В. В. Маяковский. Стихотворения «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче», «Хорошее отношение к лошадям», «Прозаседавшиеся»




Маяковский Владимир Владимирович (1893—1930)

...Ненавижу всяческую мертвечину! Обожаю всяческую жизнь!

В.В. Маяковский

Владимир Владимирович Маяковский родился 7 июля 1893 года в селе Баг- дади Кутаисской губернии. Отец Маяковского служил лесничим на Кавказе. После его смерти семья переехала жить в Москву.

Будущий поэт учился в Москве в Строгановском училище, затем в Училище живописи, ваяния и зодчества. Оттуда он был исключен за неблагонадежность.

В 1908 году Маяковский вступил в партию большевиков. За распространение агитационной литературы несколько раз подвергался арестам. В 1909 году за революционную деятельность провел 11 месяцев в Бутырской тюрьме. Там он много читал и размышлял о современном искусстве, поэтому именно время за­ключения Маяковский называл началом своей творческой деятельности.

В 1911 году он знакомится с художником и поэтом Д. Д. Бурлюком — органи­затором литературно-художественной группы футуристов «Гилея». Маяковский проникся духом футуризма и становится одним их самых ярких участников это­го движения. Он принимает участие в диспутах о новом искусстве, выставках, проводившихся объединениями художников-авангардистов «Бубновый валет» и «Союз молодежи».

В 1912 году в альманахе «Пощечина общественному вкусу» были впервые опубликованы стихи Маяковского. Там же был помещен и манифест футури­стов, подписанный В. В. Маяковским, В. В. Хлебниковым, А. Е. Крученых и Д. Д. Бурлюком.

В 1915 году Маяковский знакомится с Л. Ю. Брик, сыгравшей важную роль в его дальнейшей жизни. Ей посвящены поэмы Маяковского «Флейта-позвоноч­ник», «Про это» и другие произведения.

«Моя революция!» — говорил поэт о событиях октября 1917 года. Он ждал революцию и предсказывал ее неизбежность в поэме «Облако в штанах». С 1918 года Маяковский включается в работу по созданию нового искусства: он организует группу «Комфут» (коммунистический футуризм), в 1923 году созда­ет объединение «Левый фронт искусств» (ЛЕФ), издает журнал «ЛЕФ». Пишет поэмы «Хорошо», «Владимир Ильич Ленин», много стихотворений лирическо­го, гражданственного и сатирического звучания.

Пишет он и злободневные стихи, и частушки для агитационных плакатов («Окна РОСТА», 1918—1921 гг.), рекламу продукции «Моссельпрома».

Маяковский также работает в кино. Им написано 16 сценариев, восемь из которых были экранизированы. Пробовал он себя и в актерском искусстве.

В конце 1920-х годов Маяковский создает сатирические пьесы «Клоп» и «Ба­ня», в которых находит отражение его неприятие некоторых сторон советской действительности: поэта тревожит рост новой советской бюрократии, расцвет мещанства.

Маяковский переживает душевный кризис, который приводит его к трагиче­скому финалу: 14 апреля 1930 года он покончил жизнь самоубийством.

 

«Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским летом на даче»

Время создания

Стихотворение написано в 1920 году.

Тема

Тема стихотворения — предназначение поэта. В понимании Маяковского поэт выполняет большое и ответственное дело: управляет сердцами и умами людей.

Поэзия нужна, необходима людям, как солнце, которое всегда считалось сим­волом жизни на земле. Стихи наполняют душу человека вечным огнем жизни.

Поэтика

Жанр стихотворения можно определить как маленькую лирическую поэму. Стихотворный метр — семистопный ямб, система рифмовки — параллельная.

Стихотворение построено на диалоге, в нем присутствует ярко выраженное публицистическое начало. Присутствие в стихотворении сюжета придает ему эпичность.

Главный художественный прием — параллелизм: стихотворение строится на сопоставлении жизни солнца и творчества поэта.

В начале стихотворения описан дачный пейзаж, который открывается вы­разительной гиперболой: «В сто сорок солнц закат пылал». Этот прием задает динамику всему последующему действию.

В изображении этого «происшествия на даче» есть фантастический эле­мент: за пределами дачи заканчивается мир и простирается огромная черная дыра, в которую каждый вечер проваливается солнце. В стихотворении чрез­вычайно сильно драматургическое начало. Солнце одушевлено, оно является «в гости» к поэту. Между ними происходит диалог. Лирический герой бросает небесному светилу отчаянный вызов:

В упор я крикнул солнцу:

«Слазь! довольно шляться в пекло!»

Солнце откликается на брошенный вызов. Герой робеет:

Черт дернул дерзости мои орать ему, — сконфужен,

я сел на уголок скамьи, боюсь — не вышло б хуже!

Далее действие разворачивается как обыденная застольная сцена: перед нами два близких товарища, ведущие за самоваром житейский разговор. Они (поэт и солнце) жалуются друг другу на проблемы. И, чувствуя родство, договарива­ются объединить свои усилия в общем деле:

Ты да я, нас, товарищ, двое!...

... Я буду солнце лить свое, а ты — свое, стихами.

Солнце олицетворено: оно говорит «басом», пьет «чаи» с лирическим героем, переходит с ним на «ты», называет его «товарищем».

Речь Маяковского насыщена метафорами: оба товарища, солнце и поэт, об­стреливают «двустволкой» лучей и стихов враждебные силы мрака — «стену теней, ночей тюрьму» — и побеждают.

Фантастическое событие подтверждает свою достоверность множеством ре­альных деталей: дан точный адрес события («Пушкино, Акулова гора, дача Румянцева»...), обстановка на даче (поле, сад, «варенье», «самовар», «чаи»...), присутствует множество психологических подробностей («разозлясь», «испуг», «ретируюсь задом», «сконфужен»).

Произведение заканчивается утверждением торжества стихов и света:

Светить всегда, светить везде.

<...> Вот лозунг мой — и солнца!

 

«Хорошее отношение к лошадям»

Время создания

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям» написано в 1918 году.

Тема

Описана история лошади, которая «грохнулась» на булыжную мостовую. Упавшая и плачущая лошадь — это двойник автора: «Деточка, все мы немнож­ко лошади».

Тема стихотворения — одиночество, непонимание, столкновение личности и толпы — характерна для дооктябрьского творчества Маяковского.

Главная мысль (идея)

Как и лошадь, каждый способен оступиться, пасть духом на жизненном пути. Поэт показывает, что необходимо найти в себе силы и встать, не обращая внима­ния на насмешки толпы. Нужно найти силы не только жить дальше, но и творить.

Поэтика

Стихотворение трудно отнести к какому-либо традиционному жанру. Мож­но назвать его лирической притчей. Стихотворный метр также особенный — ритм стихотворения изменчив, поэт экспериментирует с формой стиха, строит стихотворение на новых «футуристических» принципах.

Маяковский начинает стихотворение уже необычно: он использует различ­ные приемы звукописи, в частности аллитерацию — повторение согласных зву­ков в слове, фразе:

БиЛи КоПыТа,

ПеЛи БуДТо:

— ГРиБ.

ГРаБь.

ГРоБ.

ГРуБ.

Этот прием производит эффект: мы действительно слышим, как идет лошадь, как цокают ее копыта. Маяковский продолжает дальше в стихотворении созда­вать звучание мира вокруг его героя.

Звонкие «з», «р», «л» в сочетании с глухими (и многочисленными) «ш», «ц», «к» передают звуковую картину шарканья ног по тротуару; ткань брюк издает звуки при движении:

ЛоШаДь на КРуП ГРоХНуЛаСь...

... СГРуДиЛиСь...

... и СРаЗу За ЗеваКой ЗеваКа,

ШТаны ПРиШеДШие КуЗнеЦким КЛеШить...

Поэт также использует так называемый зеркальный повтор, когда элементы следуют в обратном порядке. Зеваки кругом сгрудились около упавшей лошади.

Но и лошадь тоже их видит своими плачущими глазами. Этот прием виден даже в маленьком элементе:

Лошадь упала!

Упала лошадь!

К особенным приемам, которые Маяковский использует в этом стихотворе­нии, можно отнести и создание необычных рифм. Они очень разнообразны:

усеченные неточные (плоше — лошадь, зевака — зазвякал);

неравносложные (в шерсти — в шелесте, стойло — стоило);

составные (в вой ему — по-своему, один я — лошадиные, в няньке — на ноги, рыжий ребенок — жеребенок);

с использованием омоформ (пошла — краткое прилагательное и пошла — глагол).

В. В. Маяковский использует в стихотворении также яркие метафоры: «льдом обута» — это восприятие лошади: скользит улица, а не лошадь. Упав­шая лошадь — это поэтический двойник самого поэта. Все стихотворение — раз­вернутая метафора.

 

«Прозаседавшиеся»

Время создания

Стихотворение «Прозаседавшиеся» написано в 1922 году.

Тема

Тема стихотворения — изображение волокиты и бюрократизма. Главный ге­рой произведения — проситель, тщетно обивающий пороги учреждения в наде­жде получить «аудиенцию» у неуловимого «товарища Ивана Ваныча», который без конца заседает.

Главная мысль (идея)

В стихотворении сатирически обличается бюрократизм. Поэт подвергает осмеянию имитацию бурной деятельности государственным аппаратом, государ­ственными чиновниками.

Поэтика

Жанр — стихотворный сатирический фельетон. В стихотворении нет конкрет­ного образа бюрократа — есть обобщенная картина заседающих бюрократов.

Главным приемом этого стихотворения можно назвать градацию комического, использование разнообразных средств осмеяния.

Сатирический эффект проявляется постепенно. В начале стихотворения дана почти эпическая картина:

Чуть ночь превратится в рассвет,

вижу каждый день я:

кто в глав,

кто в ком,

кто в полит,

кто в просвет

расходится народ в учрежденья.

Но сам перечень названий учреждений несет в себе уже сатирическую оценку.

Далее сатирическое звучание нарастает. Поэт подчеркивает бюрократический характер проводимых заседаний, создавая картину с иронической гиперболой:

...Заседают:

покупка склянки чернил

Губкооперативом...

Гипербола звучит и далее, когда уже в четвертый раз, уже «на ночь глядя» проситель приходит в учреждение и узнает, что таинственный Иван Ваныч на этот раз «на заседании а-бе-ве-ге-де-е-же-зе-кома». Поэт доводит до абсурда изо­бражение бюрократических учреждений.

Следующая картинка доведена уже до гротеска. Перед просителем, ворвав­шимся на заседание, предстает страшная картина: он видит там сидящие «лю­дей половины» и решает, что произошло ужасное злодеяние.

Но «взъяренному», метущемуся от «страшной картины» герою противостоит «спокойнейший голосок» секретаря:

Они на двух заседаниях сразу.

В день

заседаний на двадцать

надо поспеть нам.

Поневоле приходится раздвояться...

Этот интонационный и смысловой контраст создает снова комический эффект.

Заключительная строфа звучит как итог всего стихотворения: «О, хотя бы еще одно заседание относительно искоренения всех заседаний». Звучание этой фразы афористично и может считаться лозунгом-призывом. Вошел в русскую разговорную речь и неологизм Маяковского «прозаседавшиеся».

 

1.4. С. А. Есенин. Стихотворения «Береза», «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...»



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: