Рекомендации по подготовке доклада




Подготовка доклада может заключаться в изложении имеющихся в научной литературе концепций по заданной проблемной теме или вопросу, анализе правоприменительной практики по теме семинарского занятия, проблемном изложении определенной монографии, научной статьи и т.д.

Система семинарских докладов, кроме общих целей учебного процесса преследует задачу привить студентам навыки научной, творческой работы, воспитать у них самостоятельность мышления, вкус к поиску новых идей и фактов, примеров. Целесообразно выносить на обсуждение не более 2—3 докладов продолжительностью в 12—15 минут (при двухчасовом семинаре). Иногда кроме докладчиков по инициативе преподавателя или же по желанию самих студентов назначаются содокладчики и оппоненты. Последние обычно знакомятся предварительно с текстами докладов, чтобы не повторять их содержание. Слабая сторона такой методики в том, что зачастую, кроме докладчиков, содокладчиков и оппонентов, к семинару никто всерьез не готовится. Да и сами выступающие изучают лишь один вопрос. Вместе с тем, такие занятия вызывают определенный интерес у студентов, внося, так сказать, элемент «академичности» в обыденную семинарскую работу. Очень важно приучить студентов к тому, чтобы каждый из них был готов выступить в качестве содокладчика или оппонента. Рассматривая развернутую беседу и систему докладов как относительно самостоятельные формы семинарских занятий, следуетотметить и большое сходство между ними. Развернутое выступление в беседе, содержащее весомый теоретический материал, момент самостоятельного поиска, фактически превращается в доклад. И этого нужно постоянно и систематически добиваться ради неуклонного повышения уровня семинарских занятий. Тематика докладов возможна самая разнообразная: она может совпадать с формулировкой вопроса в плане семинарского занятия или отражать лишь одну его сторону, связанную с практическим значением проблемы, особенно в профессиональной сфере участников семинара. Предполагается индивидуальная работа с докладчиками, в то время как при семинарах типа развернутой беседы консультируется группа в целом.

Работа над подготовкой доклада нередко требует длительного времени: две—четыре недели и более. Реферативные доклады целесообразнее ставить на заключительном семинаре по какой-либо большой теме, когда ее основные вопросы уже обсуждены ранее. Подготовка реферата — одна из основных форм приобщения студента к научно-исследовательской работе. Тематика докладов обычно формулируется преподавателем, ведущим семинарские занятия.

При подготовке докладов по дисциплине следует ориентироваться на следующие рекомендации.

Оптимальный объем текста составляет не более 10-15страниц. При написании доклада следует использовать не менее 3-5 источников, опубликованных в последние 5 лет. При освещении вопросов фундаментального и (или) исторического плана могут быть использованы и более поздние источники. В тесте доклада должны быть ссылки на используемые материалы с указанием, даты выпуска, издательства, места выпуска, номера страниц откуда взят заимствованный текст или приведено используемое положение, идея.

При подборе литературы, законодательных источников, судебной практики, статистических и иных справочных данных целесообразно использование следующих электронных баз данных:

 

Сервер органов государственной власти https://www.gov.ru/
Официальный сайт Государственной Думы Федерального Собрания РФ https://www.duma.gov.ru/
Официальный сайт Президента РФ https://president.kremlin.ru/
Официальный сайт Правительства РФ https://www.government.gov.ru/
Официальный сайт Конституционного Суда РФ https://www.ksrf.ru/
Официальный сайт Верховного Суда РФ https://www.supcourt.ru/
Официальный сайт Генеральной Прокуратуры РФ https://genproc.gov.ru/
Официальный сайт МВД РФ https://www.mvd.ru/
Официальный сайт Следственного комитета РФ https://www.sledcom.ru/
Официальный сайт Общественной палаты РФ https://www.oprf.ru/
Официальный сайт СПС «Консультант Плюс» https://www.consultant.ru/
Федеральный правовой портал «Юридическая Россия» https://law.edu.ru/
Всемирный антикриминальный и антитеррористический фонд https://www.waaf.ru
Саратовский центр по исследованию проблем организованной преступности и коррупции https://sartraccc.ru
Владивостокский центр исследования организованной преступности https://www.crime.vl.ru/
Электронная библиотека «Право России» https://www.allpravo.ru/library/
Электронная библиотека «Vuzlib» https://www.pravo.vuzlib.net/txt-books_29.html
Электронная библиотека «Гумер» https://www.gumer.info/

 

К докладу студент готовится самостоятельно, определив предварительно с преподавателем тему доклада, а также проработав вопрос о его структуре, необходимой литературе и иных данных. В докладе целесообразно отразить и теоретические и практические позиции. В этой связи необходимо обращение к специальной литературе по теме доклада, в том числе и литературе, не указанной в методических рекомендациях, а также к материалам судебной практики. Если в процессе подготовки доклада возникают затруднения, они могут быть разрешены на консультации с преподавателем.

Доклад по вопросу темы осуществляется после вступительного слова преподавателя. Доклад осуществляется в устной форме. При этом желательно использование презентационных материалов (схем, диаграмм, слайдов и т.п.). После выступления докладчика участвующие в обсуждении лица задают ему возникшие у них вопросы. Вопросы могут быть как уточняющего, так и дискуссионного порядка. По последним, а также по иным позициям доклада магистранты могут высказать собственное мнение, привести аргументы, подтверждающие их позицию. В обсуждении доклада целесообразно участие как можно большего круга обучающихся, что позволит не только рассмотреть материалы доклада всесторонне, но и будет способствовать выработке навыков и умения публичных выступлений, ведения дискуссии, умения защищать собственную позицию.

Помимо обучающихся, вопросы докладчику могут быть заданы и преподавателем, ведущим занятие, или иным лицом, присутствующим на занятии.

После завершения этапа вопросов докладчику и обсуждения доклада преподаватель подводит итог обсуждению и дает оценку докладу, отмечая как положительные моменты, так и имеющиеся недостатки, дает рекомендации по их устранению

Оптимальная продолжительность доклада по одному вопросу – до 15 минут. По наиболее сложным, проблемным вопросам на доклад может быть отведено и более продолжительное время.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: