Теоретическое обоснование проблемы

Само понятие мелкая моторика обозначает выполнение точных и мелких движений кистями рук и пальцами, при котором в работу включаются сразу несколько систем: нервная, костная и мышечная.

Для того чтобы маленький ребенок 2-3 лет научился управлять своими пальцами и сделал первый шаг в развитии мелкой моторики, родители используют разнообразные шнуровки, рисование на крупе пальчиками, пальчиковые и другие развивающие игры.

Сегодня у большинства современных детей отмечается общее моторное отставание, в особенности у детей городских. Вспомните, сейчас даже в детские сады просят приносить обувь на липучках, чтобы воспитателям не брать на себя труд учить ребенка завязывать шнурки. Еще 20 лет назад родителям, а вместе с ними и детям, приходилось больше делать руками: перебирать крупу, стирать белье, вязать, вышивать. Сейчас же на каждое занятие есть по машине. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности - руки, общая неготовность большинства современных детей к письму или проблем с речевым развитием. Зависимость между развитием тонких движений руки и речи была замечена еще в прошлом веке Марией Монтессори, а до нее - и Сегеном, т. е. можно заключать, что если с речью не все в порядке, это наверняка проблемы с моторикой.

Развитие ловкости пальцев рук у ребенка способствует более раннему и быстрому развитию речи. Это основано на том, что занятия мелкой моторикой развивают сразу несколько отделов головного мозга, и это, несомненно, скажется на общем умственном развитии малыша положительно. Хорошая мелкая моторика у ребенка позволит ему совершать точные движения маленькими ручками и благодаря этому он быстрее начнет общаться, используя язык.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш. Что же делать, если обнаружилось недостаточно хорошее развитие тонкой моторики? Во-первых, надо набраться терпения и постепенно, шаг за шагом, исправлять этот недостаток. Во-вторых, заниматься развитием руки не время от времени, а систематически, каждый день. И в-третьих, при выполнении всех упражнений и игр на развитие мелкой моторики необходимо давать речевые задания, т.е. речь и движения должны выполняться параллельно: речь сопровождает движения пальцев рук ребенка.

Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: происходит более качественное речевое развитие и, при этом, кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма. Для развития мелкой моторики и графомоторного навыка можно предложить следующие задания:

· Нанизывать бусинки, пуговки на нитки.

· Завязывать узлы на толстой и тонкой верёвках, шнурках.

· Заводить будильник, игрушки ключиком.

· Резать ножницами (желательно небольшого размера).

· Рисовать узоры по клеточкам в тетради.

· Заниматься на домашних снарядах, где требуется захват пальцами (кольца, перекладина).

· Хлопать в ладоши тихо, громко, в разном темпе.

· Катать по очереди каждым пальцем мелкие бусинки, камешки, шарики.

· Делать пальчиковую гимнастику.

 

На основе глубоких и многочисленных исследований головного мозга и детской психики, нейробиологи и психологи пришли к единогласному выводу о существовании связи между уровнем развития мелкой моторикой рук и речевыми навыками у детей. Ребенок с хорошо развитой мелкой моторикой пальцев и кисти имеет более развитые отделы головного мозга, отвечающие за речь. То есть чем более ловкие пальчики у малыша, тем легче и быстрее он будет осваивать речь.

Наверно, все замечали, что обычные бытовые предметы увлекают малыша намного больше, чем самые красивые и дорогие покупные игрушки. Поэтому мы решили представить сделанную своими руками замечательную развивающую игрушку – так называемую «Развивающая доска-стенд для мелкой моторики».

Эту игрушку называют по-разному: и доска с замочками (по Монтессори), и развивающая панель, и игровой «пульт управления». Суть одна – на твердую основу прикреплены различные замочки, задвижки, выключатели, счёты, цифры, разнообразные задвижки, шпингалеты, засовы, щеколды и многое другое.

В процессе игры и упражнений на развитие мелкой моторики у детей не только развивается речь, но и улучшаются внимание, память, слуховое и зрительное восприятие, воспитывается усидчивость, формируется игровая и учебно-практическая деятельность.
Целевая аудитория

Младший дошкольный возраст характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. Повышается активность ребенка, усиливается ее целенаправленность; более разнообразными и координированными становятся движения, в том числе и мелкая моторика руки.

Этот возраст характеризуется рядом новообразований, учет которых важен для дальнейшего развития ребенка. Так, с 2 лет происходят существенные изменения в характере и содержании деятельности ребенка, в отношениях с окружающими: взрослыми и сверстниками. Ведущий вид деятельности в этом возрасте – предметно-действенное сотрудничество. Наиболее важное достижение этого возраста состоит в том, что действия ребенка приобретают целенаправленный характер.

Резко возрастает любознательность детей. В этом возрасте происходят существенные изменения в развитии речи: значительно увеличивается запас слов, появляются элементарные виды суждений об окружающем мире, которые выражаются в достаточно развернутых высказываниях.

В этом же возрасте происходит дальнейшее совершенствование мелкомоторных функций рук ребенка, с которыми тесно взаимосвязаны процессы мышления. Достаточный уровень развитие мелкой моторики является важным показателем готовности ребенка к школьному обучению. Умение производить точные движения кистью и пальцами рук просто необходимо для овладения письмом.

Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Начинать эту работу нужно с самого раннего возраста. Уже в младенческом возрасте можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга.

Степень развития мелкой моторики у ребенка определяет самые важные для его будущего качества: речевые способности, внимание, координацию в пространстве, концентрацию и воображение. Центры головного мозга, отвечающие за эти способности, непосредственно связаны с пальцами и их нервными окончаниями. Поэтому упражнения и занятия, в которых участвуют маленькие пальчики ребенка, исключительно важны для его умственного и психического развития и, в том числе, речевое развитие.

Рассмотрим особенности речевого развития детей младшего дошкольного возраста.

Возраст от 1 - 2 лет:

- активно развивается звуковое подражание,

- произносит почти все гласные и согласные звуки,

- в коротких словах звуки произносит чисто,

- в длинных словах звуки может произносить с ошибками (например из трех слогов),

-не различает слова похожие по звучанию.
Возраст от 2-3 лет:

- правильно произносит все звуки, кроме шипящих и сонорных

- различает слова похожие по звучанию

- слуховой восприятие более совершенно, чем речедвигательные умения

- в этом возрасте дети часто переставляют слоги

-слабо развито дыхание речи

Возраст от 3-4 лет:

-происходит укрепление и совершенство ванне артикуляционного аппарата

- неправильно произносят шипящие, свистящие, сонорные - произносят с заменой

- делают ошибки в длинный словах

- в этом возрасте не умеют управлять: голосом, тембром

- дети слышать чужие ошибки.

В 2-3 года знает 1000 - 1500 слов. 36 % - бытовые слова, 16 % - объекты природы, 15 % - средства и способы передвижения, 1/3 из всех слов - глаголы. В 2 года - в активном словаре 200-400 слов. Для этого возраста характерен эффект "растяжения лексики" - одним словом ребенок называет все "похожие" предметы - "кися" - и кошка, и шапка и стрижка и плюшевая игрушка... Внутренний мир ребенка расширяется за пределы данного места и времени, бурно развивается воображение. Ему теперь хочется поговорить о том, что было или будет, о прослушанной сказке и т.д. Этому соответствует начало овладения фразовой речью. Длина предложений и грамотность их построения увеличиваются очень быстро.

Возможны трудности в поведении: непослушание, упрямство, истерики и т.п. Огорчаться по этому поводу не стоит. Негативизм в 2-3 года неизбежен, хотя и выражен у разных детей по-разному. Важно понимать, что он просто учится управлять собой, познает границы дозволенного, ищет выходы из конфликтных ситуаций. Для будущей жизни такой опыт ему необходим.

Ребенок произносит уже много разных звуков, а звуки Т, Д, Н - уже есть и твердые и мягкие. Показывает пять частей тела. Активный словарь – 50-60 слов. Знает, чего нельзя делать, но пытается спровоцировать взрослых на запрет. Отыгрывает на кукле знакомое взаимодействие со взрослым (кормит ее ложечкой, укладывает спать и т.д.).

В 3 года согласует существительные женского и мужского рода с прилагательными. Согласует глаголы прошедшего времени с существительными женского и мужского рода, пользуется уменьшительно-ласкательными суффиксами - к месту говорит, диван-диванчик, начинает понимать и употреблять слова-обобщения (посуда, игрушки и пр.), замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно, появляется словотворчество - ребенок пытается сам образовывать нужные ему слова. (есть суп = насупиться, лопаткой копаем, значит она - копатка)

В 4 года 1900 слов (активный и пассивный словарь), появляются синонимы (веселый, радостный), устанавливается связь с антонимами (большой, маленький), осваиваются названия частей предметов (чайник - донышко, носик, крышка). Активный словарь – 250-300 слов и выше. Общается предложениями из 3-х и более слов, множественное число существительных и глаголов. Называет свое имя, пол и возраст, понимает значение простых предлогов. Знает названия основных цветов. Слушает длинные сказки и рассказы. Начинает понимать и употреблять слова-обобщения, замечает неправильное произношение в речи других детей, даже если сам эти звуки произносит неправильно.,

В первые годы жизни ребенок осваивает множество движений. Сначала его действия неловки, неумелы, негармоничны. Моторные навыки развиваются постепенно, и у каждого ребенка их формирование идёт своим темпом. Чтобы помочь малышу лучше овладеть своими движениями, важно создать активную подготовительную среду, предложить разнообразные игры и упражнения, способствующие развитию координации и совершенствованию двигательных навыков.

От рождения до двух лет ребенок постепенно учится сидеть, вставать и делать первые шаги. Он начинает активно исследовать окружающий мир, брать в руки различные предметы, совершать простые действия. К примеру, в этот период ребенок учится брать небольшие легкие предметы и класть их в коробку, рисовать мелком каракули, брать руками твердую пищу и класть ее в рот, стаскивать с себя носки или шапку.

То есть, развитие мелкой моторики (умения рук) у ребенка происходит постепенно и последовательно: сначала он учится дотягиваться до предмета и хватать его, а потом манипулировать им. Важную роль в этом процессе играет координация движений глаз и руки, а также действий обеих рук.

Прежде чем рука ребенка начинает в своих действиях походить на руку взрослого человека, проходит довольно значительное время.

 


 

Список литературы

1. https://site-gr-rostok.umi.ru/1/zachem_nuzhno_razvivat_melkuyu_motoriku/

2. https://olymp.com.ru/zachem-razvivat-melkuju-motoriku

3. https://vestnikpedagoga.ru/publikacii/publ?id=1381

4. https://infourok.ru/zachem-nuzhno-razvivat-melkuyu-motoriku-1421078.html

5. https://www.o-detstve.ru/forteachers/kindergarten/methodology/3058.html

6. Архипова И.А. Подготовка ребенка к школе.- Екатеринбург,2004.

7. Щербакова Т.Н. Кулачки – ладошки.- изд. дом «Карапуз»,2011.

8. Кравцова Е.Е. Психологические проблемы готовности детей к обучению в школе.-М.,1991.

9. А. Е. Белая, В. И. Мирясова «Пальчиковые игры для развития речи дошкольника»

10. В. В. Коноваленко, С. В. Коноваленко «Артикуляционная, пальчиковая гимнастика»

11. Е. А. Алябьева «Логоритмические упражнения без музыкального сопровождения»

12. Е. Черенкова «Развивающие игры с пальчиками»

13. И. Агапова, М. Давыдова «Игры с пальчиками для развития речи»

14. Л. П. Савина «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольника»

15. Т. А. Ткаченко «Развиваем мелкую моторику»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-07-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: