Построение бизнес-модели




Лабораторная работа 3. Разработка модели бизнес-процессов предприятия

Задание:

1. Разработать модель бизнес-процессов обследуемого предприятия / организации / фирмы (заказчика), для которой разрабатывается вариант информационной системы. Определить основные, дополнительные, вспомогательные бизнес-процессы, а также бизнес-процесс управления. Вариант берется из предыдущих работ.

2. Определить состав бизнес-функций по каждому бизнес-процессу. Описать работы, выполняемые в рамках каждой бизнес-функции.

3. Определить штат сотрудников для выполнения описанного в пункте 2 состава бизнес-функций. Описать: кто, на каком рабочем месте выполняет перечисленные в пункте 2 работы. Построить матрицу ответственности. По матрице ответственности составить штатное расписание.

4. Построить структуру программного обеспечения проектируемой информационной системы. Уровень детализации: одно рабочее место – один функциональный программный модуль информационной системы.

 

По итогу работы предоставить отчет. Отчет должен содержать следующую информацию:

• описание процесса построения бизнес-модели и представление модели бизнес-процессов на рисунке;

• состав бизнес-функций (и выполняемых работ по ней) по каждому бизнес-процессу (в виде таблицы);

• матрица ответственности: - сверху – бизнес-функции / работы; - слева – подразделения и сотрудники; - на пересечении (в клеточках матрицы) – рабочие места, на которых выполняются соответствующие функции / работы;

• штатное расписание в форме таблицы: - подразделение, - по каждому подразделению – должности, - по каждой должности – количество сотрудников данной должности;

• структура программного обеспечения проектируемой информационной системы: модули рабочих мест и их взаимосвязи (рисунок);

 

Указания к выполнению работы

Общие замечания

Здесь используется классическая технология проектирования информационных систем, позволяющая интуитивно ясно и последовательно перейти от миссии фирмы и её целей существования к функциональной структуре фирмы и, соответственно, к структуре программного обеспечения информационной системы. Другие технологии проектирования (основанные на IDEF или основанные на прецендентах) являются более запутанными и не позволяют столь же просто и последовательно перейти от бизнес-модели к структуре ПО ИС. Они требуют большого опыта и дополнительных интеллектуальных усилий для построения структуры ПО на основе разработанного определения функциональности.

 

Построение бизнес-модели

Создаётся описание бизнес-процессов фирмы / организации. При этом, как правило, предполагается, что фирма / организация является узкопрофильной, то есть производит только какой-то один товар, или предоставляет только какую-то одну услугу. В реальной жизни это, как правило, не так: большинство фирм / организаций являются многопрофильными. Но при выполнении лабораторной, для упрощения ситуации, предполагается, что фирма / организация – узкопрофильная. При таком предположении задача описания бизнес-процессов существенно упрощается и становится типовой:

• выделяется основной бизнес-процесс – это тот, который приносит деньги. Он декомпозируется на составляющие бизнес-функции, то есть, выделяются действия, выполнение которых обеспечивает выполнение этого основного бизнес-процесса (см. примеры ниже, в частности рисунок 1);

• помимо основного бизнес-процесса возможно выделение поддерживающих бизнес-процессов (дополнительных к основному, обеспечивающих его выполнение). Например, для библиотеки основным бизнеспроцессом будет обслуживание читателей, а поддерживающими будут бизнес-процессы «книгохранилище» и «комплектация книжного фонда». Эти поддерживающие бизнес-процессы являются затратными, но они непосредственно связаны с основным и поддерживают его выполнение;

• поддерживающие бизнес-процессы также декомпозируются на составляющие бизнес-функции. Например, бизнес-процесс «книгохранилище» может декомпозироваться на бизнес-функции: - поиск и выдача единиц хранения; - приём и раскладка единиц хранения; - отслеживание состояния единиц хранения; - ремонт единиц хранения и др.

• почти во всех самостоятельных фирмах / организациях существуют бизнес-процессы «управление», «учёт» и «вспомогательные». Учёт – это, обычно, бухгалтерия + формирование различного вида отчётности, выдаваемой вовне по запросам государственных или местных органов власти. Сюда же может входить функция создания рекламы. «Вспомогательный» бизнес-процесс – это бизнес-функции «бухгалтерия», «отдел кадров», «охрана», «уборка» и другие вспомогательные операции, не имеющие прямого отношения к основному бизнес процессу.

 

Пример 1. ЧАСТНАЯ ТИПОГРАФИЯ Бизнес-процессы:

1. Обслуживание клиентов – основной: - приём заказа, - подготовка макета, - печать образца и согласование, - изготовление заказа, - выдача заказа.

2. Ремонт оборудования – первый поддерживающий: - регламентные работы, - ремонт оборудования.

3. Снабжение – второй поддерживающий: - определение потребностей (сбор заявок) по позициям номенклатуры, - заказ/закупка бумаги, картриджей, типографской краски и др., - заказ/закупка запасных частей и материалов, - заказ/закупка оборудования и инструментов, - спецодежда, инвентарь, оргтехника, канцпринадлежности.

4. Учёт и бухгалтерия: - учёт заказов, калькуляция, - учёт материалов, - бухгалтерская отчётность, - другая отчётность (налог., пенс., соцстрах, госстат., местная и др.). - расчёт зарплаты.

5. Вспомогательные бизнес-функции: - отдел кадров, - охрана, - уборка.

6. Управление.

 

Пример 2. МЧС

Бизнес-процессы:

1. Мониторинг обстановки – основной бизнес-процесс: 1-а функция мониторинга, 2-я функция мониторинга, 3-я и т. д.

2. Восстановление пострадавшего имущества / оборудования – первый дополнительный: 1-я функция, 2-я функция, 3-я и т. д.

3. Поставка оборудования взамен выведенного из строя – второй дополнительный: 1-я функция, 2-я функция, 3-я и т. д.

4. Сопровождение оборудования, используемого в первых трех процессах – третий дополнительный: 1-я функция, 2-я функция, 3-я и т. д.

5. Вспомогательные бизнес-функции: бухгалтерия, отдел кадров, 1-й отдел, служба охраны, уборка, и др.

6. Управление.

Основной бизнес-процесс – мониторинг обстановки в стране и за её пределами (или в некоторой местности). При возникновении чрезвычайной ситуации для её устранения и ликвидации последствий могут быть инициированы дополнительные процессы – «восстановление пострадавшего района» и процесс «поставки оборудования». Каждый из них также включает несколько функций.

Кроме того, в ведомстве постоянно выполняется очень важный бизнеспроцесс сопровождения используемого оборудования, которое должно работать в круглосуточном режиме, поскольку основной бизнес-процесс – непрерывный.

В число вспомогательных бизнес-функций входит служба Первого отдела, поскольку данное ведомство (МЧС) – «допущенное к работам и документам».

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-05-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: