6 марта 1945 г.
Посол Франции Ж. Катру говорит, что он желал видеть народного комиссара иностранных дел В. М. Молотова еще в воскресенье, 4-го, но народного комиссара, к сожалению, не было в городе, и поэтому он беседовал с одним из его заместителей. Посол выражает надежду, что народному комиссару известно о содержании этой беседы *.
Нарком отвечает утвердительно и добавляет, что в тот же день, то есть 4 марта119, Советское правительство со своей стороны обратилось к послу Соединенных Штатов в Москве с предложением отложить на один-два дня решение вопроса, для того чтобы договориться с Французским правительством **. Однако вчера, 5 марта, американское правительство известило нас, что оно будет рассылать приглашения от имени четырех держав, без Франции.
Посол говорит, что американский и британский послы в Париже информировали Быдо о том, что их правительства согласны с французской формулой, и что возражения выдвигает только Советское правительство.
Нарком заявляет, что Советское правительство не могло согласиться с французской формулой, так как оно не хотело ослаблять решения Крымской конференции. Если бы было достаточно времени для обсуждения вопроса, то Советское правительство, вероятно, смогло бы убедить Французское правительство в правильности своей точки зрения. Советское правительство считает, что решения Крымской конференции приняты в интересах послевоенной безопасности всех миролюбивых стран, и в частности Советского Союза и Франции.
Посол отвечает, что, по его мнению, принятые французского предложения не означало бы ослабления решений, принятых в Думбартон-Оксе 98 и в Крыму ***. По словам посла, Французское правительство потому не пошло па принятие формулы, выработанной в Ялте, что, по его мнению, участие Франции в рассылке приглашений на конференцию в Сан-Франциско означало бы связывание ее обязательствами, принятыми в Думбартон-Оксе без ее участия117. Французское правительство полагало и полагает, что оно должно обсудить решения, принятые в Думбартон-Оксе. Поэтому Французское правительство считало, что план Думбартоп-
* См. док. № 124. ** См. док. № 120. ***См. док. № 115. |
* См. ДОК. № 119. ** См. док. № J20. |
Окса должен быть принят как база для дискуссии, а не как база для статута международной организации.
Нарком отвечает, что принятие предложения Французского правительства означало бы, что решения, принятые в Думбартон-Оксе, перестали быть решениями и от их содержания ничего не осталось. Эти решения были бы только материалом для дискуссии, а не решениями в полном смысле этого слова.
Посол говорит, что с точки зрения Французского правительства решения, принятые в Думбартон-Оксе, связывали бы известным образом Францию, если бы она участвовала в рассылке приглашений на конференцию в Сан-Франциско. Французское правительство не могло на это пойти, так как оно не обсуждало этих решений.
Нарком говорит, что ему понятна эта точка зрения, но в то же время не следовало зачеркивать то, что было принято на конференции в Думбартон-Оксе.
Посол говорит, что если у Французского правительства и были замечания по плану Думбартон-Окса, то эти замечания не относились к разделу о голосовании. В этом отношении Французское правительство полностью согласно с тем, что было принято в Ялте.
Французское правительство было озабочено другим. Дело в том, что остается невыясненным вопрос о том, как примирить положение о Совете Безопасности с условиями советско-французского договора118. Если по советско-французскому договору санкции против Германии в случае агрессии с ее стороны вступают в силу автоматически, то по плану, принятому в Думбартон-Оксе, введение таких санкций в силу зависит от решения Совета Безопасности.
Нарком говорит, что этим вопросом следует заняться и изучить его. В то же время мы не можем пойти на то, чтобы решения, принятые в Думбартон-Оксе, повисли в воздухе и превратились просто в базу для дискуссии.
Посол говорит, что, по мнению Французского правительства, существует фатальное противоречие между положениями плана Думбартон-Окса и статьями советско-французского договора, в которых идет речь о применении санкций против Германии в случае агрессии с ее стороны.
Нарком отвечает, что этот вопрос надо изучить.
Посол говорит, что Французское правительство хотело бы знать, каким образом Советское правительство, оставаясь верным плану, выработанному в Думбартон-Оксе, хотело сохранить эффективность советско-французского договора *. Каким образом, находясь между двумя обязательствами, Советское правительство сможет найти выход, не жертвуя ни тем, ни другим.
Нарком отвечает, что он уже говорил послу, что мы стоим за то, чтобы франко-советский договор остался в силе.
* См. док. № 102.
Посол заявляет, что он думает, что Советское правительство по-прежнему является сторонником советско-французского пакта, и что он, посол, полностью доверяет духу, который был проявлен Советским правительством при подписании договора, и духу коллективной безопасности, присущему Советскому правительству. Французы хотели бы примирить принципы пакта с принципами коллективной безопасности, и он, посол, надеется, что Советское и Французское правительства без особых трудностей смогут договориться по этому вопросу.
Нарком отвечает, что он думает так же.
Посол говорит, что ответ народного комиссара его устраивает и он думает, что этот ответ устроит и Французское правительство.
Посол говорит далее, что этот вопрос для Франции имеет большое значение, так как германская проблема будет наиболее важной в деле сохранения всеобщего мира и безопасности. По мнению посла, это является правильным, по меньшей мере на ближайшее будущее. Возможно, что в более отдаленном будущем появятся другие проблемы, которые заслонят собой германскую. Но в ближайшие годы после войны германская проблема будет больше всего беспокоить Французское правительство.
Нарком отвечает, что это совершенно правильно. Между первой мировой войной и второй мировой войной лежит короткий период— в 21 год, и обе эти войны были затеяны Германией. Поэтому вопрос о Германии является, конечно, наиболее важным вопросом нашего времени.
Он спрашивает далее, отказалось ли Французское правительство от участия в рассылке приглашений на конференцию в Сан-Франциско только по одной указанной послом причине, или были еще какие-нибудь причины.
Посол отвечает, что единственное соображение, из которого исходило Французское правительство, следующее: Французское правительство не участвовало в конференции в Думбартон-Оксе, не участвовало в выработке плана, поэтому оно не может быть заранее связано с этим планом, в особенности это относится к главе о Совете Безопасности. Французское правительство не могло взять на себя такого обязательства, которое приняли на себя страны, присутствовавшие на этой конференции.
Нарком напоминает, что посол говорил об автоматизме действия советско-французского договора и о том, что этот вопрос вызывал сомнения Французского правительства в связи с планами, принятыми в Думбартон-Оксе и в Ялте.
Посол говорит, что когда он разговаривал с народным комиссаром по этому вопросу, то народный комиссар сказал, что следует изучить вопрос о том, что нужно сделать для того, чтобы сохранить силу франко-советского договора. Французское правительство в то
::^^ |
время не считало, что оно имело достаточные гарантии сохранения автоматизма франко-советского договора.
Нарком спрашивает, можно ли понять посла так: если бы Французскому правительству удалось получить гарантию сохранения автоматизма действия договора с Советским Союзом, то оно участвовало бы в рассылке приглашений на конференцию в Сан-Франциско.
Посол отвечает, что он думает, что это так, хотя не совсем уверен в этом, так как он не полностью информирован о позиции своего правительства.
Нарком говорит, что желанием Советского правительства было прийти к соглашению и к тому, чтобы Франция участвовала в рассылке приглашений на конференцию.
Посол говорит, что он мог бы информировать народного комиссара относительно недавней поездки Бидо в Лондон.
Нарком отвечает, что он был бы весьма благодарен послу за такую информацию.
Посол говорит, что Бидо отправился в Лондон для того, чтобы получить непосредственно от Идена информацию о смысле решений, принятых на Крымской конференции. Главный вопрос, который интересовал Бидо в Лондоне,— это вопрос о границах французской зоны оккупации Германии.
Нарком спрашивает, не создалось ли у Бидо во время лондонской поездки впечатления, что решения, принятые в Думбартон-Оксе, находятся в противоречии с автоматизмом действия франко-советского договора.
Посол отвечает, что он не имеет об этом информации и не знает, обсуждался ли этот вопрос в Лондоне.
Далее он говорит, что главный вопрос, по которому шла беседа между Иденом и Бидо,— это вопрос об освобожденной Европе. Чтобы принять немедленные меры против возможной повой германской агрессии, для Франции важно иметь свои силы на левом берегу Рейна. Для того чтобы перекрыть традиционные пути вторжения из Германии в Северную Францию, для французов очень важно, чтобы они были там, а их союзники были в Руре, в Саксонии, в Силезии, то есть там, где выковывается оружие для германской армии. Поэтому Бидо затронул вопрос об оккупации Рейнской зоны французскими войсками, на что Идеи ответил, что в этом вопросе встретятся трудности, так как эта зона скорее будет зоной под международным контролем, чем зоной французской оккупации.
Посол говорит, что для Французского правительства было бы важно знать точку зрения Советского правительства по вопросу о возможном присутствии Франции на левом берегу Рейна для прикрытия французской границы26.
Нарком отвечает, что Советское правительство — за предоставление Франции зоны оккупации в этом районе. Однако вопрос о границах этой зоны еще не рассматривался и будет рассмотрен в ближайшем будущем.
Посол говорит, что он хотел подчеркнуть большую важность этого вопроса для Франции.
Нарком говорит, что это нетрудно понять.
Посол говорит, что этот вопрос был уже поставлен французским представителем в Европейской консультативной комиссии7, а кроме того, он был затронут во время встречи Бидо с Иденом.
Другой вопрос, который особенно интересовал Французское правительство,— это вопрос о так называемой территориальной опеке111. Идеи сказал Бидо, что это американская идея и что она найдет применение в отношении некоторых архипелагов Тихого океана, но не будет применена на какой-либо другой территории. Бидо спросил Идена, не распространяется ли эта идея в сознании тех, кто ее вынашивает, на территории Сирии и Ливана, которыми Франция управляла от имени Лиги наций73 и которыми управляет в настоящее время. Идеи ответил на этот вопрос отрицательно и сказал, что британское правительство признало преимущественное положение Франции в Сирии и Ливане в декларации Литтлто-на 12° и что британское правительство посоветовало этим государствам заключить договор с Францией. Черчилль также не скрывал своих взглядов по этому вопросу. Между прочим, англичане сказали, что мысль о преимущественном положении Франции в Леванте не признается американским правительством.
Посол поясняет, что его это не удивляет, поскольку американцы никогда пе признавали системы мандатов или системы преимущественного положения держав в тех или иных районах.
Он говорит, что Французское правительство желало бы знать точку зрения Советского правительства на преимущественное положение Франции в этом районе, где у Франции нет никаких столкновений с интересами Советского Союза.
Нарком отвечает, что этот вопрос не ставился па Крымской конференции и никто его там не затрагивал.
Посол -отвечает, что этот вопрос может быть тем пе менее затронут в сегодняшней беседе. Французы в этом вопросе имеют, как, вероятно, народному комиссару известно, трудности с англичанами. Франция пользуется в этих странах традиционным влиянием и имеет там моральные обязательства. Французы имеют в Леванте большое количество школ и всяких других предприятий. В этих странах французские интересы никак не сталкиваются с советскими интересами.
Нарком говорит, что посол лучше, чем он, знает этот вопрос, что вопрос является сложным и его никто не ставил перед Совет-277
ским правительством. Поэтому мы не вмешивались в это дело. Он добавляет, что советский посланник прибыл в эти страны, чтобы ознакомиться с положением на месте, всего несколько месяцев тому назад41.
Посол говорит, что этот район является перекрестком мировых авиационных и морских путей и нефтепроводов и что Французское правительство высоко ценит советского посланника, а также осторожность и сдержанность его поведения.
Он говорит далее, что Французское правительство надеется на согласование французской и советской точек зрения в вопросе о Сирии и Ливане9.
Нарком отвечает, что он думает, что это возможно.
Посол говорит, что в результате переговоров в Лондоне не было принято решение о заключении договора между Францией и Англией. Французское правительство считает, что до заключения договора должны быть урегулированы некоторые важные вопросы англо-французских отношений, до сегодняшнего времени не нашедшие решения.
Нарком отвечает, что это, конечно, так и что договор должен быть предварительно хорошо подготовлен.
Посол добавляет, что англичане давно говорили о том, что они готовы заключить договор с Францией. Как, вероятно, известно народному комиссару, во время пребывания де Голля в Москве Черчилль даже выдвинул идею превращения двустороннего англосоветского договора в трехсторонний договор с участием Франции. Де Голль тогда на это не пошел, и Советское правительство с ним согласилось. Французское правительство считает, что раньше, чем оно примет какое-либо обязательство по отношению к Англии, оно должно урегулировать не решенные с Англией вопросы.
Нарком отвечает, что ему это вполне понятно, и спрашивает, являются ли в итоге переговоры Идена с Бидо шагом вперед или нет.
Посол отвечает, что это не шаг вперед, но и не шаг назад. Бидо был очень хорошо принят в Англии. Все его очень хорошо встречали, но, по мнению посла, это было скорее проявление дружбы, чем доброй воли и желания разрешить нерешенные вопросы. Во всяком случае, французы не торопятся.
Прощаясь, посол благодарит за прием.
В. Молотов
Печат. по изд.- Советско-французские отношения..., с. 425—431,
130. Письмо посла Великобритании в СССР народному комиссару иностранных дел СССР
7 марта 1945 s.
1. В дополнение к своему письму от 22 февраля о посещении г-ном Бидо Лондона пишу, чтобы сообщить вам о переговорах, которые имели место между премьер-министром, г-ном Иденом и г-ном Бидо.
2. Г-н Бидо был озабочен главным образом положением Франции по отношению к Соединенному Королевству, Соединенным Штатам и СССР. Он утверждал, что в случае, если “Большая тройка” не станет в скором времени “Большой четверкой”, для Франции создастся невыносимое положение. Ему было разъяснено, что политикой правительства его величества является стремление к тому, чтобы Франция как можно теснее сотрудничала с ним, но что три великие державы находятся в совершенно особом положении ввиду их исключительной ответственности за ведение войны и что поэтому трое из нас должны иметь право встречаться друг с другом, когда этого требуют обстоятельства. Г-н Идеи напомнил г-ну Бидо, что в Ялте * тем не менее было предусмотрено предоставление Франции зоны оккупации в Германии и места в Контрольной комиссии, а также то, что Франция примет участие в рассылке приглашений в Сан-Франциско и будет соавтором Декларации об освобожденной Европе **.
3. Что же касается будущего Германии, то г-н Бидо заявил, что Франция желает получить исключительно для себя зону в Рейнской области, простирающуюся на север до Кельна26. Остальная часть Рейнской области, включая Рур, должна находиться под международным контролем87. Франция не стремится к аннексии какой-либо части Германии. Г-н Бидо сказал, что он упомянул об этих предложениях маршалу Сталину, который не возражал против них 12!. Г-н Идеи выразил удивление в связи с размерами предложенной исключительно французской зоны и высказал соображение, что для Франции было бы более благоразумным положиться на международный контроль пз. Г-ну Бидо ничего не было сообщено о ялтинских переговорах по вопросу о расчленении Германии.
4. Г-н Бидо спросил, как будет осуществляться Декларация об освобожденной Европе, и высказал предложение о необходимости определения объема полномочий. Было достигнуто согласие относительно того, что если Французское правительство выдвинет пред-
* Имеется в виду Крымская конференция.
** См. док. № 115,
яожение в духе вышеизложенного, то правительство его величества рассмотрит его благожелательно.
5. На запрос французов, будет ли Франция представлена в Московской репарационной комиссии115, был дан лишь предварительный, ни к чему не обязывающий ответ,
А. Керр
Печат. по изд.: Советско-французские отношения.,., С. 431—432.
131. Телеграмма заместителя народного комиссара иностранных дел СССР послу СССР при временном правительстве Французской республики
8 март а 1945 г.
Катру 1 марта нанес протокольные визиты Майскому, Литвинову и Кавтарадзе. В беседе с Майским Катру остановился на позиции Франции в отношении Германии вообще и Рейнской области в особенности26. В изображении Катру эта позиция сводится к следующему: Германия должна быть оккупирована на 25—30лег, “чтобы,— как заявил Катру,— под режимом оккупации успело вырасти новое германское поколение”. Вся территория на левом берегу Рейна, также Рур и Вестфалия должны быть отделены от Германии и превращены в автономную республику, находящуюся под контролем союзников. На территории этой автономной республики Франция должна иметь свою зону оккупации, расположенную по левому берегу Рейна от Базеля до Кельна. (Таким образом, притязания Франции в отношении зоны оккупации значительно превосходят те наметки, о которых Черчилль говорил на Крымской конференции.) Катру полагает, что бельгийцам и голландцам па левом берегу Рейна поблизости от их границ также должны быть выделены определенные зоны оккупации. Катру считает, что в первые годы после окончания войны (примерно в течение ближайших пяти лет) для эффективной оккупации Германии потребуется 70—80 дивизий, из которых СССР даст 40 дивизий, Франция—10—12 дивизий, Англия и США —25. По мнению Катру, Франция могла бы дать для целей оккупации большее количество дивизий, если бы получала необходимое вооружение от апгло-аме-риканцев. По его мнению, после первых пяти лет количество оккупационных войск в Германии можно было бы постепенно снижать.
В связи с предстоящей конференцией в Сан-Франциско116 Катру высказал беспокойство Французского правительства по поводу американской позиции в отношении “опеки” над “несовершеннолетними” народами и сообщил, что Французское правительство запросило на днях в Вашингтоне по этому поводу разъяснения.
В беседе с Литвиновым Катру рассказал о последнем недоразумении между де Голлем и Рузвельтом, всецело защищая позицию первого. Он повторил французские аргументы, известные нам уже из печати. Признал амбициозность де Голля, но сказал, что тот многому научился за последнее время.
На вопрос Литвинова, в чем заключаются нынешние недоразумения между Францией и Англией в сирийских делах, Катру разъяснил, что, признав независимость Сирии, Франция стремится заменить прежний мандат новым франко-сирийским соглашением, и котором было бы предусмотрено специальное положение Франции, как это имело место в отношении Англии при создании независимости Ирака, но этому будто бы противится Англия. Особую роль Катру в этом отношении отводит бывшему английскому послу в Сирии генералу Спирсу. В связи с этим Катру стал перечислять все благодеяния Франции в отношении Марокко, Алжира и Туниса. Катру спрашивал Литвинова, известно ли ему, почему американцы и Рузвельт так интересуются проблемой опеки и что, собственно, они понимают под международной опекой. Литвинов подтвердил, что американцы действительно проявляют большой интерес к этой проблеме и оказывают соответствующее давление на Рузвельта. Американцы издавна проповедуют политику так называемых “открытых дверей” и в соответствии с этим не скрывают, что хотели бы заменить нынешнюю колониальную систему, где и в каких рамках это только возможно, международным управлением колониями. В первую очередь их интересуют бывшие итальянские колонии в Африке и, конечно, тихоокеанские острова, находящиеся под мандатом Японии. Тут Литвинов высказал сомнение в том, чтобы американцам удалось осуществить все то, что им хотелось бы. В беседе с Кавтарадзе Катру отзывался о генерале Спирее, который, по его мнению, всеми способами мешал заключению договора между Францией п Сирией и Ливаном, пытаясь устранить французское влияние на Ближнем Востоке, противопоставив ему английское. Французам все же удалось достигнуть желаемого, “ибо,— заявил посол,— мы хотим дать независимость этим странам, но тем не менее мы не хотим утрачивать нашей власти в этом районе, с тем чтобы она была захвачена другой державой”. Тем благожелательнее относятся власти Сирии и Ливана к советскому посланнику41, так как в противоположность англичанам он занимает скромную позицию в отношении их стран и не навязывает французам своей воли.
Катру в беседах с Майским, Литвиновым и Кавтарадзе выражал удовлетворение оказанным ему хорошим приемом в Москве. И заявил (в беседе с Кавтарадзе), что весь французский народ восхищается Советским Союзом и советским народом, что советско-французский договор был встречен во Франции с большим во-
одушевлением и что он уверен в том, что отношения между нашими странами будут только улучшаться. Катру считает целью своего пребывания в Москве дальнейшее укрепление и улучшение наших
отношений.
; Зам, наркома
Печат, по арх,
132. Запись беседы посла СССР при временном правительстве
Французской республики с генеральным директором политического департамента министерства иностранных дел Французской республики
9 марта 1945 г.
Имел беседу с Дежаном по поводу имеющихся разногласий с Францией. Спросил Дежана, как получилось, что поправка французов к параграфу 2 приглашения появилась после того, как 28 февраля де Голль мне сказал, что Франция будет в числе приглашающих держав 117. Дежан ответил, что поправка была намечена еще в Лондоне во время пребывания там Бидо, но окончательно сформулирована позже Кадоганом и Шовелем (генсекретарь французского МИД) и поступила в Париж очень поздно, была сразу же передана Кэффри для посылки в Вашингтон.
Спросил Дежана, каково отношение Французского правительства к коллективному обеспечению безопасности в Европе. Дежан ответил, что Французское правительство все свои надежды возлагает на двусторонние соглашения, считая их более действенными. Настаивая на двойственных пактах, Французское правительство предпочитает треугольное обеспечение безопасности в Европе, чем трипартитное, то есть лучше будет иметь три двусторонних пакта между СССР, Англией и Францией, чем один трипартитный пакт. Каждый из этих пактов будет иметь свое самостоятельное значение, а в совокупности они будут обеспечивать безопасность Франции. Что же касается коллективной безопасности, то Французское правительство не возражает против создания системы, подобной Лиге наций.
Заметил, что эта система не спасла мир от войны. Дежан рассмеялся и подтвердил мое замечание.
Дежан снова вернулся к решениям Думбартон-Окса98 и сказал, что и в США, и в Англии были согласны с тем, чтобы принять эти решения за базу для дискуссии. Только СССР настаивает па принятии их как базы для решений. Я ответил Дежану, что Советское правительство не намерено ослаблять серьезность этих решений и поэтому стоит за сохранение первоначальной формулировки. Дежан сказал, что ходят слухи, будто Франция на конференции в Сан-Франциско займет особую позицию против решений
Думбартон-Окса и возглавит малые нации против великих. Это неверно. Мы принимаем почти все решения Думбартон-Окса, за исключением того, что мешает автоматизму двусторонних пактов. На конференцию поедут Бидо, Дежан (или Шовель), Поль Бонкур и Пьер Кот.
В конце беседы Дежан спросил меня, на каких основаниях Черчилль заявил в своей речи 27 февраля, что США и СССР относятся благоприятно к независимости Сирии и Ливана. Англичане, добавил Дежан, стараются внушить нам мысль, что как раз они готовы пойти Франции на уступки в этом вопросе. С другой стороны Дежан отметил, что им известно намерение англичан создать Рейнско-Вестфальскую область и уступить французам для оккупации только ч-асть Прирейнской области с границами по Мозелю и Рейну113. Какова позиция Советского правительства по этому вопросу? Я ответил Дежану, что принимаю эти его заявления как личные вопросы, так как все такие крупные вопросы подлежат решению великими державами. Дежан подчеркнул, что вопрос о Рейне для Франции так же интересен, как вопрос о Польше для СССР. Я ответил, что вопрос о Польше неплохо решается на практике, и решение Ялтинской конференции по польскому вопросу нас вполне удовлетворяет *.
Сегодня 8 марта большинство французских газет опубликовало информацию Шампенуа из Москвы от 7 марта, которая начинается с изложения коммюнике Москвы, а затем содержит собственные измышления Шампенуа о позиции Советского правительства по отношению к решениям Думбартон-Окса и Ялты в духе того, что для СССР эти решения составляют одно целое и, следовательно, если Советское правительство высказывается за необходимость строго придерживаться ялтинских решений, то это означает и намерение Советского правительства строго соблюдать решения Думбар-тон-Окса, что угрожает франко-советскому пакту118. Дежан показал мне это сообщение Шампенуа. Сказал Дежану, что Молотов в Москве уже отвечал Гарро, что решения Думбартон-Окса ие являются окончательными и если мы не согласились на французскую поправку к параграфу приглашения, то не потому, что мы считаем каждую запятую и точку в решении Думбартон-Окса бесспорными, а потому, что не хотим заранее ослаблять значение этих решений.
А. Богомолов
Печат. по арх.
* См. док. № 115.