СОЮЗ СОВЕТСКИХ СОЦИАЛИСТИЧЕСКИХ РЕСПУБЛИК
ЗАКОН
О НАРОДНОМ КОНТРОЛЕ В СССР
(с изм. и доп., внесенными Указом Президиума ВС СССР
От 01.04.1987 - Ведомости ВС СССР, 1987, N 14, ст. 180)
В Советском государстве, выражающем волю и интересы всего народа, право контроля
принадлежит самому народу как единственному хозяину своей страны. Распространяясь на
хозяйственную жизнь и социально-культурное строительство, на область производства и
распределения, на деятельность государственного аппарата, народный контроль играет важную роль
в осуществлении задач и функций Советского социалистического общенародного государства.
Органы народного контроля в своей деятельности опираются на инициативу и
социалистическую сознательность советских людей. Главной их силой являются рабочие,
колхозники, служащие, которые участвуют в работе групп, постов и комитетов народного контроля,
добиваются претворения в жизнь решений Коммунистической партии и Советского государства.
Дальнейшее развитие политической системы советского общества предполагает усиление
народного контроля, являющегося одной из форм социалистической демократии, действенным
средством вовлечения народных масс в управление государственными и общественными делами.
I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Народный контроль в СССР - сочетание государственного и общественного контроля
Народный контроль в СССР сочетает государственный контроль с общественным контроле
трудящихся на предприятиях, в колхозах, учреждениях и организациях.
Народный контроль осуществляется органами народного контроля, образуемыми Советами
народных депутатов или избираемыми трудовыми коллективами.
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
В состав комитетов народного контроля входят представители государственных органов и
общественных организаций, рабочие, колхозники, служащие, деятели науки и культуры, работники
средств массовой информации, руководящие работники и активисты органов народного контроля.
Деятельность органов народного контроля осуществляется на основе ленинских принципов
социалистического контроля в соответствии с решениями Коммунистической партии Советского
Союза, Конституцией СССР, конституциями союзных республик, настоящим Законом и другими
актами законодательства Союза ССР и союзных республик.
Статья 2. Законодательство Союза ССР и союзных республик о народном контроле
Законодательство Союза ССР о народном контроле состоит из настоящего Закона,
определяющего в соответствии с Конституцией СССР организацию и порядок деятельности органов
народного контроля, и других актов законодательства Союза ССР.
Законодательством союзной республики разрешаются вопросы, связанные с организацией и
деятельностью органов народного контроля, отнесенные к ее ведению Конституцией СССР,
Конституцией союзной республики, актами законодательства Союза ССР.
Статья 3. Основные задачи и направления деятельности органов народного контроля
Органы народного контроля призваны вести систематическую проверку выполнения директив
Партии, советских законов и решений Правительства, решительно выступать против всего, что
наносит ущерб интересам государства, способствовать развитию у граждан чувства ответственности
за дела всего общества.
Органы народного контроля в пределах своей компетенции осуществляют деятельность по
следующим основным направлениям:
1) контролируют выполнение государственных планов экономического и социального развития
и плановых заданий;
2) выявляют резервы народного хозяйства, добиваются их использования, повышения
эффективности общественного производства и качества работы, внедрения в производство
достижений науки и техники, передового опыта, экономного использования трудовых, материальных
ресурсов и денежных средств, рационального использования и улучшения охраны природных
ресурсов;
3) ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины, проявлениями местничества,
ведомственного подхода к делу, с бесхозяйственностью и расточительством, волокитой и
бюрократизмом, любыми попытками обмана государства, с посягательством на социалистическую
собственность;
4) способствуют совершенствованию работы государственного аппарата, внедрению научной
организации труда и управления, улучшению проверки исполнения принятых решений в органах
государственного управления, проверяют постановку ведомственного контроля, добиваются
повышения его действенности;
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
5) осуществляют контроль за соблюдением должностными лицами советских законов при
рассмотрении предложений, заявлений, жалоб граждан, проводят проверки состояния этой работы в
министерствах, государственных комитетах, ведомствах, на предприятиях, в учреждениях,
организациях, а также в колхозах, кооперативных и иных общественных организациях.
Всей своей деятельностью органы народного контроля должны способствовать улучшению
работы предприятий, колхозов, учреждений, организаций, министерств, государственных комитетов
и ведомств, воспитанию их работников в духе строгого соблюдения государственной дисциплины и
социалистической законности, предупреждать должностных лиц от ошибок и упущений в работе,
добиваться устранения выявленных недостатков.
На лиц, виновных в допущенных недостатках или нарушениях, органы народного контроля
воздействуют как путем товарищеской критики, обсуждения их неправильных действий, так и
посредством привлечения их к ответственности в соответствии с настоящим Законом.
Статья 4. Соблюдение социалистической законности в деятельности органов народного
контроля
Деятельность органов народного контроля основывается на строгом соблюдении
социалистической законности, способствует охране правопорядка, интересов общества, прав и
свобод граждан.
Статья 5. Демократический централизм - принцип организации и деятельности органов
народного контроля
Организация и деятельность органов народного контроля строятся в соответствии с принципом
демократического централизма. Все органы народного контроля образуются соответствующими
Советами народных депутатов или избираются трудовыми коллективами; органы народного
контроля регулярно отчитываются перед Советами и трудовыми коллективами, а также
вышестоящими органами народного контроля; решения вышестоящих органов народного контроля
обязательны для нижестоящих; руководство вышестоящих органов народного контроля сочетается с
инициативой и творческой активностью органов народного контроля на местах, с ответственностью
каждого из них за выполнение возложенных задач.
Статья 6. Коллективность в работе органов народного контроля
Органы народного контроля работают на основе коллективности, выражающейся в широком
привлечении трудящихся к контролю, коллегиальном обсуждении результатов проверок,
определении мер по предупреждению и устранению недостатков, решении вопросов об
ответственности лиц, допустивших недостатки или нарушения.
Статья 7. Гласность народного контроля
Не является официальной версией, бесплатно предоставляется членам Ассоциации лесопользователей Приладожья, Поморья и Прионежья – www.alppp.ru. Постоянно действующий третейский суд.
Гласность народного контроля - непременное условие его действенности. О результатах
проверок и принятых по ним мерах органы народного контроля доводят до сведения трудовых
коллективов, систематически информируют население о своей работе на собраниях, в печати, по
телевидению и радио.
Статья 8. Взаимодействие органов народного контроля с комиссиями Советов народных
депутатов и государственными органами
Органы народного контроля строят свою работу во взаимодействии с постоянными и иными
комиссиями Советов народных депутатов.
Органы народного контроля при осуществлении возложенных на них задач поддерживают связь
с соответствующими государственными органами.
Статья 9. Взаимоотношения органов народного контроля с органами прокуратуры, внутренних
дел, юстиции, государственного арбитража и судами
Органы народного контроля ведут борьбу с нарушениями государственной дисциплины и
социалистической законности в контакте с органами прокуратуры, внутренних дел, юстиции,
государственного арбитража и судами.
Деятельность органов народного контроля не распространяется на работу судов и органов
прокуратуры, а также органов внутренних дел, юстиции и государственного арбитража, связанную с
отправлением правосудия, осуществлением прокурорского надзора, производством дознания и
предварительного следствия, рассмотрением хозяйственных споров.
Статья 10. Участие общественных организаций в деятельности органов народного контроля
Организации профессиональных союзов, Всесоюзного Ленинского Коммунистического Союза
Молодежи и другие общественные организации участвуют в деятельности органов народного
контроля как через своих представителей в этих органах, так и путем совместных с ними действий по
осуществлению контроля.
II. СИСТЕМА, ПОРЯДОК ОБРАЗОВАНИЯ И ФУНКЦИИ