Творческая деятельность характеризуется неповторимостью, оригинальностью и общественно-исторической уникальностью.




Трудовая деятельность – осознанная, энергозатратная, общепризнанная целесообразной деятельность человека, требующая приложения усилий и осуществления работы. Посредством трудовой деятельности человек видоизменяет предметы природы и приспосабливает их для удовлетворения своих потребностей.

Установка – готовность субъекта действовать тем или иным образом:

· формирующаяся на основе прошлого опыта;

· обеспечивающая устойчивый, целенаправленный характер протекания деятельности; и

· регулирующая поведение в меняющейся среде.

Утомление – в психологии – состояние временного снижения функциональных возможностей человеческого организма вследствие интенсивной или длительной деятельности.

 

Психология общения

Атрибуция каузальная (от лат. causa – причина и attribuo – придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей.

Аттракция (от лат. attrahere – привлекать, притягивать) – понятие, обозначающее возникновение при восприятии человека человеком привлекательности одного из них для другого.

Барьер смысловой (от франц. barrere – преграда, препятствие) –взаимонепонимание между людьми, являющееся следствием того, что одно и то же явление имеет для них разный смысл. Несовпадение смыслов высказывания, просьб, приказов и т. д. создает у партнеров препятствие для развития их взаимодействия.

Барьеры психологические – психическое состояние, проявляющееся в неадекватной пассивности субъекта, что препятствует выполнению им тех или иных действий. Эмоциональный механизм психологических барьеров состоит в усилении отрицательных переживаний и установок – стыда, чувства вины, страха, тревоги, низкой самооценки, ассоциированных с задачей (например, «страх сцены»).

Взаимодействие межличностное – 1) в широком смысле – случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личный контакт двух и более человек, имеющий следствием взаимные изменения их поведения, деятельности, отношений, установок, 2) в узком смысле – система взаимно

Выразительные движения - внешнее выражение психических состояний, особенно эмоциональных, проявляющиеся в мимике (выразительные движения мышц лица), пантомимике (выразительные движения всего тела) и «вокальной мимике» – динамической стороне речи (интонация, тембр, ритм, вибрато голоса), в экспрессии, которая может быть решающей в интерпретации значения произносимых высказываний.

Индуктор (от лат. induce – ввожу, побуждаю) – субъект, адресующий сообщение реципиенту. Синоним – коммуникатор.

Коммуникация – (от лат. communico – делаю общим, связываю, общаюсь) –смысловой аспект социального взаимодействия. Поскольку всякое индивидуальное действие осуществляется в условиях прямых или косвенных отношений с другими людьми, оно включает (наряду с физическим) коммуникативный аспект. Действия, сознательно ориентированные на смысловое их восприятие другими людьми, иногда называют коммуникативными действиями.

Конверсия (в психолингвистике) (от лат. conversio – изменение, превращение) – образование нового значения слова либо при переходе его в новую парадигму словоизменения (например, «печь» – в избе, «печь» – хлеб), либо при употреблении его в контексте, отличающемся от традиционного. Конверсия бывает причиной возникновения смысловых барьеров при общении. Механизм конверсии используется как один из приемов построения юмористического высказывания.

Ложь – феномен общения, состоящий в намеренном искажении действительного положения вещей; ложь чаще всего находит выражение в содержании речевых сообщений, немедленная проверка которых затруднительна или невозможна.

Общение фатическое (от лат. fatuus – глупый) – бессодержательное общение, использующее коммуникативные средства исключительно с целью поддержания самого процесса общения.

Раппорт (от франц. rapport – сообщение, отношение, связь) – тип связи и связь между людьми, характеризующиеся наличием взаимных позитивных эмоциональных отношений и определенной мерой взаимопонимания. Понятие раппорта обычно употребляется в нескольких широких и узких, специализированных значениях для характеристики типа связи, которая устанавливается: 1) в любых положительных отношениях людей; 2) в различных близких межличностных отношениях; 3) в функциональных отношениях людей в естественных или искусственных условиях, в том числе для характеристики контакта: а) между исследователем и исследуемым; б) гипнотизирующим (гипнотизером) и гипнотизируемым; в) психоаналитиком и пациентом.

Реципиент (от лат. rесiрiеntis – получающий) – субъект, воспринимающий адресованное ему сообщение. Субъект, реагирующий на сообщение, – респондент.

Убеждение – способ вербального (словесного) влияния, который включает в себя систему доводов, выстроенных по законам формальной логики и обосновывающих выдвигаемый индивидом тезис. Успешное убеждение ведет к принятию и последующему включению новых сведений в сложившуюся систему взглядов и убеждений, к определенной трансформации мировоззрения, а значит, и мотивационной основы поведения.

Язык – система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранения информации.

ГЛОССАРИЙ

По педагогике

Активность обучаемых – это их интенсивная деятельность и практическая подготовка в процессе обучения и применение знаний, сформированных навыков и умений. Активность в обучении является условием сознательного усвоения знаний, умений и навыков.

Активные методы обучения – это способы активизации учебно-познавательной деятельности студентов, которые побуждают их к активной мыслительной и практической деятельности в процессе овладения материалом, когда активен не только преподаватель, но активны и студенты.

Валидность – мера соответствия того, насколько методика и результаты исследования соответствуют поставленным задачам.

Валидизация – отдельные операции или их совокупность, повышающие валидность.

Деловая игра – метод имитации (подражания, изображения) принятия решений в различных искусственно созданных ситуациях путем разыгрывания соответствующих ролей, индивидуальных и групповых, по заданным и вырабатываемым самими участниками игры правилам.

Дидактическая единица (ДЕ) – элемент содержания учебного материала, изложенного в виде утвержденной в установленном порядке программы обучения в рамках определенной профессиональной дисциплины или общеобразовательного предмета.

Дидактика – общая теория и методика обучения, рассматривающая закономерности, принципы, содержание и методы учебного процесса; часть общей педагогики.

Инновация педагогическая (нововведение) – целенаправленное изменение, вносящее в образовательную среду стабильные элементы (новшества), улучшающие характеристики отдельных частей, компонентов и самой образовательной системы в целом.

Лекция – систематическое устное изложение учебного материала, какого-либо вопроса, научной, политической темы.

Метод – это сочетание способов и форм обучения, направленных на достижение определенной цели обучения. Таким образом, метод содержит способ и характер организации познавательной деятельности студентов.

Методика в образовании – описание конкретных приемов, способов, техник педагогической деятельности в отдельных образовательных процессах.

Методы обучения – система последовательных, взаимосвязанных действий преподавателя и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования, развитие умственных сил и способностей обучающихся, овладение ими средствами самообразования и самообучения.

Модуль – часть образовательной программы или часть учебной дисциплины, имеющая определенную логическую завершенность по отношению к установленным целям и результа­там воспитания, обучения.

Мотивация – совокупность побудительных сил человеческой деятельности, как осознаваемых, так и неосознаваемых самим человеком.

Обучение – это целенаправленное, заранее запроектированное общение, в ходе которого осуществляется отдельные стороны опыта человечества, опыта деятельности и познания. Обучение является важнейшим средством формирования личности и, в первую очередь, умственного развития и общего образования. Процесс обучения направлен на формирование знаний, умений, навыков, опыта творческой деятельности.

Педагогическая технология – продуманная во всех деталях модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса с безусловным обеспечение комфортных условий для преподавателя и обучающихся. Отличительные качества технологии: системность, структурированность, воспроизводимость, планируемая эффективность.

Педагогическое общение – многоплановый процесс организации, установления и развития коммуникации, взаимопонимания и взаимодействия между обучающимися и преподавателями, порождаемый целями и содержанием их совместной деятельности.

Социализация (социальная адаптация) – процесс полной интеграции личности в социальную систему, в ходе которого происходит ее приспособление.

Тест – инструмент, состоящий из квалиметрически выверенной системы заданий, стандартизованной процедуры проведения и заранее спроектированной технологии обработки и анализа результатов тестирования.

Тестовое задание – основная составляющая часть теста, которая состоит из инструкции для испытуемого и текста задания.

Учебный цикл – совокупность дисциплин (модулей) основной образовательной про­граммы, обеспечивающих усвоение знаний, умений и формирование компетенций в соответст­вующей сфере научной и (или) профессиональной деятельности.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: