А. И. Солженицын. Рассказ «Матренин двор»




Солженицын Александр Исаевич (1918—2008)

Всякий, кто однажды провозгласил на­силие своим методом, неумолимо дол­жен избрать ложь своим принципом.

А. И. Солженицын

Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловод­ске. Родители будущего писателя были людьми образованными, несмотря на то что являлись выходцами из крестьян.

В 1938 году Солженицын поступил на физико-математический факультет Ро­стовского университета. В 1941 году, получив диплом математика, Солженицын окончил также заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.

Будущий писатель был призван в ряды советской армии и воевал на фронтах Великой Отечественной войны.

9 февраля 1945 года Солженицын был арестован фронтовой контрразведкой. Причина ареста была следующая: при вскрытии его письма к другу (перлюстра­ция делалась на законных основаниях того времени) сотрудники НКВД обна­ружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Солженицына к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.

В числе сотен тысяч других людей, невинно осужденных, Солженицына реа­билитировали в 1957 году, после начала борьбы с культом личности Сталина.

Во время «оттепели» Н. С. Хрущев лично разрешил публикацию его пове­сти о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир», которым руководил в то время А. Т. Твардовский. Публикация состоя­лась в 1962 году.

После того как в 1967 году Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены, а сам он исключен из Союза писателей.

Но, несмотря на запреты, романы Солженицына «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) доходили до читателя: они распространялись в «самиздате», а также вышли (без согласия автора) на Западе. За эти произ­ведения, а также «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» в 1970 году А. И. Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.

В 1973 году КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя — книги «Архипелаг ГУЛАГ, 1918...1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР. Эта книга рассказывала правду, которая так долго скрывалась от народа, о злодея­ниях и беззаконии, творившихся в России XX века.

В результате конфликта с властью, не позволявшей писателю говорить прав­ду, 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован. Его обвинили в государ­ственной измене и депортировали в ФРГ. С 1976 года он жил в США, в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.

В 1994 году Солженицын смог вернуться в Россию, где продолжал писатель­скую и общественную деятельность.

Умер писатель 3 августа 2008 года в Москве.

Рассказ «Матренин двор»

Время и история создания

Рассказ «Матренин двор» был опубликован в журнале «Новый мир» в январе 1963 года. Авторское название было другим — «Не стоит село без праведника», но оно было изменено по требованию редакции.

Солженицын писал это произведение с августа по декабрь 1959 года. Рассказ два года лежал в редакции «Нового мира», поскольку редактор журнала Твар­довский сомневался в возможности публикации.

Твардовский решился на публикацию этого рассказа после успеха первого напечатанного в «Новом мире» произведения Солженицына — повести «Один день Ивана Денисовича».

«Матренин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Пози­ция автора в рассказе оказалась излишне пессимистичной, не соответствующей принципам социалистического реализма.

«Матренин двор» стал первым напечатанным произведением Александра Солженицына во время перестройки в 1989 году после долгого запрета на пуб­ликацию произведений писателя.

Сюжет

Время и география в рассказе точны. Лето 1956 года. Сто восемьдесят четвер­тый километр от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань. С по­езда сходит пассажир-рассказчик. Он воевал, но с фронта «задержался с возвра­том годиков на десять», то есть отсидел в лагере. Судьба его напоминает судьбу самого Солженицына. Герой мечтает работать учителем где-нибудь в глубине России, подальше от больших городов. Он поселяется в одной из деревень под названием Тальново. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева, или просто Матрена.

Именно судьба Матрены — главное содержание рассказа. Сама героиня не считает ее интересной для «культурного» человека, но иногда по вечерам рас­сказывает о себе постояльцу. Услышанное завораживает и в то же время оше­ломляет его. Он понимает, что это не просто частная жизнь какой-то безгра­мотной женщины, живущей в глубине России. Герой видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены.

История Матрены такова: муж пропал без вести в начале войны. Ее семейная жизнь сложилась, как считает Матрена, — он любил и не бил ее, как другие деревенские мужья своих жен. Но Матрена не любила его, поскольку прежде у нее был другой жених: она должна была выйти замуж за старшего брата му­жа — Фаддея. Тот ушел на фронт в Первую мировую войну и тоже пропал без вести. Матрена ждала его, но вышла замуж за младшего брата — Ефима, так как его семья на этом настаивала. Далее события разворачивались драматично: внезапно вернулся Фаддей, бывший, как оказалось, в венгерском плену. Он даже хотел зарубить своего соперника-обидчика топором, но не сделал этого, потому что тот был ему братом. Фаддей подыскивает себе новую невесту с тем же именем — так он любил Матрену. Дети Матрены, едва родившись, умира­ли. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены», которая родила Фаддею шестерых детей, — Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в другой поселок.

Из-за того, что Бог забирал у нее детей, Матрена решила вслед за пересудами деревни, что она «порченая»,

Матрена всю жизнь постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. Рас­сказчика поражает огромная внутренняя сила, которая есть в этой женщине. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, с которой не могут справиться мужчины, — возникает как бы напоминание о некрасовском образе русской женщины.

Именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и дер­жится еще вся деревня и вся русская земля — такой вывод делает рассказчик, услышав историю Матрены и поняв ее нехитрую жизнь. Но его совсем не радует это открытие: поскольку, если Россия держится только на самоотверженных старухах, у нее не может быть будущего.

Конец рассказа трагический. Матрена помогает Фаддею с сыновьями перета­скивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной при­емной дочери Кире: Фаддею не терпится, он не пожелал дожидаться смерти Ма­трены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Матрена погибает. Родственники хоронят Матрену. Но они плачут о ней неискренне, по обязанности, а на самом деле думают только о разделе Матрениного имущества. А Фаддей, ставший косвенной причиной ее гибели, даже не приходит на поминки Матрены.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-04-03 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: