Признаки гиперактивности у ребенка




Поставить ребенку диагноз «гиперактивность» можно только в том случае, если в период не менее 6 месяцев у него постоянно наблюдаются, хотя бы 6 из ниже перечисленных признаков:

1. Если ребенок, сидя на стуле, без конца ерзает и вертится, и наблюдаются беспокойные несознательные движения кистей и стоп.

2. Часто встает в классе на уроках или в другие моменты, когда следует оставаться на месте.

3. Проявляет бесцельную двигательную активность в те моменты, когда это неприемлемо – пытается куда-то залезть, что-то достать, крутится, куда-то торопится.

4. Не может играть в тихие спокойные игры и заниматься в одиночестве и тишине

5. Ведет себя так, как будто у него мотор, как у Карлсона, и его невозможно остановить.

6. Ребенок очень болтлив.

7. Отвечает на вопросы, не задумываясь, и потому часто невпопад.

8. С трудом может дождаться своей очереди в любых ситуациях.

9. Часто назойлив, вмешивается в разговоры и игры других.

Оптимальным возрастом для постановки диагноза считается период 4-5 лет, когда уже можно говорить о расстройстве внимания. Сам диагноз могут поставить только специалисты – невролог и психиатр.

Работа с таким ребенком должна строиться с учетом его сильных и слабых сторон. При организации занятий с непоседами имеет значение все, что окружает ребенка. Ребенок занимается дома, его не должно ничто отвлекать. Лучше, если это будет, либо отдельная комната, либо какая-то отгороженная часть комнаты, при этом стоит выключить радио, телевизор, стараться не разговаривать громко, чтобы не отвлекать ребенка от занятий. Стол, за которым занимается гиперактивный ребенок, не должен быть ничем завален, там могут быть только книги или учебник, которыми он пользуется, тетрадь, ручка, карандаш, т.е. только то, что ему необходимо для конкретной работы. Обязательным является зрительный контакт, позволяющий привлечь внимание ребенка. Во время занятий «собирается» все внимание ребенка. Это может быть взгляд, слово, фраза, например: «Начинаем работать, будь внимателен», и только после этого что-то объяснять. Несмотря на высокий уровень интеллектуального развития, гиперактивным детям иногда приходится два-три раза объяснять одно и то же задание, два-три раза давать инструкцию. Это происходит не потому, что ребенок неспособный, непонятливый, а потому что он выхватывает только часть фразы, часть инструкции. Именно поэтому любая инструкция, которая дается гиперактивному ребенку, должна быть однозначна, проста, должна быть короткой, и в ней не должно быть ни одного непонятного слова. Сложные, многоступенчатые задания лучше разделить на части.

Гиперактивные дети лучше работают в классе, если материал им уже знаком. Если сегодня прочитать и разобрать то, о чем будут говорить завтра в школе, тогда есть гарантия, что этот урок не пройдет впустую.

В процессе занятий стараться чаще поощрять ребенка. И не только за хорошее поведение и хорошо выполненное задание, но и за старание, и за желание работать. Порой гиперактивные дети оказываются в сложных ситуациях, потому что могут потерять контроль над собой, стать раздражительными и даже агрессивными. В ответ на какое-нибудь незначительное замечание такой ребенок может бросить книгу, разорвать тетрадь. В этих ситуациях не следует делать резких замечаний, ни в коем случае нельзя кричать на ребенка, лучше отвлечь его, успокоить, а потом, как и в любых таких случаях с другими детьми, в спокойной обстановке разобрать ситуацию.

Задания на уроках следует предлагать постепенно, они должны быть рассчитаны на определенные временные интервалы. Если ученику необходимо выполнить объемное задание, то оно предлагается ему в виде последовательных частей, учитель периодически должен контролировать ход работы над каждой из них и вносить требуемые коррективы. Желательно объяснять каждое задание по нескольку раз (фразами-синонимами), пока не поймут все дети. Чтобы удерживать внимание гиперактивных детей, можно договориться с невнимательными учениками о специальных, известных только им «секретных знаках», которые используются всякий раз, когда ребенок отвлекается и выключается из работы.

Для гиперактивного ребенка очень важна конкретная постановка задач. Если вы хотите, чтобы ученик выполнил какую-то просьбу, то ее формулировка должна быть предельно ясной и точной, состоящей примерно из десяти слов. Не стоит давать несколько заданий сразу. Ребенок вряд ли выполнит их, и его внимание просто «переключится» на что-нибудь другое. Лучше последовательно просить выполнить каждое указание.

Возможен выбор оптимального места в классе – в центре напротив доски и недалеко от стола учителя. У ребенка должна быть возможность быстрого обращения за помощью к учителю в случае затруднений.

 

УЧЕБНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Занятия проходит в учебно-игровой форме с включением разных подвижных и интеллектуальных игр, упражнений, физминуток. Используются видео, аудио записи. С привлечением различных театральных и игрушечных персонажей. С обязательным проведением гимнастики и самомассажем.

Программа для первого года обучения состоит из 16 занятий. Режи­м проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения занятия – 30-35 минут. Второй год обучения -16 занятий. Режи­м проведения - 2 занятия в неделю, цикл рассчитан на 2 месяца. Время проведения занятия – 35-40 минут.

Количество учеников в группе- 5 человек. Занятия могут проходить и индивидуально.

Эмоциональный фон общения с ребёнком должен быть ровным, позитивным. Инструкции должны быть четкие, содержащие не больше 10 слов.

Предлагаемый материал может меняться, комбинироваться в зависимости от рабочей группы и ситуации в ней.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: