Концепция выставочного зала «Русская изба»




Глава III. Разработка проекта выставочного зала «Русская изба» для загородного отеля «Барская усадьба»

Концепция выставочного зала «Русская изба»

Ни для кого не секрет, что современный ритм жизнь кардинально не похож на быт еще недавнего XX века, и что уж здесь говорить об укладе жизни предков на Руси. За относительно небольшой период времени произошли многие изменения ценностей, идеалов, представлений, культурных новшеств. Это не могло не отразиться на мировосприятии, культуре, воспитании современного поколения. Как показало анкетирование, проведенное в загородном отеле «Барская усадьба», значительная часть респондентов не знают русскую культуру и традиции своего народа. Но более печальным оказался тот факт, что из этого числа респондентов немалая часть взрослого населения также не знает историю и уклад жизни русского народа и не прививает никаких знаний детям. Отторжение современным поколением отечественной культуры, незнание своих традиций – проблема современного общества.

Поэтому крайне важно знакомить современное поколение с русской культурой, традициями и обычаями, укладом жизни предков. Приобщение к традиционной культуре способствует гармоничному формированию и становлению личности, способной отождествлять себя со своим народом, толерантно относиться к окружающим. Знания народных традиций необходимы для формирования у людей нравственных качеств и патриотических чувств. Для детей это прекрасная возможность разностороннего развития и проявления их творческого потенциала. При знакомстве с русской народной культурой, для взрослых и детей открываются двери в мир уже отчасти забытого, но прекрасного прошлого, что позволяет им гордиться своей и с уважением относиться к другим культурам.

Загородный отель «Барская Усадьба» активно поддерживает идею сохранения русской культуры и традиций. Об этом говорят и дополнительные услуги (работа «Барского подворья»), и концепция организации отдыха (анимационные программы для детей в музее сказок). С этой целью для загородного отеля предлагается проект выставочного зала «Русская изба», в рамках развития концепции «Барского подворья».

Реализация этого проекта позволит удовлетворить интересы людей к ознакомлению культурных традиций русского народа, повысить интерес к историческому прошлому.

Процессы глобализации, меняющийся ритм жизни, новые ценности, сильное влияние культур - все это оказывает огромное значение на изменение взглядов, традиций. Поэтому поддержание и развитие культурных связей с прошлым, приобщение к исконно русским ценностям и идеалам, воспитание в детях чувств добра и зла на примерах русских сказок является одним из приоритетных направлений в деятельности не только отеля, но и всего региона.

«Русская изба» - выставочная площадка, построенная и оформленная в традиционном русском стиле. Деятельность проекта направлена на знакомство людей с традиционным укладом жизни русского народа, обычаями и представлениями, предметами домашнего обихода и кухни.

Целью данного проекта является расширение и углубление знаний об истории, традициях и обычаях русского народа, их сохранении, а также формирование представлений об избе как памятнике русской архитектуры.

«Русская изба» своеобразная «машина времени». Уже подходя к такому строению, окунаешься в прошлое, а оказавшись внутри, переносишься на несколько столетий назад. Как правило, схожие по направленности данному проекту музеи или интерактивные площадки развивают и прививают людям любовь к родному краю и историческому прошлому. Выставочная площадка также не является исключением.

Задачи проекта:

· познакомить и сформировать интерес посетителей к особенностям быта и традициям русского народа, уважения к истории и культуре;

· привить интерес к русской традиционной культуре, национальной кухне;

· сориентировать семьи на необходимость духовно- нравственного воспитания детей, патриотических чувств;

· вызвать желание сохранять традиции и обычаи русского народа, формировать и почитать семейные традиции.

Анализируя ответы респондентов, касающихся поло – возрастных характеристик отдыхающих, они полностью совпали с данными предоставленными руководством отеля[1]. Так большая часть гостей с проживанием, а также и выходного дня это семейные пары с детьми в возрасте от 19 до 35 лет и от 36 до 55 лет. Целевая аудитория отбиралась на основании данных проведенного анкетирования. Таким образом, целевая аудитория для проекта – дети от 6 лет и семейные пары.

Деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем 90% населения России. К сожалению, до наших дней дожили избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции.

Старинная русская изба – русский дом… Внешний его вид и внутреннее устройство – результат воздействия множества факторов, начиная с природных, заканчивая социально - культурными. Крестьянское общество всегда было чрезвычайно устойчиво своей традиционностью быта и представлениями об устройстве мира. Даже находясь в зависимости от влияния властей, русская народная культура продолжала свое развитие, венцом которого нужно признать формирование крестьянской усадьбы, в частности, дома - двора с жилой старинной русской избой.

Хозяин, задумавший построить дом, включал его в окружающий мир, выстраивал свою Вселенную. Дом делил пространство на домашнее и не домашнее. И здесь уже существовала веками отработанная система правил, предписаний и запретов. Издавна считалось, что чужой человек осваивает жилище сначала снаружи, затем заходит внутрь. Свой – рождается внутри. Затем, постепенно расширяя свой мир, доводит его до размеров нашего. Внешность для него – потом, внутренность – сначала. Поэтому большое внимание уделялось не только выбору площадки для постройки дома, но и убранству.

В прошлые века люди предпочитали жить в деревянных домах, считая, что жить в них здоровее. Русские дома назывались избами. Слово "изба" происходит от древнеславянского "истьба, истопка, грыдня".[2] «Истьбой" или "истопкой" в летописях назвали отапливаемый жилой сруб.

Изба - это русское срубное жилище, преимущественно сельское, а до XVII - XVIII веков оно было и городским. [3]

Изба — деревянный срубный (бревенчатый) жилой дом в сельской лесистой местности России.[4]

Первоначально, до X века, изба представляла собой бревенчатое строение, частично (до трети) уходящее в землю. То есть выкапывалось углубление, и над ним достраивалась в 3 4 ряда толстых бревен сама изба, которая, таким образом, представляла собой полуземлянку. Двери изначально не было, её заменяло небольшое входное отверстие, примерно 0,9 метра на 1 метр, прикрываемое парой бревенчатых половинок, связанных вместе, и пологом.[5] В глубине избы располагался сложенный из камней очаг. Отверстия для выхода дыма не было, в целях экономии тепла дым сохранялся в помещении, а излишек выходил через входное отверстие. Полов как таковых не было, земляной пол просто поливался водой и подметался, становясь гладким и твёрдым. Глава семьи спал на почётном месте у очага, женщина и дети — справа от входа. Непосредственно при входе размещалась домашняя скотина, например опоросившаяся свинья с маленькими поросятами. Такая структура сохранялась длительное время. С веками изба совершенствовалась, получая сначала оконца в виде отверстий в боковой стене для выхода дыма, затем печь, потом отверстия на крыше для выхода дыма.

Особенность русской крестьянской избы состояла в том, что дом был разборный. Вся постройка собиралась без единого гвоздя[6], железные изделия крестьянину не по карману, да и не нужны они были для строительства: деревянная конструкция продумана так, что бревна, уложенные одно к одному, с места не сдвинешь. Четыре бревна, связанные по углам, называются венцом. Один венец укладывался на другой до нужной высоты, когда оставалось подвести дом под крышу. На верхний венец укладывалось поперечное бревно-матица, которое служило опорой для потолочных плах.

Матица, или матка - важная часть постройки. В матице крепилось железное кольцо, к которому подвешивалась детская колыбелька - вот еще один символ надежности этой детали дома, ведь ей доверяли самое драгоценное - жизнь ребенка.[7]

Особое значение придавалось запорам, поэтому так много сложено загадок, пословиц, примет о замках, засовах, ключах: «Маленький, пузатенький, весь дом бережет», «Черненька собачка, свернувшись лежит», «Не лает, не кусает, а в дом не пускает». Помимо замка для защиты дома прибегали к символическому очищению: рисовали кресты, прибивали к порогу найденную конскую подкову, нож, обломок косы.

Наиболее типичным русским жилищем принято считать трехкамерный дом, когда к обеим сторонам средней части постройки – сеней - примыкали два жилых помещения или одно жилое и одно хозяйственное.[8] Каждое помещение имело своё название: изба, сени и клеть. Если оба помещения жилые, то на Севере такое строение иногда называли домом на две избы. Такой большой дом был необходим для многозначительной неразделенной семьи, доходивший до двадцати человек. Сени обычно не имели потолка, а накрывались с избой общей крышей. Из сеней по лестнице или по бревну с зарубками поднимались сразу на чердак. Тип трёхкамерного жилища сложился достаточно давно, уже в X-XI веках, но такие дома, как деревянные, так и каменные, продолжали строиться в деревнях и в городах ещё в XVIII столетии.

Наличие печи в избе было обязательным, а её отсутствие делало дом нежилым. Отсюда и поговорка: «Догадлив крестьянин, на печи избу поставил». Известна и загадка: «Чего из избы не вытащишь?». Сколько добрых слов о ней произнесено! В сказках она путника и накормит, и от злой погони укроет, а ленивый Емеля на печи, словно на телеге разъезжает. Печь в избе занимает особое место, с ней связан целый мир представлений, обрядов и верований. Желая передать свое душевное состояние, человек говорил: «Словно у печи погрелся». Где самое уютное место в доме? На печи: «Хлебом не корми, только с печи не гони». Печью клялись в правдивости своих слов: «Коли вру, так дай Бог хоть печкой подавиться». О человеке ничего не понимающем в происходящих событиях, говорят: «Словно с печи свалился».

Печь являлась одним из наиболее значимых элементом жилища. От её положения в доме зависело расположение и других частей крестьянской избы. Обычно печь ставили справа от входа, в одном из задних углов избы, или, наоборот, у входа, причем устье печи было повернуто к боковой стенке или к входной двери.[9]

Место у печи предназначалось для стряпни, у входной двери располагались мужчины со своей работой, у окон, близ стола, ставили ткацкий станок, здесь же на лавке, расположенной вдоль стены, пряли.

Если печь располагалась при входе слева от двери, и ее устье было обращено к окнам, к свету, к передней стенке дома, то такая изба называлась избой-пряхой.[10] Обычно женщины пряли и шили на долгой лавке, идущей по боковой стене от печи. При такой планировке избы свет падал на пряху.

В некоторых районах печь нередко ставили справа от входа, что создавало неудобства при прядении, так как правая рука пряхи была обращена к стене, да и освещения не хватало. В таких случаях избу называли избой - непряхой.[11]

По диагонали от печи всегда был красный угол (передний, верхний, святой, божий, почетный, старший, первый).[12] Здесь висели иконы (образа), поэтому, входя в избу, человек в первую очередь обращал на них внимание. Красный угол – самое важное и почетное место в доме. Согласно традиционному этикету, человек, пришедший в избу, мог пройти туда только по особому приглашению хозяев.[13] К иконам относились бережно, их хранили в семье, передавали по наследству, ими благословляли на брак, на дальнюю дорогу, на всякое большое и трудное дело. У икон горели лампады - небольшие светильники, подвешенные на цепочках и заправленные лампадным маслом.

В красном углу молились, собирались за столом на семейную трапезу, на почетном месте сажали уважаемого гостя, к святому углу были обращены изголовья постелей, головой к иконам клали покойника. С красным углом связывалась вся жизнь крестьянина: рождение, свадьба, похороны.

Таким образом, деревянная крестьянская изба на многие века стала преобладающим жилищем большего числа населения России. К сожалению, до наших дней дожили избы не старше середины XIX в. Но в своем устройстве они сохранили древние строительные традиции. Возводили их обычно из мелкослойной сосны, а в некоторых районах рек Мезени и Печоры из лиственницы.[14] Главным инструментом при постройке всех русских деревянных сооружений был топор. Отсюда говорят не построить, а срубить дом. Пилу стали применять в конце XVIII в., а в некоторых местах с середины XIX в. Несомненно, изба является важной частью русской национальной культуры и фольклора. Она упоминается в пословицах и поговорках («Не красна изба углами, красна пирогами»), в русских народных сказках («Избушка на курьих ножках»).

Проект выставочного зала «Русская изба» направлен на знакомство современников с укладом жизни, бытом и традициями русских семей. В результате интервью с заместителем директора загородного отеля «Барская Усадьба» Юлией Ивановной Новиковой было выявлено, что руководство озабочено привитием современному поколению связи с русской культурой. Также отмечалась высокая заинтересованность гостями «Барского подворья», так как «многие не только дети, но даже и взрослые, ни разу в глаза не видели домашнего скота (коз, петухов и т.д.)». В результате чего была предложена идея, в рамках развития «Барского подворья», постройки избы в русском стиле. Данный проект направлен на повышение интереса людей к жизни предков. Внешний вид избы, внутреннее убранство, интерьер, выставки, совместная работа по сбору утвари для обстановки дома – малая часть большой работы, которая направлена на заинтересованность гостя, вызов желания окунуться в атмосферу того времени, побыть частью крестьянской жизни.

Место для избы, как и полагалось на Руси, нужно выбирать сухое, высокое, светлое. На небольшом пригорке, по левую сторону от конюшен можно расположить выставочный зал.

Самой распространенной на Руси была односрубная четырехстенная изба с сенями.[15] Сруб всегда рубился из сосновых бревен.[16] За основу постройки рекомендуется взять такую же модель. Это позволит получить трехчастную планировку выставочного зала, состоящего из избы, сеней, горницы, клети и чулана. На Руси, третья часть, холодная "клеть", использовалась для хранения имущества или для жилья в летнее время (в зимнее время она служила дополнительной "преградой" суровым морозам).[17] В проекте выставочного зала для этой части отводится дополнительная роль демонстрации внутреннего убранства и быта. Максимально воспроизводя внешний облик русской избы, для работ необходимо использовать тот же материл, что и на Руси. Поэтому, избу и сени рубят из сосновых бревен, между которых закладывается мох. С внутренней стороны бревна гладко затесывают. Основное помещение – изба с русской печью и хозяйственные постройки объединялись под одной крышей. В проекте выставочного зала также предусматривается одна крыша, которая объединит демонстрационные залы, такие как кухня с русской печью, зал с тематическими выставками, спальню, горницу и чулан.

Неповторимость является основным принципом народной архитектуры. Каждое сооружение строилось индивидуально при помощи использования различных средств: бревно или брус, тес или резьба по дереву. При возведении выставочной площадки также будут учитывать данные индивидуальные особенности. Так, уместно использование деревянных ставней на окнах. Чтобы подчеркнуть оригинальность и придать неповторимость постройке, можно использовать резьбу по дереву.

Основное жилое помещение — изба с русской печью. При обустройстве внутренней обстановки необходимо основываться на устойчивости традиций домашней и хозяйственной жизни крестьянина: неподвижные широкие лавки, плотно прикрепленные к стенам, полки над ними, открытый посудный шкаф, люлька. В обстановке избы нет ни одного лишнего случайного предмета, каждая вещь имеет свое строго определенное назначение и освещенное традицией место, что является характерной чертой народного жилища и каждая деталь домашней обстановки имеют историю многих веков.

Особенно интересно в интерьере русской избы устройство печи, так как она воплощает в себе идею домашнего очага. При кладке печи необходимо учитывать такие конструктивные особенности, как варочную камеру, дровяную плиту, лежанку, а также полочки и ниши для хранения посуды. Использовалась печь в 2х основных направлениях: отопление и приготовление пищи. Эти функции сохраняются и при постройке выставочной площадки. Так как, во-первых, традиционная кухня будет предлагаться гостям как дополнительная услуга, во-вторых, для отопления помещения. Печь белиться, и может быть украшена изразцами.

 

 


[1] Интервью с Новиковой Ю.И. заместителем директора загородного отеля «Барская Усадьба» от 13 марта 2014 года (См. Прилож. №1)

[2] История русской деревянной избы// ВедаМост. Б.м., 2012// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.vedamost.info/2012/05/blog-post_8971.html

[3] Там же.

[4] Русская изба// Крупеничка. Возрождая традиции. Б.м., б.г.// [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.krupenichka.ru/raznoe/russkaja-izba.html

[5] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Указ. соч. С. 76.

[6] Там же. С. 127.

[7] Там же. С. 145.

[8] Лаврентьева Л.С., Смирнова Ю.И. Указ. соч. С. 54.

[9] Там же. С. 78

[10] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Указ. соч. С. 177.

[11] Там же.

[12] Там же. С. 319.

[13] Кондаков Н.П. Иконы. С. 64.

[14] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Указ. соч. С. 42.

[15] Ополовников А.В., Ополовникова Е.А. Указ. соч. С. 81.

[16] Там же.

[17] Там же. С. 103.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: