Развитие одаренности детей дошкольного возраста




«Каковы бы ни были способности

детей в раннем возрасте,

без активной поддержки и

специальных методов обучения,

они вряд ли достигли бы тех высот,

покорив которые,

они стали знаменитыми»

 

Среди самых интересных и загадочных явлений природы – детская одаренность, несомненно, занимает одно из ведущих мест. Самым сензитивным периодом для развития способностей является раннее детство и дошкольный возраст, оказано, что каждый ребенок от рождения наделен огромных потенциалом, который при благоприятных условиях эффективно развивается и дает возможность ребенку достигать больших высот в своем развитии. Поэтому в последние годы отмечается повышение интереса к вопросам раннего выявления и раскрытия детских дарований.

Одаренность от слова «дар» (дар природы, Божий дар). В каком смысле это действительно дар, но для его проявления нужна «встреча» ребенка, от природы наделенного особыми возможностями, с семьей, готовой эти возможности развивать. А потом с педагогами, умеющими увидеть одаренность и поддержать её. Одаренность определяется как системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими. Выявление способных детей и работа с ними являются актуальной задачей образования. А в последние годы работа с одаренными детьми особо выделяется в разряд приоритетных направлений образовательной политики государства.

Как правило, среди дошкольников одного возраста всегда выделяются дети, которые:

- на занятиях все легко и быстро схватывают;

- знают многое о таких событиях и проблемах, о которых их сверстники не догадываются;

- быстро запоминают услышанное или прочитанное;

- решают сложные задачи, требующие умственного усилия;

- задают много вопросов, интересуются многим и часто спрашивают;

- оригинально мыслят и предлагают неожиданные ответы и решения;

- очень восприимчивы, наблюдательны, быстро реагируют на всё новое, неожиданное.

Это типичные черты одаренных детей. Можно выделить 2 категории одаренности детей в дошкольном возрасте:

- дети с высоким общим уровнем умственного развития;

- дети с признаками специальной творческой одаренности (музыкальной, изобразительной, физической, интеллектуальной)

Одаренные дети – особая психологическая реальность, где индивидуальное ещё недостаточно отдельно от возрастного, необходимое условие эффективной работы с одаренными детьми - это оптимальный учет своеобразия природных особенностей каждого из них. Когда эти дети вынуждены заниматься по одной программе вместе с другими сверстниками, они как бы сдерживаются в развитии и желании идти вперед. В результате у них может угаснуть познавательных интерес, желание заниматься. Поэтому работа с одаренными детьми в детском саду должна осуществляться по следующим направлениям:

- во-первых, это реализация задач авторской программы, составленной специально для работы с одаренными детьми. Такая программа не имеет открытых рамок, при освоении тех или иных разделов. Все изучается в доступных ребенку пределах, а ведь эти пределы зачастую выше программных. Программой достигается большая мыслительная, логическая деятельность, в ней предусмотрено много задач, которые поощряют стремление ребенка к оформлению своих мыслей, суждений и предложений, у детей развивается наблюдательность, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности. Содержание занятий содержит индивидуальные задания повышенной сложности для одаренных детей. При изучении нового материала всегда можно опереться на помощь этих детей, не давая готовых знаний. Для этого необходимо создать такую проблемную ситуацию, которая способна вызвать заинтересованность детей и познавательную активность. Детям предлагаются задачи поискового характера, решение которых требует от них интеллектуальной инициативы и размышлений.

Но полностью обеспечить решение этой проблемы в рамках программы невозможно и поэтому вторым направлением в работе с одаренными детьми является студийно - кружковая работа, которая помогает в развитии творческих и индивидуальных способностей у детей дошкольного возраста.

Кружковая работа помогает решать следующие задачи:

- создание условий для индивидуального развития способностей ребенка;

- развитие предпосылок творческого продуктивного мышления абстрактного воображения, образной памяти, ассоциативного мышления, по аналогии;

- формирование навыков коллективной мыслительной деятельности, необходимых современному человек: готовность к совместному решению проблемы, умение вести спор, рассуждать и доказывать партнеру свою точку зрения;

- формирование положительной самооценки и уверенности в собственных интеллектуальных силах.

Таким образом, система воспитательно-образовательной деятельности по развитию детских способностей включает в себя:

- Преемственность, реализуемая в процессе сотрудничества воспитателей, педагогов дополнительного образования и родителей.

- Учет сензитивности дошкольного детства.

- Индивидуальный подход.

- Своевременное начало.

- Возможность выбора.

- Комплексный подход.

- Рациональное соотношение индивидуальной и коллективной деятельности ребенка, объема специальных и объема общеразвивающих занятий.

- Взаимодействие и сотрудничество детского сада с социумом.

Цель системы: максимальное раскрытие природного потенциала каждого воспитанника.

Систему работы с одаренными детьми можно поделить на несколько этапов:

Этап подготовительный - подготовить условия для формирования системы работы с одаренными детьми.

Этап аналитический – выявление форм и методов организации работы с одаренными детьми.

Этап организационно-деятельностный - организация целенаправленной работы с одаренными детьми.

Систематическая и целенаправленная работа с одаренными детьми предусматривает реализацию следующих направлений:

1. Координационное направление: Внедрение системы наставничества над каждым одаренным ребенком

2. Научно-исследовательское направление:

• Проведение диагностики одаренных детей.

• Диагностика условий обучения и развития одаренных детей

• Создание банка данных одаренных детей.

3. Научно-методическое направление: Создание банка образовательных программ и методических материалов для работы с одаренными детьми.

4. Экспериментальное направление: Внедрение в образовательный процесс развивающих форм и методов обучения, направленных на выявление, развитие и поддержку интеллектуального и творческого потенциала детей. Организация работы с родителями одаренных детей с целью повышения их психолого-педагогической компетентности и оказания помощи в воспитании способных и одаренных детей.

Этап формирования, углубления и развития способностей одаренных детей апробация системы работы с одаренными детьми.

Задачи:

- Диагностика склонностей детей.

- Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми.

- Формирование отдела методической библиотеки по работе с талантливыми дошкольниками.

- Адаптация учебных программ.

- Повышение квалификации педагогов. Самая сильная потребность одаренных детей

- накопление и усвоение знаний.

Одаренный ребенок чувствует себя по-настоящему комфортно только тогда, когда он может спокойно приобретать знания. Каждый ребенок одарен по-своему, и невозможно в рамках общей теории разработать подход, гарантирующий 100% успех в работе с одаренными детьми.

Творческие начала в человеке проявляются независимо от воспитателя и образования, однако можно создать условия для их развития:

- Наличие специально подготовленных высококвалифицированных воспитателей и педагогов дополнительного образования.

- Наличие богатой предметно-пространственной среды.

- Создание атмосферы доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку.

- Наличие системы.

Создание условий для оптимального развития одаренных детей, включая детей, чья одаренность на настоящий момент может быть еще проявившейся, а также просто способных детей, в отношении которых есть серьезная надежда на дальнейший качественный скачок в развитии их способностей, является одним из главных направлений работы.

Педагогический коллектив должен осознавать актуальность и важность работы с детьми с повышенной мотивацией к обучению и одаренными детьми, создавать условия для развития одаренности детей, для сопровождения продвижения их на основе принципа индивидуализации и дифференциации обучения, воспитания и развития. И это необходимо для того, чтобы приблизить социальный смысл и цели обучения к индивидуальным возможностям одаренных детей. Работа в этом направлении, должна способствовать успешной интеграции ребенка в современное общество.

Несомненно, основное требование к педагогам одаренного ребенка – безусловное понимание и уважение к его личности. Главная задача взрослого привить ребенку вкус к серьезной творческой работе. Нам всегда следует помнить, одаренные дети очень самолюбивы, легко ранимы. Поэтому от него больше всего требуются качества личностные, душевные, а не только интеллектуальный и методический «багаж». Необходимо чтобы в процессе воспитания и обучения присутствовало сотворчество взрослого и ребенка. Каждый педагог должен помнить: «Цели, которые вы ставите в развитии способностей одаренных детей,- реальны. Главное - верьте и действуйте»

Семья одаренного ребенка во всех случаях имеет непосредственное отношение к развитию его личности и одаренности. Как бы мы ни рассматривали роль и все природно-обусловленных факторов или влияния целенаправленного обучения и воспитания ДОУ на развитие одаренности ребенка влияет отношение родителей. Существует такие типы отношения:

- отрицательное;

- игнорирующее;

- положительное;

- гиперсоциализация – когда родители видят в одаренности престижность возможность самоутверждения через способности своих детей. Существует множество диагностических материалов, с помощью которых родители могут оценить степень и качества своего влияния на ребенка.

Практика показывает, что семья одаренного ребенка - это семья с определенными ценностями: образования развития ребенка, участие в его делах, успехах и неудачах, поэтому вероятность обнаружения у детей каких- либо способностей более высоко, чем когда дети представлены сами себе.

Оказание помощи родителям в развитии у детей каких-либо талантов, способностей осуществляется через различные формы работы: анкетирование, индивидуальные и групповые консультации, занятия-тренинги, психолого-педагогические лаборатории, дискуссии, родительские собрания.

Взаимодействие с семьями детей:

- привлечение родителей к участию в жизни группы;

- повышение уровня психолого-педагогической культуры родителей;

- осуществление общей стратегии воспитания и обучения детей в детском саду и семье;

- дифференциация работы с родителями.

Формы работы с одаренными детьми являются:

- творческие объединения детей, кружки;

- проектная деятельность;

- экспериментально-исследовательская деятельность;

- выставки, конкурсы мини-олимпиады;

- творческие отчеты, презентации – позволяющие показать достижения, успех через выступления детей на различных мероприятиях.

Девочка Таня Б. способная девочка охотно выступала в конкурсах чтецов, музыкальных, в конкурсах рисунков. Думаю задача семьи и школы в дальнейшем поддерживание и развитие творческого потенциала Тани.

Арина М хорошо рисуем, лепит в творческих конкурсах занимает призовые места.

.

Одаренные дети ценная, но хрупкая часть нашего общества, один из важнейших ресурсов. Одаренные дети представляют собой культурный и научный потенциал общества, от них зависит, как будет развиваться наука, техника и культура в будущем….

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-10-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: