Борьба мнений в памфлетах периода гражданских войн. Конституционные проекты различных политических сил.




Когда в 1642 г. началась гражданская война, парламент открыл кампанию пропаганды. Она началась с перепечатки некоторых старых сочинений, особенно тех, которые в предыдущем столетии были написаны протестантскими богословами и направлены против вождей враждебных им течений. Старая теория о долге каждого христианина восстать против нехристианских правителей давно завоевала себе общее признание. Поэтому первым был перепечатан «Краткий трактат о политической власти» Джона Понета, впервые опубликованный в царствование королевы Марии в 1556 году. В нем Понет отстаивал неприкосновенность частной собственности, равенство перед законом, ответственность короля перед парламентом. Позднее, когда парламентское движение раскололось на консервативных пресвитериан и радикальных индепендентов, а затем правое крыло индепендентов во главе с Кромвелем объединилось с купцами пресвитерианского Сити против левого крыла индепендентов — левеллеров, эти события сопровождались потоком памфлетов, часто анонимных и очень резких.

Памфлетная война этого периода интересна также и тем, что она заняла определенное место в истории веротерпимости. Вильям Уолвин с его «Силой любви» (1643) и «Сострадательным самаритянином» (1644) и Роджер Вильямс, американец, с его «Кровавым сторонником преследования» (1644) стояли плечом к плечу с Джоном Мильтоном, чья «Ареопагитика» (1644) стала позднее классическим для Англии произведением, защищавшим свободу печати, хотя в свое время она привлекла к себе не большее внимание, чем другие памфлеты. Ричард Овертон также включился в борьбу своим «Обвинением господина Преследование» (1645), которого сэр Джон Священник защищал от обвинения в измене, выдвигавшегося господином Божественное Возмездие перед лицом Лорда Парламента в качестве судьи. Может быть, эта аллегория натолкнула Джона Бэньяна на некоторые идеи в его «Странствовании пилигрима». Пресвитериане, конечно, были против веротерпимости, и ими было написано много серьезных возражений против требовавшейся индепендентами всеобщей свободы мысли. Требование веротерпимости было лишь на первый взгляд чисто религиозным вопросом. В действительности же оно касалось права высказывать свои соображения по волнующим социальным и политическим вопросам. И можно отметить, что на деле полная веротерпимость была дарована лишь столетие спустя, когда буржуазия прочно утвердилась в своей власти, и уже казалось немыслимым, чтобы что-нибудь могло ее поколебать.

Рассмотрим более подробно некоторые наиболее знаковые памфлеты. Начнем с уже упомянутой «Ареопагитики». «Ареопагитика» была опубликована в 1644 году. Будучи сторонником парламента, Мильтон обрушился с жесткой критикой на принятое депутатами постановление 1643 года о предварительной цензуре публикаций, отмечая, что подобных порядков не было ни в классической Греции, ни в Древнем Риме. Мильтон развил мысль о том, что в ходе справедливых публичных дебатов правдивые и положительные аргументы всегда одержат верх над ложными идеями. Общественные дебаты, по его мнению, ведут к гармонии и справедливому социальному порядку. Поэтому закон о цензуре можно отнести к тем законам, которые "стремятся наложить ограничения на то, что, не поддаваясь точному учёту, тем не менее, может способствовать как добру, так и злу". Мильтон опасался, что в случае введения цензуры место цензоров займут "люди невежественные, властные и нерадивые или явно корыстолюбивые", которые будут "выедать" из книги все то, что не соответствует их невежественному пониманию. Более того: анализируя последствия цензуры, установленной в Италии и Испании инквизицией, Мильтон справедливо замечает, что тамошние народы, потеряв свободу слова, не сделались "лучше, честнее, мудрее и целомудреннее".

Теперь рассмотрим памфлеты другого активного деятеля Английской революции Джона Лильберна. В 1645-1646 годы Лильберн выступил с резкой критикой политики палаты лордов, а затем и пресвитерианского большинства палаты общин. В памфлетах "Защита прирожденного права Англии...", "Анатомия тирании лордов" и др. Лильберн обосновывал буржуазно-демократические идеи о народном суверенитете, о естественных правах человека. Основываясь на этих идеях, Лильберн выступает против монархии и палаты лордов, за республику, против всяких феодальных привилегий, за равенство всех перед законом, защищает свободу религиозных убеждений, неприкосновенность личности и имущества, свободу печати и другие личные свободы. Важное значение для углубления революции имели и такие требования Лильберна, как уничтожение монополий и патентов, отмена десятины, облегчение налогового бремени "среднего и бедного люда". Памфлет «защита прирожденного права Англии…» подчеркивает верховную власть парламента. Но одновременно считает, что сам парламент связан определенными основными законами, гарантирующими вольности нации, отменить которые он (парламент) не имеет права. В числе реформ, предлагаемых Лильберном, стоят: реформа суда, установление полной религиозной свободы и свободы печати, уничтожение всех торговых монополий. Памфлет был написан Лильберном уже в Ньюгетской тюрьме (в Лондоне), в которую он был заключен по постановлению парламента 19 июля 1645 г. К началу 1647 года вокруг Лильберна сложилась группа демократов, послужившая ядром для образования новой демократической партии, отколовшейся от индепедентов. Большое число сторонников Лильберна было в самом Лондоне и его окрестностях, чему немало способствовала давнишняя популярность Лильберна в массе лондонских ремесленных подмастерьев и учеников; но не менее велик был авторитет Лильберна и среди солдат кромвелевской армии, все более подпадавших под влияние «идей общего (равного) права».

Летом 1647 г. в армии политическая жизнь била ключом. Кавалеры были разбиты. Сам Карл I находился в плену у парламента. Встал вопрос о выработке новой конституции и проведении ряда социально-экономических реформ, которые удовлетворили бы интересы крестьян и ремесленников, сражавшихся против короля. Солдатская масса, организовавшаяся с весны 1647 г. в особые солдатские (полковые и общеармейский) советы, принимала живое участие в обсуждении политических вопросов. Однако в армии скоро произошел раскол. Индепедентские генералы и высшие офицеры пытались в течение 1647 г. еще договориться с пленным Карлом I, надеясь восстановить его в качестве конституционного монарха. Вырабатывая новый проект конституции, названный «Главы предложений», индепеденты исключили предоставление избирательных прав широким массам. (цензовое избирательное право). Ограниченная монархия, двухпалатная система. Это вызвало протесты со стороны наиболее сознательных солдат и демократической части офицерства. На армейской конференции агитаторов (делегатов от различных полков) вместе с генералами и офицерами, происходившей в местечке Петни в окрестностях Лондона 28 октября – 11 ноября 1647 г., левеллеры, «ученики Лильберна», выступали как уже вполне оформившаяся партия со своей собственной политической программой, изложенной в форме так называемого агримента (Agreement of the People), или Народного соглашения. Левеллеры требовали в ней установления республики и предоставления широкого избирательного права. Левеллеры выступали также за переизбрание парламента раз в два года (потом они требовали даже ежегодных выборов), уничтожения сословных привилегий, десятины, отмены акцизов и т.д. Народное соглашение отвергало имуществ. ценз, провозглашало равенство всех англичан и всеобщее избират. право для мужчин. "Н. с." не оставляло места в гос-ве для короля и лордов и по существу предусматривало превращение Англии в республику. Только палата общин "без ведома и вмешательства какого-либо лица или лиц" (т. е. без короля и лордов) призвана руководить всей внутр. и внеш. политикой страны, она наделяется всеми законодат. функциями. Принятие "Н. с." мыслилось его авторами путем всенар. опроса.

Кромвель и другие индепедентские лидеры резко выступали против левеллерского проекта, считая его опасным для частной собственности. Не договорившись с индепедентами на конференции, левеллеры пытались добиться принятия армией агримента путем непосредственного обращения к солдатской массе. 15 ноября 1647 г. происходило собрание части армии близ Уэра (в графстве Гертфорд, около 25 км от Лондона), на котором несколько наиболее распропагандированных левеллерами полков потребовали от командования принятия Народного соглашения в качестве новой английской конституции. Кромвелль увидел в этой солдатской демонстрации не что иное, как бунт, и решил немедленно подавить его. Он арестовал ряд солдат-левеллеров, а одного из них приказал расстрелять. Выйдя на свободу в августе 1648 года, Лильберн призывал своих сторонников в первую очередь разгромить роялистов и пресвитериан, он тщетно призывал Кромвеля принять "Народное соглашение" и основные политические принципы левеллеров. Убедившись, что индепенденты, встав у власти, отвергли планы демократических преобразований, Лильберн дал резкую критику их действий в памфлетах "Новые цепи Англии" (26 февраля 1649 года) и "Вторая часть новых цепей Англии" (24 марта 1649 года). Оба памфлета написаны в форме петиций, обращенных к Долгому парламенту от имени «благомыслящих жителей» города Лондона и его предместий. Указывая на опасность военной диктатуры, Лильберн требовал в первую очередь упразднения Государственного совета, «угрожающего так явно тиранией» («Новые цепи»), а также созыва нового народного представительства, «справедливо избранного» согласно принципам Народного соглашения («Вторая часть Новых цепей»). В ответ на «скандальные и мятежные» памфлеты Лильберн и его друзья Уольвин, Овертон и Принс 28 марта 1649 г. были снова заключены в Тоуэр.Арест Лильберна и других вождей левеллеров вызвал большое возбуждение в Лондоне, а также была подана петиция, подписанная 30 000 человек, в которой содержался протест против военной диктатуры и требовалось назначение открытого суда для разбора обвинений, предъявленных Джону Лильберну. Со своей стороны, не дремали и враги левеллеров, обвиняя Лильберна и его партию во всевозможных преступлениях, в связях с иезуитами, в атеизме, анархизме, в стремлении уничтожить всякую частную собственность. В таких условиях Лильберн и его друзья решили опубликовать «Манифест левеллеров» (от 14 апреля 1649 г.), в котором подробно отвечали на возводимые на них обвинения. Манифест имеет исключительное значение для понимания социальных взглядов левеллеров; в нем, между прочим, ясно отразилось их отношение к частной собственности. Последняя ими признавалась, а не отвергалась, в противоположность другой ветви левеллеров – так называемых «истинных левеллеров, или диггеров, выступавших в конце 1648 – начале 1649 гг. в различных, главным образом центральных графствах Англии и проповедовавших аграрный грубоуравнительный коммунизм. С той же целью уяснить, какие конечные цели преследуют левеллеры и «что в них главное», вожди левеллеров опубликовали 1 мая 1649 г. новую наиболее полную редакцию Народного соглашения. «Соглашение свободного народа Англии» подводит итог всей левеллерской публицистике и дает самое систематическое изложение политических взглядов Джона Лильберна.

Левеллеры, раньше, чем какая-либо другая партия, потребовали уничтожения королевской власти, отмены палаты лордов, объявления Англии республикой, предоставления широкого избирательного права. И индепенденты в своих актах конца 1648 – начала 1649 гг. – удаление из парламента пресвитериан, казнь короля, отмена палаты лордов и провозглашение Англии республикой – фактически осуществляли то, чего левеллеры требовали еще почти за два года до этого. В социально-экономической программе левеллеров имелись такие требования, как полная свобода торговли и промышленности, возвращение крестьянам отнятых у них общинных земель, превращение копигольда (зависимого от помещика оброчно-наследственного держания) в полную крестьянскую собственность. Выдвигая проект новой конституции, в результате которой в Англии должна быть установлена демократическая республика, левеллеры тем самым ставили задачу разрушения до конца феодально-сословного строя Англии и обеспечения стране свободного капиталистического (без пережитков феодализма) развития. Именно в этом состоит самое важное историческое значение их проекта.

В отечественной историографии особое значение придавалось идеям Дж. Уинстенли, создавшего религиозную группу, члены которой называли себя "истинными левеллерами", а их критики диггерами, или копателями. Считается, что во взглядах Уинстенли. больше, чем у других проповедников, выражен социальный аспект, ярче проявилась критика современного строя, основанного на имущественном и социальном неравенстве. Это нашло отражение в многочисленных памфлетах этого автора, самые знаменитые из которых-"Свет, воссиявший в Бэкингэмшире", "Новый закон справедливости". Они писали: что «…все свободы народа были им утрачены после прихода Вильгельма Завоевателя, и с тех пор народ божий живет в рабстве и угнетении, худших, чем во времена египетского плена. Но бог освободит свой народ из рабствд и восстановит его свободу в пользовании дарами и богатствами земли что они не намереваются вторгаться в чью-либо собственность или сносить изгороди, а хотят только распорядиться тем, что осталось еще общим и неподелейным, и обратить это на пользу человеку. И наступит время, когда все люди соберутся вместе, добровольно отдадут свои земли и имущество и будут подчиняться общине. И для тех, кто придет и будет работать, будет еда, питье и одежда, то есть все, что нужно человеку, а что касается денег и одежды в большем количестве, чем нужно для прикрытия наготы, то в них не будет нужды. Эти люди не будут защищать себя С ПОМОЩЬЮ оружия, н о будут подчиняться властям». Диггеров часто рассматривали как представителей утопического социализма, желавших достичь своих целей общественного переустройства мирным ненасильственным путем. Движение было узко локальным; его центром стал холм Св. Георгия в графстве Сэррей. Диггеры предприняли попытку обработки пустующих земель, что натолкнулось на сопротивление местных землевладельцев. Впрочем, Т. Ферфакс, прибывший с солдатами, чтобы разобраться в происходящем, решил, что опасности копатели не представляли. Движение окончательно сошло на нет в начале 1651 года.

Характерно, что Лильберн и другие левеллеры подчеркивали, что их позиция принципиально отличается от диггеров, что в отличие от последних они-реалисты.

Консервативные круги Сити также имели своих памфлетистов. Существует сатира на левеллеров, озаглавленная «Полные и окончательные требования, уже предъявленные или те, которых следует ожидать от агитаторов и от армии, которая будет распущена только тогда, когда они найдут это своевременным, но, по всей вероятности, не раньше» (1647). Писатель считал, что совет агитаторов добивался общего контроля над вооруженными силами страны, собирался сделать Кромвеля императором с абсолютной властью и поддерживать его до тех пор, пока им не вздумается свергнуть его с трона, чтобы возвести на престол нового Иоанна Лейденского. Опережая события, автор также предполагал, что короля Карла сочтут необходимым привлечь к суду и казнить. Далее он заявлял, что собрание духовных лиц будет распущено и ему предъявят обвинение в измене; что пресвитерианство будет упразднено, что «Отче наш», «Верую», 10 заповедей, пение псалмов и т. д. будут отменены совершенно, как антихристианские обряды, и «что будет дарована всем полная свобода молиться, креститься, бросать или устанавливать любую новую религию, какая понравится, распространять любую ересь, заблуждение, святотатство или новое мнение, без малейшего запрета, как они делают это теперь в своей армии». Эти интересные высказывания автора, а также его убеждение, что все церковные земли и собственность знати и джентри будут превращены в собственность государства, позволяют нам утверждать, что он был близок к течению левеллеров. Интересен намек автора на то, что все войска внутри или вокруг Лондона будут моментально рассеяны, вся охрана Сити и парламента удалена и заменена новой сильной стражей из пехоты и кавалерии, присланной теперь из армии для охраны Тауэра в Лондоне и здания палаты общин (под предлогом предотвращения новой войны), и что таким образом «жизнь, свобода и состояние лордов и общин, граждан, джентльменов и др. будут отданы на милость и свободную волю армии без малейшей надежды на возможность сопротивления». Как видно, Сити в то время считало, что ему грозит величайшая опасность со стороны левеллеров. Памфлет кончался следующими словами: «Судите сами, каково сейчас положение короля, королевства и парламента, находящихся под властью проникнутой лильберновским духом армии, которая в своих последних требованиях ясно выражает пожелание скорого освобождения из тюрьмы его (Лильберна), Овертона и Масгрейва, написавших много предательских и совращающих памфлетов против монархии, власти и привилегий парламента, магистратов, духовенства, десятины и старавшихся насадить анархию. Таким образом капелланы для этой мятежной армии подготовлены». Буржуазия совершенно очевидно была и напугана, и раздражена.

Список использованной литературы:

· Лавровский В. М. Сборник документов по истории английской буржуазной рево-люции XVII в. М., 1973.

· Бацер М. И. Левеллеры против Кромвеля (1647-1649 гг.) // Новая и новейшая исто-рия. 2002, № 3. С. 93 – 113

· История Европы в восьми томах. С древнейших времен до наших дней. Т. 4. Евро-па нового времени (XVII - XVIII вв.). М., 1994

· Холореншоу Г. Левеллеры и английская революция. М. 1947



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-11-02 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: