Глава 2. Анализ транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеэкономических операций ООО «Укрспецконтейнер»




2.1 Особенности транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеэкономических операций ООО «Укрспецконтейнер»

ООО «Укрспецконтейнер» - транспортно-экспедиторская компания, представленная энергичной командой специалистов в сфере контейнерных перевозок. Используя многолетний опыт работы, ООО «Укрспецконтейнер» предлагает лучшие решения для организации перевозки любых грузов в стандартных 20-ти и 40-ка футовых контейнерах, наливных опасных и неопасных грузов в танк-контейнерах и флекси танках, негабаритных грузов на флет контейнерах, опен топ контейнерах, а также неупакованных насыпных грузов в лайнер-бэгах.

ООО «Укрспецконтейнер» осуществляет организацию контейнерных перевозок грузов из (в) любой точки мира морским, железнодорожным и автомобильным транспортом, дверную доставку и перетарка груза из контейнеров в другие виды транспорта через порты Одесса и Ильичевск, а также через другие крупнейшие мировые порты, используя сеть агентов.

Компания является агентом в Украине компании Trans Ocean Distribution ltd - ведущего мирового оператора перевозок грузов в флекси танках, и компании VOTG Tanktainer GmbH - одного из лидирующих мировых операторов перевозок в танк-контейнерах.

Компания ООО «Укрспецконтейнер» является действующим членом АМЭУ (Ассоциации морских экспедиторов Украины) и ассоциативным членом FIATA.

Ответственность экспедитора ООО «Укрспецконтейнер» застрахована в TT Club.

ООО «Укрспецконтейнер» осуществляет следующий спектр услуг:

- экспедирование экспортно-импортных и экспедирование транзитных грузов различными видами транспорта;

- согласование и оформление основных и дополнительных планов в сжатые сроки;

- декларирование и таможенно-брокерское оформление;

- получение карантинных, ветеринарных и специальных разрешений;

- слежение за грузом на всем пути следования;

- страхование грузов;

- согласование и оформление завоза экспортных и транзитных грузов в порты СНГ, Балтии и Европы и их обработка;

- организация перевалки грузов с одного вида транспорта на другой;

- фрахтование судов;

- перевозка опасных, негабаритных и тяжеловесных грузов;

- организация доставки груза "от двери до двери";

- другие услуги по запросу клиента.

Торговый департамент ООО «Укрспецконтейнер» работает на рынке и осуществляет весь спектр услуг, связанный с доставкой и реализацией грузов непосредственно от производителей до конечных потребителей, экспортно-импортные и транзитные операций по территории Украины, стран СНГ, а также стран дальнего зарубежья.

Осуществляя ВЭД, ООО «Укрспецконтейнер» вступает в сложные отношения, механизм которых формируется под влиянием политических и экономических факторов, коммерческих и правовых международных и национальных норм, актов, обычаев. ООО «Укрспецконтейнер» все острее ощущает потребность в профессиональных знаниях, в том числе и знаниях законодательства разных стран, международных соглашений (конвенций), обычаев, технико-экономических характеристик транспортных средств, пунктов перегрузки и перевалки грузов, рынка транспортных и посреднических услуг.

ООО «Укрспецконтейнер», как участник ВЭД, планирует и учитывает транспортные операции при подготовке контракта. Такие операции проходят следующую последовательность этапов.

На первом этапе, до заключения контракта, ООО «Укрспецконтейнер» проводит:

- анализ конъюнктуры рынков транспортных услуг, условий поставки товаров, уровни тарифных и фрахтовых ставок (то есть стоимость доставки единицы груза наземным, водным или воздушным транспортом);

- определение и конкретезирование транспортных условий и базисных условий поставки для их включения в договор купли-продажи;

- определение доли расходов на транспортные операции (транспортную составляющую) в контрактной цене товара;

- предвидение в смете транспортных расходов.

На втором этапе, в процессе реализации внешнеторговой сделки, ООО «Укрспецконтейнер» проводит:

- заключение договора на перевозку товаров, оформления их соответствующими транспортными документами (накладными, чартером, коносаментом);

- подготовка товара к перевозке (упаковка, маркировка и т.д.);

- оформление договора транспортного страхования грузов и получения страхового полиса;

- подготовка и оформление технической и товаросопроводительной документации;

- проверку расчетной документации и делает расчеты с перевозчиком;

- оформление соответствующих документов: грузовую таможенную декларацию, паспорт сделки, необходимые сертификаты, оплачивает таможенные пошлины, налоги, пошлина;

- организовывает контроль за продвижением груза по всему транспортному циклу: от грузоотправителя до грузополучателя.

На третьем этапе, после завершения внешнеторговой операции, ООО «Укрспецконтейнер» проводит:

- дополнительные взаиморасчеты, если есть такая необходимость;

- решает спорные вопросы, если они возникли с участником транспортного процесса;

- при необходимости предъявляет в установленном порядке претензии и иски.

Транспортное обеспечение внешнеэкономической деятельности ООО «Укрспецконтейнер» - это система технических, технологических элементов, экономических, коммерческо-правовых, организационных факторов, методов управления транспортными операциями в сфере производства, обращения и потребления товаров, перемещаемых между странами.

ООО «Укрспецконтейнер» заключает внешнеэкономический договор в соответствии с законами Украины с учетом международных договоров с участием Украины. При составлении текста внешнеэкономического договора, ООО «Укрспецконтейнер» использует известные международные обычаи, рекомендации международных органов и организаций, если это не запрещено прямо и в исключительной форме законами Украины. Внешнеэкономический договор ООО «Укрспецконтейнер» заключает в письменной форме.

ООО «Укрспецконтейнер» использует контракт купли-продажи как основное средство регулирования деловых отношений в сфере внешнеторгового оборота. Порядок заключения и исполнения договоров купли-продажи регулируется Конвенцией Организации Объединенных Наций о договорах международной купли-продажи товаров от 11.04.1980 г.. (Венская конвенция), которая вступила в силу для Украины с 01.02.1991 г.. Заключение договора по настоящей Конвенции должна проходить две основные стадии:

- предложение заключить договор (оферта),

- принятие предложения (акцепт).

Оферта от ООО «Укрспецконтейнер» удовлетворяет два требования: содержит в себе все существенные пункты будущего договора и адресуется конкретному лицу или неопределенному кругу лиц при условии возможной индивидуализации одного или нескольких из них готовых принять предложение. В последнем случае ООО «Укрспецконтейнер» использует так называемую публичную оферту. Если одна из указанных требований не соблюдается, предложения о заключении договора нет. Оферта вступает в силу, когда ее получил адресат оферты. ООО «Укрспецконтейнер» может отменить оферту, даже если она безотзывная, если сообщение об отмене получено адресатом оферты раньше, чем сама оферта, или одновременно с ней.

ООО «Укрспецконтейнер» не может отозвать оферту:

- если в оферте указано путем установления определенного срока для акцепта или иным образом, что она является безотзывной;

- если для адресата оферты целесообразным рассматривать оферту как безотзывную и адресат оферты действовал соответственно.

Основные разделы внешнеэкономического контракта купли-продажи ООО «Укрспецконтейнер»:

1. Название, номер договора (контракта), дата и место его заключения.

2. Преамбула. В преамбуле указывается полное наименование сторон - участников внешнеэкономической операции, под которыми они официально зарегистрированы, с указанием страны, сокращенное определение сторон как контрагентов ("Продавец", "Покупатель", "Заказчик", "Поставщик" и т.д.), лицо, от имени которого заключается внешнеэкономический договор (контракт), и наименование документов, которыми руководствуются контрагенты при заключении договора (учредительные документы и т.п.).

3. Предмет договора (контракта). В этом разделе определяется, какой товар (работы, услуги) один из контрагентов обязан поставить (осуществить) другому с указанием точного наименования, марки, сорта или конечного результата выполняемой работы. В случае бартерных (товарообменных) договора или контракта на переработку давальческого сырья определяется также точное наименование (марка, сорт) встречных поставок (или название товара, являющегося конечной целью переработки давальческого сырья). Если товар (работа, услуга) требует более детальной характеристики или номенклатура товаров (работ, услуг) достаточно большая, то все это отмечается в приложении (спецификации), который должен быть неотъемлемой частью договора (контракта), о чем делается соответствующая примечание в тексте договора (контракта). Для бартерных (товарообменных) договора (контракта) упомянутое приложение (спецификация) кроме того балансируется еще по общей стоимости экспорта и импорта товаров (работ, услуг).

 

2.2. Анализ организации транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеэкономических операций ООО «Укрспецконтейнер»

Для того, чтобы проанализировать деятельность ООО «Укрспецконтейнер» по осуществлению транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеэкономических операций необходимо более детально исследовать возможные пути использования различных видов транспорта для экспедирования грузов до порта отправки, а также рассмотреть различные варианты транспортных направлений морского фрахта.

Более детально рассмотрим три транспортно-технологических схемы: 2 на основе железнодорожных перевозок и одну на основе автотранспортных перевозок. Также в работе рассмотрено пять направлений морского фрахта.

В общем виде стоимость доставки с использованием транспортно-технологической схемы на основе железнодорожных перевозок до порта отправки можно представить в виде следующей формулы (1):

 

С = Супакпогр.таможпор. ж/д.гр.ж/дпрр впэхр.конт+ Сфр.., $, (1)

 

где С упак - – стоимость упаковки товара для транспортировки;

С погр - – стоимость погрузки товара в наземное транспортное средство;

Стамож -– стоимость помещения товара под таможенный режим экспорта;

Спор.ж/д.–стоимость подачи порожних контейнеров на склад отправителя на железнодорожных платформах;

Сгр.ж/д – стоимость перевозки груженых контейнеров со склада отправителя до ж/д станции порта отправления;

Спрр – стоимость погрузо-разгрузочных работ в порту отправления;

Свпэ. – стоимость внутрипортового экспедирования.

Схр.конт – стоимость хранения контейнера в порту;

Сфр – стоимость морского фрахта до пункта назначения.

Стоимость перевозки груза по железной дороге (Спор.ж/д.) и (Сгр.ж/д) определяется исходя из следующих факторов:

- количества ж/д платформ, необходимого для вывоза всей партии груза по контракту. При этом принимается, что одна платформа за один кругорейс может вывозить только один контейнер, т.е. количество ж/д платформ, необходимого для вывоза всей партии груза по контракту, равно 112 ж/д платформ.

- тарифа на порожний и груженый рейс до станции по месту нахождения отправителя (экспортера).

В дипломной работе условная длина контейнерного маршрута принимается равной 55-ти вагонам для всех станций отправления. В данном варианте дипломной работы организуется маршрутная отправка, так как количество платформ кратно 55.Таким образом, тариф на порожний рейс составляет 17163грн, а тариф на груженый рейс - 20775грн.

Стоимость перевозки груза по железной дороге (Спор.ж/д.) и (Сгр.ж/д) определяется следующим образом: (на 15 октября 2015 г.)

Спор.ж/д.= 75015$;

Сгр.ж/д=90802$.

В дипломной работе принимается, что операции по упаковке (С упак), погрузке в наземное транспортное средство (С погр), и помещению товара под таможенный режим экспорта (оформление таможенной декларации - Стамож) выполняются экспортером (производителем товара) самостоятельно. Поэтому в формуле расчета стоимости доставки организованной транспортно-посреднической компанией эти составляющие принимаются равными нулю.

Далее рассчитаем стоимость доставки всей партии груза по контракту и стоимость доставки в расчете на один контейнер.

Для POD Savannah стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (1) равна:

С = 75015+90802+14100+338400=518317$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт = 518317/141=3676$;

Для POD Vigo стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (1) равна:

С = 75015+90802+14100+192465=372382$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт = 372382/141=2641$;

Для POD Livorno стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (1) равна:

С = 75015+90802+14100+133245=313162$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт = 313162/141=2221$;

Для POD Chennai стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (1) равна:

С = 75015+90802+14100+180728=360645$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт = 360645/141=2558$;

Для POD Osaka стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (1) равна:

С = 75015+90802+14100+213315=393232$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт =393232/141=2789$;

Результаты расчета стоимости доставки (С) по данной транспортно-технологической схеме представлены в табличной форме для каждого порта назначения в таблице 6.

 


Таблица 2.2.1

Вывоз груза со склада отправителя в контейнере и доставка в порт железнодорожным транспортом, $/контейнер

Показатели Обозначение Savannah LO Vigo FO Livorno FO Chennai FO Osaka LO
Стоимость упаковки товара для транспортировки, $ С упак          
Стоимость погрузки товара в наземное транспортное средство, $ С погр          
Стоимость помещения товара под таможенный режим экспорта, $ Стамож -          
Стоимость подачи порожних контейнеров на склад отправителя на железнодорожных платформах, $ Спор.ж/д.          
Стоимость перевозки груженых контейнеров со склада отправителя до ж/д станции порта отправления, $ Сгр.ж/д          
Стоимость погрузо-разгрузочных работ в порту отправления, $ Спрр          
Стоимость внутрипортового экспедирования, $ Свпэ.          
Стоимость хранения контейнера в порту, $ Схр.конт          
Стоимость морского фрахта до пункта назначения, $ Сфр          
Стоимость доставки всей партии груза по контракту, $ С          
Стоимость доставки в расчете на один контейнер,$ Сконт          

 


 

В общем виде стоимость доставки с использованием транспортно-технологической схемы «Вывоз груза со склада отправителя тентованными полуприцепами, перетарка в контейнеры на терминале порта» можно представить в виде следующей формулы (2):

 

С = Супакпогр.таможа/м.тент.хр.грузперетпррвпэхр.контфр.., $ (2)

 

где С упак - – стоимость упаковки товара для транспортировки;

С погр - – стоимость погрузки товара в наземное транспортное средство;

Стамож - – стоимость помещения товара под таможенный режим экспорта;

Са/м тент - стоимость перевозки груза автотранспортом в тентованном полуприцепе;

Схр.груз - стоимость хранения груза на терминале порта до перетарки в контейнер;

Сперет - стоимость перетарки груза из тентованного полуприцепа в контейнер;

Спрр – стоимость погрузо-разгрузочных работ в порту отправления;

Свпэ. – стоимость внутрипортового экспедирования.

Схр конт – стоимость хранения контейнера в порту;

Сфр – стоимость морского фрахта до пункта назначения.

Стоимость перевозки груза автотранспортом в тентованном полуприцепе (Са/м.тент) определяется исходя из следующих факторов:

- количества ходок автомашин, необходимого для вывоза всей партии груза по контракту;

- стоимость одной ходки автомашины по требуемому маршруту.

Потребное количество ходок автомашин определяется с учетом нормы загрузки полуприцепа, которая составляет 19500кг.

Стоимость одной ходки автомашины по маршруту определяется исходя из местонахождения экспортера. Предположим, что для определения количества ходок автомашин, необходимого для вывоза всей партии груза по контракту, необходимо произвести следующий расчёт: 3750000/19500=192 ходка.

Далее произведем расчет стоимости перевозки груза автотранспортом в тентованном полуприцепе (Са/м.тент):

С а/м тент =192*1392=267824$

Стоимость перетарки груза из тентованного полуприцепа в контейнер (Сперет) определяется исходя из количества груза, предъявленного к перевозке и стоимости перетарки:

Сперет =3750*16,50=61875$

В расчетах принимается, что перетарка происходит в рамках свободного периода нахождения груза на крытом складе порта (15 суток). Следовательно, стоимость хранения груза на терминале порта до перетарки в контейнер (Схр.груз) = 0.

Значения показателей (С упак), (С погр), (Стамож), (Спрр), (Свпэ), (Схр.конт), (Сфр) аналогичны значениям показателей описанным в разделе 3.1.

Далее рассчитаем стоимость доставки всей партии груза по контракту и стоимость доставки в расчете на один контейнер.

Для POD Savannah стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (2) равна:

С= 267824+61875+14100+338400=682199$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт =682199/141=4838$;

Для POD Vigo стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (2) равна:

С = 267824+61875+14100+192465=536264$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт = 536264/141=3803$;

Для POD Livorno стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (2) равна:

С = 267824+61875+14100+133245=477044$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт 477044/141=3383$;

Для POD Chennai стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (2) равна:

С = 267824+61875+14100+180728=524527$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт = 524527/141=3720$;

Для POD Osaka стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (4) равна:

С = 267824+61875+14100+213315=557114$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт =557114/141=3951$;

Результаты расчета стоимости доставки (С) по данной транспортно-технологической схеме представлены в табличной форме для каждого порта назначения в таблице 2.2.2.

Таблица 2.2.2.

Вывоз груза со склада отправителя тентованными полуприцепами, перетарка в контейнеры на терминале порта, $/контейнер

Показатели Обозначение Savannah LO Vigo FO Livorno FO Chennai FO Osaka LO
Стоимость упаковки товара для транспортировки, $ С упак          
Стоимость погрузки товара в наземное транспортное средство, $ С погр          
Стоимость помещения товара под таможенный режим экспорта, $ Стаможю-          
Стоимость перевозки груза автотранспортом в тентованном полуприцепе, $ С а/м тент.          
Стоимость хранения груза на терминале порта до перетарки в контейнер, $ Схр.груз          
Стоимость перетарки груза из тентованного полуприцепа в контейнер, $ Сперет          
Стоимость погрузо-разгрузочных работ в порту отправления, $ Спрр          
Стоимость внутрипортового экспедирования, $ Свпэ          
Стоимость хранения контейнера в порту, $ Схр.конт          
Стоимость морского фрахта до пункта назначения, $ Сфр          
Стоимость доставки всей партии груза по контракту, $ С          
Стоимость доставки в расчете на один контейнер, $ Сконт          

 

В общем виде стоимость доставки с использованием транспортно-технологической схемы «Вывоз груза со склада отправителя железнодорожными вагонами, перетарка в контейнеры на терминале порта», можно представить в виде следующей формулы (3):

С = Супакпогр.таможжд.ваг.хр.грузперетпррвпэхр.контфр.., $ (3)

 

где С упак - – стоимость упаковки товара для транспортировки;

С погр - – стоимость погрузки товара в наземное транспортное средство;

Стамож - – стоимость помещения товара под таможенный режим экспорта;

Сжд.ваг - стоимость перевозки груза по железной дороге в крытом вагоне;

Схр.груз - стоимость хранения груза на терминале порта до перетарки в контейнер;

Сперет - стоимость перетарки груза из вагона в контейнер;

Спрр – стоимость погрузо-разгрузочных работ в порту отправления;

Свпэ. – стоимость внутрипортового экспедирования.

Схр конт – стоимость хранения контейнера в порту;

Сфр – стоимость морского фрахта до пункта назначения.

Стоимость перевозки груза по железной дороге в крытом вагоне (Сжд.ваг) определяется исходя из следующих факторов:

- количества вагонов, необходимого для вывоза всей партии груза по контракту;

- тарифа на перевозку груза в крытом вагоне по требуемому маршруту.

Потребное количество вагонов определяется с учетом нормы загрузки вагона. Таким образом, получаем, что потребное количество вагонов составляет 70 вагонов (3750000/53300=70).

Стоимость перевозки груза по железной дороге в крытом вагоне составляет:

Сжд.ваг.=171494$

Стоимость перетарки груза из вагона в контейнер (Сперет) определяется исходя из количества груза, предъявленного к перевозке и стоимости перетарки:

Сперет =3750*16,50=61875$

В расчетах принимается, что перетарка происходит в рамках свободного периода нахождения груза на крытом складе порта (15 суток). Следовательно, стоимость хранения груза на терминале порта до перетарки в контейнер (Схр.груз) = 0.

Значения показателей (С упак), (С погр), (Стамож), (Спрр), (Свпэ), (Схр.конт), (Сфр) аналогичны значениям показателей описанным в разделе 3.1.

Далее рассчитаем стоимость доставки всей партии груза по контракту и стоимость доставки в расчете на один контейнер.

Для POD Savannah стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (3) равна:

С= 171494+61875+14100+338400=585869$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт =585869/141=4155$;

Для POD Vigo стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (3) равна:

С = 171494+61875+14100+192465=439934$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт = 439934/141=3120$;

Для POD Livorno стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (3) равна:

С = 171494+61875+14100+133245=380714$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт =380714/141=2700$;

Для POD Chennai стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (3) равна:

С = 171494+61875+14100+180728=428197$;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт = 428197/141=3037$;

Для POD Osaka стоимость доставки всей партии груза по контракту по формуле (3) равна:

С = 171494+61875+14100+213315=460784 $;

Стоимость доставки в расчете на один контейнер:

Сконт =460784/141=3268 $;

Результаты расчета стоимости доставки (С) по данной транспортно-технологической схеме представлены в табличной форме для каждого порта назначения в таблице 8.

 

Таблица 2.2.3

Вывоз груза со склада отправителя железнодорожными вагонами, перетарка в контейнеры на терминале порта, $/контейнер

Показатели Обозначение Savannah LO Vigo FO Livorno FO Chennai FO Osaka LO
Стоимость упаковки товара для транспортировки, $ С упак          
Стоимость погрузки товара в наземное транспортное средство, $ С погр          
Стоимость помещения товара под таможенный режим экспорта, $ Стамож -          
Стоимость перевозки груза по железной дороге в крытом вагоне, $ Сжд.ваг          
Стоимость хранения груза на терминале порта до перетарки в контейнер, $ Схр.груз          
Стоимость перетарки груза из вагона в контейнер, $ Сперет          
Стоимость погрузо-разгрузочных работ в порту отправления, $ Спрр          
Стоимость внутрипортового экспедирования, $ Свпэ          
Стоимость хранения контейнера в порту, $ Схр.конт          
Стоимость морского фрахта до пункта назначения, $ Сфр          
Стоимость доставки всей партии груза по контракту, $ С          
Стоимость доставки в расчете на один контейнер, $ Сконт          

 

Все данные сведем в таблицу 2.2.4.

Таблица 2.2.4

Стоимость доставки по вариантам, $ /контейнер

Схема доставки Savannah LO Vigo FO Livorno FO Chennai FO Osaka LO
жд конт (маршрут)          
а/м тент + перетарка          
жд ваг + перетарка          

 

По результатам расчетов, для Укрспецконтейнер можно сделать вывод о том, что стоимость морского фрахта остается неизменной вне зависимости от выбора варианта доставки груза. Таким образом, существенное влияние на эффективность того или иного варианта доставки оказывает наземная его составляющая. Наиболее эффективной схемой доставки является схема, предполагающая вывоз груза со склада отправителя в контейнере и доставку в порт железнодорожным транспортом, так как затраты на ее реализацию являются минимальными.

 


 

2.3 Финансово-экономическое состояние транспортно-экспедиторского обслуживания внешнеэкономических операций
ООО «Укрспецконтейнер»

В условиях, когда на рынке существует много игроков, невозможно предоставить конкурентоспособную услугу, не имея представления об общем положении на рынке и данных об основных конкурентах.

В современных условиях постоянный мониторинг рынка предоставляет преимущество в конкурентной борьбе, создает условия для управления эффективностью транспортно-экспедиторской деятельности, является основой для постоянного совершенствования предоставляемой услуги в соответствии с требованиями рынка. Такой подход к изучению рынка должен привести к увеличению объемов предоставления услуг и улучшению финансовых показателей предприятия. Исчерпывающую информацию о рынке можно получить путем анализа аналогичных услуг, представленных на рынке, в разрезе их технических эксплуатационных характеристик, а также стоимости, как величины, отражающей денежное измерение данных показателей в соответствии с рыночными условиями.

Для выработки мер повышения эффективности транспортно-экспедиторской деятельности ООО «Укрспецконтейнер» необходимо оценить финансовое состояние предприятия и иметь представление о потенциале (как финансовый, так и производственный), который можно использовать для повышения конкурентоспособности предприятия, усиление его роли на внешних рынках и разработке маркетинговых средств выхода на выбранные рынки.

Одним из аспектов такого анализа являются показатели финансовой устойчивости предприятия. Если предприятие имеет достаточно возможностей для того, чтобы собственными усилиями вести хозяйственную деятельность - это будет иметь положительное влияние на кредитный рейтинг предприятия, позволит привлечь дополнительные финансовые ресурсы для расширения производства, ведения инновационной деятельности и др.

В процессе исследования был проведен анализ финансовой устойчивости ООО «Укрспецконтейнер», базировавшийся на использовании показателей финансовой отчетности предприятия. Для анализа использовались данные формы №1 по 2014-2015 годы (см. табл. 2.3.1).

Таблица 2.3.1.

Базис для проведения анализа финансовой устойчивости

ООО «Укрспецконтейнер», тыс. грн.

Показатели    
Собственный капитал 120,5 191,1
Валюта баланса 975,4 1622,6
Привлеченный капитал 854,9 1431,5
Необоротные активы 52,6 48,1
Собственные оборотные активы 67,9  
Долгосрочные кредиты    
Краткосрочная кредиторская задолженность 854,9 1431,5
Оборотные активы 714,4  
Денежные средства 354,9 858,6

 

Еще до проведения расчетов можно сделать вывод о высоком уровне привлечения долгосрочного кредитования в хозяйственную деятельность ООО «Укрспецконтейнер».

Для анализа финансовой устойчивости использовалось ряд показателей. Одним из наиболее значимых является коэффициент концентрации собственного капитала. Он определяет удельный вес собственного капитала в общей сумме хозяйственных средств. Чем больше удельный вес собственного капитала, тем стабильнее является финансовая ситуация в компании. Нормативным показателем коэффициента концентрации собственного капитала является 0,5. Коэффициент концентрации собственного капитала ООО «Укрспецконтейнер» за два года приведены на рис. 2.3.1.

Рис. 2.3.1. Коэффициент концентрации собственного капитала ООО «Укрспецконтейнер»

В течение 2014-2015 годов данный показатель для ООО «Укрспецконтейнер» находился ниже нормы. Следует отметить значение падения данного показателя в 2015 году (2015 сопровождался наибольшим размером прибыли предприятия). Вполне вероятно, что для обеспечения производства были использовано большее количество оборотных активов, а источники формирования этих активов заключались в увеличении кредиторской задолженности.

Коэффициент капитализации, или коэффициент соотношения привлеченных и собственных средств рассчитывается как отношение всего привлеченного капитала к собственному.

Данный коэффициент позволяет получить информацию о состоянии зависимости предприятия от внешних ресурсов. Чем больше значение данного коэффициента за единицу, тем больше предприятие зависит от источников привлечения средств. Критическое значение данного показателя составляет 0,7. При превышении этого уровня следует считать финансовую устойчивость предприятия сомнительной (см. Рис. 2.3.2).

Рис. 2.3.2. Коэффициент концентрации капитала ООО «Укрспецконтейнер»

На графике можно наблюдать ситуацию, аналогичную ситуации с приведенным выше коэффициентом концентрации собственного капитала. В 2015 году были несколько ухудшены показатели финансовой устойчивости, в первую очередь было вызвано ростом текущей кредиторской задолженности.

Коэффициент мобильности собственного капитала указывает на то, какая часть собственных средств предприятия находится в мобильной форме, позволяющей свободно маневрировать данными средствами. Нормативное значение коэффициента мобильности составляет 0,2-0,5. Значение коэффициента мобильности приведены на рис. 2.3.3.

 

Рис. 2.3.3. Коэффициент мобильности собственных средств ООО «Укрспецконтейнер»

По данному коэффициенту ООО «Укрспецконтейнер» не укладывается в нормативы, однако это не должно быть проблемой для финансовой устойчивости предприятия, а скорее неиспользованным финансовым потенциалом. Поскольку предприятие в первую очередь предоставляет услуги, не требующие особых капитальных затрат, не может вызвать беспокойство высокая мобильность собственных средств ООО «Укрспецконтейнер». В первую очередь, она свидетельствует о том, что основная масса активов предприятия сосредоточена в денежных средствах и дебиторской задолженности, а поэтому в случае возникновения экстренных ситуаций может быть быстро обращены в другой вид финансовых активов.

Коэффициент финансовой устойчивости выражает удельный вес тех источников финансирования, которые предприятие может использовать в своей деятельности в течение длительного времени, привлеченных для финансирования активов данной организации наряду с собственными средствами. Следует отметить, что наличие долгосрочных инвестиций или долгосрочных кредитов в предприятие гласит: во-первых, о доверии кредиторов предприятию, во-вторых, о выполнении инновационных проектов на предприятии, требующих долгосрочного финансирования.

Поскольку ООО «Укрспецконтейнер» не требует значительного количества необоротных активов для ведения деятельности и генерирования прибыли, уровень коэффициента финансовой устойчивости не значительным образом отличается от коэффициента концентрации собственного капитала (см. Рис. 2.3.4). Это свидетельствует о невысоком уровне долгосрочного кредитования предприятия.

 

Рис. 2.3.4. Коэффициент финансовой устойчивости и коэффициент концентрации собственного капитала на ООО «Укрспецконтейнер»

С одной стороны, это можно считать негативным моментом, однако с другой у предприятия фактически есть резерв привлечения долгосрочных кредитов для выполнения инновационных проектов без нарушения финансовой устойчивости предприятия. В 2015 году этот резерв составляет около 320 тыс. грн.

Коэффициент обеспечения материальных запасо



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: