Солженицын Александр Исаевич (1918—2008)
Всякий, кто однажды провозгласил насилие своим методом, неумолимо должен избрать ложь своим принципом.
А. И. Солженицын
Александр Исаевич Солженицын родился 11 декабря 1918 года в Кисловодске. Родители будущего писателя были людьми образованными, несмотря на то что являлись выходцами из крестьян.
В 1938 году Солженицын поступил на физико-математический факультет Ростовского университета. В 1941 году, получив диплом математика, Солженицын окончил также заочное отделение Института философии, литературы и истории (ИФЛИ) в Москве.
Будущий писатель был призван в ряды советской армии и воевал на фронтах Великой Отечественной войны.
9 февраля 1945 года Солженицын был арестован фронтовой контрразведкой. Причина ареста была следующая: при вскрытии его письма к другу (перлюстрация делалась на законных основаниях того времени) сотрудники НКВД обнаружили критические замечания в адрес И. В. Сталина. Трибунал приговорил Солженицына к 8 годам заключения с последующей ссылкой в Сибирь.
В числе сотен тысяч других людей, невинно осужденных, Солженицына реабилитировали в 1957 году, после начала борьбы с культом личности Сталина.
Во время «оттепели» Н. С. Хрущев лично разрешил публикацию его повести о сталинских лагерях «Один день Ивана Денисовича» в журнале «Новый мир», которым руководил в то время А. Т. Твардовский. Публикация состоялась в 1962 году.
После того как в 1967 году Солженицын направил съезду Союза писателей СССР открытое письмо, где призвал покончить с цензурой, его произведения были запрещены, а сам он исключен из Союза писателей.
Но, несмотря на запреты, романы Солженицына «В круге первом» (1968 г.) и «Раковый корпус» (1969 г.) доходили до читателя: они распространялись в «самиздате», а также вышли (без согласия автора) на Западе. За эти произведения, а также «за нравственную силу, с которой он следовал непреложным традициям русской литературы» в 1970 году А. И. Солженицын был удостоен Нобелевской премии по литературе.
В 1973 году КГБ конфисковал рукопись нового произведения писателя — книги «Архипелаг ГУЛАГ, 1918...1956: Опыт художественного исследования». Под «Архипелагом ГУЛАГ» подразумевались тюрьмы, исправительно-трудовые лагеря, поселения для ссыльных, разбросанные по всей территории СССР. Эта книга рассказывала правду, которая так долго скрывалась от народа, о злодеяниях и беззаконии, творившихся в России XX века.
В результате конфликта с властью, не позволявшей писателю говорить правду, 12 февраля 1974 года Солженицын был арестован. Его обвинили в государственной измене и депортировали в ФРГ. С 1976 года он жил в США, в штате Вермонт, занимаясь литературным творчеством.
В 1994 году Солженицын смог вернуться в Россию, где продолжал писательскую и общественную деятельность.
Умер писатель 3 августа 2008 года в Москве.
Рассказ «Матренин двор»
Время и история создания
Рассказ «Матренин двор» был опубликован в журнале «Новый мир» в январе 1963 года. Авторское название было другим — «Не стоит село без праведника», но оно было изменено по требованию редакции.
Солженицын писал это произведение с августа по декабрь 1959 года. Рассказ два года лежал в редакции «Нового мира», поскольку редактор журнала Твардовский сомневался в возможности публикации.
Твардовский решился на публикацию этого рассказа после успеха первого напечатанного в «Новом мире» произведения Солженицына — повести «Один день Ивана Денисовича».
«Матренин двор» вызвал волну споров и дискуссий в советской прессе. Позиция автора в рассказе оказалась излишне пессимистичной, не соответствующей принципам социалистического реализма.
«Матренин двор» стал первым напечатанным произведением Александра Солженицына во время перестройки в 1989 году после долгого запрета на публикацию произведений писателя.
Сюжет
Время и география в рассказе точны. Лето 1956 года. Сто восемьдесят четвертый километр от Москвы по железнодорожной ветке на Муром и Казань. С поезда сходит пассажир-рассказчик. Он воевал, но с фронта «задержался с возвратом годиков на десять», то есть отсидел в лагере. Судьба его напоминает судьбу самого Солженицына. Герой мечтает работать учителем где-нибудь в глубине России, подальше от больших городов. Он поселяется в одной из деревень под названием Тальново. Хозяйку избы, в которой квартирует рассказчик, зовут Матрена Васильевна Григорьева, или просто Матрена.
Именно судьба Матрены — главное содержание рассказа. Сама героиня не считает ее интересной для «культурного» человека, но иногда по вечерам рассказывает о себе постояльцу. Услышанное завораживает и в то же время ошеломляет его. Он понимает, что это не просто частная жизнь какой-то безграмотной женщины, живущей в глубине России. Герой видит в ее судьбе особый смысл, которого не замечают односельчане и родственники Матрены.
История Матрены такова: муж пропал без вести в начале войны. Ее семейная жизнь сложилась, как считает Матрена, — он любил и не бил ее, как другие деревенские мужья своих жен. Но Матрена не любила его, поскольку прежде у нее был другой жених: она должна была выйти замуж за старшего брата мужа — Фаддея. Тот ушел на фронт в Первую мировую войну и тоже пропал без вести. Матрена ждала его, но вышла замуж за младшего брата — Ефима, так как его семья на этом настаивала. Далее события разворачивались драматично: внезапно вернулся Фаддей, бывший, как оказалось, в венгерском плену. Он даже хотел зарубить своего соперника-обидчика топором, но не сделал этого, потому что тот был ему братом. Фаддей подыскивает себе новую невесту с тем же именем — так он любил Матрену. Дети Матрены, едва родившись, умирали. Тогда она взяла на воспитание дочку «второй Матрены», которая родила Фаддею шестерых детей, — Киру, воспитывала ее десять лет, пока та не вышла замуж и не уехала в другой поселок.
Из-за того, что Бог забирал у нее детей, Матрена решила вслед за пересудами деревни, что она «порченая»,
Матрена всю жизнь постоянно работает на кого-то: на колхоз, на соседей, выполняя при этом «мужицкую» работу, и никогда не просит за нее денег. Рассказчика поражает огромная внутренняя сила, которая есть в этой женщине. Например, она способна остановить на бегу несущуюся лошадь, с которой не могут справиться мужчины, — возникает как бы напоминание о некрасовском образе русской женщины.
Именно на таких, как Матрена, отдающих себя другим без остатка, и держится еще вся деревня и вся русская земля — такой вывод делает рассказчик, услышав историю Матрены и поняв ее нехитрую жизнь. Но его совсем не радует это открытие: поскольку, если Россия держится только на самоотверженных старухах, у нее не может быть будущего.
Конец рассказа трагический. Матрена помогает Фаддею с сыновьями перетаскивать через железную дорогу на санях часть собственной избы, завещанной приемной дочери Кире: Фаддею не терпится, он не пожелал дожидаться смерти Матрены и решил забрать наследство для молодых при ее жизни. Матрена погибает. Родственники хоронят Матрену. Но они плачут о ней неискренне, по обязанности, а на самом деле думают только о разделе Матрениного имущества. А Фаддей, ставший косвенной причиной ее гибели, даже не приходит на поминки Матрены.