Есенин Сергей Александрович (1895—1925)




Кто я? Что я? Только лишь мечтатель,

Синь очей утративший во мгле,

Эту жизнь прожил я словно кстати,

Заодно с другими на земле...

С.А. Есенин

Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября 1895 года в селе Констан­тинове Рязанской губернии в крестьянской семье. В пять лет научился читать, в девять лет начал писать стихи, подражая частушкам.

Образование получил «сельское» — в Константиновском земском училище, затем в Спас-Клепиковской школе, готовящей сельских учителей.

В семнадцать лет уехал в Москву. В 1912 году поступил в Народный университет А. Шанявского на историко-философское отделение, где проучился полтора года.

Стихи Есенина появляются в московских журналах уже в 1914 году. Но настоящая слава приходит к нему после того, как в 1915 году он переезжает в Петроград и приходит к Блоку с желанием получить оценку своего творчества от старшего «собрата по цеху». Блок дает высокую оценку стихам Есенина (он записывает в дневнике: «...Сегодня рязанский парень со стихами... Стихи звонкие, чистые, голосистые»). Он знакомит Есенина с поэтическим миром Петербурга. Есенин много выступает перед искушенной петербургской публикой, которая восторженно встречает молодого поэта «из народа». Стихи Есенина печатаются в петербургских издательствах, он становится популярен. Привлекает его облик «царевича из сказки, кудрявого Леля», который удивительно гармонирует с его стихами. В 1916 году выходит в свет первая книга Есенина «Радуница».

В этом же году Сергея Есенина призывают на военную службу. Он попал в дисциплинарный батальон за отказ написать стихи в честь царя. Спустя еще некоторое время Есенин дезертирует из армии («...был первый в стране де­зертир»). Октябрьскую революцию Есенин принял, как он писал, по-своему, «с крестьянским уклоном». Об этом своем особенном понимании революции он напишет несколько стихотворений: «Русь советская», «Русь уходящая».

В 1918—1921 годах Есенин в числе других литераторов много ездит по стране с поэтическими выступлениями: Мурманск, Архангельск, Крым, Кавказ, Тур­кестан, Бессарабия.

В это же время он создает цикл стихотворений, которые долгие годы совет­ского времени будут носить на себе клеймо «упаднической, кулацкой лири­ки», — «Москва кабацкая».

В конце 1921 года Есенин знакомится с известной американской танцовщи­цей Айседорой Дункан, которая была приглашена в советскую Россию для ор­ганизации танцевальной школы. Есенин и Дункан решают связать свои судьбы. Они отправляются в длительное заграничное путешествие по Европе (Германия, Франция, Бельгия, Италия); четыре месяца Есенин живет в США. Затем союз танцовщицы и поэта распадается. Есенин возвращается на родину один.

1924—1925 годы можно назвать вершиной его творчества. Есенин пишет та­кие известные стихотворения, как «Письмо к женщине», «Письмо матери», «Стансы», цикл лирических стихотворений «Персидские мотивы».

Незадолго до смерти он пишет поэму «Черный человек» — о неоднозначности своего пути, о сложности и двойственности своей личности. Это произведение трагического звучания, явившееся итоговым произведением поэта.

Жизнь Сергея Есенина трагически оборвалась 28 декабря 1925 года. Причи­ной его смерти в гостинице «Англетер» в Петрограде стало самоубийство. Похо­ронен в Москве на Ваганьковском кладбище.

«Береза»

Время создания

Стихотворение «Береза» было написано, когда Есенину было восемнадцать лет. Оно было впервые напечатано в 1914 году в журнале «Мирок» под псевдо­нимом Аристон.

Стихотворения «Березал, «Пороша», «Край любимый! Сердцу снятся...»

Тема

Трогательное описание пейзажа, которым любуется лирический герой произ­ведения из своего окна.

Главная мысль (идея)

Береза в стихотворении Есенина — это одновременно символ русской приро­ды и женской красоты. В нем слиты образ родины, матери и возлюбленной — все самое светлое в жизни человека.

Поэтика

Стихотворение относится к пейзажной лирике, оно очень гармонично. При этом деление стихотворения на строфы не соответствует традиционному построе­нию: четыре строфы легко укладываются в два четверостишия с параллельной рифмовкой. Но Есенину важно подчеркнуть каждую деталь стихотворения, ему необходимо было именно такое деление, придающее изображаемой картине до­полнительную выразительность.

Образ белой березы традиционен для устного народного творчества. Также береза является сквозным образом в творчестве поэта.

Природа, изображенная в стихотворении, олицетворена: она дышит, двигает­ся, печалится, как человек. Слова стихотворения, взятые в отдельности, просты и не образны. Но, организованные определенным способом, они создают тонкий поэтический образ.

В стихотворении много цвета: белый, серебряный передают радостное, све­жее, элегически-задумчивое восприятие мира, золотой цвет — символ яркой, но уже увядающей осени.

Сергей Есенин описывает березу удивительными по своей простоте и изыс­канности эпитетами. Ветки березы — кисти снежной бахромы, а «сонная ти­шина», окутывающая припорошенное снегом дерево, придает ему особую стать, красоту и величие.

Поэт дважды сравнивает снег с серебром, но при этом использует разные приемы: в первой строфе, когда береза принакрылась снегом, точно серебром, — сравнение, а в последних строках стихотворения, когда заря обсыпает ветки новым серебром, видна метафора: снежинки горят в золотом огне.

«Пороша»

Время создания

Стихотворение «Пороша» написано в 1914 году.

Тема

В стихотворении «Пороша» поэт описывает зимнюю дорогу.

Главная мысль (идея)

Сергей Есенин в этом стихотворении передает восприятие мира, присущее че­ловеку только в детстве: радость от встречи с красотой, любование природой, ощущение полноты и гармоничности жизни.

Жанр — пейзажная зарисовка. Стихотворный метр — четырех- и трехстопный хорей. Система рифмовки — перекрестная, с чередованием мужских и женских рифм.

Поэт использует множество выразительных средств:

метафоры («заколдован невидимкой», «убегает лентой вдаль»);

сравнения («понагнулась, как старушка»);

олицетворения («дремлет лес», «дорога убегает»);

эпитеты («серые вороны, «белою косынкой»).

Все эти приемы делают картину зрительно осязаемой. Зимой в лесу все пре­вратилось в сказку, точнее в сказочный сон. И приемы, используемые поэтом, взяты им из русских сказок и песен.

Поэту важно вызвать в читателе и звуковые образы-ассоциации. Сначала ка­жется, будто тихо — это первое, что пишет нам поэт о лесе. Прислушавшись, ав­тор замечает, что лес наполнен звуками: слышен звон копыт и бубенцов, где-то стучит дятел и на верхушке сосны раскричались вороны.

Особую роль играют образы, созданные Есениным с помощью звукописи — аллитераций и ассонансов:

Еду. Тихо. Слышны звоны

Под копытом на снегу.

Только серые вороны

Расшумелись на лугу.

Повторяющиеся в этом фрагменте звуки Т, Д, П, а также Ш, X, С создают по ассоциации образ едущих по снегу саней: стук копыт и шум скольжения по­лозьев по снегу.

Вслед за «звучащими» образами возникает зрительный контрастный образ: белая косынка сосны рождает в памяти воспоминания о белом пуховом платке, на который похож выпавший снег на ветках. Особенно выразительны в этом стихотворении глаголы: раскричались, заколдован, повязалася, принагнулась, опрелася, убегает — олицетворение.

Прилагательное «бесконечная» (дорога) гиперболизировано в представлении лирического героя: перед ним — простор, свобода, неизведанное и впереди бес­конечная дорога. Ассоциативно возникает образ будущего, которое так же пре­красно, как и то, что окружает лирического героя в зимнем лесу.

 

«Край любимый! Сердцу снятся...»

Время создания

Стихотворение написано в 1914 году.

Тема

Тема стихотворения — любовь к родине.

Главная мысль (идея)

Образ родины в этом стихотворении слит с образом природы и душой лириче­ского героя. Возникает ощущение связанности с миром, ценности собственного существования.

Жанр стихотворения — пейзажная зарисовка. Стихотворный метр — четы­рехстопный хорей. Система рифмовки — перекрестная, с женскими рифмами.

Есенин использует в стихотворении много выразительных приемов:

сравнения («И вызванивают в четки / Ивы — кроткие монашки»),

олицетворения (сердцу снятся, ивы вызванивают);

метафоры (скирды солнца, гарь в небесном коромысле);

эпитеты (зелени стозвонные, небесное коромысло, край любимый, воды лонные, кроткие монашки, тихая тайна).

Сравнение ив с монашками, с одной стороны, одушевляют, очеловечивают картину, с другой — вызывают ассоциации, связанные с понятиями смирения, христианского прощения. Для придания стихотворению «народного» звучания, поэт использует диалектные слова («по меже на переметке»).

Складывая образ «родимого края» из этих выразительных элементов, Есенин достигает гармоничного звучания произведения, передает свое глубокое чувство любви к родине, частью которой он является.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: