Этапы научного исследования (4 часа).




МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к Практическим. занятиям

по курсу

« МНИ »

подготовка магистров по направлениям "Информатика и вычислительная техника" и "Программная инженерия"

 

  1. Сущность методологии науки

Практическое занятие №1.

Методика проведения научного исследования (2 часа).

Основные понятия: структура и логика исследования, методологическая стратегия исследования, проблемная ситуация, объект и предмет исследования, программа исследования, план – проект исследования.

Вопросы для обсуждения:

Раскройте замысел, структуру и логику проведения научного исследования.

Укажите вариативность построения научного исследования.

Дайте характеристику основных этапов исследования. Укажите в чем их взаимосвязь и субординация.

Раскройте основные способы обработки исследовательских данных.

В чем особенности обработки исследовательских данных, полученных различными методами?

Осуществите обработку и интерпретацию полученных результатов конкретного эмпирического исследования.

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия:

Практическое занятие – дискуссия.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

проверочная работа (на знание основных понятий);

обсуждение теоретических вопросов;

выступление студентов с рефератами;

тренинг в обработке и интерпретации полученных результатов эмпирического исследования;

свободная дискуссия по теме занятия;

индивидуальная и групповая работа.

Литература

Основная:

3.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования. – М., Академия, 2007, - 208с.

7.Лукаш С.Н., Эпоева К.В. Самостоятельная и научно – исследовательская работа студентов высших учебных заведений: учебн. методич. пособие для преподавателей вуза. – Армавир: РИЦ АГПА, 2011. – 52с.

9. Павлова Е.П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практическое руководство по подготовке, изложению и защите: научное пособие. - М.: - "Книга сервис", - 2003. - 156 с.

10.Рогожин, М. Как написать курсовую и дипломную работу [Текст] / М. Рогожин. – СПб.: Питер, 2005.

 

Дополнительная литература

1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юрьевич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки [Текст]: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с.

3.Барсков А.Г., Научный метод: возможности и иллюзии. [Текст] – М.: 1994.

10. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил [Текст] – М.: ГУ ВШЖ: ИНФРА – М, 2001.

11. Справочник для студента: 1000 советов на все случаи жизни: от первого появления в аудитории до защиты диплома [Текст] / Сост. А.А. Немировский и др. – М.: АСТ «Астрель», 2000

Практическое занятие №2.

Этапы научного исследования (4 часа).

Основные понятия: замысел и план исследования, методика исследования, апробация результатов исследования, внедрение результатов исследования, экспертиза исследования, качества личности ученного, литературное оформление исследования.

Вопросы для обсуждения:

Как выстроить план научного исследования?

Как соотносятся противоречие объекта исследования и противоречие самого исследования?

Почему нельзя рассматривать задачи исследования до гипотезы исследования?

Как соотносятся задачи исследования и его структура?

Каковы критерии оценки результатов научного исследования?

Методические рекомендации для подготовки к занятию:

Форма проведения занятия:

Практическое занятие – дискуссия.

Методы проведения занятия, виды учебной деятельности студентов:

проверочная работа (на знание основных понятий);

обсуждение теоретических вопросов;

выступление студентов с докладами;

тренинг в разработке этапов научного исследования;

свободная дискуссия по теме занятия;

индивидуальная и групповая работа.

 

Литература:

Основная:

 

1.Ануфриев, А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы [Текст] / Моск. гос. открытый пед. ун-т. – М.: Б. и., 2002.

2.Волков, Ю.Г. Как написать диплом, курсовую, реферат [Текст] / Ю.Г. Волков. 2-е изд. – Ростов н/Д: Феникс, 2003.

3.Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого – педагогического исследования. – М., Академия, 2007, - 208с.

4.Кузнецов, И.Н. Рефераты, курсовые и дипломные работы: Методика подготовки и оформления [Текст]: Учеб.- метод. пособие. – М.: Дашков и К, 2002.

5.Кузьмина, Н.В. Методы системного педагогического исследования [Текст]: Учебное пособие. М.: Народное образование, 2002.

6.Курсовые и дипломные работы: от выбора темы и до защиты [Текст]: Справ. Пособие / Авт – сост. И.Н. Кузнецов. – Минск: Мисанта, 2003.

7.Образцов, П.И. Методы и методология психолого-педагогического исследования [Текст]. – СПб.: Питер, 2004. – 268 с.

8. Павлова Е.П. От реферата к курсовой, от диплома к диссертации: практическое руководство по подготовке, изложению и защите: научное пособие. - М.: - "Книга сервис", - 2003. - 156 с.

Рогожин, М. Как написать курсовую и дипломную работу [Текст] / М. Рогожин. – СПб.: Питер, 2005.

 

Дополнительная литература

1. Аллахвердян А.Г., Мошкова Г.Ю., Юрьевич А.В., Ярошевский М.Г. Психология науки [Текст]: Учебное пособие. – М.: Московский психолого-социальный институт, Флинта, 1998.

2. Ануфриев А.Ф. Научное исследование. Курсовые, дипломные и диссертационные работы. - М.: Ось-89, 2002. - 112 с.

3.Барсков А.Г., Научный метод: возможности и иллюзии. [Текст] – М.: 1994.

4. Бережнова Е.В. Требования к курсовым и дипломным работам. [Текст] – М.: Пед. о-во России, 1999.

5. Борикова Л.В., Виноградова Н.А. Пишем реферат, доклад, выпускную квалификационную работу [Текст]: Учебное пособие для студентов – М.: Академия, 2000.

6. Кузин Ф.А., Кандидатская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты [Текст]: Практическое пособие для аспирантов и соискателей ученой степени. – М.: 1999.

7. Новиков А.М. Как работать с диссертацией [Текст]: Пособие для начинающего педагога-исследователя. – 2-е изд., перераб. И доп. – М.: ИПКиПРНО МО, 1996.

8. Преддипломная практика и выполнение дипломных работ [Текст]: Метод. пособие / А.Ф. Буланов, Н.К. Земсцова – Пенза: Б. и., 1999.

9. Радаев В.В. Как организовать и представить исследовательский проект: 75 простых правил [Текст] – М.: ГУ ВШЖ: ИНФРА – М, 2001.

10. Справочник для студента: 1000 советов на все случаи жизни: от первого появления в аудитории до защиты диплома [Текст] / Сост. А.А. Немировский и др. – М.: АСТ «Астрель», 2000.

 

  1. Методологические основы научного знания


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-01-31 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: